рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Историческое взаимоотношение государства с религиями на территории России

Историческое взаимоотношение государства с религиями на территории России - раздел Философия, По курсу политологии Доклад На тему: Конфликт как форма политического взаимодействия В Конце X Века При Князе Владимире Святом Русь Приняла Христианство Восточног...

В конце X века при князе Владимире Святом Русь приняла христианство восточного образца, которое стало «главенствующей» религией государства. С этого времени вплоть до 1917 г. русский трон могли занимать только православные государи и государыни. До середины XV в. Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и возглавлялась назначаемым из Византии митрополитом. Это придавало церковной власти на Руси известную независимость от светских властей и содействовало сохранению ее высокого авторитета, в том числе и в политических делах. Во времена монголо-татарского нашествия Церковь являлась единственным общенациональным институтом, сохранившим целостность Несмотря на отдельные трения, отношения Церкви с княжеской властью были в целом партнерскими и равноправными. В 1448 г. Русская митрополия сделалась независимой от Константинополя (автокефальной). С конца XV в. наметилось наступление государства на самостоятельность и права русских духовных властей.

Церковные реформы середины XVII в., инициированные государством и приведшие к расколу, объективно ослабили Церковь и таким образом облегчили ее подчинение. Перелома на этом пути светская власть достигла в первые десятилетия XVIII в., когда началась новая эпоха в истории отношений Церкви и государства в России. В 1721 г. увидел свет Духовный Регламент - Патриаршество упразднялось. Высшей властью в Церкви теперь обладал царь, от имени которого церковное управление осуществляла Духовная Коллегия (Святейший Правительствующий Синод), представлявшая собой государственный орган для руководства Церковью. Кроме того, при Петре I Церковь фактически потеряла контроль над своими земельными владениями (окончательная секуляризация которых последует в 1764 г.), а церковная юрисдикция была резко ограничена. Все эти меры, проводившиеся по инициативе абсолютистского государства, привели к потере Церковью своей независимости.

Если прямое (и далеко не всегда благотворное) государственное руководство Православной Церковью сформировалось уже в первой четверти XVIII в., то общеимперское управление духовной жизнью «иноверцев» начало принимать регулярные окормы лишь в последней трети этого столетия. Следует заметить, что отношение светской власти в России к представителям иных конфессий было традиционно гибким (серьезным исключением тут являлись, пожалуй, только старообрядцы, подвергавшиеся систематическим гонениям вплоть до 1905 г.). Со времен Древней Руси ни насильственное миссионерство среди неправославных инородцев, ни гонения на исконных представителей других вер не превращалось в выраженные цели внутренней политики русских князей и царей (при этом «иноверцам» было строжайше запрещено заниматься миссионерством).

В русле этой традиции и стали формироваться принципы регулирования «иноверческих» религий в правление императрицы Екатерины II. Важным рубежом в религиозной политике самодержавия стал указ Екатерины II 1773 г., который утвердил принцип конфессиональной терпимости по отношению к «иноверцам» - подданным Российской империи. Этот принцип получил свое развитие в «Жалованной грамоте дворянству».1785 г.

Павел I подал идею объединения управления всеми религиями (прежде всего — христианскими) в целях борьбы с духом «неверия» и «атеистического вольнодумства», в связи с французскими революциями. Данная идея начала воплощаться в правление его сына Александра I, когда он образовал в 1801 г. было Министерство исповеданий. Предполагалось, что новый орган сможет повысить степень государственного контроля над религиозной сферой жизни империи, а затем и в 1810 г. Главное управление духовных дел разных (иностранных) исповеданий. Под его контроль были поставлены «все предметы, относящиеся к духовной жизни разных иностранных исповеданий и верований, исключая судных их дел» Наконец, в 1817 г. было учреждено объединенное Министерство духовных дел и народного просвещения, в ведение которого были отданы дела образования, православия (Святейший Синод) и иностранных религий (Главное управление духовных дел разных исповеданий). Однако деятельность вновь созданной структуры оказалась мало результативной и в 1824 г. по воле разочаровавшегося в своем замысле Александра I «трехчастное» министерство было упразднено.

Но уже в 1832 г., уже при Николае I, Главное управление разных исповеданий было преобразовано в Департамент духовных дел иностранных исповеданий (ДЛДИИ). Департамент был включен в состав Министерства внутренних дел, в составе коего он пребывал вплоть до 1917 г. ДЛДИИ ведал: представлением императору предложений о назначении католических, протестантских, мусульманских и буддийских высших духовных лиц, контролем над духовными, духовно-учебными и имущественными делами иностранных исповеданий, брачными и бракоразводными делами «иноверцев», строительством и ремонтом костелов, кирх, мечетей, синагог и дацанов и вообще всеми проблемами, касающимися приверженцев католицизма, протестантизма, армяно-григорианского вероисповедания, мусульманства, иудаизма, буддизма и язычества. В основу религиозной политики, проводимой властями Российской империи, был положен принцип конфессиональной терпимости, соблюдаемой настолько, «насколько такая терпимость соответствует интересам государственного порядка»

После свержения самодержавия в марте 1917 г. Временное правительство приняло ряд весьма либеральных мер в сфере религиозных отношений. В марте 1917 г. последователи всех конфессий в России были уравнены в своих правах, существовавшие ранее ограничения в их деятельности были сняты, религиозные общины стали рассматриваться, как части самоуправляющегося общества. В августе 1917 г. было создано Министерство исповеданий, в состав которого вошли Синод и Департамент иностранных исповеданий. Осенью 1917 г. Поместным собором Русской Православной Церкви было принято решение об упразднении Синода и о возрождении патриаршества.

Новый этап в истории российских конфессий наступил после прихода к власти большевиков в октябре 1917 г. 20 января (2 февраля) 1918 г. был принят декрет Совнаркома РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». По данному законодательному акту Православная Церковь отделялась от государства, а школа — от Православной Церкви и других конфессий. Сразу с первых месяцев установления Советской власти стала проводиться государственная политика, имевшая антирелигиозную направленность: закрытие и осквернение храмов, прекращение работы религиозных организаций и заведений, массовые репрессии против служителей всех культов и верующих и т.п. Хотя данная политика была направлена на полное уничтожение религии в СССР, эффективность ее оказалась не слишком высокой. Согласно результатам переписи населения 1937 г., верующими оставались (по собственным признаниям респондентов) 57% населения СССР. Итоги переписи спровоцировали новую, наиболее кровавую волну репрессий по религиозным мотивам (конец 30-х - начало 40-хгг.). Самым масштабным преследованиям подверглась Русская Православная Церковь. В послереволюционные десятилетия пострадали сотни тысяч православных, значительная часть их погибла.

В довоенный период делами всех конфессий формально занималась Комиссия по делам культов при Президиуме ВЦИК, однако решающую роль в «присмотре» за религиозными институтами и их служителями играли органы государственной безопасности — ВЧК-ГПУ-НКВД. Официальным актом, регулирующим конфессиональную практику Советской власти, являлось постановление ВЦИК и СНКСССР «О религиозных объединениях» 1929 г., которое (с некоторыми уточнениями) действовало до конца 1980-х гг. Постановление запрещало верующим любую внеобрядовую деятельность (включая благотворительную и просветительскую), а также накладывало ряд других ограничений на жизнь конфессий.

Определенные перемены в советской религиозной политике произошли в годы Великой Отечественной войны. В целях укрепления социально-политических основ режима и улучшения международного имиджа страны И.В.Сталин пошел на частичные уступки верующим различных конфессий. В 1943 г. Избирается новый патриарх Русской Православной Церкви. Вслед за этим были открыты отдельные храмы, начался выпуск церковной литературы, возобновилась работа некоторых церковных учебных заведений. Для контроля в 1943г. создан специальный орган — Совет по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР. В том же году создан Комитет по делам религий при Совнаркоме СССР, который ведал всеми не православными конфессиями.

Эпоха физических гонений на приверженцев различных религий в СССР (когда практиковались такие меры, как ссылка, арест или смертная казнь) завершилась лишь со смертью И.В.Сталина. Однако в правление Н.С.Хрущева поднялась новая — на сей раз административная — волна преследований. В 1965 г. в результате слияния Комитета по делам религий и Совета по делам РПЦ был образован единый государственный орган — Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Данная структура фактически находилась в непосредственном ведении ЦК КПСС и сохранила традиционные связи с органами госбезопасности. По сведениям, в составе данного Совета, находившегося в Москве, числились три отдела: первый из них ведал православием (в том числе старообрядчеством), второй — не православными христианскими культами, третий — не христианскими религиями (исламом, иудаизмом, буддизмом).

В республиках, краях, областях и районах СССР существовали уполномоченные Совета по делам религий. Специально назначенные чиновники, иногда (на районном уровне) данную функцию по совместительству исполняли третий секретарь райкома КПСС, ведавший идеологической работой, или сотрудник КГБ. Главной политической задачей всех работников Совета по делам религий являлась деятельность по реализации установки партийных инстанций на «свертывание» влияния конфессиональных институтов. Старый Совет по делам религий, как и вся прежняя религиозная политика советского государства, прекратили свое существование в конце 1990 г. с ликвидацией структуры Совета Министров СССР.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

По курсу политологии Доклад На тему: Конфликт как форма политического взаимодействия

По курсу политологии На тему Конфликт как форма политического Список использованной литературы...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Историческое взаимоотношение государства с религиями на территории России

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

На тему: Конфликт как форма политического взаимодействия
  Выполнила: студентка 3 курса 5 группы Васильева Марина     В общем смысле конфликт означает столкновение, борьбу двух или более сил, пр

Сущность и значение конфликтов в политике
  В социологии и политологии сложилось два направления в оценке конфликта и его последствий: функционалистское и социологическое. В рамках первого из них общество рассматривается как

Источники и типология политических конфликтов
  Политические конфликты выделяются среди других социальных конфликтов в обществе прежде всего объектом притязаний их участников. Таким объектом всегда являются отношения политической

Особенности политических конфликтов в современной России
  Политическая жизнь современной России наполнена конфликтами. Одной из ярких форм проявления политических конфликтов является длящийся на протяжении всего времени после распада СССР

Четвертая
Политико-культурная «палитра» общества характеризуется в России крайней гетерогенностью, существованием субкультур с совершенно различными, если не диаметрально противоположными

Трансцендентность Российской политической культуры
Русский народ, изначально восточный по своему психическому складу, подвергшийся сильному влиянию Запада и абсорбиро­вавший в своем верхнем культурном слое различные западные идеи. При этом русская

Политическая культура советского периода
  Как представляется, существенное значение для эрозии комму­низма имел процесс формирования номенклатуры — замкнутой привилегированной элиты, принадлежность к которой стала чуть ли н

После краха СССР
  Политическая культура посткоммунистической России представляла собой нечто неопределенное и противо­речивое. После подспудной «легализации» идеологического плюра­лизма в конце 1980-

На тему: Понятие национальной безопасности
  Выполнила: студентка 3 курса 5 группы Васильева Марина     Термин "национальная безопасность" в российском научном и политиче

На тему: Россия и ВТО
  Выполнила: студентка 3 курса 5 группы Васильева Марина     Всемирная торговая организация (World Trade Organization) — это международна

Цели и задачи присоединения
  Членами Всемирной торговой организации на сегодняшний день являются уже 153 государства мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это значит, что практически любое госу

Условия присоединения к ВТО
Процедура присоединения ко Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, многопланова и состоит из нескольких этапов. Как можно увидеть на опыте с

Ход переговоров
  Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. Его первый этап заключался в рассмотрении на многостороннем уровне в рамках Рабочей группы (РГ) торгово-полит

Последствия для России
  На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, которые представляют анализ последствий присоединения России к ВТО. Некото

Плюсы и минусы
  Вступление России в ВТО – это безусловно прогрессивный шаг. Прежде всего здесь играет роль не узко экономические преимущества, а то, что на Россию будут распространяться те обязател

Регулирование правоотношений государства и религий в современной России
  Исходя из истории взаимодействия государства и религий в России, можно сказать, что на протяжении многих лет, начиная с XVI века, государство стремилось контролировать Церковь, не т

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги