Народные инструменты и их виды


Кугиклы,или кувиклы, кувички – это многоствольная флейта, русская разновидность флейты Пана. Изготовлялась она обычно из стеблей куги (камыша). Комплект кугикл обычно состоит из 3 – 5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Играют на кугиклах только ансамблем, группой из трёх – четырёх исполнителей. Это чисто женский инструмент; в народной практике мужчины на кугиклах никогда не играли. Ансамблевая игра на кугиклах – сложное и своеобразное искусство. Как правило, такая игра носит живой, танцевальный характер и сопровождается припевками, приплясами. При этом отдельные кугикальницы не только дуют в дудочки, но в определённые промежутки делают своеобразные выкрики («споукания») или прихлопывают в ладоши, притопывают, присвистывают, «ихают».


Колюка (калюка) — древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Звуки колюки строятся по натуральному звукоряду, недостающие ноты исполнители иногда допевают сами, имитируя голосом резкий и сиплый звук инструмента. Колюка не мелодический, а скорее ритмический инструмент, с ее помощью музыканты усиливают ритм песни или танца. Для изготовления колюки использовали высушенные стебли зонтичных растений (дудника, пустырника, борщевика и т.д.). Размеры инструмента зависят от роста и длины рук играющего обычно от 30 до 80 см. Длина считается приемлемой, если ладонью руки или пальцами можно закрыть нижнее отверстие на стволе. Внутренний диаметр трубок от 15 до 25 мм. Так как на стволе отсутствует пыж, подача звука регулируется самим играющим с помощью нижней губы и языка. Считается, что мужчины играли на калюках по возвращении с сенокоса, в сочетании с косой, выстукивая на ней ритмические рисунки под пляску или задорные частушки.

Владимирский рожок принадлежит к семейству амбушюрных инструментов, то есть тех, звук которых образуется от вибрации самих губ, сложенных особым образом. Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные, плясовые и танцевальные. Репертуар наигрышей обширен. Одних только пастушеских сигналов насчитывается несколько типов. Основное место в репертуаре рожечников занимают песенные наигрыши. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Мундштук вырезают в форме мелкой чашечки, а нижний конец ствола – в виде конического раструба. Общая длина рожка колеблется от 32 до 83 см. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки.Звуку рожка сильный, но мягкий. Диапазон рожка немного больше октавы. Извлечение звука на рожке довольно трудно.

 


Окарины - пустотелые керамические фигурки, обычно в виде птицы или животного, с двумя-тремя игровыми отверстиями, в некоторых инструментах - до десяти, с диатоническим звукорядом в объеме ноны.

 


Жалейка. Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в облике другого инструмента. В ряде областей жалейку, как и владимирский рожок, называют «пастушеским рожком». В результате, когда в письменном источнике говорится о «пастушеском рожке» мы не можем точно знать о каком инструменте идёт речь. Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями» — поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Для изучения вопроса о времени возникновения у русских традиции игры на жалейки полезным может оказаться инструмент с названием «пищики», широко распространённый в южно-российских областях. Жалейка бывает двух разновидностей — одинарная и двойная (двухствольчатая). Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. Звукоряд инструмента диатонический, диапазон зависит от количества игровых отверстий. Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем. Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей. Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой дудочки отдельно по очереди. Парные жалейки используются для одноголосной и двухголосной игры. Одинарные жалейки распространены главным образом в северных областях России, а парные — в южных. В Тверской губернии пастухи выделывали жалейки из ивы, по местному бредины, потому жалейки там стали называться «брёлками». Весь корпус брёлки состоял из дерева, отчего и звук у неё получался более мягкий. В 1900 г. В. В. Андреев ввел в состав своего оркестра жалейку усовершенствованного образца, названную им брёлкой. Своим внешним видом эта жалейка похожа на народную, она имеет двойной язычок гобойного типа. Кроме обычных игровых отверстий, у нее есть дополнительные, с клапанами, которые позволяют получить хроматический звукоряд. Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть, пожалуй, только в оркестре русских народных инструментов.



Глиняные свистульки.Свистульки как самостоятельные изделия были известны еще в глубокой древности. Начиная с языческих времен их использовали как магические инструменты для вызывания в летнюю жару ветра и дождя. Впоследствии свистульки утратили свое обрядовое значение, превратившись в детскую забаву. В последнее время они стали использоваться в народных ансамблях как своеобразные музыкальные инструменты. Народные мастера лепят свистульки в виде коней, всадников, оленей, собачек, птиц и фантастических животных. Если свистулька имеет сложную форму и к тому же крупная, свисток можно выполнить отдельно, а затем соединить с остальной частью игрушки. Изготовлением глиняных свистулек занимались в России и многих других странах мира издавна. Постепенно из простых трубочек они стали превращаться в настоящие произведения искусств, и радовать не только слух, но и глаз зрителей свистульного представления.


Гусли.Слово «гусли» свойственно славянским наречиям. Существует несколько версий происхождения слова. По одной из них слово «гусли» выражает совокупность струн. «Гусль» (гусли) в смысле «струны» происходит, очевидно, от старославянского («гудеть»). Гудением, гудьбой в старину назывался именно звук струн. В наиболее старинных славянских памятниках слово «гусли» иногда упоминается для обозначения инструментов вообще. В других случаях, возможно, под именем гуслей подразумеваются струнные инструменты в отличии от духовых и ударных. Под именем гуслей в разных местах славянских земель понимают музыкальные инструменты разного типа. Так сербо — хорваты гуслями называют однострунный смычковый инструмент, у западных славян гуслями называются скрипкообразный смычковый инструмент. Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивают с лежачей арфой. Подобные по форме инструменты есть у финнов (кантеле), эстонцев (каннель), литовцев (канклес), латышей (коклес, кокле). Корпус гуслей в старину строился из дерева явора, отчего и назывались они «яворчатые» или чаще «яровчатые». Нет основания предполагать, что число струн на древних славянских гуслях было постоянно. Не так давно на археологических раскопках в Новгороде были найдены гусли, относящиеся к XI — XIV векам. Среди них были 4, 5, 6, 9-ти струнные гусли. Различались гусли и размерами. Самые большие имели длину 85 см, самые маленькие 35,5 см. Эпитет гуслей «яровчатые» преобладает в былинах. В народных песнях чаще встречаются гусли «звончатые» вероятно оттого, что струны у них были металлические и тембр у инструмента звенящий. Судя по старинным преданиям на струнах играли исключительно пальцами. «Боярин же вещий, если хотел кому песнь воспеть... свои вещие персты на живые струны воскладал, а они уже сами славу князьям рокотали» («Слове о полку Игореве»). В то время гусли звучали и в повседневном быту, и на торжественных церемониях. Ни один княжеский пир не обходился без гусляра. На гуслях играют богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович, боярин Ставр Годионович и новгородский гость Садко. Следующую стадию развития гуслей представляют гусли — псалтырь, которые тесно связаны с музыкальной культурой русского духовенства. Их изображения в руках царя Давида имеются на миниатюре в славянской псалтыри, относящейся к XIII — XIV вв. Это, так называемые «шлемовидные» гусли. На протяжении многих веков подобная разновидность гуслей была в обращении не только у духовенства, но и у скоморохов. После гонения на скоморохов в XVII в. гусли — псалтырь из народной среды почти исчезают и сохраняются вплоть до рубежа XIX — XX вв. в виде усовершенствованных столовидных гуслей лишь в среде духовенства и светских музыкантов. Принципиальных различий в устройстве и способах игры на всех видах гуслей не было. Струны защипываются либо пальцами обеих рук, либо пальцами только правой руки; левая рука в этом случае лежит для приглушения струн. Позже звук начали извлекать плектром или медиатором. В самом начале нашего столетия петербургские музыканты и конструкторы О. У. Смоленский и Н. И. Привалов усовершенствовали звончатые гусли. Инструмент приобрел треугольную форму. Были созданы ансамблевые разновидности гуслей: пикколо, прима, аль и бас. Количество струн стало постоянным — 12-13. Уже в наше время советским гусляром Д. Локшиным были сконструированы звончатые гусли с хроматическим звукорядом. Усовершенствованные столовидные гусли (или прямоугольные, щипковые) оказались гораздо сложнее звончатых. Количество струн у них колеблется от 55 до 66. Первоначально звукоряд таких инструментов был диатоническим, позже стали делать гусли хроматические. У хроматических гуслей струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, опущены несколько ниже. Такой разновидности гуслей доступны сложные многоголосные произведения. В 1914 г. Н. П. Фомин сконструировал так называемые «клавишные» гусли, отличающиеся оригинальной и вместе с тем простой и удобной конструкцией. Они снабжены однооктавной клавиатурой фортепианного образца. При нажатии на клавиш одноименные струны во всех октавах освобождаются от демпферов и становятся готовыми к звучанию. Одной рукой набирают на клавиатуре любой аккорд, а другой проводят по струнам плектром из твердой кожи. Клавишные гусли, наряду с щипковыми, до настоящего времени находят применение в русских народных оркестрах. К тому же, в настоящее время интерес к гуслям, как к сольному инструменту заметно вырос. Появились современные гусляры — сказители, задавшиеся целью воссоздания древней традиции как игры на гуслях, так и пения под гусли.

 


Инструментальное сопровождение в народном хоре и фольклорном ансамбле.

Инструментальное исполнительство в фольклорном ансамбле имеет свои особенности. Это тоже стремление к освоению аутентичных традиций народного музицирования, т.е. сохранение регионально-местных инструментальных составов, обращение к подлинному народному инструментарию, приёмам игры и звукоизвлечения «по-фольклорному», отказ от баянного сопровождения вообще с заменой его на гармошечное либо «приспособление» звучания баяна к характерности звучания гармошки. Затем обращение при создании сопровождения к исполнительским традициям, сложившимся не в профессиональной фольклорной народной школе Андреевского образца, а к подлинной, крестьянской музыкальной самобытности, интонациям, оборотам, гармонизации, отражающим и учитывающим в каждом конкретном случае многообразие исполнительских стилей. Наконец, поиски новых оригинальных собственных инструментальных составов и нетрадиционности звучания привычных инструментов, реконструкция и создание нового инструментария, близкого к фольклорной культуре. Для многих коллективов это вынужденный путь. Поскольку создать новый инструментарий крайне сложно. Руководителю часто приходится довольствоваться не теми инструментами, которые ему нужны, а использовать то, что он смог «достать», «выбить», «заполучить».
Наиболее часто музыкальные инструменты сопровождают частушки, страданья, игровые, шуточные и плясовые песни. В то же время музыкальное сопровождение используется при исполнении былин, баллад, исторических песен и духовных стихов.


В отдельных случаях музыкальное сопровождение выступает в роли основного организующего начала, без которого ни песня, ни пляска не могут состояться.
Подобные функции инструментального сопровождения встречаются, например, в широко известных круговых частушках – плясках «Чебатуха» и «Тимоня», бытующих в Курской области или в ещё сохранившейся пляске – хороводе «Кружилиха» в Кировской (Вятской) области. То же самое происходит и при исполнении некоторых плясок, танцев, например, кадрилей и их разновидностей, не сопровождающихся пением.


Из народного инструментария фольклорные ансамбли чаще обращаются к гармошкам, балалайкам, разнообразным духовым (рожки, жалейки, свирели, окарины, дудочки и т.д.) и деревянным (ложки, трещотки, бубны, рубели и т.д.) инструментам. Реже – к скрипке, гуслям, кугиклам, колёсной лире, варгану, косе, колоколам, барабанке.


Возможностей для музыкального сопровождения в фольклорном ансамбле более чем достаточно. При желании можно создать интересные инструментальные образцы. Но надо помнить, что в певческом коллективе музыкальное сопровождение не должно быть использовано необоснованно и слишком часто, поскольку русская народная песенно-исполнительская культура сложилась главным образом как пение, а капелла и накопила именно в этом огромный творческий опыт и уникальные шедевры непреходящей музыкальной ценности.


Наиболее распространённым для фольклорных ансамблей являются те же инструментальные составы, что и в хорах, хотя в аутентичной традиции качественный состав инструментального ансамбля может быть самым различным и при этом характерным для конкретного региона. Традиционные региональные составы в фольклорных коллективах используются редко. Руководителям негде почерпнуть знания об аутентичном инструментальном музицировании, специальной литературы мало, а на народно-хоровых специализациях студенты этих знаний не получают.


Думается, что руководители плохо осведомлены в области фольклорного инструментального исполнительства, целесообразно отказаться от музыкального сопровождения совсем или использовать его частично в тех видах, которые уже стали традиционными и не вызывают сомнения, например, гармошечное или балалаечное сопровождение частушек, страданий, припевок, разновидностей кадрилей. В противном случае инструментальная музыка перестаёт соответствовать исполнительским принципам фольклорного искусства в целом и специфике творческой направленности коллектива на освоение и пропаганду аутентичной традиции в частности. Воспринимается же она не как органичный, а как скорее, чужеродный элемент, нарушающий общую творческую концепцию. В коллективах, руководимых музыкантами-фольклористами, проникновение в исполнительский процесс элементов, не свойственных фольклорной специфике, не наблюдается.