рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Функциональный анализ и теория потребностей

Функциональный анализ и теория потребностей - раздел Философия, ИСТОРИЯ социологии (XIX - первая половина XX века) Разработка Принципов Функционального Анализа — Одно Из Важнейших Дости...

Разработка принципов функционального анализа — одно из важнейших достижений Малиновского, его, так сказать, «визитная карточка». Этот тип анализа культурной реальности развивался на определенном историческом фоне и должен быть с ним соотнесен. Прежде всего он стал важным этапом в отходе от господствовавше­го в антропологии эволюционизма, решительным образом пере­ориентировав исследовательский интерес с исторического проис­хождения различных элементов культуры на внутреннее устройство и функционирование культуры как единого целого1. Установив та­ким образом исследовательские приоритеты, Малиновский высту­пил против перенесения на культуру из других дисциплин метафор организма и механизма; он считал их «уловками», которые «при­несли социологии больше вреда, чем пользы»2. Хотя в трактовке культуры как функционально связанного целого он во многом опи­рался на идеи Дюркгейма, некоторые принципиальные положения Дюркгейма (прежде всего о недопустимости психологических и биологических объяснений социальных фактов) были им катего­рически отвергнуты как «метафизические предубеждения».

Суть функционального анализа, по Малиновскому, состоит в том, чтобы связать культурное поведение с человеческими по­требностями. Культура, с его точки зрения, «должна пониматься инструментально, или функционально»: она средство, инстру­мент, «посредник» в достижении человеческих целей. Культура — это «огромный аппарат... благодаря которому человек способен справляться с теми конкретными, специфическими проблемами,

1 Малиновский вовсе не отрицал ценности исторических исследований. Он
говорил, что эволюционная точка зрения должна сохраняться в «любом здравом
описании той или иной культуры» (Малиновский Б, Научная теория культуры. М.,
2000. С. 24), что функциональный подход «не отрицает ценности эволюцион­
ных, или исторических, изысканий. Он просто подводит под них научную базу»
(Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 38). При этом
устанавливались границы применимости «общего принципа» эволюционизма: с
точки зрения Малиновского, об эволюционных стадиях развития можно гово­
рить лишь применительно к конкретным, географически ограниченным культу­
рам, но никак не к «культуре» вообще (Малиновский Б. Научная теория культуры-
С. 26).

2 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 39.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 209

с которыми он сталкивается»1. Эти проблемы проистекают из того основополагающего факта, что люди — биологический вид. Как живое существо, человек обладает определенными органически­ми потребностями и существует в среде, которая дает ему «сырье для работы» и одновременно содержит опасности, угрожающие его жизни. Иначе говоря, культура имеет биологическую основу, и адекватное ее истолкование должно это учитывать: «удовлетво­рение органических, или базисных, потребностей человека и рода составляет минимально необходимый набор условий, которому должна соответствовать любая культура», каждая культура должна «обеспечивать выживание индивидов, продолжение рода и поддер­жание организмов в работоспособном состоянии», и соответствен­но «любая теория культуры должна отталкиваться от органических потребностей человека»2.

Помимо онтологического, Малиновский дает еще и методо­логическое обоснование необходимости отталкиваться в создании теории культуры от органических потребностей: при описании культуры необходимо опираться на ее наблюдаемые и притом по­нятные по смыслу поведенческие проявления, а наиболее понятны среди них именно те, которые связаны с удовлетворением универ­сальных человеческих потребностей3.

Таким образом, функциональный анализ оказывается не­разрывно связан с теорией потребностей. Последняя прописана Малиновским весьма подробно.

С самого начала устанавливается, что «все люди, где бы они ни жили... должны есть, дышать, спать, производить потомство и удалять из организма отходы жизнедеятельности»4. Эти условия, минимально необходимые для выживания индивида и группы, называются базисными потребностями. Каждая такая потребность проявляется в опыте индивида как дискомфортное физиологичес­кое состояние, или «импульс», побуждающий его к устранению дискомфорта. Таких импульсов Малиновский насчитывает 11: побуждение к вдоху, голод, жажда, сексуальный голод, усталость, жажда деятельности, сонливость, давление в мочевом пузыре, дав-

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 33.

2 Там же. С. 33-34,43.

3 Там же. С. 43. Здесь можно усмотреть довольно странную инверсию вебе-
Р°вского принципа инструментальной рациональности (или целерациональнос-
Ти) как опорного идеального типа для конструирования понятного по смыслу
Действия.

4 Там же. С. 45.


210 История социологии

ление в толстой кишке, испуг, боль. Каждый импульс дает начало поведенческой цепочке, которую Малиновский называет «виталь­ной последовательностью» и которая включает три фазы: собствен­но импульс, действие и удовлетворение. Если рассматривать пове­дение такого рода в чистом виде, то оно полностью описывается в терминах анатомии и физиологии. Во все культуры встроены такие витальные последовательности, и вместе с ними в культуру вторгается биологический детерминизм. Сами по себе биологичес­кие аспекты поведения несущественны для изучения культуры; Малиновский констатирует их наличие исключительно с целью подчеркнуть «сущностно физиологический базис культуры»1.

Важнейший факт существования человека в культуре состоит в том, что в условиях культуры эти поведенческие цепочки никогда не проявляются в чистом виде. Каждая витальная последователь­ность модифицируется (разными культурами по-разному) так, что «даже самая элементарная потребность, даже самая независимая от влияний среды биологическая функция не остается совершенно не затронутой воздействием культуры»2. Причем культура трансфор­мирует все стадии витальной поведенческой последовательности: модифицированными оказываются и импульс, и действие, и удов­летворение. Так, в культурном контексте разные виды вдоха могут становиться символами опасности, невежливости, оскорбления, уважения, покорности и т. д.; питание окружается различными та­бу и ограничениями, гигиеническими стандартами и правилами приготовления пищи и т. д.; «удовольствие, доставляемое поло­вым актом, в котором нарушается табу инцеста, совершается суп­ружеская измена или нарушается священный обет целомудрия... приводит к органическим последствиям, которые предопределены культурными ценностями»3. Для терминологического обозначения культурной трансформации биологически укорененного поведения Малиновский заменяет понятие «импульс», которое относится к индивиду, понятием «потребность», которое относится к культуре в целом. Потребность, в этом более строгом смысле, определяется как «система таких внутренних условий человеческого организ­ма, условий культурной среды и связей тех и других с природной средой, которые являются достаточными и необходимыми для выживания группы и индивида»4. Чтобы избежать путаницы (хо-

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 48.

2 Там же. С. 46.
■'Там же. С. 56.
4 Там же.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 211

тя путаница все-таки возникает), Малиновский называет такие преобразованные потребности культурными, производными или вторичными, в противоположность базисным, или биологическим. Культурные потребности соответствуют базисным, но никоим об­разом им не тождественны.

Следующим шагом у Малиновского становится соотнесение базисных потребностей с соответствующими культурными реакци­ями. Вокруг каждой из базисных потребностей происходит крис­таллизация определенных культурных процессов и продуктов1:

 

Базисная потребность Культурная реакция
1. Метаболизм (обмен веществ) Продовольственное обеспечение
2. Воспроизводство (продолжение рода) Родство
3. Телесные удобства Жилище
4. Безопасность Защита
5. Движение Деятельность
6. Рост и развитие Обучение
7. Здоровье Гигиена

Потребности и культурные реакции связаны здесь взаим­ным соответствием. Культурная реакция на каждую потребность включает целый круг различных институтов. Например, в сферу продовольственного обеспечения вовлечены институты сотрапез-ничества, комплексы норм и правил, регулирующих прием пищи (физическую и социальную обстановку трапезы, манеры поведе­ния за столом, места питания, инструментарий и т.п.) и способы ее приготовления, институты производства, распределения и хра­нения продуктов, обмен, деньги, торговля, государственное регу­лирование производства и распределения благ, институты взаи­мопомощи, орудия труда, инвентарь, технологии и т.д. и т.п., т.е. «все те условия, от которых зависит слаженная и ровная работа Цепи [доставки пищи к конечному потребителю, которые] столь же необходимы для биологического поведения, как и помещение пищи в рот, пережевывание, слюноотделение, глотание и пищева­рение»2. Иначе говоря, в цепь продовольственного обеспечения, соединяющую начальные этапы «посева семян и охоты на дичь» и конечную стадию «разделки, пережевывания и проглатывания

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 58. 2Там же. С. 63.


7,12 История социологии

пищи», включены все институты. Столь же широкий спектр инс­титутов включен в другие культурные реакции.

Анализ культурных реакций и включенных в них институ­тов позволил Малиновскому выйти на более высокий уровень обобщения. Поскольку многие институты оказываются вовле­ченными в разные культурные реакции, между институтами и потребностями нет однозначного соответствия. Соответственно каждый институт может одновременно выполнять множество раз­ных функций, и «культура не является и не может быть дублика­том специфических реакций на специфические биологические потребности»1. Иными словами, при всей своей биологической укорененности культура представляет иной порядок связей, не­жели связи биологические. Производные потребности навязы­вают человеку и обществу новый жизненный стандарт и новый, совершенно особый «вторичный тип детерминизма». Культурная трансформация биологических поведенческих цепочек подчиняет человеческую жизнь новым императивам — культурным импера­тивам.

Определить эти императивы Малиновскому помогает анализ культурных реакций на базисные потребности. Каждая из них со­держит четыре параметра: (1) воспитательный, связанный с воспи­танием и обучением; (2) экономический, связанный с поддержани­ем производственной деятельности и включающий материальный аппарат, технические способы, производственные процессы, вла­дение и пользование благами, потребление и «ценностные» (стои­мостные) элементы; (3) нормативный, или юридический, включа­ющий нормы и санкции; (4) политический, связанный с властью, авторитетом и насилием. Эти четыре аспекта обнаруживаются во всех институтах и соответствуют четырем главным инструменталь­ным императивам, присущим любой культуре2:

 

Инструментальные императивы Культурные реакции
1. Культурный аппарат техни­ческих приспособлений и потребительских благ должен производиться, использоваться, поддерживаться и заменяться новым производством Экономика

 

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 76. 'Тамже. С. 88.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 213

 

2. Человеческое поведение с точки зрения его технических, обыч­ных, правовых или моральных предписаний должно быть ко­дифицировано и регулироваться действием и санкцией Социальный контроль
3.Человеческий материал, бла­годаря которому поддержива­ется каждый институт, должен обновляться, формироваться, воспитываться и обеспечиваться исчерпывающим знанием пле­менной традиции Воспитание и образование
4. В рамках каждого института власть должна быть четко оп­ределена, наделена властными полномочиями и оснащена средствами принуждения к вы­полнению ее распоряжени Политическая организация

Инструментальные императивы #не менее настоятельны, чем биологические... и эта настоятельность обусловлена тем фактом, что они инструментально всегда связаны с потребностями орга­низма»1.

Помимо инструментальных, Малиновский выделяет также интегральные императивы. Удовлетворение потребностей не одним, а одновременно многими институтами указывает на его интеграль­ный характер. Интегральное измерение культурных реакций обес­печивает символизм, преобразующий человеческое поведение в культурное поведение и придающий ему смысловую целостность. Это достигается за счет того, что он преобразует физиологическое побуждение в культурную ценность. Суть этой трансформации вы­ражается, например, в том, что аппетит у человека может возни­кать не только в силу нехватки питательных веществ в организме, но и в ответ на присутствие сотрапезников, обычную обстановку трапезы, символические репрезентации пищи и т. д.

Выделение этих императивов позволяет Малиновскому внести важные штрихи в определение природы культуры. Человек как сугу­бо биологическое существо не нуждается в культурных институтах, но, как только они возникают, он уже не может без них обойтись, и они приобретают для него обязывающий, принуждающий харак-ТеР- Человеческое поведение подчинено одновременно двум видам

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 87.


214 История социологии

детерминизма — биологическому и культурному; и хотя второй про­изволен от первого, он к нему не сводится и, сформировавшись действует независимо от него. Иначе говоря, культура имеет био­логические основания, но, сложившись, становится реальностью sui generis, подчиненной своим особым законам. Функционализм трактуется соответственно как «рассмотрение того, что представляет собой культура как детерминирующий принцип... [и] какое добав­ление к индивидуальному и коллективному поведению она с собой несет»1. В самом общем плане указанное «добавление» состоит в привнесении в человеческое поведение целостного, интегрального измерения: «Нигде не существует простого или однонаправленно ориентированного культурного аппарата, нацеленного исключи­тельно на утоление голода, воспроизводство, безопасность или ох­рану здоровья. Что реально обнаруживается, так это цепь институ­тов, которые в каждом звене связаны друг с другом, но вместе с тем фактически фигурируют под тем или иным особым названием»2. Такая интегральная культурная целостность и есть тот контекст, в котором должно изучаться любое отдельное культурное явление.

Функция (центральное понятие функционального анализа) определяется как «удовлетворение потребности посредством неко­торой деятельности, в которой люди сотрудничают друг с другом, пользуются артефактами и потребляют блага»3. В силу интеграль­ного характера культуры функция также нуждается в «интегральном определении», т. е. должна соотноситься с культурой как целым. В свою очередь полнота и самодостаточность каждой отдельной культуры «определяется тем, что она дает удовлетворение всему спектру базисных, инструментальных и интегративных потребно­стей»4. Связь культурных институтов с потребностями трактуется Малиновским столь жестко, что, по его мнению, «ни одна важная система деятельности не сможет существовать, если она не связана прямо или косвенно с человеческими потребностями и их удов­летворением»5. Фактически это означает, что каждое культурное явление в силу самого факта своего существования должно быть так или иначе функциональным. Данное утверждение, названное позже постулатом универсальной функциональности, подверг убе­дительной критике Р. Мертон.

1 Малиновский Б. Научная теория культуры // Культурология... С. 80.

2 Там же. С. 74.

3 Там же. С. 35.

4 Там же. С. 37.

5 Малиновский Б. Научная теория культуры. С. 101.


СОЦИОЛОГИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ 215

Схема анализа, предложенная Малиновским, содержит не­мало противоречий и иных недостатков. Тем не менее она была многими принята и оказалась в свое время весьма плодотворной для полевых исследований.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ социологии (XIX - первая половина XX века)

классический университетский учебник... Серия основана в году по инициативе ректора... МГУ им М В Ломоносова академика РАН В А Садовничего...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функциональный анализ и теория потребностей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Под общей редакцией профессора В.И. Добренькова
Учебник Допущено Учебно-методическим объединением по классическому университетскому образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведени

Е.К. Прокудина, А. Б. Рахманов
Авторский коллектив: В.И. Добреньков— «Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития». В.А. Кудрявцев

Социология на пороге третьего тысячелетия: некоторые итоги и перспективы развития
Состояние социологической теории в любой исторический период определяется прежде всего двумя базисными моментами. Первый состоит в том, что социология всегда стремится темати-зировать, описать и те

История социологии

Развитие философии и естествознания в XVII-XVIII вв.
После коперниковского переворота в науке стремительно раз­рабатывались математические и экспериментальные методы ис­следования природы, шло комплексное накопление фактического материала и его систе

История социологии

И социально-политических учений XVII—XVIII вв.
Большую роль в становлении социологии сыграли философ­ские теории, либо напрямую связанные с осмыслением успехов естествознания, либо изучающие социально-политическую орга­низацию общества. Отметим

История социологии

Просвещение и материализм во Франции в XVIII в.
В XVIII в. во Франции, отстававшей в политическом и эко­номическом отношении от Англии и Нидерландов, стали усилен­ными темпами развиваться капиталистические элементы ведения экономической деятельн

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

Философские основы социологического учения О. Конта
Критически оценив состояние современной ему обществен­ной науки, Конт проделал огромную работу по созданию своей фи-лософско-социологической системы взглядов, которая включала позитивную философию,

История социологии

История социологии

Основные положения социологической концепции О. Конта
Как один из возможных ответов на вопрос, почему у Конта нет достаточно разработанной гносеологии, может быть упомина­ние о том, что основной целью его научных изысканий было пос­троение позитивной

История социологии

Учение о социальной динамике
В основу своего теоретического обоснования идеи обществен­ного развития Конт положил понятие человеческой природы. Он выдвинул несколько тезисов, главный из которых утверждает, что в природе челове

Учение о социальной статике
Кроме социальной динамики наука об обществе у Конта со­держит учение о социальной статике. Если в социальной дина­мике Конт рассматривает общественное развитие и его законы, то в социальной статике

Методе социологической науки
Специфика явлений социальной действительности обуслов­ливает необходимость в специальном методе исследования. Метод социологической науки мыслится Контом как самый многослож­ный, так как усложнение

Идея социального прогресса
При построении учения об обществе французский социолог продолжает развивать идею прогрессивной эволюции, заимс­твованную им из философско-исторических взглядов Кондорсе, Тюрго и Сен-Симона, которая

Позитивная политика О. Конта
Система «позитивной» политики, к созданию которой Конт приступает после написания «Курса положительной философии», представляет собой попытку применить принципы «позитивной» философии и социологии

История социологии

Историческое значение учения О. Конта
Огюст Конт, создавая свое философско-социологическое уче­ние, рассчитывал на его жизнеспособность во всех слоях обще­ства, так как верил в его универсальную социальную значимость. Однако даже те ис

История социологии

Краткая биография
Дюркгейм Эмиль (1858—1917) — французский социо­лог и философ. Родился в семье потомственного раввина. Предполагалось, что и Эмиль станет раввином. С этой целью он изучал древнееврейский язык, Тору

Предмет, метод и предназначение социологии
Дюркгейм внес существенный вклад в становление социоло­гии как науки. Его вдохновила выдвинутая Контом задача созда­ния позитивной социальной науки по образцу естественных наук. Подобно тому как пр

История социологии

Коллективное и индивидуальное
Под социальными фактами Дюркгейм имеет в виду, таким образом, не все происходящие в обществе явления, даже если они представляют какой-либо социальный интерес. «Каждый инди­вид ест, пьет, спит, рас

История социологии

Социальная реальность как предмет социологии
Предметом социологии является социальная реальность, ре­альность особого рода, не сводимая ни к биологической, ни к пси­хической реальности, воплощенной в индивидах. Но социальная реальность, подоб

История социологии

Предназначение социологии
Предназначение социологии заключается в том, чтобы всем стало понятно, что общество и его институты имеют постоянный, устойчивый способ существования и свою особую природу, не зависящую

История социологии
кто, расходясь с

Механизмы и типы социальной интеграции
Чем обеспечивается социальная солидарность? Каким обра­зом совокупность индивидов с их противоречивыми и зачастую эгоистическими интересами может составить общество? Ответу на эти вопросы (а в боле

История социологии
так что былое моральное единство разрушается. По мере усложне­ния моральной жизни и усиления взаимозависимости разных ви­дов деятельности происходят изменения и в религиозной сфере (их по-преж

История социологии
Дюркгейм показывает, что в христианском средневековье берет на­чало секуляризация государства, экономики и других социальных институтов. Современное индустриальное общество характериз

Индивидуализм — угроза социальной дезинтеграции
Однако утверждение, будто индивидуализм угрожает социаль­ной интеграции далеко не бесспорен. С одной стороны, современ­ное общество предоставляет индивиду большую самостоятельность суждения и дейст

История социологии
даже в самом сво

Ценностно-нормативная система общества
Вобществе механической солидарности, которое социализи­рует индивида так, что лишает его собственной индивидуальности и 1 Дюркгейм Э. О разделении общест

История социологии

Социальное развитие и социальная стабильность. Кризис современного общества
Как было уже сказано, основной принцип, на котором строит­ся социология Дюркгейма, заключается в рассмотрении общества как верховной самодостаточной реальности, конституируемой об­щепринятыми веров

История социологии

Общество и религия
Дюркгейм исходил из того, что религия встречается во всех известных нам обществах и представляет собой в этом смысле уни­версальный феномен. Это позволяло предположить, что религия выполняет в обще

Религия как «коллективное представление». Религия и общество в их взаимодействии
Социальное поведение людей опирается на интерпретацию реальности, которая должна быть «внятна» всем участникам «кол­лективных действий», представляя собой общепринятое толкование вещей, «картину ми

История социологии
темы. Он показывает, что составляющие общество социальные факты находятся между собой в строгой детермин

Социальная функция религии
Общество конституируется общепринятыми верованиями, нормами, ценностями, которые не произвольны и для отдельных индивидов являются обязательными, т.е. способны оказывать на них внешнее принуждение.

Священное и профанное
Религия способна выполнять интегрирующую общество фун­кцию благодаря тому, что она относит все существующее к одной из двух категорий — священному или профанному. В представлении о священном выраже

Религиозная картина мира и социальная реальность
Рассмотрение религии в качестве объекта социокультурного анализа позволяет не только увидеть, каким образом в ней выра­батывается характерный для того или иного общества культурный код, т.е. систем

Тотемизм как элементарная форма религии
Дюркгейм — первый великий представитель интегративной концепции религии, которая видит ее функцию в том, чтобы ин­тегрировать индивида в социум. Он объясняет эту функцию веро­ваний, основываясь на

История социологии

Секуляризация: возможно ли общество без религии?
Рассмотренная Дюркгеймом элементарная форма религии в виде тотемизма обеспечивает выполнение интегративной функ­ции, собственно, только в обществе, где господствующей является «механическая солидар

История социологии

Общая характеристика психологической социологии
Формирование психологической социологии было одним из наиболее значительных явлений в процессе возникновения и раз­вития социологии как науки об обществе. Она оказала огромное воздействие на содерж

Психологическая социология Г. Тарда
Большое влияние на формирование и развитие психологи­ческой социологии оказал один из ее основоположников, фран­цузский криминалист и социолог, профессор новой философии в Коллеж де Франс Габриэль

История социологии
Осуществляя психологизацию социологии, Тард ориенти­ровался главным образом на поиск научно значимых фак

История социологии
В целом для учен

История социологии

Психологическая социология Г. Лебона
Весьма значительное воздействие на формирование психо­логической социологии оказали идеи и концепции французского социолога, социального психолога, историка, антрополога и ар­хеолога, доктора медиц

История социологии

Некоторые итоги. Психологическая социология во второй половине XIX— начале XX в.
Формирование и развитие психологической социологии осу­ществлялось в непосредственной связи с многомерными и проти­воречивыми процессами создания cqциoлoгии как новой науки об обществе и было одним

Краткая биография Дж. Ст. Милля
Джон Стюарт Милль родился 20 мая 1806 г. в Лондоне, в семье известного ученого Джеймса Милля. Огромное впечатление на юного Милля произвело чтение в 1821—1822 гг. произведений Бентама. В н

Теоретические источники социологии Дж. Ст. Милля
Джон Стюарт Милль был сыном Джеймса Милля — известно­го историка, психолога, сподвижника утилитариста И. Бентама. В возрасте 20 лет Дж. Ст. Милль, разочаровавшись в традици­онно утилитарис

Индуктивная логика как методология социальных наук. Проблема метода
Одной из получивших наибольший исторический резонанс фундаментальных работ Милля стала «Система логики силлогис­тической и интуитивистской» (1843). В ней ученый на основе эм­пиризма и ассоциативной

История социологии

Социология в системе нравственных наук. Взгляды на общество
Первые пять книг «Системы логики» служат как бы введением к последней, шестой книге, посвященной «логике нравственных наук», в которой Милль обосновал систему нравственных наук. В эту систему он вк

История социологии
поступки отдельн

Социально-политические взгляды. Учение о морали. Рассуждения о свободе
Деятельность Милля относится к эпохе бурного роста капита­лизма и связанных с ним либеральных преобразований в Англии: проведения парламентских реформ, утверждения свободной тор­говли, демократизац

История социологии

Историческое значение учения Дж. Ст. Милля
Взгляды Милля, и особенно его книга «Система логики», пользовались значительным успехом в буржуазно-либеральных кругах того времени. Следует отметить, что пик популярности СОЦИОЛОГИЯ

История социологии

Жизненный путь и основные работы
Г. Спенсер родился 27 апреля 1820 г. в Дерби, на юге Англии, в семье местного школьного учителя. Кроме него у его родителей было еще шестеро детей, из которых пятеро умерли во младен­честве. Детски

И теория универсальной эволюции
Социологическая концепция разрабатывалась Спенсером в рамках «синтетической философии», стержнем которой была тео­рия универсальной эволюции. Основные принципы синтетической философии получили подр

Обоснование возможности социологии как науки
Отталкиваясь от понимания науки как обобщенного знания о той или иной области явлений, которое выявляет и фиксирует присущие этой области закономерности посредством системати­ческого применения нау

История социологии

Предмет и задачи социологии
Предметная область социологии определяется особым ха­рактером явлений надорганического порядка. С точки зрения Спенсера, ее образуют «процессы и продукты, предполагающие координированные действия м

Специфические затруднения, стоящие перед социологией
Решение задач, стоящих перед социологией, наталкивается на ряд препятствий, которые неизбежно искажают получаемые научные выводы, естественным образом снижая их надежность и достоверность: «Вследст

История социологии

История социологии
(в частности, ск

И методы социологического исследования
Спенсер не ставил перед собой задачи дать концентрирован­ное и сжатое изложение правил социологического метода. Тем не менее в работе «Изучение социологии» имеется ряд достаточно четко сформулирова

Общественное развитие и его факторы
И общественное развитие, и развитие явлений низшего по­рядка Спенсер рассматривал как результат совокупного действия естественных сил (или «факторов»). Общества как особые сверх­органические образо

Основные структурные закономерности развития социальных систем
Как уже говорилось, предметом особого интереса для соци­ологии, по мнению Спенсера, служат рост, развитие, строение и функции общественных агрегатов. Рост общества является одним из важнейших факто

История социологии

История социологии

Структура общества
Важным разделом спенсеровской социологии, получившим широкую известность и оказавшим значительное влияние на даль­нейшее развитие социологической теории, был общий анализ строения общества, предста

Системы органов» социального организма
Опираясь на органическую аналогию и общее представление о том, что любая органическая система представляет собой систему дифференцированных «органов», связанных друг с другом отно­шениями взаимозав

Значение социологических идей Спенсера
Судьба социологических идей Спенсера сложилась крайне не­однозначно. С одной стороны, в конце XIX — начале XX в. Спенсер 1 Спенсер Г. Основания социологии. Т. I. С. 348—3

Социальной антропологии
В Англии первой половины XX в. развитие социологии про­исходило весьма своеобразным способом. Отчасти это было свя­зано с тем, что английская социологическая традиция со времен Г. Спенсера не прово

Функционализм Бронислава Малиновского
Бронислав Каспер Малиновский (1884—1942) — одна из яр­чайших фигур в социальной мысли первой половины XX в. Он Родился в Кракове, там же изучал физико-математические науки в Ягеллонском

Теория, метод и полевые исследования
Малиновский исходил из того, что для создания полноценной научной теории культуры необходимо опираться на «общее пони­мание природы науки». Прежде всего такая теория должна быть СОЦИО

История социологии
понятия и

Культура как предмет исследования
Из вышесказанного видно, что социально-антропологичес­кая «теория» в том смысле, в каком о ней говорит Малиновский, представляет собой в значительной степени то, что сегодня мож­но было бы назвать

История социологии

Сравнительная социология Альфреда Р. Рэдклифф-Брауна
Другой ведущей фигурой в британской социальной антропо­логии первой половины XX в. был Альфред Реджинальд Рэдклифф-Браун (1881-1955). Он родился в Бирмингеме, учился в Кембридже. В юности он увлека

Метод, теория и полевые исследования
Нередко отмечается, что Рэдклифф-Браун был едва ли не первым среди социальных антропологов, кто имел серьез­ную философскую подготовку. Это нашло выражение в той серьезности, с которой он подошел к

История социологии
мировалась под влиянием У. Уэвелла и А. Уайтхеда. Вопросы относящиеся к определению природы социальной реальнос­ти и методу ее изучения, затрагиваются почти во всех его ра­ботах. Эмпиричес

История социологии
делалось в критической литературе. Он считал, что «конфликт между социологией и историей... вовсе не обязателен»; с его точки зрения, это всего лишь разные подходы, которые «не противоре­чат друг д

Природа социальной реальности
Социальную реальность Рэдклифф-Браун трактует в дюр-кгеймовском духе как особую, самостоятельную реальность, не сводимую ни к каким другим, и в эту трактовку он привносит ряд моментов, которых у Дю

История социологии
ности в «совокупную деятельность, частью которой она является», некоторой связью с «необходимыми условия

Социальная структура и социальная морфология
Социальная антропология подразделяется Рэдклифф-Брауном на три основных раздела: (1) социальную морфологию, (2) соци­альную физиологию и (3) изучение изменения и развития, в том числе эволюции. Наи

И эмпирическую социологию
И Малиновский, и Рэдклифф-Браун оставили заметный след в истории социальной науки. При этом в социальной антрополо­гии и социологии как обособленных друг от друга дисциплинах их влияние проявилось

Жизнь и деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса
Карл Маркс родился 5 мая 1818 года в семье адвоката в Трире, входившем в состав Рейнской провинции Прусского королевства1. Рейнская провинция в эти времена была самой экономически и куль

Социологические идеи К. Маркса и Ф. Энгельса
Основные труды. В научном плане жизнь Маркса и Энгельса — неутомимая работа над многочисленными книгами, статьями, письмами, составившими многотомное наследие. Среди них выделим сле

Теоретические источники. Общие положения. К. Маркс и Ф. Энгельс как социологи
Развитие философской, политической и социальной мысли XIX столетия невозможно представить без анализа участия в этом процессе выдающихся ученых — К. Маркса и Ф. Энгельса. СОЦИОЛОГИЯ Г

Теория социальных изменений. Понятие революции
В предисловии к работе «К критике политической экономии» Маркс пишет: «В общих чертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обоз­начить как прогресси

Политика, государство и право в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса
С позиции учения Маркса любая общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или косвенно связано с классовыми интересами и проблемой власти. Иначе говоря,

История социологии

Социально-политические взгляды. Проблема идеологии
Термин «идеология» был введен в 1796 г. французским фи­лософом Дестютом де Траси (1754—1836). Он использовал его для обозначения новой науки «об идеях», которая имеет своей целью вскрыть механизмы

Практическое значение марксизма
Вполне закономерно рассматривать учение Маркса и Энгельса как продукт своего времени, а не как высшую точку и завершение эволюции мировой политической мысли. Такой подход предпо­лагает неизбежную и

Социологическая теория капиталистического общества марксизма
Становление социологической теории капиталистического общества В развитии теории социологической теории капиталистичес­кого общества марксизма выделяются стадия становления (работы

История социологии

Зрелая социологическая теория капиталистического общества
Способ производства Социологическая теория капиталистического общества Маркса и Энгельса наиболее систематично и детально была разработана в «Капитале» и экономических рукописях 60-

История социологии

История социологии

История социологии

История социологии

Жизнь и труды
Фердинанд Теннис родился 26 июля 1855 г. вблизи Ольден-сворта (Шлеэвиг), в семье богатого землевладельца. Изучал клас­сическую филологию в университетах Страсбурга, Йены, Бонна, Лейпцига и Тюбинген

Исходная ситуация
О становлении социологии. Появление науки об обществе, на­зываемой социологией, свидетельствовало о саморефлексии буржу­азного общества, охарактеризованной Максом Вебером понятием «расколдов

Система социологии
Разделение социологии на общую и специальную, а специ­альной — на чистую, прикладную и эмпирическую образует, в поз-Дней интерпретации Тенниса, систему социологии. Наибольшее Влияние име

Влияние на социологию в XX в.
Всоциологии до сих пор продолжаются споры о содержании и применении предложенной Теннисом понятийной дихотомии общности и общества. Эта дихотомия встречается как в эмпи­рических со

Комментарии к социологии Тенниса
Тот факт, что раннее произведение «Общность (община) и общество» пережило все остальные труды Тенниса, побуждает задуматься над причинами селективной рецепции. Некоторые из них вполне очевидны: рас

Краткая биография. Философия и социология Г. Зиммеля
Георг Зиммель (1858, Берлин — 1918, Страсбург) — не­мецкий философ и социолог. Закончил философский факуль­тет Берлинского университета. Посещал лекции Т. Моммзена, Г. фон Трейчке, И. Дройзена, В.

Основные черты социологии как науки
Социологическая концепция Георга Зиммеля, как было уже сказано, неотделима от философии, от изучения предпосылок со­циологии как науки, от философского анализа социологии. Более того, когерентность

История социологии

Предмет и метод социологии
Социологическое познание радикальным образом отличает­ся от естественнонаучного познания. Главная задача социологи­ческого исследования, по Зиммелю, — исследование социальных форм и культурных соде

И теория общества как совокупности кругов общения
Теорию общества как совокупности кругов общения Зиммель разрабатывает на основе принципа методологического индивидуа­лизма, утверждающего исторический и методологический приори­тет отдельного социа

История социологии

Общество как совокупность социальных форм
Теория общества как теория «социального уровня», как со­вокупности социальных форм является специфической и ориги­нальной разработкой Зиммеля. Она явилась теоретическим ядром, давшим всей социологи

История социологии

Общество и его развитие. Капиталистическое общество
Теория социального развития является у Г. Зиммеля компо­нентом общей теории общества. Она вплетена во все его рассуж­дения об обществе, в его критику предшествующей социологи­ческой теории. Более т

История социологии
ветствующих форм

Биографический очерк
Карл Эмиль Максимилиан Вебер (Макс Вебер) родился 21 ап­реля 1864 г. в Эрфурте, в семье, принадлежавшей к самым богатым слоям германской предпринимательской элиты XIX в. Его отец, дол­гие годы пред

История социологии

Научная деятельность
Макс Вебер не создал законченного целостного труда по социо­логии. При его жизни вышли статьи по методологии социально­го познания и работы по социологии религии. Рукописи Вебера по э

История социологии

Теория познания и методология
) В ряде трудов по понимающей социологии1 в начале своих социологических исследований Вебер изложил некоторые методо­логические и гносеологические принципы социологии, что было вп

История социологии

Экономическая социология
Основные категории. Ключевое понятие экономической со­циологии Вебера — экономическое (хозяйственное) действие (а не труд, как это было, например, в классической политэкономии, или полезност

Социология власти
Основные понятия социологии власти Вебера — «власть» и «господство» — задаются просто, но их применение вплетено в сложную сеть социальных связей. Вебер предпочитает «аморфно­му» понятию «власть» (

Социология религии
1. Социология религии. В трудах Вебера можно проследить свое­образную эволюцию его познавательного интереса к религии, в которой отражается постепенный переход к социологическому взгляду на

Другие социологические исследования
Социология права. Вебер весьма подробно проанализировал систематику и развитие права в своей социологии, но здесь мы подробно не будем касаться этого, поскольку не в них главное со-

Восприятие и влияние Вебера
Вебер не создал социологической школы, не оставил учени­ков, глубокое изучение его трудов началось лишь после его смер­ти. Начавшееся в 1920-е гг. в Германии обсуждение трудов Вебера было прервано

История социологии
2. Bre

Социология как понимающая наука
Задачей эмпирической науки, каковой, по мнению М. Вебера, является социология, не может быть создание обязательных норм * В данном разделе не рассматриваются подробно те социологические во

История социологии

Каузальное объяснение и понятие закона
М. Вебер разрабатывает принцип каузального объяснения социальных явлений в рамках своей теории понимания и смысла социального действия.

Понятие общества
Методологические утверждения Вебера, касающиеся приро­ды общих понятий, которые являются результатом продуктивной способности нашего мышления, но которые не являются ни объ­ективными сущностями, ни

История социологии

Основные механизмы развития общества
Составной часть веберовской концепции общества являет­ся теория социального развития и изменения. Именно в рамках теории общества им разрабатываются основные механизмы его трансформации. Г

Теория капиталистического общества
Теория капитализма, как содержательная концепция обще­ства, у М. Вебера жестко связана с его методологической кон­цепцией общества. Капитализм возникает и существует как со­вокупность содержательно

Предварительные методологические замечания
Здесь следует остановиться на одном, важном для понимания веберовской теории капиталистического общества, методологи­ческом моменте. Напомним, что специфичность познавательной цели любого исследова

Капиталистическое общество
Концепция капитализма строится М. Вебером на основе ана­лиза определенных черт крупной промышленности. В результате конструируется «идеальный тип» капиталистического хозяйства и утопия капиталистич

История социологии
оборону, которые

Ммам^^^ня
СОЦИОЛОГИЯ ГЕРМАНИИ 395 Средневековый город в эпоху господства цехов выработал в своей политике особое направление — городскую хозяйственную политику. Ее целью было сохранение условий зара

Жизнь и труды
Гаэтано Моска — выдающийся итальянский социолог и политолог, юрист, государственный деятель. Известный италь­янский исследователь его жизни и деятельности Э. Альбертони характеризует Моску как «тип

История социологии
позиций1

Предмет и метод социологии
На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер, Дж.С Милль, классики анг­лийской политической экономии, К. Маркс. Сам Моска назвал в числе вдохновителей св

История социологии

Значение идей Г. Моски
Долгое время идеи Гаэтано Моски были малоизвестны среди мировой научной общественности: он находился в тени своего со­отечественника Вильфредо Парето, чья созвучная теории полити­ческого класса, но

Жизнь, творчество, эпоха, личность
Парето (Pareto) Федерико Вильфредо1 — выдающийся италь­янский социолог, социальный философ и экономист. Будущий ученый родился 15 июля 1848 г. в Париже, в семье итальянского инж

История социологии

История социологии

А. Оппозиция логичных и нелогичных действий как исходноеотношение социальной системы. Теория действия Парето и теория действия Вебера
Опыт инженера и организатора, занятия публицистикой и экономической наукой поставили перед мыслью Вильфредо Парето проблему влияния на экономику политики, морали, религии, дру­гих форм сознания и с

Б. Теория осадков
Логичные действия, как уже было сказано, преобладают в сфере экономики, в естественных (логико-экспериментальных) науках, имеют определенное распространение в военном деле, юриспруденции и политике

История социологии

В. Теория дериваций
Благодаря воздействию осадков «инстинкта комбинаций» лю­ди стремятся представить свои нелогичные действия как логичные, рационализировать их. Способами такой рационализации являют­ся деривации

История социологии

А. Общество как динамическая равновесная система четырех динамических равновесных систем
После завершения аналитического исследования наиболее важных элементов социальной системы в отвлечении от соци­альной системы как таковой Парето обращается к рассмотрению общества как целостности.

Оценка социологических идей Парето и их восприятие
Современный итальянский социолог Ф. Ферраротти охаракте­ризовал Парето следующим образом: «Нет сомнения, что речь идет о сложной личности, в которой отражались с большой четкостью конфликты и напря

История социологии

История социологии
3.

Жизнь и труды
Роберт Михельс — выдающийся немецко-итальянский соци­олог и политолог. Михельс родился 9 января 1876 г. в Кельне, в бо­гатой и родовитой буржуазной семье. Его отец был миллионером, советником город

Методологические и общесоциологические взгляды Михельса
Наибольшее идейное влияние, помимо Г. Моски, В. Парето и М. Вебера, на Михельса оказали К. Маркс, Ж.-П. Прудон, тео­ретики анархизма Ж. Сорель, Ю. Лагардель. В отличие от Моски и Парето Ро

Социология партий. Теория олигархизации
Главная книга Роберта Михельса «К социологии партий при демократии. Исследование олигархических тенденций жиз­ни групп» была призвана развить традиции теорий элит Моски и 1 M

История социологии

История социологии

Уильям Грэм Самнер
Среди «отцов-основателей» американской социологии вы­деляется Уильям Грэм Самнер (1840—1912). Подобно многим первым социологам, он начинал свою профессиональную карье­ру отнюдь не в области гуманит

Альбион Смолл
Одной из самых ярких фигур в ранней американской соци­ологии был Альбион Смолл (1854—1926). Как и Самнер, он начи­нал свою карьеру теологом, затем десять лет преподавал историю и экономику в Колби

Лестер Франк Уорд
Лестер Франк Уорд (1841—1913) назван соотечественни­ками «американским Аристотелем»3. Он один из тех пионеров американской социологии, кто достиг мировой известности. Его по праву причис

История социологии

История социологии
человеческие потребности уже на групповом уровне. Учение Уорда о коллективном телезисе, представляющем с

Франклин Генри Гиддингс
Крупный вклад в становление, институционализацию и теоре­тическое оформление социологии внес профессор Колумбийского университета Франклин Генри Гиддингс(1855—1931). Он при­шел в с

История социологии

История социологии

История социологии
Принципиально ва

История социологии
собой организаци

История социологии

История социологии
5.

Предыстория и предпосылки формирования Чикагской школы
С середины 10-х до середины 30-х гг. XX в. крупнейшим цен­тром социологической науки в США стал социологический фа­культет Чикагского университета. Это был первый в мире соци­ологический факультет,

Чикагская школа: общая характеристика
Деятельность Чикагской школы охватывает период с 1915 по 1934 г., что хронологически совпадает с периодом работы в Чикаго Роберта Эзры Парка (1864—1944), самого яркого представителя этой школы и ее

Социально-экологический подход
Основные принципы социально-экологического подхода наи­более полно освещаются в статьях Р. Парка «Экология человека»1, «Физика и общество»2, «Городское сообщество как простран

История социологии
биотической стих

История социологии

Четыре уровня организации сообщества
Парк не ограничился дихотомией биотического и культурно­го, выделив в эволюции сообщества четыре стадии, каждая из ко­торых конституирует свой особый порядок (или уровень) органи­зации. Соответстве

История социологии

История социологии

Город как объект исследования
Основным объектом изучения для социологов Чикагской школы стали городские сообщества, прежде всего Чикаго. Город, в представлении Парка и его соратников, был не просто одним из возможных объ

История социологии
ного к локальной

История социологии

История социологии

История социологии

Другие исследования
Весь период деятельности Чикагской школы отмечен много­численными прикладными исследованиями, охватившими фак­тически весь Чикаго и самые разные аспекты его существования. Эти исследования были сос

История социологии

История социологии
3. Парк Р.Э.

Краткая биография
Дж. Г. Мид (27 февраля 1863 г.) родился в г. Саут-Хадли шта­та Массачусетс. Он был вторым ребенком и единственным сыном Хайрама Мида, пастора конгрегационалистской церкви городка, и Элизабет Сторрз

Социальная форма жизни
Писать о Джордже Герберте Миде как социологе — задача не из легких. Это все равно, что писать о социологе Зигмунде Фрейде или Карле Марксе. Всех троих социологами «сделало» время, а С

История социологии
не способен видеть, что там. ...Но он не теряет сознания в другом смысле. ...Потеря сознания не означает потерю некоторой реаль­ной сущности, но только разрыв чьих-либо отношений с опытным восприят

Self, или мое собственное Я
Итак, в основе рассуждений Мида о характере и свойствах социального лежит понимание не природы человека,а специфики человеческого опыта.Ученого интересует функцион

Социализация
В нормальном случае человек начинает соотносить себя с дру­гими вскоре после рождения. Однако в раннем детстве дитя, как, правило, «обращается к своему собственному Я в третьем лице. По сути своей

История социологии
социального или группового поведения, в котором оно вместе с другими участвует»3. Мое собственное Я, таким образом, воплощает в себе всю со­вокупность социальных связей, ко

И те, или Я-субъект и Я-объект
Способность эта, по Миду, зиждется на динамической, точ­нее, диалогической природемоего собственного Я, не имеющего постоянного, ярко выраженного центра и работающего в «двух режим

Социальное действие
Действие — всеобъемлющее и постоянно присутствующее в социальной теории Мида понятие. «...Все происходит в теле дейс­твия. Это действие может быть отложенным, но не существует ничего, что было бы с

История социологии
степени раздражения и злобы (а). Положим, его ответчик (В) в ужасе и страхе отступает (Ь). Поведение А указывает нам на содер­жание его действий а, поведение В — на Ь. Но о каком взаимопо­нима

Язык — это социальный процесс
Обретение смыслового пространства немыслимо без языка — самого важного и значимого символа, повсеместно используемого людьми в социальной жизни. Понятие «язык» у Мида много шире понятия «речь», ибо

История социологии
себе его смысл. Мы, кроме того, строим свою речь в зависимости от нашего представления о своем собеседнике. «Именно через та­кое участие — принятие позиций других — формируется особый характер

О роли науки и призвании ученого
За каждой социальной схемой всегда стоит представление уче­ного об «идеальном», или наиболее разумном, устройстве обще­ства. Если исследователь с самого начала стремится воспроизвести его в своей т

Символический интеракционизм в современной социологии
Вотечественной комментирующей литературе традицион­но выделяют три направления развития интеракционизма после Мида. Первые два получили свое название по местоположению академически

СОЦИОЛОГИЯ США 561
ят Мэнфорд Кун, Уильям Колб, Т. Партленд, Бернард Мельцер, Ларри Рейнольде. Обвиняя Чикагскую школу в фетишизации повседневной жизни, они ратуют за возвращение макроанализа в социологию. Для них та

История социологии
враждебное окружение. С точки зрения действующего лица, мир становится менее «рациональным», т.е. менее подвластным конт­ролю, проблемным. Наблюдается информационная асимметрия: не «обобщенный

Социология Питирима Сорокина
Два периода творческой биографии 11.А. Сорокина (общая характеристика) Выдающийся социолог XX столетия Питирим Александрович Сорокин (1889—1968) вошел в историю мировой на

История социологии
диций. Мать П. Сорокина была из народности коми, и мальчик с детства свободно пользовался двумя языками. Свое начальное и среднее образование П. Сорокин получил в провинциальных школа

История социологии
Как ученый-социолог П. Сорокин формировался под вли­янием своих первых учителей, крупнейших представителей оте­чественного позитивизма, прямых последователей О. Конта и Г. Спенсера. От них он унасл

История социологии
бесконечного числа поведенческих актов, реализуемых каждым отдельным человеком в бесчисленных комбинациях. В вопросе о карах и наградах, широко обсуждавшемся в то время обществоведами

Основные темы научных исследований
П.А. Сорокина после 1922 г. (американский период)1 Центральной темой социологии Сорокина в американский период его деятельности, разработку которой он начал еще

История социологии
эпохи вплоть до VI в., когда на смену ей пришла христианская идеациональная культура. Господство последней длилось до XII в. В конце XII в. снова начинается процесс дезинтеграции культуры, в резуль

Педагогическая и научно-организационная деятельность П.А. Сорокина в США
Опыт организатора науки и университетского профессора, приобретенный Сорокиным в молодые годы на родине, весьма пригодился ему во время его пребывания в США. Здесь он сразу СОЦИОЛОГИЯ

История социологии
В 1945 г. П. Сорокин приступил к организации Гарвардского исследовательского центра по созидающему альтруизму. Задачу Центра он формулировал как исторически ответственную, не­обходимую всему ч

История социологии
(в университетах Канады); издание сорокинских сборников и спе­циально посвященных П. Сорокину выпусков в виде приложения к социологическим журналам (такие выпуски выходили в странах Латинской

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги