рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа

Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви   Дуализм Патриаршей Системы Был Чужд Тоталитарному Мышлению Пе...

 

Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовенства, внедряя и расширяя сеть семинарий. Но пет­ровская программа лишала Церковь собственного голоса. Ей при­сваивалась роль «религиозной команды», т.е. роль приводного ремня от правительства к народу. Поэтому уже первые годы петровского царствования отмечены го­нениями на независимо мыслящее духовенство.

В 1691 г. Петр казнит одного из самых образованных московских священни­ков и просветителей, одного из основателей Московской акаде­мии, Сильвестра Медведева по обвинению в латинской ереси; хотя через 10 лет он же назначает явного латинизатора Яворского пат­риаршим местоблюстителем. В чем же состояло преступление Мед­ведева? В 1697 г. был подвергнут страшным пыткам, а за­тем отправлен в цепях в далекую монастырскую тюрьму другой высоко просвещенный московский игумен, Авраамий, чьи пастыр­ские училища, открытые им в московском Андреевском монасты­ре, считались лучшими в России. Его «преступление» заключалось в том, что он посмел направить Петру памятную записку, в кото­рой критиковал его за пренебрежение человеческой жизнью и ма­териальным благополучием своих граждан. Он рекомендовал Пет­ру прекратить пьяные оргии с богохульными увеселениями и бес­конечные путешествия, заняться систематическим управлением го­сударством, последовательным проведением реформ, особенно в области общественной справедливости, в подборе способных, чес­тных и популярных администраторов как в гражданской, так и в церковной областях, особенно при назначении архиереев. Авраамий был выдающимся просветителем, лояльным к Петру сторонни­ком его реформ в принципе. Но он посмел иметь собственное, и к тому же критическое, мнение, что уже было преступлением вгла­зах царя.

В борьбе с самостоятельностью Церкви и с цельювыжиманияиз нее доходов для оплаты своих дорогостоящих войн, Петр в 1701 г. восстанавливает ликвидированный было в 1675 г. Монастырский приказ, который теперь взимал налоги с архиереев. Начальником приказа Петр назначил одногоиз своих фаворитов-боярина Ивана Мусина-Пушкина. Так, на первых порах, управление Церковью было разделено между местоблюстителем-митрополи­том Рязанским, Стефаном Яворским, и Монастырским приказом который был в руках государственных чиновников. Митрополит и епископат ведали еще только вопросами дисциплины священнос­лужителей, рукоположениями и назначениями духовенства бракоразводными делами, половыми преступлениями и вопросами ере­сей и расколов. Монастырский же приказ ведал всеми земельными угодиями архиерейских и патриарших домов и монастырей, а так­же жителей на этих землях, высасывая из них колоссальные сред­ства на нужды правительства.

Приказ в 1708 г. митрополиту Стефану, который был близким другом Мазепы во время своего профессорства в Киеве, предать Мазепу церковному анафематствованию за измену.

Петр предпочитал ве­ликорусскому духовенству, особенно епископату и семинарским учителям, духовенство западнорусское, в котором он видел более надежных союзников своего западнического курса. Киевские шко­ляры, завершавшие свое образование в католических университе­тах, где они должны были прикидываться униатами и присягать на верность папе, хоть по возвращении в Киев и отрекались от като­личества, по духу и содержанию своего богословия в значительной степени оставались римо-католиками восточного обряда. Затем это богословие они переносили с собой в Всликороссию. Правда, некоторые, наоборот, пережив унижение вынужденного сокрытия своей подлинной религии и ложной присяги Риму, возвращались ненавистниками римо-католичества. компенсируя это увлечением протестантизмом. А как мы знаем, лютеранство исповедовало при­нцип «Какой веры государь, такой же и подданные» т.е. принцип национальной Церкви и ее возглавления государем, в отличие от римо-католической традиции, где Церковь экстерриториальна и находится в постоянной борьбе с государством за свое первенство.

В петровской России представителем католической линии был Стефан Яворский, чья главная книга «Камень веры», издание ко­торой было запрещено Петром, была решительной апологией пат­риаршества и автономии Церкви в государстве.

Самым влиятель­ным идеологом лютеранского образца был Феофан Прокопович, ученый монах и профессор Киевской академии, решительно взяв­ший сторону Петра в деле Мазепы. Петр сблизился с Прокоповичем в 1709 г., услышав в Софийс­ком соборе Киева его красноречивую проповедь, прославлявшую Полтавскую победу. В 1716 г. Петр перевез Прокоповича в свою новую северную столицу проповедником, готовя его хиротонию. Всполошилась Московская академия, четырьмя годами раньше протестовавшая против приближения Петром про­тестанта по богословию. В этот раз письменный протест подают руководители академии архимандриты феофилакт Лопатинский и Гедион Вишневский; к ним присоединяет свою подпись Стефан Яворский. Петр подождал два года и в 1718 г. добился Феофановой хиротонии в епископа Псковского, с местопребыванием в Петербурге, который пока не имел своей архиерейской кафедры. Еще в 1716 г., предвидя свою хиротонию. Феофан жаловался в письме своему другу по Киевской академии, что ненавидит ар­хиерейские облачения и всю богослужебную и церемониальную помпу, с этим связанную. Карташев указывает; что хранившаяся в библиотеке Новгородской семинарии личная библиотека Проко­повича в три тысячи книг на три четверти состояла из творений протестантов. На них он и опирается в своих проповедях и публи­кациях, которых у него было более 70 - все публицистического типа, в основном направленные, с одной стороны, на возвышение царской власти и придание ей мистической окраски, а с другой -на демистификацию власти архиерейской. Опираясь на Ветхий Завет и на традицию римских императоров, Прокопович выдвига­ет протестантскую доктрину единственного «масстета», т.е. вели­чества только царя, который является одновременно главой госу­дарства и Церкви, выбрасывая за борт православную доктрину двойственности и «симфонии». Симпатии Петра - на стороне Прокоповича, а не сидящего в далекой Москве Стефана Яворского, который осуждал даже в проповедях чрезмерную секуляри­зацию Церкви Петром. Осуждал он и передачу Петром новосоздан­ному им в 1711 г. Сенату царских полномочий над Церковью в его, Петра, отсутствие. Митрополит Стефан особенно критиковал со­зданный Петром при Сенате институт «фискалов», т.е. доносчиков. А в проповеди по случаю дня рождения царевича Алексея, нелюби­мого Петром за оппозицию его радикальным реформам, митропо­лит обрушился на использование фискалов и в делах церковных.

Но Петр с Прокоповичем шаг за шагом лишали епископат са­мостоятельности. В 1716 г они изобрели новую присягу лояльнос­ти архиереев царю, которую должны были приносить не только новохиротонисанные епископы, но и состоящие уже в сане, в том числе и бедный Яворский. Новая присяга подчеркивала личную лояльность каждого отдельного архиерея, обещание не вмешиваться в гражданские дела, кроме крайних случаев, но и тогда епископ не имел права принимать какие-либо меры самостоятельно, он мог только выразить свое мнение и несогласие лично царю. Присяга требовала от епископов следить за поведением монахов, не разрешать им предпринимать необязательные путешествия; а царя присяга называла крайним судией, что было полнейшей ересью, ибо крайний судия - только Бог.

Сокрушительным ударом по престижу и весу митрополита Стефана был побег в Австрию царевича Алексея в 1717 г и его репатриация в 1718 г. Хотя Петр через своего посланника Толстого, отправленного в Вену уговорить цареви­ча вернуться, обещал ему свободу и безопасность, Алексей был арестован в России и, подвергнутый пыткам, вскоре скончался или был убит. Все архиереи, с которыми Алексей пере­писывался или был связан так или иначе, были доставлены в Пе­тербург и, подвергнутые жесточайшим пыткам, признались, что между ними и Алексеем был тайный заговор восстановить старые обычаи после смерти Петра. В наказание митрополит Ростовский Досифей был колесован, его отрубленная голова выставлена напо­каз, а митрополит Иосиф Киевский умер по дороге в Петербург, куда его везли в цепях, Яворский, как говорится, отделался испу­гом, так как Алексей ему из-за границы не писал, хотя его подпись стояла на первом месте в коллективном письме русского епископа­тас просьбой к Петру помиловать царевича.

Что касается замены патриаршества Синодом, то первые подсту­пы к этому были сделаны еще в 1700-1701 гг. Затем была передача особых полномочий над Церковью Сенату в 1711 г. В 1715-1717 гг. Петр создает систему коллегий по шведскому образцу. Одна из кол­легий, еще по проекту английского правоведа Фрэнсиса Ли, зака­занному Петром во время его пребывания в Англии в 1698 г., долж­на была ведать церковными делами. Карташев считает, что в 1718 г. поручает Феофану Прокоповичу заняться подго­товкой реформы.

В 1720 г. готов «Духовный регламент», по которому создается Духовных дел коллегия. На первой же своей сессии она была переименована в Правящий Святейший Синод. Формально председательствует в нем старейший по хиротонии митрополит, но на практике, пока жив был Феофан, управлял им он, а после его смерти Синод прибирает к рукам «око государево» -обер-прокурор, назначаемый царем в качестве своего представите­ля - Земным главой Церкви в этой системе является император. Правящий Святейший Синод не стал ни правящим, ни святейшим.

«Регла­мент» - идеологический манифест или программа, чем свод законов или правил. Проко­повичу чужда концепция Церкви как мистического Тела Христова. Он определяет Церковь всего лишь как «объедине­ние Божьего народа в общество или республику граждан для того, чтобы они знали друг друга лучше, помогали бы друг другу и с Божьей помощью защищались бы лучше от врагов». Что касается отмены патриаршества, то об этом многозначительно говорится, что честь и слава, возносимые Церковью своему Верховному Пас­тырю, могут ввести простой народ в заблуждение, натолкнуть на ложную мысль, «будто он второй Государь, равный Самодержцу, а то еще даже и выше его стоящий... [Простой народ может] возом­нить, что церковный порядок является иным и даже лучшим госу­дарством... Простые души смущаются такими идеями до такой сте­пени, что в некоторых вопросах начинают обращать свои взоры не так к Самодержцу, как к Верховному Пастырю». Далее идет тирада, пытающаяся доказать, что помазание царя дает ему право на власть и функции не только епископа, но епископов епископа. Жонглируя этимологией греческого слова эпископос, что значит надзиратель или надсмотрщик, Прокопович называет царя верховным надзирателем - верховным епископом государства, т. е. верховным епископом и Церкви, входящей в государство.

Крайний монархист-абсолютист в отношении царской власти, Прокопович перестает быть монархистом, как только переходит к обсуждению архиерейства. Тут он утверждает, что люди с боль­шей охотой «принимают власть совета и скорее готовы подчинять­ся его распоряжениям, чем приказам отдельной личности». Поэто­му Синод (или Коллегия, как сказано в «Регламенте») более легитимен, чем патриарх, меньше подвержен ошибкам и коррупции.

В 1722 г. к Регламенту, были добавлены поправки, в том числе новое правило, обязывавшее священника раскрывать тайну исповеди полиции, если у него исповедовался человек с преступными замыслами, особенно против царя, и если он в этих замысла, не раскаивался. Это постановление, несовместимое с канонами о тай­не исповеди, было включено в качестве закона в Полное собра­ние законов Российской империи, т.е. теоретически подлежало исполнению до последнего дня существования империи. Но на практике закон, по-видимому, перестал действовать где-то с 40-х гг. прошлого века, ибо не был включен в 15-томный «Свод законов Российской империи».

Затем следовали дополнения с подробнейшей разработкой пра­вил о монашестве, одно из которых запрещало монахам держать чернила и бумагу в келиях без специального разрешения игумена. Получив с его разрешения бумагу и чернила, монах должен был держать дверь своей кельи открытой, пока писал, а затем обязав был предъявить написанное игумену на цензуру. Другое правило запрещало постригать в монашество неграмотных и в возрасте моложе 30 лет от роду. Непонятно, зачем требовалась грамотность от монашествующих, которым запрещалось писать?! Монастырям запрещалось принимать бродяг, дезертиров, бывших уголовников, лиц неизвестного гражданского состояния, не установив их лич­ность. Этими мерами, а также отбором в армию многих послушни­ков и даже молодых монахов монашества было сокращено с 25 ты­сяч в 1724 г. до 14 тысяч к 1738 г. С другой стороны, монастырям приказывалось давать пристанище военным инвалидам, отставным бездомным солдатам и офицерам, даже с их женами и семьями, равно как и вообще больным и увечным, направляемым в монасты­ри государством. Если в монастыре не было места для этих лиц, правительство требовало выселения монахов, чтобы освободить место для присылаемых правительством. Причем солдаты и пр. должны были получать ту же еду и те же деньги, что и монахи, а отставные офицеры - полуторную норму монаха. Когда Синод по­жаловался царю, что эти требования невыполнимы, ибо у монас­тырей после отбора их угодий в Монастырский приказ нет средств, Петр возвратил Монастырский приказ под власть Синода и разре­шил монастырям удерживать доходы с недвижимости для благот­ворительных целей.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историография истории Русской Церкви

Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историография истории Русской Церкви.
  Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв

Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
  Литература домонгольской Руси светская она относи­тельно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучи­тельностью. Самым

Quot;Священство" и "царство" на западе и востоке средневе­ковой Европы. Особенности византино-русской теокра­тии.
  В первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось со дня на день легализация Христианства (311 г.) воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного

Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
  Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и

Христианство на Руси до князя Владимира Святославича.
  Периодизация истории Русской Церкви:   1. Домонгольский, Киевский период крещения Руси и становле­ния ее Церкви- Для этого п

Пятый период - Вос­становление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис

Крещение Руси при Владимире Святославиче.
  Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире

Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.
  Еще во дни князя вера христианство стало господствующим в России: началось с Киева с семейства князя (12 сынов его крещены в одном источнике, который известен в Киеве под именем

Монастыри и монашество в Древней Руси. Феодосий Печерский.
  Летописец только в 1037 г. в первый раз упоминает ο появлении монастырей (ο построении кн. Ярославом монастыря св. Георгия), и что только при нем получили свое начало русс

Христианская культура Древней Руси.
  Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето

Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
  Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн

Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени.
  Киев превратился в пригород, управляемый боярином-наместником. Татарское разорение принизило его окончательно и выдвинуло пред митрополитами вопрос об их резиденции

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Христианская культура Великороссии второй половины XIII-XV в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Монастыри и монашество в Великороссии XIV - XVI вв. Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родит

Фиваида» на Русском севере.
  В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XIV - XV вв. Стефан Пермский.
  Стефан Пермский (1340-1396) занимает особое место среди русских святых, означая новые, быть может не вполне раскрытые возможности в русском православии. Он был миссионером, отдавшим

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосиф­ляне.
  ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Про­светитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадок­сально, что первы

Религиозное искусство Великороссии XIV- начала XVI в.: зодчество и живопись.
  Монгольское иго над Россиею сопровождалось погромами и разорением в том числе и церквей и монастырей. Но в мирное время монголы не препятствовали русским исправлять, сооружать вновь

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб

Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
  На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад

Русская Церковь и государство в XVI в.
  В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оста­ваясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата

Христианская культура России конца XV - XVI в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение тер­рора. Он возвел на цар­ство Федора Ивановича,

Устройство Русской Церкви в XVII в. и её отношения со светской властью
  Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берет­ся и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает ученых м

Русская Церковь и культура в XVII в.
  В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Со­боре 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова

Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
  После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри

Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает

Распространение Православной веры в XVI - XVII вв.
  При в.к. Василии и Иоанне Грозном у Нордкапа проповедовал постриженник Соловецкого монастыря преподобный Феодорит. Для пустынных подвигов он

Борьба с ересями в средневековой Руси.
  Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре

Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведе­ний - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.

Русская Церковь и культура в XVIII в.
  Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных

Русская Церковь при Павле I и Александре I.
  Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престо­ла, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га

Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голи­цына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр

Паисий Величковский и начало церковно-монастырского возрождения в России.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Монастыри и монашество второй половины XVIII -XIX в Серафим Саровский.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда

Русская Церковь и славянофилы.
  Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Русская Церковь при Александре II (1855-81).
  Великие ре­формы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложе­ниях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог

Русская Церковь при Александре III (1881-94).
  Реформы и контрре­формы духовной школы предреволюционного шестиде­сятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени

Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в.
Миссионерство русской церкви: поволжье и алтай: обращение тюркских и угро-финских народов Волго-Уральского бассейна началось в XVI веке, из-за отсутствия последовательного просвеще

Православие и духовные искания русской интеллигенции XIX - начала XX в.
  Приходит новое поколение тридцатых годов, оно стоит под знаком крайнего возбуждения. Отсюда стремление выйти из настоящего. Чувствуется влечение к философии. Устав академич

Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского уни­верситета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн

Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником. Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч

О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см

Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос

Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
  «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть су­щество метафизическое. В самом себе человек

Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
  На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель

Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
  Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов: 1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства; 2 Об основных положениях Библейского совета при В

Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк

Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.
  20 ноября 1920 г. патри­арх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными авт

Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не ру

Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
  С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас

Русская Церковь в послевоенную пору: основные вехи и события истории.
  Массовых гонений на Церковь при жизни Сталина не было. В сентябре 1944 г. - постановление ЦК КПСС, призывавшее к усилению антирелигиозной пропаганды через пропаганду "научного

Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги