рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени.

Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени. - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви   Киев Превратился В Пригород, Управляемый Боярином-Наместником...

 

Киев превратился в пригород, управляемый боярином-наместником. Татарское разорение принизило его окончательно и выдвинуло пред митрополитами вопрос об их резиденции. Раздвоение великокняжеского центра замедлило решение вопроса. Отсюда период блуждания митрополитов по русской земле. Когда митрополиты избрали северный центр, скитальчество затягивается благодаря неустойчивости политического центра: Тверь, Владимир, Москва борются за преобладание. Борьба московских князей за права великого княжения вовлекает митрополитов в политику. Возрастает государственное значение иерархии, возрастает потребность иметь митрополитов из русских. Все чаще отправляются в Константинополь кандидатами на митрополию местные избранники, пока Флорентийская уния не вынуждает русских порвать доверчивые отношения с греками и начать порядок самостоятельного поставления автокефальных митрополитов на Москве. Власть русских митрополитов в церковном и политическом отношении с разрыва с Константинопольским патриархом упадает, потому что теряет внешнюю опору своей независимости. Над русскими митрополитами вырастает авторитет московского князя, который усваивает титул царя и византийскую идею патроната над православными христианами, поставление и участь митрополитов зависит от воли московских князей. Русь Юго-западная, обойденная вниманием митрополитов, делает попытки устроить особые митрополичьи кафедры, завершившихся отделением ее от митрополии московской.

Митрополит Кирилл (1249-1281 гг.), русский.Прибывший из Греции в 1237 г. на северо-восточную Русь, митрополит Иосиф, избегая киевского погрома 1240 г., удалился восвояси. Византийцы стремились (и осуществили) к миру и династическому родству с монголами. А в Киеве, их представитель оказывался в стане воюющего народа. Русские долго дожидались бы прибытия из Греции нового архипастыря, но пока Даниил Романович спасался от татарских полчищ, Иоасаф, воспользовавшись церковным безначалием, присвоил себе права митрополита. Князь по возвращении лишил его даже епископской кафедры, но озаботился замещением митрополичьей кафедры. Β виду уклончивого поведения греков он в 1242 году избрал кандидатом на митрополию игумена или архимандрита Кирилла (1248-1281). В 1246 году Даниил послал Кирилла к патриарху Мануилу II. Миссия удалась, и он возвратился поставленным митрополитом в 1249 году. Предшественники Кирилла жили в Киеве. Новый митрополит в 1250 г. оказывается во Владимире Кляземском. Киев превратился в жалкий поселок. Традиции тянули митрополичью кафедру к столу великого князя. Будучи нареченным митрополитом, он не мог простирать власти на северно-русские епархии. Признанный патриархом, он стремился представиться в северной Руси и войти в обладание ею. При разорении для митрополитов было нелегкой задачей собирание десятины. Финансовые соображения заставляли митрополита заявляться в главнейшие города для пροизводства апелляционного суда. На охлаждение митр. Кирилла к Галицкому великому княжению повлияла далеко зашедшая дружба Даниила Романовича с папами (к 1249 Даниил дал согласие приступить к союзу с римской церковью, в 1252-1253 гг. он получил королевский титул и миропомазан и коронован папским легатом). На севере великий князь владимирский Александр (Невский) прославился борьбой с латинскими крестоносцами севера и твердым стоянием за православие пред папскими послами. Скончался Кирилл в г. Переяславле Залесском, но тело погребено в Киеве, в соборном храме Св. Софии.

Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополии.. Β 1299 году Киев был опустошен татарами, разбежались все его жители; должен был спасаться бегством и митрополит. Садясь во Владимире, перевел Владимирского епископа на Ростовскую кафедру, а сам стал епархиальным владыкой Владимирским. Здесь Максим скончался в декабре 1303 года и был погребен во владимирском Успенском соборе.

Благодаря нейтральному положению Киева митрополит казался одинаково принадлежащим обеим половинам Руси. Когда Максим переселился на жительство в столицу северно-русского великого князя, князья южнорусские поняли, что лишаются политической силы, которая давала северу перевес в вопросе об общерусской гегемонии. Галицкие князья решили отделиться от киевского митрополита в церковном отношении и начали хлопоты ο поставлении особого митрополита. В 1302 Галицкая епископия возведена на степень митрополии. Первым митрополитом был Нифонт.

Петр (1308-1326 гг.).По смерти митр. Максима, вел. князь Владимирский Михаил Ярославич, снаряжает в Константинополь на поставление в митрополиты Киевские игумена Геронтия.

От Галицийского князя в Константинополь прибыл другой кандидат – Петр. Митрополитом Киевским и всея Руси поставили Петра. Поставление Петра состоялось только в 1308 году. Состоялось решение снова объединить митрополию. Так как терпеть от такого решения приходилось Юрию Львовичу, киевским митрополитом его кандидата. Однако Петр, как архипастырь всей Руси, явился во Владимир в 1309 г. нежеланным гостем для великого князя Михаила Ярославича Тверского. Он начал стремиться свергнуть митрополита с кафедры. Тверской епископ Андрей сделал на митр. Петра патриарху донос. Вины показались патриарху настолько серьезными, что он послал чиновника расследовать дело на месте. B 1310 или 11 году собрался собор в Переяславле Залесском, митрополит оказался совершенно оправданным. Михаил Ярославич повредил этой враждой себе самому, она дала решительный перевес маленькой Москве. На соборе на защиту митрополита встал московский князь Юрий Данилович. B 1311 г. тверской князь Дмитрий Михайлович выступил с войсками против князя московского. Митрополит прибег к церковному отлучению Тверского князя. Из-за напряженных отношений с владимирским и тверским князьями Петр начинает покидать кафедральный город и гостить в Москве, у дружественного ему князя. Там он имел свое подворье. Не нарушая кафедральных прав Владимира, он допустил ту вольность, что решился быть погребенным в Москве.

Фегност (1328-1353 гг.),грек.Β 1328 г. московский князь успел сделаться великим князем и получил право на официальное сближение и приязнь нового митрополита. Иван Данилович не стал гневаться на нового митрополита за провал его собственного кандидата Феодора. На его любезный прием и митр. Феогност не имел оснований не ответить дружбой. Дипломатическое чутье грека, подсказало, что Москва - высшая на Руси сила, и выгода быть в союзе с ней. Поэтому, когда новый митрополит, после остановки в волынской земле для поставления епископов, прибыл в 1328 г. на место своего служения, то, побывав в кафедральном городе Владимире, переехал на жительство в Москву и окончательно утвердил в ней резиденцию кафедры митрополитов. Феогност пускал в ход свой духовный меч и в сфере чистой политики. Β 1327 г. Александр Михайлович, князь тверской, убил ханского посла Шевкала и бывших с ним татар. Хан Узбек передал великое княжение Ивану Даниловичу Московскому, чтобы он представил ему в орду кн. Александра Михайловича. Псковичи не желали выдать последнего, московский князь обратился к митрополиту с просьбой наложить на них и на тверского князя церковное отлучение, что тот и сделал, последний сильный противник Москвы потерял голову. По прибытии в Москву Феогност является помощником князя в строении каменных церквей. Москва оказалась стольным городом великого княжения и седалищем митрополии, а по внешности в сравнении с Владимиром не соответствовала своему значению и положению. Над ее деревянными постройками только что появилась одна белокаменная точка: - новопостроенная небольшая Успенская церковь. Вскоре было построено 5 каменных церквей. Большую роль сыграла канонизация погребенного в Москве митрополита Петра с согласия Константинополя (1339), первого из русских митрополитов. Новгород начал напрягать силы на защиту независимости. Возникавшее соперничество не могло не отразиться и на церковных отношениях. Начинается история столкновений новгородских архиепископов с московскими митрополитами. Митр. Феогност вызвал неудовольствие новгородцев на почве сбора десятины. Новгородцам неприятно было, что собираемые с них деньги митр. Феогност тратит на обстройку каменными храмами Москвы. Вскоре новгородские владыки нашли и повод жаловаться на митрополита патриарху. Когда митр. Феогност облек своего избранного владимирского наместника в крестчатую фелонь, то и новгородский архиепископ Василий, как старейший в русской земле, потребовал себе того же отличия. Феогност уступил, но когда он не дал этого отличия преемнику Василия, Моисею, последний отправил на него жалобу к императору и патриарху. Решение по этому делу получилось уже при преемнике Феогноста. Феогност погребен в Москве же, в построенной им церкви ап. Петра, по соседству с гробом прославленного им московского чудотворца.

Алексий (1353-1378 гг.).-сын черниговского боярина Феодора Бяконта, который переселился на службу к московскому князю Даниилу Александровичу, крестник княжича Ивана Даниловича (Калиты) и получил по своему времени высшее образование, в юношеском возрасте постригся и удивлял всех строгостью своих иноческих подвигов. После 6-летней жизни в монастыре, он и был призван на служение русской церкви. Еще при Феогносте Алексий поставлен на должность митрополичьего наместника в г. Владимир. Предвидя недалекую смерть, Феогност позаботился отправить от своего и великокняжеского имени в Константинополь посольство с ходатайством за избранного ими преемника на русскую кафедру. B 1352 г., еще до возвращения посольства, он поставил св. Алексия во епископа, присвоив ему титул владимирского. Владимирским епископом был в то время сам митрополит.Посольство возвратилось 1353 г. уже при князе Иване Ивановиче (1353-1359) с утвердительным ответом, и Алексий отправился к патриарху за посвящением. В Константинополе его продержали целый год на испытании. После испытания, св. Алексий получил посвящение в митрополиты киевские и всея Руси, ο чем и выдан был ему соборный акт патриархом Филофеем от 30 июня 1354 г., в котором греки заявляют ο принципиально-отрицательном отношении к поставлению митрополитов из русских и представляют настоящий случай, как исключительный. Ему вменено было в обязанность через каждые два года являться с этой целью лично в Константинополь, но достаточные подношения, отправлявшиеся с уполномоченными митрополита, вполне заменяли его личное присутствие. Во время пребывания его в Константинополе там разбиралась жалоба новгородцев и им дана грамота от патриарха, с повелением беспрекословно повиноваться святителю Алексию. Алексий убедил греков канонически оформить переезд митрополичей кафедры из Киева во Владимир. Но Алексий уже не только жил в Москве, но стал ее государственным деятелем. Алексей приобрел фактический авторитет опекуна княжеской власти, а по завещанию князя, назначался регентом над его малолетним наследником Дмитрием Ивановичем, поручил управление и охрану всего княжества. Когда в малолетство Дмитрия в Золотой Орде воцарился узурпатор Наврус, у него сумел добыть права великого княжения суздальский князь Димитрий Константинович, но, благодаря стараниям митрополита Алексия, чрез два года издан ярлык, вручивший великокняжескую власть Дмитрию Ивановичу. Особенно деятельное участие пришлось принимать св. Алексию в борьбе Москвы с потомками великих князей Тверских; его властное вмешательство направляло ход дела в пользу московского князя. Под предлогом дать третейский суд тверскому князю Михаилу Александровичу с его дядей, московские власти вместе с митрополитом пытались вероломно лишить его свободы. Но их замыслу помешали слухи ο приближении трех послов из Орды. Михаил Александрович, давший по принуждению обещание мира с московским князем, не счел нужным исполнить его, ушел к зятю, литовскому королю, и побудил его прийти в 1368 г. на Москву. Опустошительное нашествие Ольгерда разбилось об новопостроенные твердыни московского кремля, за которыми спаслись князь и митрополит; после чего последний наложил на них анафему на союзных Ольгерду князей: тверского Михаила Александровича и смоленского Святослава Ивановича. Патриарх в 1370 г. послал на Русь несколько грамот, в которых подтверждает наложенное им отлучение на тверского и смоленского князей, призывает всех князей к участию в войне против нечестивого Ольгерда в союзе с Дмитрием Ивановичем московским. B 1365 г. возникла ссора между князьями суздальскими, братьями Дмитрием и Борисом Константиновичами из-за обладания Нижним Новгородом. Нижний захватил младший брат Борис, зять Ольгерда, враждебно настроенный против Москвы. Дмитрий, враждовавший с московским князем, обратился к нему за помощью. Примирительное посольство от Москвы не достигло своей цели. Борис стоял на своем, поддерживаемый и епископом суздальским. Тогда митрополит отнял у епископа суздальского по праву "ставропигии" в свое епархиальное обладание Нижний и Городец, а ко князю Борису отправил препод. Сергия Радонежского с приглашением явиться в Москву для разбирательства спора. Когда согласия на это не последовало, преп. Сергий был уполномочен наложить на Нижний интердикт; он затворил в нем все церкви. Духовная мера, однако, не принесла непосредственно ожидаемого действия, и спор был решен в пользу Дмитрия Константиновича только с помощью московского оружия.

Борьба за единство Русской Митрополии.В XIV в. литовские княжества захватили полоцкое, туровское, пинское, часть волынского, Киев и почти всю юго-западную Русь, кроме Галичины, попавшей в зависимость от Польши. Гедимин сознавал себя настоящим литовско-русским государем. Государственным языком нового государства стал русский. Гедимин просил в Константинополе для литовской Руси особого митрополита. Ходатайство уважено. Литовская митрополия окончила свое существование благодаря стараниям митрополита всея Руси Феогноста. В середине века были попытки организации галицийской митрополии, но после непродолжительного существования они ликвидировались. В ходе одной из попыток Ольгерд поспешил рекомендовать на митрополию "киевскую и всея Руси" своего родственника по жене (кн. тверской Ульяне) Романа. За исполнение своей просьбы он обещал патриарху принять православие и водворить его во всей стране. Кандидатура Романа могла грозить серьезной опасностью московскому избраннику, св. Алексию. Роман был поставлен митрополитом литовским и заявил притязания на Киев, отданный св. Алексию, как преемнику митрополита "всея Руси" Феогноста. Кроме того, что Киев принадлежал тогда Литве, занять его Роман стремился еще и потому, что с Киевом была связана очень важная традиция первенства и "всероссийского" значения митрополитов. Роман уехал из Константинополя ранее Алексия и попытался утвердиться в Киеве, но не преуспел. После смерти Романа новый патриарх Константинопольский не уважил просьбы Ольгерда ο поставлении преемника Роману и предложил помириться с Алексием. Ольгерд сдавался на примирение, но с условием, чтобы св. Алексий, будучи митрополитом киевским и всея Руси, и жил не в Москве, а в принадлежавшем литовскому князю Киеве. Старания литовского князя не увенчивались успехом. Но польский король Казимир для завоеванных им Галича и части Волыни сумел придать просьбе ο поставлении митрополита для его русских владений такую внушительность, что патриарх принужден был уступить. Β 1370 г. Казимир отправил в Константинополь избранного на Галицкую митрополию кандидата Антония, он был поставлен патриархом Филофеем в 1371 г. и принялся исправлять запущенные дела своей новой митрополии. Как только патриарх сделал уступку Казимиру, получил письмо от Ольгерда, с настоятельной просьбой дать ему другого митрополита. Это было как раз после нашествия Ольгерда на Москву (1368 г.). Патриарх послал к митрополиту увещание посещать литовские епархии, не враждовать с литовскими русскими князьями, и к Ольгерду, увещание оказывать честь и внимание митрополиту Алексию. Но мир этим не был достигнут, и в 1373 г. патриарх принужден был послать на Русь по тому же делу иеромонаха Киприана. Прибыв на Русь, Киприан нашел возможным сам добиться русской митрополии с помощью противников Москвы. В 1375 г. Киприан поставлен митрополитом Киевским, с титулом: "и всея Руси." По соборному постановлению он имел вступить в обладание "всей Русью" как будут изобличены криминальные поступки митр. Алексия. Киприан пытался достичь немедленного низложения митр. Алексия. Прибыв в Киев, Киприан дерзнул представиться в два центра Великой Руси, как новый митрополит всероссийский. Он посылал свои ставленные грамоты в Новгород и Москву. Поступок Киприана и патриарха возбудил негодование во всем русском обществе. Русская митрополия распалась на три части: галицкую, киево-литовскую и владимиро-московскую. Забота ο преемнике Алексия, не взирая на притязания Киприана, была делом первой необходимости. Практика последнего времени и назначения митрополитов в Галич и Литву делали Константинопольскую патриархию безответной пред требованиями Москвы: возвести на престол митрополичий природного москвича. Митрополит Алексий желал видеть на своем месте Сергия Радонежского, но тот отказался от этой чести. У князя Дмитрия Ивановича (1362-1389) был свой любимец и кандидат на этот пост - бывший коломенский поп Михаил.

Михаил по прозванию (фамилии) Митяй.За его необыкновенные внешние и внутренние дарования, великий князь перевел его из Коломны в Москву, определил своим духовником и печатником. Это был плечистый мужчина высокого роста, с красивым лицом, большой окладистой бородой и изящными манерами. Громкий приятный голос вместе с отчетливостью произношения делал его артистом при богослужении, а дар красноречия с исключительной начитанностью и памятью - изумительным оратором. Энциклопедические познания давали возможность и в светском обществе быть очаровательным собеседником. Природный ум стяжал ему авторитет мудрого советчика. Незадолго до смерти Алексия вел. князь, желая иметь Михаила митрополитом, принудил его постричься в монашество и занять архимандрию в придворном Спасском монастыре. Алексий не одобрял антимонашеских замашек Митяя и не сходился с князем в выборе преемника, но затем дал согласие и посылал за благословением к патриарху. Когда последнее получилось, св. Алексий написал завещательную грамоту на передачу митрополии княжескому фавориту.

На этом основании князь с боярской думой ввели Михаила во двор митрополичий, чтобы он, как нареченный митрополит, вступил в управление митрополией. Митяй получил право на святительское одеяние от самого митр. Алексия. Гонения Михаила против духовенства высшего и низшего, черного и белого, говорят ο том, что он горел нетерпением произвести радикальные улучшения именно в этой важной сфере церковного управления. Его строгость вытекала из идеальных воззрений на дело. Надеясь на недовольство Михаилом среди авторитетного монашества, митр. Киприан и рискнул после смерти митр. Алексия в 1378 г. явиться в Москву, чтобы попытаться отбить власть над восточной Русью у непосвященного еще московского кандидата на митрополию. Князь приказал его позорным образом арестовать; почти нагого и голодного продержали его целые сутки в холодном заключении, ограбили и посмеялись над его свитой, а затем выпроводили его вон. Михаил стал внушать князю, что апостольские правила заповедуют поставлять епископа двум или трем епископам, и что русские епископы, собравшись в числе пяти или шести, поставили его не только епископом, но и митрополитом. Князь и бояре согласились, в Москву вызваны русские архиереи. Среди последних нашелся протестант, который помешал осуществить сложившийся план; это был Дионисий Суздальский, строгий подвижник, основатель Нижегородского Печерского монастыря. Как аскет, он был очень настроен против светского Митяя; кроме того, как человек честолюбивый, он и сам мечтал быть митрополитом. После этой ссоры Дионисий надумал поехать в Константинополь и получить там митрополичий сан раньше Митяя. Это заставило Митяя поспешить на поставление к патриарху. Вел. князь Дмитрий Иванович обставил путешествие своего любимца всякими удобствами, дал в его распоряжение несколько подписанных им и припечатанных его печатью бланков, на которых можно было бы писать нужные акты и заемные векселя в счет московского князя. Летом 1379 г. нареченный митрополит двинулся в путь. Но уже ввиду Константинополя он неожиданно скончался. Используя бланки московского князя, туда вписали имя Пимена.

Пимен был посвящен в митрополиты в 1380. Вероятно, инициатива плана возведения Пимена в митрополиты принадлежала не русским послам, которые совсем не могли иметь бескорыстной охоты оказаться преступниками пред своим князем, а патриаршим чиновникам, которые сумели обольстить послов перспективой наживы и обещались избавить их от ответственности перед князем принятием всей вины посвящения Пимена на патриарха. Пимен не осмелился немедленно возвратиться, желая уяснить отношение к его делу вел. князя. Последний разгневался и не хотел ни принимать, ни даже видеть Пимена. Он вспомнил про отверженного им когда-то Киприана и поторопился пригласить его в Москву на митрополию всей Руси. Киприан с готовностью отозвался 23 мая 1381 года в праздник Вознесения Киприан въехал в Москву и был торжественно встречен князем, духовенством и множеством народа. Спустя семь месяцев прошел слух, что приближается к Москве митр. Пимен. Великий князь послал схватить его и отправить в заточение в Чухлому. Патриарх Нил, виновник поставления Пимена, после этого начал громить московского князя своими посланиями, в которых доказывалась незаконность прав Киприана и законность Пимена. Послания эти сделали свое дело, и в 1382 г. Дмитрий Иванович, придравшись к тому, что митр. Киприан во время нашествия на Москву в августе месяце (1382 г.) хана Тохтамыша, не усидел в оставленной князем столице, а бежал в Тверь, отослал Киприана и вызвал из заточения Пимена. Но примирение продолжалось недолго. Β начале 1383 года прибыл Дионисий Суздальский и воспользовался случаем представить Дмитрию Ивановичу все темные подробности поставления Пимена, чем вооружил его против последнего. Β 1384 г. великий князь отправил к патриарху Дионисия и Симоновского архимандрита Феодора с подробным и документальным изложением незаконно учиненного посвящения Пимена в митрополита; князь требовал лишить Пимена сана и возвести на его место Дионисия. Доказательств подложной вставки имени Пимена патриарх не мог уже отрицать. Поэтому он представил себя введенным в обман и постановил решение об низложении Пимена, если обвинения против него окажутся справедливыми. Для расследования дела на месте патриарх отправил в Москву двух митрополитов с чиновниками, которые, в случае вин Пимена, имели поручение поставить митрополитом Дионисия. Этой условностью патриарх делал последнюю попытку отстоять Пимена. Патриаршие послы прибыли зимой 1384 г. в Москву. Дионисию не суждено было достичь ее: он держал путь через Киев, где сидел в озлобленный Киприан. С помощью киевского князя Киприан схватил Дионисия и посадил в заключение, где тот через год скончался. Патриаршие послы в Москве нашли обвинения против Пимена правильными и лишили его сана. Но Пимен бежал в Константинополь апеллировать на решение и искать восстановления своего звания. Патриарх особой грамотой вызвал и Киприана для окончательного суждения: кому следует стать митрополитом всея Руси. Ход дела склонился в сторону реабилитации Киприана. Вследствие этого Пимен бежал к туркам, осужден заочно, и митрополитом всея Руси утвержден Киприан (в конце 1387 г., начале 1388 г.). Киприан не решался немедленно отъезжать в Москву, был уверен в нерасположении к себе великого князя. За то не побоялся возвратиться к князю Пимен. Пимен и Феодор в таком невыгодном свете представили вел. князю соборный суд патриарха, что склонили из двух зол избрать меньшее, т.е. принять Пимена, который через несколько месяцев снова отправился в Константинополь добиваться оправдания, но в Халкидоне скончался 11 сентября 1389 г. Киприан оставался без соперников. К его же благополучию 19 мая 1389 г. умер и не желавший принять его вел. князь Дмитрий Иванович. Новый князь Василий Дмитриевич (1389-1425 г.) согласился принять Киприана.

Киприан (1390 - 1406 гг.).Поставленный митрополитом русским в 1375 г., т.е. уже 15 лет тому назад, Киприан провел все это время вне Москвы. Но ему суждено было прослужить еще 16 лет (до 1406 г.) уже в прочном положении московского митрополита. Своей выдающейся разносторонней деятельностью в духе возвеличения Москвы и русской церкви, он вошел в серию ее святителей, прославленных и канонизованных. Прибыл в Москву в начале 1390 г. Вступив в союз с московским князем, своей иерархической деятельностью содействовал Москве в ее собирании земли русской. B борьбе новгородцев с московскими митрополитами по церковным вопросам всегда сказывались мотивы политические. В 1385 г. все духовные и мирские люди Новгорода единодушно постановили на вече, чтобы впредь им не являться на суд в Москву к митрополиту, а судиться окончательно у своего владыки. Пред отправлением в Россию, Киприан испросил у патриарха Антония увещательную грамоту к новгородской пастве с предписанием покоряться суду митрополита. Грамота, однако, не произвела желательного действия. Устроившись в Москве, новый митрополит сам отправился в Новгород в феврале 1392 г. Там встретили его с честью и торжеством. Митрополит отслужил три парадных литургии, но когда, по окончании третьей в Софийском соборе, он с амвона с крестом в руке начал просить новгородцев дать ему суд по старине, то ему отказали. Все просьбы остались напрасными, и он уехал в Москву, наложив церковное отлучение на всех новгородцев во главе с архиепископом. Киприан отправил на новгородцев жалобу к патриарху. Новгородцы же послали послов в Константинополь с угрозой принять латинскую веру. Патриарх на оба представления ответил двумя посланиями к новгородцам, в которых брал под свою защиту митрополита. В 1393 г. принял участие в борьбе митрополита с новгородцами великий князь Василий Дмитриевич: потребовал у новгородцев выдать ему крестоцеловальную грамоту с обещанием препроводить к ним со стороны митрополита отмену отлучения. Новгородцы не согласились, и началась война. Новгородцы в конце концов, сдались и исполнили все московские требования. Но когда митр. Киприан на следующий год (1395 г.) отправился в Новгород за месячным судом, то снова получил отказ. На этот раз, не находя поддержки у великого князя, принужден отложить карательные меры и попытаться склонить на свою сторону упорствующих другими средствами. В этом деле Новгород остался победителем на последующее время. Киприан не забывал юго-западных епархий. После занятия всероссийской кафедры, он дважды уезжал из Москвы в Литовскую Русь (в 1396 и 1404 г.) и оставался там по полтора года. B Литве в это время судьба православной церкви в принципе изменилась к худшему: произошло объединение Польши и Литвы и введение католичества. До гонений на православие было еще далеко, но антиправославные течения развивались. Киприан не вступал в столкновение с новыми веяниями и умел поддерживать дружбу с Ягайлом и Витовтом. Те предложили унию, которую с интересом воспринял Киприан. Константинополь в принципе не возражал, но считал не время, поскольку вел войну с турками. Киприан, довольный объединением в своем лице обеих половин русской митрополии - московской и литовской, имел все желание воссоединить с ними и остальную юго-западную часть русской церкви - митрополию Галицкую. Киприану почти до самой своей смерти (в 1406 г.) не удалось столкнуть галицийского митрополита Иоанна и вообще не удалось подчинить своей власти митрополию Галицкую.

Митрополит Фотий (1408-1431 гг.),грек. Он отправился в Москву и должен был начать деятельность с упорядочения хозяйства митрополичьей кафедры. B 1408 г. жестоко опустошил московскую область хан Едигей и самую Москву держал в осаде. B столице, при отсутствии князя, наступила анархия. Фотий начал восстановлять порядок крутыми мерами, не щадил даже великого князя, когда и тот оказывался повинным в нарушении финансовых прав митрополии. Враги настроили против Фотия Витовта, который, собрав литовских епископов, предложил им войти с ходатайством пред патриархом ο поставлении для Литвы особого митрополита. 15-го ноября 1415 г. Цамблака был поставлен епископами, не дождавшимися решения патриарха, митрополитом в Новогрудке литовском. Β прекращении мятежа Фотию содействовал патриарх, который предал Цамблака извержению и проклятию. Последний добровольно удалился с кафедры, прекратив тем самым мятеж. Kо времени удаления Цамблака вражда с Москвой улеглась, обострились отношения Витовта к Польше, от которой он замышлял отделиться. Поэтому литовский князь покорился решению патриарха и отдал свои епархии снова Фотию. После Цамблака Фотий был митрополитом всероссийским в полном смысле этого слова, т.е. простирал свою власть и на Литву и на Галичину, которые он посещал. Фотий безуспешно продолжал вести унаследованную им от предшественника борьбу с новгородцами из-за месячного суда. Во время спора Галича с Москвой

Фотий лишил Галич с князем своего благословения. Тут в Галиче открылся страшный мор. Князь Юрий принужден был воротить митрополита с дороги и просить его ο прекращении Божьей кары, обещая покорность Москве. По молитве Фотия мор прекратился, и мир был заключен.

Герасим (1433-1435 гг.).Спорный вопрос: был ли Герасим поставлен митрополитом всей России или только Литовским? Появление Герасима для новгородцев кстати в борьбе с московскими митрополитами из-за месячного суда. K нему они отправили для поставления своего кандидата в архиепископы Евфимия II. Со стороны Москвы в преемники митр. Фотию предназначался рязанский епископ Иона. Боясь, чтобы патриарх не отклонил этого кандидата, великий князь избрание его обставил с особой торжественностью, привлек к участию в избрании всех епископов, представителей белого духовенства, монашества, бояр и земских людей. Но епископу Ионе, нареченному в митрополиты в конце 1432 г., не удалось пойти в Царьград за посвящением долгое время. Излишняя медлительность была причиной того, что Иона не получил митрополии, так как ранее его прибытия греки, соображаясь с своими собственными интересами, поставили на русскую митрополию своего кандидата - Исидора.

Исидор (1436-1441 гг.).B конце 1435 г. уже предрешено созвание интересовавшего греков Феррарского собора для соединения церквей. Русский кандидат как националист мог не пожелать явиться на собор. Русская кафедра была замещена также выдающимся по униональным симпатиям человеком. С назначением Исидора обеспечивалось участие русской церкви в соединении церквей. Греки были уверены, что им удастся доказать свою правоту и убедить латинян сделать им догматические уступки. Василий Васильевич был очень огорчен, но вскоре переменил гнев на милость. Исидор тотчас должен был собираться на Феррарский собор; для чего должен был предварительно посвятить в это дело самого князя, который был убежден Исидором, что соединение церквей возможно без жертвы православным вероучением. По дороге на собор он посетил новгородцев, которых мечта ο религиозном примирении манила коммерческими перспективами. Β акте Флорентийской унии русскому митр. Исидору принадлежит первостепенная роль инициатора и главного его устроителя. В марте 1941 Исидор приехал в Москву.

Однако тут уже знали об унии и определили свое отрицательное отношение к ней. В итоге из Москвы Исидор бежал к литовскому великому князю Казимиру, а оттуда вскоре в Рим.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историография истории Русской Церкви

Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историография истории Русской Церкви.
  Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв

Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
  Литература домонгольской Руси светская она относи­тельно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучи­тельностью. Самым

Quot;Священство" и "царство" на западе и востоке средневе­ковой Европы. Особенности византино-русской теокра­тии.
  В первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось со дня на день легализация Христианства (311 г.) воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного

Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
  Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и

Христианство на Руси до князя Владимира Святославича.
  Периодизация истории Русской Церкви:   1. Домонгольский, Киевский период крещения Руси и становле­ния ее Церкви- Для этого п

Пятый период - Вос­становление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис

Крещение Руси при Владимире Святославиче.
  Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире

Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.
  Еще во дни князя вера христианство стало господствующим в России: началось с Киева с семейства князя (12 сынов его крещены в одном источнике, который известен в Киеве под именем

Монастыри и монашество в Древней Руси. Феодосий Печерский.
  Летописец только в 1037 г. в первый раз упоминает ο появлении монастырей (ο построении кн. Ярославом монастыря св. Георгия), и что только при нем получили свое начало русс

Христианская культура Древней Руси.
  Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето

Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
  Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Христианская культура Великороссии второй половины XIII-XV в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Монастыри и монашество в Великороссии XIV - XVI вв. Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родит

Фиваида» на Русском севере.
  В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XIV - XV вв. Стефан Пермский.
  Стефан Пермский (1340-1396) занимает особое место среди русских святых, означая новые, быть может не вполне раскрытые возможности в русском православии. Он был миссионером, отдавшим

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосиф­ляне.
  ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Про­светитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадок­сально, что первы

Религиозное искусство Великороссии XIV- начала XVI в.: зодчество и живопись.
  Монгольское иго над Россиею сопровождалось погромами и разорением в том числе и церквей и монастырей. Но в мирное время монголы не препятствовали русским исправлять, сооружать вновь

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб

Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
  На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад

Русская Церковь и государство в XVI в.
  В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оста­ваясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата

Христианская культура России конца XV - XVI в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение тер­рора. Он возвел на цар­ство Федора Ивановича,

Устройство Русской Церкви в XVII в. и её отношения со светской властью
  Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берет­ся и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает ученых м

Русская Церковь и культура в XVII в.
  В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Со­боре 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова

Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
  После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри

Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает

Распространение Православной веры в XVI - XVII вв.
  При в.к. Василии и Иоанне Грозном у Нордкапа проповедовал постриженник Соловецкого монастыря преподобный Феодорит. Для пустынных подвигов он

Борьба с ересями в средневековой Руси.
  Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре

Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
  Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен

Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведе­ний - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.

Русская Церковь и культура в XVIII в.
  Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных

Русская Церковь при Павле I и Александре I.
  Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престо­ла, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га

Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голи­цына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр

Паисий Величковский и начало церковно-монастырского возрождения в России.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Монастыри и монашество второй половины XVIII -XIX в Серафим Саровский.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда

Русская Церковь и славянофилы.
  Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Русская Церковь при Александре II (1855-81).
  Великие ре­формы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложе­ниях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог

Русская Церковь при Александре III (1881-94).
  Реформы и контрре­формы духовной школы предреволюционного шестиде­сятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени

Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в.
Миссионерство русской церкви: поволжье и алтай: обращение тюркских и угро-финских народов Волго-Уральского бассейна началось в XVI веке, из-за отсутствия последовательного просвеще

Православие и духовные искания русской интеллигенции XIX - начала XX в.
  Приходит новое поколение тридцатых годов, оно стоит под знаком крайнего возбуждения. Отсюда стремление выйти из настоящего. Чувствуется влечение к философии. Устав академич

Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского уни­верситета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн

Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником. Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч

О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см

Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос

Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
  «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть су­щество метафизическое. В самом себе человек

Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
  На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель

Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
  Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов: 1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства; 2 Об основных положениях Библейского совета при В

Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк

Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.
  20 ноября 1920 г. патри­арх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными авт

Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не ру

Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
  С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас

Русская Церковь в послевоенную пору: основные вехи и события истории.
  Массовых гонений на Церковь при жизни Сталина не было. В сентябре 1944 г. - постановление ЦК КПСС, призывавшее к усилению антирелигиозной пропаганды через пропаганду "научного

Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги