На тему


«Использование традиционных народных
инструментов в народно – певческом творчестве»


Выполнила:
студентка 3 курса отделения
«Сольное и хоровое народное пение»
Шабогина Ирина
Преподаватель: Бесчётнова М.В

БАЛАШОВ
2012 г.

План

1.Введение.
2. Народные инструменты и их виды.
3.Инструментальное сопровождение в народном хоре и фольклорном ансамбле.
4.Важность народных инструментов в современном мире.
5.Литература

 

Введение

Народное музыкально-певческое исполнительство – особый жанр искусства, отличающийся ярко выраженной национально-самобытной спецификой исполнения, восходящей к многовековой крестьянской культуре. Это – особая манера пения, обладающая специфичной характерностью звучания и особенностью использования выразительных средств. Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой, льющейся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовления немудреных народных инструментов, и знал как на них играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину, а из дощечки трещотку. В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.
Довольно сложную задачу представляет собой овладение традициями инструментального фольклорного исполнения. Трудность заключается в том, что умением играть «по-народному» владеют единицы, поскольку этому практически нигде не обучают, а подлинных мастеров остаётся всё меньше и меньше.


Какие условия следует соблюдать, обращаясь к фольклорному инструментальному искусству? Прежде всего, необходимо знать географию каждого инструмента, то есть регион или область его распространения. Известно, например, что кугиклы широко распространены в Курской области, меньше в Брянской области, частично в Калужской и Смоленской областях. Скрипка – в Курской и Смоленской областях. Жалейка – повсеместно во всех южных областях. Балалайка и гармошка (хромка, ливенка, тальянка, саратовская и т.д.) – по всей России. Пастуший барабан («барабанка», «стукоталка») ещё сохранился в Ивановской, Костромской, Вологодской областях.


Сведения о бытовании инструментов необходимы, коль скоро поставлена задача на приближение к подлинной традиции. Создавая музыкальное сопровождение, следует, по-возможности, учитывать особенности географического распространения каждого инструмента и не применять его в песнях тех регионов, где он традиционно не используется, а, главное, решить, нужен ли музыкальный инструмент для исполнения данной песни вообще.
В фольклорной практике существуют определённые традиции соединения нескольких инструментов в ансамбль. Например, в Курской области круговые пляски «Тимоня» и «Чебатуха» сопровождаются кугиклами, жалейкой, скрипкой или балалайкой; Брянскую пятёрку «Галя» сопровождает балалайка и гармошка и т.д.


Думается, что устоявшиеся традиции нужно сохранить, а при отсутствии необходимого инструмента заменить его на близкий или похожий, а не контрастный инструмент.


Возможны случаи, когда отсутствие инструмента вообще может частично разрушить музыкально-песенную стилевую традицию или сделать её похожей на другую. Например, в фольклоре терских казаков в плясовых песнях произошло интересное слияние русской музыкальной культуры в пении с кавказскими ритмами в сопровождении.


Приступая к освоению инструментальной фольклорной традиции, руководителю не только необходимо знать, где и как распространён тот или иной инструмент, но и какова его роль в концертной программе, для чего и каким образом будет использоваться инструментарий в репертуаре. Если задуман простой показ существующих музыкальных инструментов, характерных приёмов игры на них, необычных сочетаний инструментов в ансамблях и собственно инструментальной музыки, то можно воспользоваться формой концерта-лекции с рассказом, поясняющим значение и особенности инструментов и их роль в фольклорном искусстве.
Если инструментальное исполнение сопровождает песню, номер, то оно не должно перечить особенностям музыкальной организации конкретной песни, подчинять её себе и выступать в самостоятельной роли. Если инструментальное исполнение является необходимой частью сюжетной программы или фольклорного спектакля, то следует тщательно продумать его функции в сценарии и постановке, не забывая о том, что русская крестьянская певческая культура сложилась главным образом как пение без сопровождения.