рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Русская Церковь при Николае I.

Русская Церковь при Николае I. - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви Шишков, Сменивший Голи­цына На Посту Министра Народн...

Шишков, сменивший Голи­цына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу прекратилось печатание русской Библии, уничтожен напечатанный тираж филаретовского «Катехизиса».

Оба николаевских обер-прокурора, Нечаев и Протасов, отличались пренебрежем к епископам, всячески стремясь принизить их роль в Сино­де, практическую и формальную.

Масон Нечаев (обер-прокурор 1833-1836 гг.) окружил еписко­пов полицейскими филерами, которые должны были доносить о каждом шаге, слове и проповеди архиерея. Последние вынуждены были оправдываться за каждое слово. Архиереи жили в страхе, боясь принимать решения, проявлять инициа­тиву. Митрополит Филарет выступил против мелочного коман­дования со стороны обер-прокурора и царя, желавшего на­значить цесаревича членом Синода. Царь отменил распоряжение. Филарет воспользовался моментом, чтобы заявить протест против полицейской слежки за Церковью, подры­вающей ее авторитет в народе, против вмешательства бюрократии. Он указал, что источник царской власти - церковное миропомазание, которое не распространяется на царских чиновников. К голосу Филарета присоединился Синод, и в 1836 г. на место Нечаева был назначен гвардейский генерал граф Прота­сов-человек верующий, воспитанник частных учителей иезуитов. Католичества не любил. Именно в его обер-прокурорство и при его поддержке в 1839 г. было ликвиди­ровано униатство. Возвращение в православие украинских и белорус­ских униатов восточнее Буга создало ряд социально-экономических проблем. Отмена униатства коснулась в основном крестьянства и мещанства, поскольку дворянство принадле­жало к католической церкви латинского обряда. Дво­ряне, как католики, прекратили жертвовать на новоправославную Церковь, материально поддерживать духовенство. Храмы, построенные на землях помещиков, или отбирались, или облагались пошлинами или выкупались помещиками у православных вместе с участком, на котором они стояли. В противном случае они подле­жали закрытию и срытию. Белорусские крестьяне были бедными и не имели средств. А сельские священники были многодетными и, лишившись поддержки помещиков, превращались в нищих. Этим вопросом Протасов за­нялся вплотную. Результатом было решение Николая I выделять ежегодно полмиллиона рублей на дотации наиболее бедным сельс­ким приходам, в западных областях. Встал вопрос: переводить духовенство на государственные оклады или черпать средства из пожертвований прихожан и взимании таксы за требы. Проблема связана с двойственным положением священников: живя за счет средств прихожан они вынуждены были следить за населением, выполняя полицейские обязанности - рапортовать о волнениях в народе, составлять списки потенциальных рекрутов для армии и прочее. В социальном плане статус священника был неопределенным. Получив отличное классическо-богословскос образование в семинарии, он большую часть жизни проводил, как крестьянин, ибо не обрабаты­вая надела, не мог прожить и не мог себе позволить нанимать батраков. Из-за полевых работ не оставалось времени для пастырских обязаннос­тей, чтения литературы, духовного и интел­лектуального роста. Недостаток средств заставлял взимать плату за требы, что в глазах крестьян делало священника мироедом, ибо по сравнению с боль­шинством крестьян священник жил в лучшем доме и располагал большими средствами. Против перевода священников на твердый оклад за счет введе­ния церковного налога реши­тельно протестовал митрополит Филарет, считая, что это лишило бы отношения между священником и прихожанами милости и бла­готворительности. Филарет не учитывал полицейские обязанности, возложен­ные на священника властью. Этот вопрос остался нерешенным до падения Империи, хотя госу­дарственные субсидии на бедные приходы росли.

Протасов, несмотря на нелюбовь к католичеству, усвоил у них тягу к авторитаризму и централизму. Это от него пошло наименование РПЦ Ведомством православного вероисповедания.

У Протасова была программа превращения Церкви в ведомство. Это отстраивало систему подчиненных обер- прокурорских консисторских канцелярий при каждой епархии. Процесс превращения Церкви в полностью подчиненный правительству департамент, был завершен при Николае I: границы епархий пол­ностью совпали с границами губерний, духовенство награждалось чиновичьими медалями и орденами. Отмерла традиция избрания кандидатов в священ­ники народом. Епископов назначал царь по рекомендации Синода. Приходы передавались по наследству от отца к сыну или к дочери, выдаваемой замуж за се­минариста, после брака назначаемого священником данно­го прихода.

Раскольники и сектанты немилосердно преследовались при Николае I, для которого вера была та же служба, что и государ­ственная, в которой не может быть разнобоя. В Церкви Николай добивался единообразия и порядка. Статистические исследова­ния показали более широкое распростране­ние в народе старообрядчества и сектантства, чем предполагалось. Протасов нашел себе архимандрита - обску­ранта Афанасия, сделав его ректором Санкт-Петербургской акаде­мии. Он запретил преподавателям не только импро­визации на лекциях, но даже использование собственных конспектов - они должны были дословно читать по одобренным цензурой учебникам. Протасов и Афанасии настаивали на восстановлении учебников XVII века в современном русском переводе. Им удалось не допустить издания в царствование Николая русской Библии, равно как и любые преобразования духовной школы. Афанасий, человек ученый и полиглот, пре­зирал русскую литературу и читал только иностранную, и оригина­ле.

Склад ума Николая Iнедопускал православия помимо подчиненного государству. Особому давлению подверглись поповцы, которых Николай взялся загнать в единоверие. Гонения перемежались с принудительным участием старообрядцев в прениях с миссионерами из единовер­цев, которые для доказательства ошибочности позиций старооб­рядцев использовали старопечатные книги. В 1826 г, был повторен указ конца царствова­ния Александра I, запрещавший строить новые старообрядческие церкви, был запрещен ремонт старых, За этим последовал приказ снять кресты со всех старообрядческих молелен и запрет на принятие «беглых попов». Улучшение благополучия духовенства официальной Церкви подточило беглопоповство больше, чем официальные запреты. Их всегда можно было обойти подношени­ями и взятками чиновникам, на что не скупились заволжские крестьяне и купцы. Влиятельность старообрядцев (купцы, казаки) –непоследовательность власти: массовые аресты и ссылка десятков тысяч старообрядцев, закрытие и уничтожение духовных центров старообрядцев, как Выговские и Иргизские скиты и указы 1827 ч 1834 гг., запрещающие произвольные полицейские обыски в часовнях старообрядцев и закрытие молелен. На попытку Николая заставить поповцев присоединиться к единоверию старообрядцы ответили созданием своей иерархии. Для это­го им пришлось обратиться за помощью к грекам, из-за отказа при­знать авторитет которых их же предки ушли в раскол! На Балка­ны на поиски епископа, готового признать старообрядцев православными и создать для них иерархию, от­правлены гонцы с крупными суммами. В 1847 г епис­копа удалось найти в лице бывшего митрополита Сараевского Амвросия - грека, которого турецкое правительство лишило ка­федры за антитурецкие проповеди. Он жил на покое при Вселенском Патриархе в Константинополе. Представитель старообрядцев и митрополит понравились друг другу. Митрополит согласился пе­реехать в Белую Криницу в Буковине, где старообрядцам удалось с разрешения австрийских властей купить участок земли и устроить монастырь. Там он и рукоположил первых русских епископов-ста­рообрядцев начиная с епископа Кирилла. Под давлением царско­го правительства австрийцы в скором времени закрыли монастырь. Амвросий вернулся в Грецию, где турки заста­вили патриарха лишить Амвросия сана; но у старообрядцев появилась иерархия, рукополагавшая священ­ников, они не зависели от беглых священников. По не все поповцы приняли иерархию: рукополагал трехперстный епископ, хиротония од­ним епископом канонически сомнительна Поповцы раскололись на Белокриницкое согласие и беглопоповцев, продолжавших принимать только священников - перебеж­чиков из официальной Церкви. Хотя усилия по привлечению поповцев в единоверие были не безуспешны, гонения на старообрядцев при­влекали к ним интерес и сочувствие народа. Кроме того, у старообрядцев сохранялась соборность (т.е. выборность священников или их утверждение общиной). Официальное правос­лавие бюрократизировано, приходов в полном смысле слова не было, священники назначались сверху и должны были следить за местными жителями. Официальная Церковь не мог­ла подвергать критике правительственные действия. Духовенство, особо сельское, оставалось недостаточно обеспеченным. Этим пользо­вались старообрядцы, подкупая священников за недоноси­тельство. Это ставило официальную Церковь в невыгод­ное положение в глазах народа в сравнении со старообрядцами. Рост старообрядчества и сектанства был характерен как для низшего, так и для высшего общества. Охладевший к ма­сонству высший свет обратился к сектам, а не к Церкви, бывшей для него слишком восточной и слиш­ком подчиненной государству. Видит прямую связь между эпохой самозванцев и эпохой раз­множения радикальных сект. Из секты беспоповцев-безбрачников выделилась секта бегунов, основатель которой Евфимий был младшим современником Пугачева.

Местное начальство и духовенство были материально заинтересованы в завышении числа раскольников, обращенных в православие, поэтому официальная статистика сообщала о 910 тысячах раскольников в России, и отмечала снижение их численности из года в год. Поняв ошибочность данных, Николай в 50-е гг. назначил специальные комиссии для исследования подлинного состояния, количества и разновидностей старообрядцев и сектантов. Экстраполяция переписи 1852 г дала до 10 миллионов «раскольников» всех толков, то есть почти 20 % населения и 25 % от православных. Старообрядчество широко распространеноназаволжском севере и северо-востоке, в Сибири и в казачьих обла­стях. На севере и северо-востоке сохранилось вы­борное земское управление, введенное или узаконенное земскими реформами раннего периода царствования Ивана Грозного. Полу­свободные государственные крестьяне, проживавшие на бедных северных поч­вах, занимались отхожими промыслами, многие становились бога­тыми предпринимателями или посредниками между крестьянами-надомниками и городскими фабрикам. На 1878 г. из 13 млн. раскольников 3,64 млн. поповцев, 7,15 млн. беспоповцев, 65 тыс. хлыстов и скопцов.

В 1836 г. Чаадаев опубликовал «Первое философическое письмо» на французс­ком языке. Он отрицал за Россией оригинальность, положитель­ный вклад в сокровищницу мировой культуры. Он видел Россию паразитом на теле мировой культуры, и это его оза­дачивало. Чаадаев был верующим и считал, что Бог каждому народу дал мис­сию в истории. Не видел он миссии только у России, что на­рушало всю его европоцентрическую культурологическую систему. Не имея понятия о Византии и ее куль­турном блеске в эпоху крещения Руси, он утверждал, что беда России в том, что она приняла христианство не от Рима, а от увядающей и пассивной Византии. Позднее он пере­смотрел культурологическую схему в эссе «Апология сумас­шедшего». Чаадаев остался при своей невежественной картине увя­дающей Византии, но выдвинул тезис, что именно России, не об­ремененной тяжелым историко-культурным багажом Европы, при­надлежит будущее и она сможет брать лучшее у Европы,не повто­ряя ее ошибок. «Первым письмом» Чаадаев взбудоражил русскую общес­твенность, бросил вызов России и ее культуре. Общество раздели­лось. Одни приняли схему Чаадаева некритически, и от них пошло так называемое западничество, другие кинулись изучать русские архивы, летописи, древнерусскую литературу, искусство и, нако­нец, духовное наследие Руси: православие, восточных Отцов Церкви. Отсюда - увлечение Оптиной пустынью, где за­нимались переводом и публикацией работ но святоотеческому богословию. Это второе течение получило название «славянофилы» от противников, однако оно привилось и потеряло пер­воначальное уничижительное значение.

Так небольшой провинциальный монастырь и несколько просвещенных помещиков сделали вклад первостепенной важности в воз­рождение подлинного православного богословия, лишь к концу века перешедшее в официальное академическое. Тогда же произош­ло возрождение подлинного иконописания и появилось изучение византийского наследия - научная византология

Что касается западнического лагеря, то он растерял ду­ховные корни, бывшие стимулом чаадаевского западничества. За­падники примирились с мыслью, что Россия ничего дать не может и просвещение возможно только с Запада. Это была эпоха развития социалистических, материалистических и позитивистских идей на Западе, которые без критичес­кого анализа перенимались нашими западниками. В России сначала забушевали французские утопические социалистические идеи, а затем и марксизм.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историография истории Русской Церкви

Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Русская Церковь при Николае I.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историография истории Русской Церкви.
  Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв

Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
  Литература домонгольской Руси светская она относи­тельно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучи­тельностью. Самым

Quot;Священство" и "царство" на западе и востоке средневе­ковой Европы. Особенности византино-русской теокра­тии.
  В первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось со дня на день легализация Христианства (311 г.) воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного

Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
  Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и

Христианство на Руси до князя Владимира Святославича.
  Периодизация истории Русской Церкви:   1. Домонгольский, Киевский период крещения Руси и становле­ния ее Церкви- Для этого п

Пятый период - Вос­становление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис

Крещение Руси при Владимире Святославиче.
  Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире

Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.
  Еще во дни князя вера христианство стало господствующим в России: началось с Киева с семейства князя (12 сынов его крещены в одном источнике, который известен в Киеве под именем

Монастыри и монашество в Древней Руси. Феодосий Печерский.
  Летописец только в 1037 г. в первый раз упоминает ο появлении монастырей (ο построении кн. Ярославом монастыря св. Георгия), и что только при нем получили свое начало русс

Христианская культура Древней Руси.
  Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето

Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
  Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн

Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени.
  Киев превратился в пригород, управляемый боярином-наместником. Татарское разорение принизило его окончательно и выдвинуло пред митрополитами вопрос об их резиденции

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Христианская культура Великороссии второй половины XIII-XV в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Монастыри и монашество в Великороссии XIV - XVI вв. Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родит

Фиваида» на Русском севере.
  В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XIV - XV вв. Стефан Пермский.
  Стефан Пермский (1340-1396) занимает особое место среди русских святых, означая новые, быть может не вполне раскрытые возможности в русском православии. Он был миссионером, отдавшим

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосиф­ляне.
  ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Про­светитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадок­сально, что первы

Религиозное искусство Великороссии XIV- начала XVI в.: зодчество и живопись.
  Монгольское иго над Россиею сопровождалось погромами и разорением в том числе и церквей и монастырей. Но в мирное время монголы не препятствовали русским исправлять, сооружать вновь

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб

Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
  На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад

Русская Церковь и государство в XVI в.
  В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оста­ваясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата

Христианская культура России конца XV - XVI в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение тер­рора. Он возвел на цар­ство Федора Ивановича,

Устройство Русской Церкви в XVII в. и её отношения со светской властью
  Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берет­ся и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает ученых м

Русская Церковь и культура в XVII в.
  В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Со­боре 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова

Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
  После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри

Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает

Распространение Православной веры в XVI - XVII вв.
  При в.к. Василии и Иоанне Грозном у Нордкапа проповедовал постриженник Соловецкого монастыря преподобный Феодорит. Для пустынных подвигов он

Борьба с ересями в средневековой Руси.
  Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре

Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
  Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен

Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведе­ний - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.

Русская Церковь и культура в XVIII в.
  Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных

Русская Церковь при Павле I и Александре I.
  Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престо­ла, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га

Паисий Величковский и начало церковно-монастырского возрождения в России.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Монастыри и монашество второй половины XVIII -XIX в Серафим Саровский.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда

Русская Церковь и славянофилы.
  Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Русская Церковь при Александре II (1855-81).
  Великие ре­формы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложе­ниях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог

Русская Церковь при Александре III (1881-94).
  Реформы и контрре­формы духовной школы предреволюционного шестиде­сятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени

Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в.
Миссионерство русской церкви: поволжье и алтай: обращение тюркских и угро-финских народов Волго-Уральского бассейна началось в XVI веке, из-за отсутствия последовательного просвеще

Православие и духовные искания русской интеллигенции XIX - начала XX в.
  Приходит новое поколение тридцатых годов, оно стоит под знаком крайнего возбуждения. Отсюда стремление выйти из настоящего. Чувствуется влечение к философии. Устав академич

Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского уни­верситета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн

Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником. Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч

О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см

Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос

Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
  «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть су­щество метафизическое. В самом себе человек

Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
  На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель

Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
  Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов: 1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства; 2 Об основных положениях Библейского совета при В

Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк

Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.
  20 ноября 1920 г. патри­арх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными авт

Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не ру

Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
  С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас

Русская Церковь в послевоенную пору: основные вехи и события истории.
  Массовых гонений на Церковь при жизни Сталина не было. В сентябре 1944 г. - постановление ЦК КПСС, призывавшее к усилению антирелигиозной пропаганды через пропаганду "научного

Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги