рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития

Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития - раздел Философия, ИСТОРИЯ социологии (XIX - первая половина XX века) Состояние Социологической Теории В Любой Исторический Период Определяется Пре...

Состояние социологической теории в любой исторический период определяется прежде всего двумя базисными моментами. Первый состоит в том, что социология всегда стремится темати-зировать, описать и теоретически постичь наличное социальное состояние, или состояние общества на данный момент во всей со­вокупности его функций и проявлений, а также отыскать те основ­ные социально-исторические факторы и обстоятельства, которые способствовали становлению и оформлению наличного состояния общества.

Второй момент заключается в том, что характер социологи­ческой теории в каждый период во многом определяется ее собс­твенным историческим прошлым, тем путем, который проделала социологическая теория. Предметно-содержательное, логическое и методологическое развитие социологической теории в значи­тельной мере задает общий теоретический горизонт, определяет проблемное поле и предоставляет инструментарий для многооб­разных конкретных и специализированных исследований соци­альной реальности.

Взаимодействие двух указанных моментов проявляется в том, что новизна наличного социального состояния модифицирует и расширяет общий горизонт унаследованной социологической теории, формулировку ее основных проблем. Новое социальное состояние требует трансформации старых теорий (или отказа от них) и создания новых.

Современная социология — это и социология, исследующая социальное настоящее, и социология, имеющая двухсотлетнюю историю развития.

Следует подчеркнуть, что в ходе взаимодействия двух указан­ных базисных моментов, как правило, возникает напряжение меж­ду требующими исследования новыми социальными явлениями и унаследованными, но уже не во всем адекватными средствами такого исследования. Это напряжение порождает интенсивные



История социологии


теоретические поиски, стимулирует методологическую самореф­лексию. В результате оно трансформируется в напряжение между унаследованными и новыми социологическими теориями, стре­мящимися постичь новое социальное состояние. Подобное «им­манентное» противоречие между старыми и новыми теориями и составляет, как правило, нерв социологического поиска.

В настоящее время напряжение между историческим наследи­ем социологии и современностью конкретизируется в виде напря­жения между социологией, как социологической теорией модерна, обществ модерна, и социологическими теориями современности, получившими название постмодерна.

В силу указанных обстоятельств представляется необходимым сосредоточить внимание на сравнительном анализе основных идей и позиций, с одной стороны, социологических теорий модерна, с другой — современных социологических теорий. Прежде всего следует осуществить сравнительный анализ тех концептуальных образований, которые составляют общий предметный и теорети­ческий каркас всего многообразно дифференцированного ком­плекса социологического знания, иными словами, тех теорий и концепций, которые образуют теоретическую основу современной социологии и в которых формулируются соответствующее социо­логическое видение и основные методологические представления, касающиеся природы социальной реальности и социологии как науки, а также общую социальную теорию общества и теорию со­циального развития.

Итак, проанализируем последовательную историческую трансформацию указанных теоретических оснований социальной науки, происходившую на фоне реальной исторической трансфор­мации классического модерна в современное социальное состо­яние, получившее название постмодерна, глобального общества и т.п.

* * *

Социология как наука, отличающая себя от всех других наук и прежде всего от всех вариантов предшествующей социальной рефлексии, возникла на рубеже XVIII—XIX столетий. Ее возник­новение было обусловлено целой серией вполне известных и об­щепризнанных факторов. Назовем два наиболее важных.

Первый — европейские буржуазные революции XVII- XVIII столетий, которые способствовали становлению обществ модерна: капиталистических, индустриальных, демократических обществ


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ



с рыночными экономиками и парламентскими политическими системами. Одним из следствий этого процесса стало возникно­вение гражданского общества. Впервые появляется общество не как объект политического управления со стороны государства, а как относительно автономная сфера, сфера спонтанного социаль­ного взаимодействия и социальных форм. Соответственно впервые появляется общество не как объект и предмет политической или социальной философии, а как объект и предмет социологии.

Второй фактор — становление науки Нового времени и но­вой научной картины мира, в рамках которых были разработаны и сформулированы принципы научности и концепция естествен­нонаучного закона, не только востребованные новой социальной наукой, но и ставшие условием ее формирования. Социология началась с того, что была провозглашена Огюстом Контом в ка­честве отдельного специфического знания, претендующего на статус позитивной науки. Родоначальник позитивизма вычле­нил и обосновал социологию как исторически сформировавшу­юся на «позитивной стадии» развития человечества новую науку, обладающую своим собственным позитивным методом и своим предметом.

Научность социологии очень жестко увязывалась с ее эмпи­рической фундированностью, рациональностью используемой ею методологии и способностью к открытию и формулированию за­конов общественного порядка и развития.

Уже в классический период ее развития в социологии оформи­лись два базисных методологических подхода. Первый заключался в формулировании социологической теории на основании при­оритета целого, общества, структуры по отношению к индивидам и их социальному действию (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, К. Маркс). Второй подход основывался на методологическом при­оритете действия индивидов по отношению к структуре, обществу. Речь идет прежде всего о теориях Г. Зиммеля и М. Вебера.

Эти методологические альтернативы являют собой фундамен­тальную дуальность, разрешением которой занималась вся после­дующая социологическая методология вплоть до наших дней. Спор ведется по поводу того, что является причиной (определяющим), а что — следствием (определяемым). Действие определяет струк­туру или структура определяет действие?

Первый подход опирался на объективистски-позитивистскую методологию, второй — на интерпретационную методологию, на те­орию понимания. Первый подход рассматривал социологию как ана-


14 История социологии

логичную естественнонаучным дисциплинам объективную науку, фор­мулирующую каузальные социальные закономерности, второй — как науку о культуре, оперирующую смыслами и значениями.

Однако при всех различиях приверженцы обоих подходов ни в коей мере не сомневались в том, что социология является наукой, причем позитивной, опирающейся прежде всего на эмпирический материал и выверенное логикой рассуждение.

Позитивность социологии как науки была увязана класси­ками, в первую очередь Контом, еще с одним фундаментальным качеством и притязанием, определившим самоощущение и пре­тензии не только социологии, но и социологов как носителей со­ответствующего экспертного знания. Речь идет о формулировании фундаментальных задач и целей социологического познания — со­циология должна стать основой практической социальной поли­тики в широком смысле слова.

М. Вебер уже в своей программной для социологии статье «"Объективность" социально-научного и социально-политического познания» подчеркивает, что социология призвана выработать целе-рациональные способы достижения поставленных задач.

Э. Дюркгейм отводил социологии роль реальной социально-трансформационной силы не только на уровне методологической постановки проблем, задач и целей социологического исследова­ния, но и в сфере решения реальных социальных и политических проблем. По его мнению, XIX век пришел с двумя фундаменталь­ными программами — социализмом и социологией, но только социология имеет реальные возможности стать основой переус­тройства общества и избавить его от фундаментальных аномий-ных процессов. Только социология может предоставить обществу средства и возможности его реорганизации на основе не-полити-ческого механизма.

Что же касается марксистской социологии в целом, то она наделяет социологическое знание практически неограничен­ными возможностями преобразования социальной практики. Социальное знание должно быть не просто основой, но самой практической политикой. Именно социальное знание создает на­учный идеал общественного устройства, формулирует перспективы общественного развития, указывает и формирует социальные си­лы, способные возглавить процесс общественного переустройства и воплотить научный идеал социальной справедливости и свобо­ды. Марксистская социология фактически ликвидировала границу между социальной теорией и социальной практикой.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ



Относительно описанного понимания задач и целей социо­логии были согласны все ее представители независимо от научной или политической ориентации. Такую позицию разделяли в равной мере представители и европейской, и американской теоретичес­кой социологической традиции, не говоря уже об эмпирической социологии.

Первый в истории социологический факультет Чикагского университета (1893) и сложившаяся на этом факультете знаменитая социологическая школа изначально формулировали практичес­кие цели и задачи социологического знания; в центре ее внимания оказались проблемы социальной экологии, основы социального консенсуса и социального конфликта. Развитие социологии и в Гарвардском, и в Колумбийском университетах подтвердило сфор­мулированную в Чикагском университете практическую, эмпири­ческую, прагматическую ориентацию социологии.

Практическая ориентация социологии сохранялась и даже усиливалась на протяжении всего XX в., делая социологов значи­мой, престижной и влиятельной профессионально-социальной группой, способной оказывать воздействие как на политический, так и на экономический истеблишмент.

В 50-60-е гг. XX в. в результате известной конфигурации ис­торических событий возникла новая экономическая и социальная ситуация — под влиянием очередного этапа научно-технического прогресса небывало выросли показатели экономического роста и доходы населения, окончательно сложилась система массового потребления, массовая культура, средства массовой информации, оформилась массовая наука и широко развернулась менеджериаль-ная революция как в странах капиталистических, так и в странах социалистического блока.

Эти процессы обусловили становление новой технократичес­кой идеологии, появление различного типа теорий конвергенции и в конечном счете — радикализацию претензий социологии и соци­ального знания в целом на свою практическую значимость.

Органическим компонентом этого процесса было оформ­ление социальной критики в качестве позиции и социальной функции особой социальной группы — группы интеллектуалов, частью которой фактически стал социологический истеблиш­мент. Во второй половине 60-х гг. реализация социологией своей претензии на практическую значимость и влияние на процес­сы социальной и исторической трансформации достигла пика. Г. Маркузе, Э. Фромм, Д. Белл, Р. Будон, А. Горц — все эти со-



История социологии


циологи участвовали не только в создании «идеологии интеллек­туалов» как критиков социального порядка «по обеим сторонам Эльбы», но и в социальных движениях протеста.

Оформление «идеологии интеллектуалов» стало своего рода реализацией и исторической спецификацией претензии класси­ческой социологии на роль научного основания практической по­литики.

Парадокс состоит в том, что антисциентистская и антитехно­логическая, социально-экономическая, социальная и политичес­кая критика поставила социологию во многом в негативную (как сказали бы франкфуртцы) позицию по отношению к социальному и политическому истеблишменту, в результате чего претензия со­циологии на роль основы практической политики трансформи­ровалась в критическую позицию преимущественного отрицания существующего порядка. Социология (включая и американскую) стала говорить и предупреждать главным образом об опасностях развития. Однако, взяв на себя роль протестующего от имени на­уки разума, она обрела совсем иной характер.

Помимо указанных двух моментов — претензии на научность и на то, чтобы быть основой практики, — социология изначально была связана с комплексом идей, определивших ее облик. Этот комплекс идей выходит далеко за рамки социологии, его офор­мление происходило в процессе развития модерна не только как социальной системы.

Во-первых, речь идет о концепции прогресса в том виде, как она оформилась в философии Просвещения. Социология не прос­то приняла идею прогресса, она все свои теории общества постро­ила на основе принципа прогрессивного исторического развития и рационализации социальных структур, порядков и индивидов, основу которого составляет умножение знания, свободы и мате­риального богатства. Историческое движение — это движение в царство разума и свободы, попутно решающее проблему обще­ственного и индивидуального богатства. Теория прогресса пред­полагает всемирно-историческую перспективу, унифицируя все пространственно-временные, культурные локализации, позволяя рассматривать их в единой перспективе и в соотнесении с единой социально-исторической судьбой.

Идея прогресса стала конститутивной для социологии, она придавала смысл и делала социальную действительность прозрач­ной, организовывала ее перспективистским образом, задавала со­циологии будущностный горизонт понимания логики социально-


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ



го процесса. Во многом упрощая ситуацию, она создавала единое пространство для социологической рефлексии, объединяющее все социологические теории и исследования, а также все националь­ные социологии в единую науку — социологию.

Идея прогресса, выстраивающая социальную историю чело­вечества перспективистским образом, имела познавательный, цен­ностный, этический и идеологический смысл. Общество двигалось от примитивных форм социальной организации ко все более раз­витым и свободным. Общественный прогресс представал как про­грессивная смена различных и вполне типичных, повторяющихся типов обществ, например: теологического, метафизического и про­мышленного — у Конта, военного и промышленного — у Спенсе­ра, общественно-экономических формаций — у Маркса. И во всех социологических теориях промышленное или капиталистическое общество выступало в качестве последнего этапа развития, харак­теризующего современность. Оно было наиболее прогрессивным, богатым и либеральным.

Однако признание этих характеристик в качестве формаль­ных теоретических характеристик'общества не обязательно оз­начало признание их на эмоциональном, моральном и полити­ческом уровнях. История социологии являет как приверженцев, так и критиков сложившегося общества — консервативных, ли­беральных, леворадикальных. Для Г. Спенсера промышленное общество конца XIX в. недостаточно либерально, для К. Маркса оно недостаточно прогрессивно и является лишь этапом на пути к действительному «царству свободы и равенства», для Ф. Тенниса промышленное общество — крах гармонической организации со­циальной жизни, возрастание конфликтности, революционнос­ти, гибель культуры, которая трансформируется в цивилизацию. Однако при всем различии в оценке социального прогресса само наличие этого процесса и способность описать посредством это­го процесса движение социальной жизни ни у кого не вызывали сомнений.

Фактически теория прогресса стала основой не просто тео­рии социального развития в социологии в период ее оформления и конституирования, она, вобрав в себя органицистскую модель, стала своего рода «социальной космологией». Так было до середи­ны XX в.: в 50-х гг. теория прогресса в социологии была потеснена функционалистскими подходами.

Рассмотрение роли и значения теории прогресса в становле­нии и оформлении социологии как науки естественным образом



История социологии


подводит нас к еще одному продукту социологической рефлек­сии — теории промышленного или капиталистического обще­ства.

Как и теория прогресса, теория промышленного общества является конститутивной для социологии. Все без исключения социологические концепции XIX в. — О. Конта и Г. Спенсера, К. Маркса и М. Вебера, Э. Дюркгейма и Ф. Тенниса — содержат развернутую теорию промышленного капиталистического обще­ства.

Несмотря на все различия и авторскую специфику, концепция промышленного общества содержит ряд типических и общих для всех ее конкретных вариантов черт. Промышленное общество — это индустриальное общество, т.е. общество, использующее нежи­вые источники энергии и машинную технологию в производствен­ном процессе. Индустриализм включает регулируемую социальную организацию производства в целях координации человеческой дея­тельности, машин, потребления и выпуска материалов и товаров.

Промышленное общество — это капиталистическое об­щество. Капитализм является системой производства товаров, основанной на отношении между частной капиталистической собственностью, с одной стороны, и не имеющей собственности рабочей силой — с другой. Именно это отношение формирует главную ось классовой системы промышленного общества.

Промышленное общество — это общество, организованное в форме национального государства, осуществляющего историчес­ки беспрецедентный административно-государственный контроль над территорией и властный контроль над средствами насилия; это общество, имеющее, как правило, парламентскую политическую систему управления государством.

Промышленное общество — это демократическое общество, в перспективе — массовое общество массовой культуры, массового производства и массового потребления.

Концепция промышленного общества вместе с теорией про­гресса в качестве фундаментальной основы теории социального развития составили ту картину мира классической социологии, которая объединяла в единое целое все социологические теории и задавала основные смыслы социологическому исследованию. Она делала социологию универсальной наукой, которая в качестве про­странства своего исследования брала весь социальный универсум человечества.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ



Таковы были основные теоретические контуры, определившие содержание и стандарты классических социологических теорий.

* * *

Совершенно очевидно, однако, что современная социологи­ческая теория со всем многообразием ее познавательных средств и подходов самым серьезным образом отличается от классической и постклассической социологии XIX — середины XX в. Это отличие обусловлено не только реальными историческими трансформация­ми, на исследование которых и ориентирована современная соци­ология, но и процессами развития самой социологической теории, которые определили ее современное состояние. Изменения, кото­рые претерпела социология, имеют многоплановый характер.

Изменилось самопонимание социологии, ее место среди других социальных и гуманитарных наук; изменилась социоло­гическая картина мира и базисные теоретические основания, на которых строится социологическое знание; изменились приори­теты и интересы социального познания; сформировались новые методологические подходы и школы, которые определяют лицо современной социологии.

Описать все это — значит дать исчерпывающую картину сов­ременной социологии, что, естественно, невозможно в рамках ограниченной по объему вступительной статьи, да и не входит в мои задачи. Я остановлюсь лишь на тех чертах современной со­циологии, которые, на мой взгляд, и определяют ее современное состояние и наиболее резко подчеркивают отличие от прежнего.

На протяжении всего XX века социологическая практика и те­оретическая рефлексия обогащались новыми теоретическими пер­спективами и методологическими подходами и школами, последо­вательный перечень которых займет не одну страницу. Социология расширялась как в предметном плане (ею колонизировались и оформлялись, посредством социологической понятийности, все новые и новые области и сферы социальной жизни), так и в теоре­тическом и методологическом (создавались новые теоретические перспективы, новые подходы и новые интерпретации).

В XX в. приоритетное развитие в социологии получили со­циологические теории, ориентированные на концептуализацию социального индивида, индивидуального социального действия и взаимодействия, индивидуального социального сознания, а не на тотальность общества и его структуры. Веберовская и зиммелевс-



История социологии


кая методологические альтернативы функционализму развивались интеракционизмом, феноменологической социологией и этноме-тодологией, психоаналитической и экзистенциалистской социоло­гией. Проблемы индивида, смысла его деятельности в самом ши­роком смысле стали сферой интереса социологов. Парсоновский структурно-функционалистский синтез, различные системные теории и марксистская социология с трудом удерживали баланс подходов.

Кроме того, в сферу социологии были вовлечены социаль­но-психологические исследования и теории, антропологические теории, культурология, политология, история, а в настоящее вре­мя — информационные исследования.

В результате сфера интересов и области социологических ис­следований, или, как это называет Гюран Терборн1, «территория» современной социологии, существенно изменилась. Ведущими темами современной социологии называются: проблема иден­тичности, эмоциональной жизни; жизненные ориентации, сфера семьи и межличностных отношений; работа, организации и их функционирование, трудовые рынки; культура и идеологии; ре­гиональные сообщества и среда обитания, проблема социальной экологии; здоровье и медицина; проблемы социального неравенс­тва, особенно половое и этническое неравенство; политика, госу­дарство и социальные движения, социальный контроль и закон; социологические теории и социальное познание, методология и исследовательские техники.

Любому социологу очевидно, что сам перечень тем и их соот­носительная значимость существенно отличаются от того, что мы находим в конце XIX и даже в середине XX в. Совершенно очевидно, что смежные области знания — психология, политология, экономика и т.д. — оказыьают серьезное влияние на стандарты и практику со­циологии, ее ориентации и интересы.

В добавление к сказанному следует указать еще на одно чрез­вычайно важное обстоятельство. Последние два десятилетия со­циологов тревожит то, что важная роль, которую интеллектуалы играли в эпоху модерна, исчерпала себя и уже практически не нужна. Это чувство породило «статусный кризис», потребность в переосмыслении своего положения и переориентации привычной дисциплинарной практики.

1 Therborn G. At the birth of second century sociology: times of reflexivity, spaces of identity, and nodes of knowledge // British journal of sociology. 2000. fol. 51. N 3. P. 37-57.


ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ



Статусный кризис интеллектуалов был связан прежде все­го с серьезным изменением в глобальной структуре культурного доминирования, центром которой был Запад. В течение долгого времени Запад задавал всему миру концепцию прогресса, опреде­лял, как представлялось, направления исторического движения, задавал основные стандарты социальных оценок и ориентации. И делали это именно интеллектуалы. Однако глобализация обще­ства, массовая культура, развитие СМИ привели к изъятию культу­ры из сферы власти интеллектуалов, культура и знание перестали быть их «собственностью».

Массовая культура в сочетании с развитием СМИ породили уникальную ситуацию — доступность «эфира» всем и каждому и как результат — снижение эстетического, научного, литературного стандарта. Высокий стандарт, высокая художественная ценность, все те критерии, которые вырабатывались высокой культурой, а затем интеллектуалами, перестали быть теми основаниями, на базе которых осуществлялся отбор и доступ к публичности. Стандартизированность и инфантилизм массовой культуры, за­фиксированные еще Ортегой-и-Гассетом, ее ненасытный потреби­тельский мотив имели продолжение в материальных и эстетичес­ких запросах 60-х и 80-х гг., «в панках и роке, фильмах Голливуда и телевизионной вакханалии»1. В настоящее время всемирная интернетовская сеть еще более усилила возможности непосредс­твенного доступа к эфиру всех и каждого. Для вхождения в сеть и функционирования не нужно предъявлять свидетельства об уровне своего образования, дипломы и т.д. Практически любой современ­ный ребенок способен сделать это.

В сфере массовой культуры законодателями являются вла­дельцы галерей, издатели, владельцы TV и т.д. Роль интеллектуалов сводится к роли потребителей, а не создателей, рынок экспропри­ирует их собственность. Интеллектуалы более не являются силой, которая призвана выполнять гигантскую работу по «окультурива­нию» и изменению спонтанно возникающих форм, стандартов и вкусов. Вновь, как в домодерновых культурах, получают автоном­ное воспроизводство аборигенные, народные стили и стандарты. На пути этого воспроизводства уже не стоят интеллектуалы и ака­демики, его сопровождают и направляют агенты рынка и массовой культуры.

{Bell D. Resolving the contradictions of modernity and modernism // Society. N.Y, 1990. Vol. 27. N4. P. 69.



– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ социологии (XIX - первая половина XX века)

классический университетский учебник... Серия основана в году по инициативе ректора... МГУ им М В Ломоносова академика РАН В А Садовничего...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Под общей редакцией профессора В.И. Добренькова
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведени

Е.К. Прокудина, А. Б. Рахманов
Авторский коллектив: В.И. Добреньков— «Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития». В.А. Кудрявцев

История социологии

Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв.
После коперниковского переворота в науке стремительно раз­рабатывались математические и экспериментальные методы ис­следования природы, шло комплексное накопление фактического материала и его систе

История социологии

И социально-политических учений XVII—XVIII вв.
Большую роль в становлении социологии сыграли философ­ские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую орга­низацию общества. Отметим

История социологии

Просвещение и материализм во Франции в XVIII в.
В XVIII в. во Франции, отстававшей в политическом и эко­номическом отношении от Англии и Нидерландов, стали усилен­ными темпами развиваться капиталистические элементы ведения экономической деятельн

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

Философские основы социологического учения О. Конта
Критически оценив состояние современной ему обществен­ной науки, Конт проделал огромную работу по созданию своей фи-лософско-социологической системы взглядов, которая включала позитивную философию,

История социологии

История социологии

Основные положения социологической концепции О. Конта
Как один из возможных ответов на вопрос, почему у Конта нет достаточно разработанной гносеологии, может быть упомина­ние о том, что основной целью его научных изысканий было пос­троение позитивной

История социологии

Учение о социальной динамике
В основу своего теоретического обоснования идеи обществен­ного развития Конт положил понятие человеческой природы. Он выдвинул несколько тезисов, главный из которых утверждает, что в природе челове

Учение о социальной статике
Кроме социальной динамики наука об обществе у Конта со­держит учение о социальной статике. Если в социальной дина­мике Конт рассматривает общественное развитие и его законы, то в социальной статике

Методе социологической науки
Специфика явлений социальной действительности обуслов­ливает необходимость в специальном методе исследования. Метод социологической науки мыслится Контом как самый многослож­ный, так как усложнение

Идея социального прогресса
При построении учения об обществе французский социолог продолжает развивать идею прогрессивной эволюции, заимс­твованную им из философско-исторических взглядов Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона, которая

Позитивная политика О. Конта
Система «позитивной» политики, к созданию которой Конт приступает после написания «Курса положительной философии», представляет собой попытку применить принципы «позитивной» философии и социологии

История социологии

Историческое значение учения О. Конта
Огюст Конт, создавая свое философско-социологическое уче­ние, рассчитывал на его жизнеспособность во всех слоях обще­ства, так как верил в его универсальную социальную значимость. Однако даже те ис

История социологии

Краткая биография
Дюркгейм Эмиль (1858—1917) — французский социо­лог и философ. Родился в семье потомственного раввина. Предполагалось, что и Эмиль станет раввином. С этой целью он изучал древнееврейский язык, Тору

Предмет, метод и предназначение социологии
Дюркгейм внес существенный вклад в становление социоло­гии как науки. Его вдохновила выдвинутая Контом задача созда­ния позитивной социальной науки по образцу естественных наук. Подобно тому как пр

История социологии

Коллективное и индивидуальное
Под социальными фактами Дюркгейм имеет в виду, таким образом, не все происходящие в обществе явления, даже если они представляют какой-либо социальный интерес. «Каждый инди­вид ест, пьет, спит, рас

История социологии

Социальная реальность как предмет социологии
Предметом социологии является социальная реальность, ре­альность особого рода, не сводимая ни к биологической, ни к пси­хической реальности, воплощенной в индивидах. Но социальная реальность, подоб

История социологии

Предназначение социологии
Предназначение социологии заключается в том, чтобы всем стало понятно, что общество и его институты имеют постоянный, устойчивый способ существования и свою особую природу, не зависящую

История социологии
кто, расходясь с

Механизмы и типы социальной интеграции
Чем обеспечивается социальная солидарность? Каким обра­зом совокупность индивидов с их противоречивыми и зачастую эгоистическими интересами может составить общество? Ответу на эти вопросы (а в боле

История социологии
так что былое моральное единство разрушается. По мере усложне­ния моральной жизни и усиления взаимозависимости разных ви­дов деятельности происходят изменения и в религиозной сфере (их по-преж

История социологии
Дюркгейм показывает, что в христианском средневековье берет на­чало секуляризация государства, экономики и других социальных институтов. Современное индустриальное общество характериз

Индивидуализм — угроза социальной дезинтеграции
Однако утверждение, будто индивидуализм угрожает социаль­ной интеграции далеко не бесспорен. С одной стороны, современ­ное общество предоставляет индивиду большую самостоятельность суждения и дейст

История социологии
даже в самом сво

Ценностно-нормативная система общества
Вобществе механической солидарности, которое социализи­рует индивида так, что лишает его собственной индивидуальности и 1 Дюркгейм Э. О разделении общест

История социологии

Социальное развитие и социальная стабильность. Кризис современного общества
Как было уже сказано, основной принцип, на котором строит­ся социология Дюркгейма, заключается в рассмотрении общества как верховной самодостаточной реальности, конституируемой об­щепринятыми веров

История социологии

Общество и религия
Дюркгейм исходил из того, что религия встречается во всех известных нам обществах и представляет собой в этом смысле уни­версальный феномен. Это позволяло предположить, что религия выполняет в обще

Религия как «коллективное представление». Религия и общество в их взаимодействии
Социальное поведение людей опирается на интерпретацию реальности, которая должна быть «внятна» всем участникам «кол­лективных действий», представляя собой общепринятое толкование вещей, «картину ми

История социологии
темы. Он показывает, что составляющие общество социальные факты находятся между собой в строгой детермин

Социальная функция религии
Общество конституируется общепринятыми верованиями, нормами, ценностями, которые не произвольны и для отдельных индивидов являются обязательными, т.е. способны оказывать на них внешнее принуждение.

Священное и профанное
Религия способна выполнять интегрирующую общество фун­кцию благодаря тому, что она относит все существующее к одной из двух категорий — священному или профанному. В представлении о священном выраже

Религиозная картина мира и социальная реальность
Рассмотрение религии в качестве объекта социокультурного анализа позволяет не только увидеть, каким образом в ней выра­батывается характерный для того или иного общества культурный код, т.е. систем

Тотемизм как элементарная форма религии
Дюркгейм — первый великий представитель интегративной концепции религии, которая видит ее функцию в том, чтобы ин­тегрировать индивида в социум. Он объясняет эту функцию веро­ваний, основываясь на

История социологии

Секуляризация: возможно ли общество без религии?
Рассмотренная Дюркгеймом элементарная форма религии в виде тотемизма обеспечивает выполнение интегративной функ­ции, собственно, только в обществе, где господствующей является «механическая солидар

История социологии

Общая характеристика психологической социологии
Формирование психологической социологии было одним из наиболее значительных явлений в процессе возникновения и раз­вития социологии как науки об обществе. Она оказала огромное воздействие на содерж

Психологическая социология Г. Тарда
Большое влияние на формирование и развитие психологи­ческой социологии оказал один из ее основоположников, фран­цузский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль

История социологии
Осуществляя психологизацию социологии, Тард ориенти­ровался главным образом на поиск научно значимых фак

История социологии
В целом для учен

История социологии

Психологическая социология Г. Лебона
Весьма значительное воздействие на формирование психо­логической социологии оказали идеи и концепции французского социолога, социального психолога, историка, антрополога и ар­хеолога, доктора медиц

История социологии

Некоторые итоги. Психологическая социология во второй половине XIX— начале XX в.
Формирование и развитие психологической социологии осу­ществлялось в непосредственной связи с многомерными и проти­воречивыми процессами создания cqциoлoгии как новой науки об обществе и было одним

Краткая биография Дж. Ст. Милля
Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 г. в Лондоне, в семье известного ученого Джеймса Милля. Огромное впечатление на юного Милля произвело чтение в 1821—1822 гг. произведений Бентама. В н

Теоретические источники социологии Дж. Ст. Милля
Джон Стюарт Милль был сыном Джеймса Милля — известно­го историка, психолога, сподвижника утилитариста И. Бентама. В возрасте 20 лет Дж. Ст. Милль, разочаровавшись в традици­онно утилитарис

Индуктивная логика как методология социальных наук. Проблема метода
Одной из получивших наибольший исторический резонанс фундаментальных работ Милля стала «Система логики силлогис­тической и интуитивистской» (1843). В ней ученый на основе эм­пиризма и ассоциативной

История социологии

Социология в системе нравственных наук. Взгляды на общество
Первые пять книг «Системы логики» служат как бы введением к последней, шестой книге, посвященной «логике нравственных наук», в которой Милль обосновал систему нравственных наук. В эту систему он вк

История социологии
поступки отдельн

Социально-политические взгляды. Учение о морали. Рассуждения о свободе
Деятельность Милля относится к эпохе бурного роста капита­лизма и связанных с ним либеральных преобразований в Англии: проведения парламентских реформ, утверждения свободной тор­говли, демократизац

История социологии

Историческое значение учения Дж. Ст. Милля
Взгляды Милля, и особенно его книга «Система логики», пользовались значительным успехом в буржуазно-либеральных кругах того времени. Следует отметить, что пик популярности СОЦИОЛОГИЯ

История социологии

Жизненный путь и основные работы
Г. Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в Дерби, на юге Англии, в семье местного школьного учителя. Кроме него у его родителей было еще шестеро детей, из которых пятеро умерли во младен­честве. Детски

И теория универсальной эволюции
Социологическая концепция разрабатывалась Спенсером в рамках «синтетической философии», стержнем которой была тео­рия универсальной эволюции. Основные принципы синтетической философии получили подр

Обоснование возможности социологии как науки
Отталкиваясь от понимания науки как обобщенного знания о той или иной области явлений, которое выявляет и фиксирует присущие этой области закономерности посредством системати­ческого применения нау

История социологии

Предмет и задачи социологии
Предметная область социологии определяется особым ха­рактером явлений надорганического порядка. С точки зрения Спенсера, ее образуют «процессы и продукты, предполагающие координированные действия м

Специфические затруднения, стоящие перед социологией
Решение задач, стоящих перед социологией, наталкивается на ряд препятствий, которые неизбежно искажают получаемые научные выводы, естественным образом снижая их надежность и достоверность: «Вследст

История социологии

История социологии
(в частности, ск

И методы социологического исследования
Спенсер не ставил перед собой задачи дать концентрирован­ное и сжатое изложение правил социологического метода. Тем не менее в работе «Изучение социологии» имеется ряд достаточно четко сформулирова

Общественное развитие и его факторы
И общественное развитие, и развитие явлений низшего по­рядка Спенсер рассматривал как результат совокупного действия естественных сил (или «факторов»). Общества как особые сверх­органические образо

Основные структурные закономерности развития социальных систем
Как уже говорилось, предметом особого интереса для соци­ологии, по мнению Спенсера, служат рост, развитие, строение и функции общественных агрегатов. Рост общества является одним из важнейших факто

История социологии

История социологии

Структура общества
Важным разделом спенсеровской социологии, получившим широкую известность и оказавшим значительное влияние на даль­нейшее развитие социологической теории, был общий анализ строения общества, предста

Системы органов» социального организма
Опираясь на органическую аналогию и общее представление о том, что любая органическая система представляет собой систему дифференцированных «органов», связанных друг с другом отно­шениями взаимозав

Значение социологических идей Спенсера
Судьба социологических идей Спенсера сложилась крайне не­однозначно. С одной стороны, в конце XIX — начале XX в. Спенсер 1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. I. С. 348—3

Социальной антропологии
В Англии первой половины XX в. развитие социологии про­исходило весьма своеобразным способом. Отчасти это было свя­зано с тем, что английская социологическая традиция со времен Г. Спенсера не прово

Функционализм Бронислава Малиновского
Бронислав Каспер Малиновский (1884—1942) — одна из яр­чайших фигур в социальной мысли первой половины XX в. Он Родился в Кракове, там же изучал физико-математические науки в Ягеллонском

Теория, метод и полевые исследования
Малиновский исходил из того, что для создания полноценной научной теории культуры необходимо опираться на «общее пони­мание природы науки». Прежде всего такая теория должна быть СОЦИО

История социологии
понятия и

Культура как предмет исследования
Из вышесказанного видно, что социально-антропологичес­кая «теория» в том смысле, в каком о ней говорит Малиновский, представляет собой в значительной степени то, что сегодня мож­но было бы назвать

История социологии

Функциональный анализ и теория потребностей
Разработка принципов функционального анализа — одно из важнейших достижений Малиновского, его, так сказать, «визитная карточка». Этот тип анализа культурной реальности развивался на определе

Сравнительная социология Альфреда Р. Рэдклифф-Брауна
Другой ведущей фигурой в британской социальной антропо­логии первой половины XX в. был Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун (1881-1955). Он родился в Бирмингеме, учился в Кембридже. В юности он увлека

Метод, теория и полевые исследования
Нередко отмечается, что Рэдклифф-Браун был едва ли не первым среди социальных антропологов, кто имел серьез­ную философскую подготовку. Это нашло выражение в той серьезности, с которой он подошел к

История социологии
мировалась под влиянием У. Уэвелла и А. Уайтхеда. Вопросы относящиеся к определению природы социальной реальнос­ти и методу ее изучения, затрагиваются почти во всех его ра­ботах. Эмпиричес

История социологии
делалось в критической литературе. Он считал, что «конфликт между социологией и историей... вовсе не обязателен»; с его точки зрения, это всего лишь разные подходы, которые «не противоре­чат друг д

Природа социальной реальности
Социальную реальность Рэдклифф-Браун трактует в дюр-кгеймовском духе как особую, самостоятельную реальность, не сводимую ни к каким другим, и в эту трактовку он привносит ряд моментов, которых у Дю

История социологии
ности в «совокупную деятельность, частью которой она является», некоторой связью с «необходимыми условия

Социальная структура и социальная морфология
Социальная антропология подразделяется Рэдклифф-Брауном на три основных раздела: (1) социальную морфологию, (2) соци­альную физиологию и (3) изучение изменения и развития, в том числе эволюции. Наи

И эмпирическую социологию
И Малиновский, и Рэдклифф-Браун оставили заметный след в истории социальной науки. При этом в социальной антрополо­гии и социологии как обособленных друг от друга дисциплинах их влияние проявилось

Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса
Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в семье адвоката в Трире, входившем в состав Рейнской провинции Прусского королевства1. Рейнская провинция в эти времена была самой экономически и куль

Социологические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
Основные труды. В научном плане жизнь Маркса и Энгельса — неутомимая работа над многочисленными книгами, статьями, письмами, составившими многотомное наследие. Среди них выделим сле

Теоретические источники. Общие положения. К. Маркс и Ф. Энгельс как социологи
Развитие философской, политической и социальной мысли XIX столетия невозможно представить без анализа участия в этом процессе выдающихся ученых — К. Маркса и Ф. Энгельса. СОЦИОЛОГИЯ Г

Теория социальных изменений. Понятие революции
В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс пишет: «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обоз­начить как прогресси

Политика, государство и право в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса
С позиции учения Маркса любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или косвенно связано с классовыми интересами и проблемой власти. Иначе говоря,

История социологии

Социально-политические взгляды. Проблема идеологии
Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским фи­лософом Дестютом де Траси (1754—1836). Он использовал его для обозначения новой науки «об идеях», которая имеет своей целью вскрыть механизмы

Практическое значение марксизма
Вполне закономерно рассматривать учение Маркса и Энгельса как продукт своего времени, а не как высшую точку и завершение эволюции мировой политической мысли. Такой подход предпо­лагает неизбежную и

Социологическая теория капиталистического общества марксизма
Становление социологической теории капиталистического общества В развитии теории социологической теории капиталистичес­кого общества марксизма выделяются стадия становления (работы

История социологии

Зрелая социологическая теория капиталистического общества
Способ производства Социологическая теория капиталистического общества Маркса и Энгельса наиболее систематично и детально была разработана в «Капитале» и экономических рукописях 60-

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

Жизнь и труды
Фердинанд Теннис родился 26 июля 1855 г. вблизи Ольден-сворта (Шлеэвиг), в семье богатого землевладельца. Изучал клас­сическую филологию в университетах Страсбурга, Йены, Бонна, Лейпцига и Тюбинген

Исходная ситуация
О становлении социологии. Появление науки об обществе, на­зываемой социологией, свидетельствовало о саморефлексии буржу­азного общества, охарактеризованной Максом Вебером понятием «расколдов

Система социологии
Разделение социологии на общую и специальную, а специ­альной — на чистую, прикладную и эмпирическую образует, в поз-Дней интерпретации Тенниса, систему социологии. Наибольшее Влияние име

Влияние на социологию в XX в.
Всоциологии до сих пор продолжаются споры о содержании и применении предложенной Теннисом понятийной дихотомии общности и общества. Эта дихотомия встречается как в эмпи­рических со

Комментарии к социологии Тенниса
Тот факт, что раннее произведение «Общность (община) и общество» пережило все остальные труды Тенниса, побуждает задуматься над причинами селективной рецепции. Некоторые из них вполне очевидны: рас

Краткая биография. Философия и социология Г. Зиммеля
Георг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — не­мецкий философ и социолог. Закончил философский факуль­тет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г. фон Трейчке, И. Дройзена, В.

Основные черты социологии как науки
Социологическая концепция Георга Зиммеля, как было уже сказано, неотделима от философии, от изучения предпосылок со­циологии как науки, от философского анализа социологии. Более того, когерентность

История социологии

Предмет и метод социологии
Социологическое познание радикальным образом отличает­ся от естественнонаучного познания. Главная задача социологи­ческого исследования, по Зиммелю, — исследование социальных форм и культурных соде

И теория общества как совокупности кругов общения
Теорию общества как совокупности кругов общения Зиммель разрабатывает на основе принципа методологического индивидуа­лизма, утверждающего исторический и методологический приори­тет отдельного социа

История социологии

Общество как совокупность социальных форм
Теория общества как теория «социального уровня», как со­вокупности социальных форм является специфической и ориги­нальной разработкой Зиммеля. Она явилась теоретическим ядром, давшим всей социологи

История социологии

Общество и его развитие. Капиталистическое общество
Теория социального развития является у Г. Зиммеля компо­нентом общей теории общества. Она вплетена во все его рассуж­дения об обществе, в его критику предшествующей социологи­ческой теории. Более т

История социологии
ветствующих форм

Биографический очерк
Карл Эмиль Максимилиан Вебер (Макс Вебер) родился 21 ап­реля 1864 г. в Эрфурте, в семье, принадлежавшей к самым богатым слоям германской предпринимательской элиты XIX в. Его отец, дол­гие годы пред

История социологии

Научная деятельность
Макс Вебер не создал законченного целостного труда по социо­логии. При его жизни вышли статьи по методологии социально­го познания и работы по социологии религии. Рукописи Вебера по э

История социологии

Теория познания и методология
) В ряде трудов по понимающей социологии1 в начале своих социологических исследований Вебер изложил некоторые методо­логические и гносеологические принципы социологии, что было вп

История социологии

Экономическая социология
Основные категории. Ключевое понятие экономической со­циологии Вебера — экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезност

Социология власти
Основные понятия социологии власти Вебера — «власть» и «господство» — задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфно­му» понятию «власть» (

Социология религии
1. Социология религии. В трудах Вебера можно проследить свое­образную эволюцию его познавательного интереса к религии, в которой отражается постепенный переход к социологическому взгляду на

Другие социологические исследования
Социология права. Вебер весьма подробно проанализировал систематику и развитие права в своей социологии, но здесь мы подробно не будем касаться этого, поскольку не в них главное со-

Восприятие и влияние Вебера
Вебер не создал социологической школы, не оставил учени­ков, глубокое изучение его трудов началось лишь после его смер­ти. Начавшееся в 1920-е гг. в Германии обсуждение трудов Вебера было прервано

История социологии
2. Bre

Социология как понимающая наука
Задачей эмпирической науки, каковой, по мнению М. Вебера, является социология, не может быть создание обязательных норм * В данном разделе не рассматриваются подробно те социологические во

История социологии

Каузальное объяснение и понятие закона
М. Вебер разрабатывает принцип каузального объяснения социальных явлений в рамках своей теории понимания и смысла социального действия.

Понятие общества
Методологические утверждения Вебера, касающиеся приро­ды общих понятий, которые являются результатом продуктивной способности нашего мышления, но которые не являются ни объ­ективными сущностями, ни

История социологии

Основные механизмы развития общества
Составной часть веберовской концепции общества являет­ся теория социального развития и изменения. Именно в рамках теории общества им разрабатываются основные механизмы его трансформации. Г

Теория капиталистического общества
Теория капитализма, как содержательная концепция обще­ства, у М. Вебера жестко связана с его методологической кон­цепцией общества. Капитализм возникает и существует как со­вокупность содержательно

Предварительные методологические замечания
Здесь следует остановиться на одном, важном для понимания веберовской теории капиталистического общества, методологи­ческом моменте. Напомним, что специфичность познавательной цели любого исследова

Капиталистическое общество
Концепция капитализма строится М. Вебером на основе ана­лиза определенных черт крупной промышленности. В результате конструируется «идеальный тип» капиталистического хозяйства и утопия капиталистич

История социологии
оборону, которые

Ммам^^^ня
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 395 Средневековый город в эпоху господства цехов выработал в своей политике особое направление — городскую хозяйственную политику. Ее целью было сохранение условий зара

Жизнь и труды
Гаэтано Моска — выдающийся итальянский социолог и политолог, юрист, государственный деятель. Известный италь­янский исследователь его жизни и деятельности Э. Альбертони характеризует Моску как «тип

История социологии
позиций1

Предмет и метод социологии
На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С Милль, классики анг­лийской политической экономии, К. Маркс. Сам Моска назвал в числе вдохновителей св

История социологии

Значение идей Г. Моски
Долгое время идеи Гаэтано Моски были малоизвестны среди мировой научной общественности: он находился в тени своего со­отечественника Вильфредо Парето, чья созвучная теории полити­ческого класса, но

Жизнь, творчество, эпоха, личность
Парето (Pareto) Федерико Вильфредо1 — выдающийся италь­янский социолог, социальный философ и экономист. Будущий ученый родился 15 июля 1848 г. в Париже, в семье итальянского инж

История социологии

История социологии

А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
Опыт инженера и организатора, занятия публицистикой и экономической наукой поставили перед мыслью Вильфредо Парето проблему влияния на экономику политики, морали, религии, дру­гих форм сознания и с

Б. Теория осадков
Логичные действия, как уже было сказано, преобладают в сфере экономики, в естественных (логико-экспериментальных) науках, имеют определенное распространение в военном деле, юриспруденции и политике

История социологии

В. Теория дериваций
Благодаря воздействию осадков «инстинкта комбинаций» лю­ди стремятся представить свои нелогичные действия как логичные, рационализировать их. Способами такой рационализации являют­ся деривации

История социологии

А. Общество как динамическая равновесная система четырех динамических равновесных систем
После завершения аналитического исследования наиболее важных элементов социальной системы в отвлечении от соци­альной системы как таковой Парето обращается к рассмотрению общества как целостности.

Оценка социологических идей Парето и их восприятие
Современный итальянский социолог Ф. Ферраротти охаракте­ризовал Парето следующим образом: «Нет сомнения, что речь идет о сложной личности, в которой отражались с большой четкостью конфликты и напря

История социологии

История социологии
3.

Жизнь и труды
Роберт Михельс — выдающийся немецко-итальянский соци­олог и политолог. Михельс родился 9 января 1876 г. в Кельне, в бо­гатой и родовитой буржуазной семье. Его отец был миллионером, советником город

Методологические и общесоциологические взгляды Михельса
Наибольшее идейное влияние, помимо Г. Моски, В. Парето и М. Вебера, на Михельса оказали К. Маркс, Ж.-П. Прудон, тео­ретики анархизма Ж. Сорель, Ю. Лагардель. В отличие от Моски и Парето Ро

Социология партий. Теория олигархизации
Главная книга Роберта Михельса «К социологии партий при демократии. Исследование олигархических тенденций жиз­ни групп» была призвана развить традиции теорий элит Моски и 1 M

История социологии

История социологии

Уильям Грэм Самнер
Среди «отцов-основателей» американской социологии вы­деляется Уильям Грэм Самнер (1840—1912). Подобно многим первым социологам, он начинал свою профессиональную карье­ру отнюдь не в области гуманит

Альбион Смолл
Одной из самых ярких фигур в ранней американской соци­ологии был Альбион Смолл (1854—1926). Как и Самнер, он начи­нал свою карьеру теологом, затем десять лет преподавал историю и экономику в Колби

Лестер Франк Уорд
Лестер Франк Уорд (1841—1913) назван соотечественни­ками «американским Аристотелем»3. Он один из тех пионеров американской социологии, кто достиг мировой известности. Его по праву причис

История социологии

История социологии
человеческие потребности уже на групповом уровне. Учение Уорда о коллективном телезисе, представляющем с

Франклин Генри Гиддингс
Крупный вклад в становление, институционализацию и теоре­тическое оформление социологии внес профессор Колумбийского университета Франклин Генри Гиддингс(1855—1931). Он при­шел в с

История социологии

История социологии

История социологии
Принципиально ва

История социологии
собой организаци

История социологии

История социологии
5.

Предыстория и предпосылки формирования Чикагской школы
С середины 10-х до середины 30-х гг. XX в. крупнейшим цен­тром социологической науки в США стал социологический фа­культет Чикагского университета. Это был первый в мире соци­ологический факультет,

Чикагская школа: общая характеристика
Деятельность Чикагской школы охватывает период с 1915 по 1934 г., что хронологически совпадает с периодом работы в Чикаго Роберта Эзры Парка (1864—1944), самого яркого представителя этой школы и ее

Социально-экологический подход
Основные принципы социально-экологического подхода наи­более полно освещаются в статьях Р. Парка «Экология человека»1, «Физика и общество»2, «Городское сообщество как простран

История социологии
биотической стих

История социологии

Четыре уровня организации сообщества
Парк не ограничился дихотомией биотического и культурно­го, выделив в эволюции сообщества четыре стадии, каждая из ко­торых конституирует свой особый порядок (или уровень) органи­зации. Соответстве

История социологии

История социологии

Город как объект исследования
Основным объектом изучения для социологов Чикагской школы стали городские сообщества, прежде всего Чикаго. Город, в представлении Парка и его соратников, был не просто одним из возможных объ

История социологии
ного к локальной

История социологии

История социологии

История социологии

Другие исследования
Весь период деятельности Чикагской школы отмечен много­численными прикладными исследованиями, охватившими фак­тически весь Чикаго и самые разные аспекты его существования. Эти исследования были сос

История социологии

История социологии
3. Парк Р.Э.

Краткая биография
Дж. Г. Мид (27 февраля 1863 г.) родился в г. Саут-Хадли шта­та Массачусетс. Он был вторым ребенком и единственным сыном Хайрама Мида, пастора конгрегационалистской церкви городка, и Элизабет Сторрз

Социальная форма жизни
Писать о Джордже Герберте Миде как социологе — задача не из легких. Это все равно, что писать о социологе Зигмунде Фрейде или Карле Марксе. Всех троих социологами «сделало» время, а С

История социологии
не способен видеть, что там. ...Но он не теряет сознания в другом смысле. ...Потеря сознания не означает потерю некоторой реаль­ной сущности, но только разрыв чьих-либо отношений с опытным восприят

Self, или мое собственное Я
Итак, в основе рассуждений Мида о характере и свойствах социального лежит понимание не природы человека,а специфики человеческого опыта.Ученого интересует функцион

Социализация
В нормальном случае человек начинает соотносить себя с дру­гими вскоре после рождения. Однако в раннем детстве дитя, как, правило, «обращается к своему собственному Я в третьем лице. По сути своей

История социологии
социального или группового поведения, в котором оно вместе с другими участвует»3. Мое собственное Я, таким образом, воплощает в себе всю со­вокупность социальных связей, ко

И те, или Я-субъект и Я-объект
Способность эта, по Миду, зиждется на динамической, точ­нее, диалогической природемоего собственного Я, не имеющего постоянного, ярко выраженного центра и работающего в «двух режим

Социальное действие
Действие — всеобъемлющее и постоянно присутствующее в социальной теории Мида понятие. «...Все происходит в теле дейс­твия. Это действие может быть отложенным, но не существует ничего, что было бы с

История социологии
степени раздражения и злобы (а). Положим, его ответчик (В) в ужасе и страхе отступает (Ь). Поведение А указывает нам на содер­жание его действий а, поведение В — на Ь. Но о каком взаимопо­нима

Язык — это социальный процесс
Обретение смыслового пространства немыслимо без языка — самого важного и значимого символа, повсеместно используемого людьми в социальной жизни. Понятие «язык» у Мида много шире понятия «речь», ибо

История социологии
себе его смысл. Мы, кроме того, строим свою речь в зависимости от нашего представления о своем собеседнике. «Именно через та­кое участие — принятие позиций других — формируется особый характер

О роли науки и призвании ученого
За каждой социальной схемой всегда стоит представление уче­ного об «идеальном», или наиболее разумном, устройстве обще­ства. Если исследователь с самого начала стремится воспроизвести его в своей т

Символический интеракционизм в современной социологии
Вотечественной комментирующей литературе традицион­но выделяют три направления развития интеракционизма после Мида. Первые два получили свое название по местоположению академически

СОЦИОЛОГИЯ США 561
ят Мэнфорд Кун, Уильям Колб, Т. Партленд, Бернард Мельцер, Ларри Рейнольде. Обвиняя Чикагскую школу в фетишизации повседневной жизни, они ратуют за возвращение макроанализа в социологию. Для них та

История социологии
враждебное окружение. С точки зрения действующего лица, мир становится менее «рациональным», т.е. менее подвластным конт­ролю, проблемным. Наблюдается информационная асимметрия: не «обобщенный

Социология Питирима Сорокина
Два периода творческой биографии 11.А. Сорокина (общая характеристика) Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) вошел в историю мировой на

История социологии
диций. Мать П. Сорокина была из народности коми, и мальчик с детства свободно пользовался двумя языками. Свое начальное и среднее образование П. Сорокин получил в провинциальных школа

История социологии
Как ученый-социолог П. Сорокин формировался под вли­янием своих первых учителей, крупнейших представителей оте­чественного позитивизма, прямых последователей О. Конта и Г. Спенсера. От них он унасл

История социологии
бесконечного числа поведенческих актов, реализуемых каждым отдельным человеком в бесчисленных комбинациях. В вопросе о карах и наградах, широко обсуждавшемся в то время обществоведами

Основные темы научных исследований
П.А. Сорокина после 1922 г. (американский период)1 Центральной темой социологии Сорокина в американский период его деятельности, разработку которой он начал еще

История социологии
эпохи вплоть до VI в., когда на смену ей пришла христианская идеациональная культура. Господство последней длилось до XII в. В конце XII в. снова начинается процесс дезинтеграции культуры, в резуль

Педагогическая и научно-организационная деятельность П.А. Сорокина в США
Опыт организатора науки и университетского профессора, приобретенный Сорокиным в молодые годы на родине, весьма пригодился ему во время его пребывания в США. Здесь он сразу СОЦИОЛОГИЯ

История социологии
В 1945 г. П. Сорокин приступил к организации Гарвардского исследовательского центра по созидающему альтруизму. Задачу Центра он формулировал как исторически ответственную, не­обходимую всему ч

История социологии
(в университетах Канады); издание сорокинских сборников и спе­циально посвященных П. Сорокину выпусков в виде приложения к социологическим журналам (такие выпуски выходили в странах Латинской

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги