Оптинские старцы. - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви Паисий Величковский(1722—1794) — Архимандрит Нямецкого Монас...
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молдавии, оттуда — в скит Киркул, отличавшийся особенной строгостью жизни монахов; отсюда переселился на Афон, где основал особую монашескую общину — скит св. Илии, тогдашнего константинопольского патриарха. В 1763 г. П. с 64 монахами переселился в Валахию по просьбе тамошнего господаря, для лучшего устройства в этой стране монашеской жизни, и сделан настоятелем м-ря Драгомирни. После войны России с Турцией 1768 г., когда Драгомирна перешла под власть Австрии, князь Гика отдал в управление П. Свкульский м-рь, откуда потом он перешел, наконец, в м-рь Нямецкий, где, в 1790 г., возведен в сан архимандрита. Строгая жизнь, в связи с любовью к духовному образованию и обильная духовно-литературная производительность, сделали имя его очень известным. Его переводы с греческого на русский святоотеческих творений, долго бывшие единственными в русской литературе, составлявшие целую библиотеку, читались повсюду. Так, им изданы: "Добротолюбие", сочинения Исаака Сирина, Феодора Студита ("Огласительные слова", М., 1853), Варсонофия, Григория Паламы, Максима Исповедника, Фалалия ("Главы о любви", М., 1855), "Восторгнутые класы" — сборник из творений Златоуста, Мелетия, патр. Фотия, авв: Марка, Аммона, Зосимы, Феогноста, Симеона и др. (М., 1849), несколько житий святых по греческим источникам и т. д. Ценятся его "Письма", собранные и изданные уже после его смерти. Ср. "Житие и писания старца П. Величковского" (Одесса, 1887).
Идет процесс возрождения монашества в почти забытой форме старчества от старца Паисия Величковского, ученика Киевской академии, который, не окончив ее, ушел в молдавские монастыри, а оттуда на Афон. Там он стал знаменит по своей духовной жизни, приобретя более 800 учеников. С ними он занялся переводом на славяно-русский язык греческих Отцов Церкви. Его ученики понесли и старческо-исихастскую монашескую школу и святоотеческие труды в Россию. Часть из них возродила Оптину пустынь, которая в начале XIX века стала средоточием духовности, центром переводов и возрождения святоотеческого богословия в России, в значительной степени с помощью своих учеников из высшего света - славянофилов братьев Киреевских, Хомякова, Аксаковых, Самарина и пр. Возрождение подлинного православного богословия началось не в латинизированных семинариях, а на периферии и среди богословствующих мирян. Однако и в официальной Церкви атмосфера менялась. Поклонником трудов св. Паисия был митрополит Петербургский Гавриил (Петров): он поддерживал монашеское возрождение, находился в переписке со старцем Паисием, способствовал напечатанию его «Добротолюбия».
Леонид Наголкин(в схиме Лев, 1769-1841). Живя в Оптиной пустыни, прославился подвижничеством и духовными наставлениями. Исцелял больных и бесноватых, сделал несколько предсказаний. Его ученик, П. П. Тамбовцев, записал "Вопросы ученика и ответы старца" ("Маяк", 1845, XXII; перепечатано в "Историческом описании скита при Козельской Введенской пустыни", СПб., 1852).
Макарий (Иванов, 1788-1860)
(в мире — Михаил Иванов) — иеросхимонах. Дворянин родом, он постригся в 1815 г. и с 1834 г. жил в Оптиной пустыни, был настоятелем скита и прославился строгой жизнью и духовными наставлениями. Исцелял недужных и бесноватых. Ум. в 1860 г. Его мощи нетленны. Отд. изд. его "Собрание писем" (М., 1862).
Моисей (Тимофей Иванович Путилов, 1782-1862), сын серпуховского гражданина, поступил послушником в Свенский Успенский монастырь Орловской Епархии, в 1811 стал отшельником, в 1821 прибыл в Оптину пустынь. Мог облегчить болезни. Мощи нетленны.
Антоний (в мире Александр Иванович Путилов)(1795—1865) — игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря. Его записка о детстве и отрочестве, письма к брату, отрывки из дневника и некоторые другие документы напечатаны в книге "Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского монастыря игумена А." (М., 1870), где помещены и биографические о нем сведения. Некоторые письма А. изданы Оптиною пустынью (М., 1869).
Иларион (Родион Никитич Пономарев, 1805-1873), в 1838 г. ушел в монастырь, исцелял страдающих нервными и душевными болезнями через таинство покаяния (короче, был психоаналитиком-надомником), спас одного человека от самоубийства (тому шептал о суициде какой-то голос внутри), избавлял от безотчетного страха.
Амвросий (в мире Александр Михайлович Гренков,1812-1891), преподобный, иеросхимонах, старец, духовный писатель. Родился в семье пономаря. Шестой из восьмерых детей, воспитывался в строгой церковной среде: учился грамоте по часослову и псалтири, вместе с отцом пел и читал на клиросе. В 12 лет Александра отдали в Тамбовское духовное училище. По окончании его в 1830 был принят на казенный счет как первый ученик в Тамбовскую духовную семинарию и в июле 1836 успешно ее окончил. Полтора года был учителем в помещичьей семье, в 1838 г. занял место наставника Липецкого духовного училища. Еще во время учебы в семинарии опасно заболел и дал обет постричься в монахи, но по выздоровлении откладывал его исполнение. По совету известного в Тамбовской епархии подвижника о. Иллариона Александр отправился в Свято–Введенскую Оптину Пустынь. 8 (20) октября 1839 он прибыл в обитель. Старец схиархимандрит Лев благословил Александра жить на монастырском гостином дворе. 2 (14) апреля 1840 последовал указ Калужской духовной консистории об определении А. М. Гренкова в число братии. В монастыре был некоторое время келейником старца Льва и чтецом. В ноябре 1840 переведен в скит под начало старца Макария. Александр стал его келейником после кончины старца Льва. 29 ноября (11 декабря) 1842 был пострижен в мантию и наречен Амвросием (во имя святителя Амвросия, епископа Медиоланского). В 1843 рукоположен в иеродиаконы, в 1845 — в иеромонахи. В декабре этого же года тяжело заболел и по-настоящему поправиться так уже никогда не смог. В 1846 по болезни вышел за штат. После кончины старца Макария (в 1860) Амвросий стал его достойным преемником. Он принимал ежедневно множество паломников, отвечал на десятки писем. Духовные дарования старца привлекали к нему тысячи людей: простого народа и интеллигенции. Его посещали Ф. М. Достоевский, В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев (его он тайно постриг в монахи), Л. Н. Толстой. Своим духовным детям о. Амвросий посылал письма к праздникам, а также ответы на вопросы веры и жизни. Они печатались в журнале «Душеполезное чтение», а также издавались отдельно. Некоторые письма не лишены элементов публицистики. О. Амвросию посвящена обширная мемуарная литература, в которой запечатлен его облик проницательного знатока человеческой души, ласкового и светлого наставника. В последние годы жизни старца поблизости от Оптиной в деревне Шамордино была устроена по его благословению женская Казанская обитель. Здесь старец скончался. В июне 1988 на поместном соборе Русской Православной церкви старец Амвросий Оптинский был причислен к лику святых. Память 10 (23) октября.
Анатолий ст. (Зерцалов, 1824-1894), из семьи дьякона, учился в семинарии, служил в казенной палате, пострижен в 1862 (после того, как переболел чахоткой и дал обещание если выздоровеет-пострижется) в Оптиной пустыне. Исцелял молитвами от чахотки.
Исаакий I (Антимонов Иван Иванович, 1810-1894), из именитого курского купеческого рода, пятый ребенок в семье. В 1847 г. ушел в Оптину пустынь.
Иосиф (Иван Литовкин, 1837-1911), из простой семьи, ушел в Оптину пустынь в 1861 г., был учеником старца Амвросия. Чудеса: спас дом от пожара своей молитвой еще в детстве, исцелил болящую послушницу, исцелил женщину по письму от винопития. После его смерти на его могиле были случаи исцеления.
Варсонофий (Плиханков Павел Иванович, 1845-1913), из потомственных дворян, служил в армии, стал полковником Оренбургского казачьего войска, после болезни и чудесного видения, когда по его просьбе ему в забытьи читали вслух Евангелие, ушел в 1891 в Оптину пустынь. Имел дар изгнания бесов, были случаи исцеления по его молитве.
Анатолий мл. (Потапов Александр, ум. 1922), с детства хотел уйти в монахи, но мать была против и он стал монахом только после ее смерти.
Нектарий (Тихонов, 1858-1928), из бедной семьи, поступил в скит в 1876. Пророчествовал (в т.ч. предсказал одной женщине ее будущее монашество, предсказал Варсонофию его смерть), смог сделать тяжелый кувшин легким крестным знамением. Мощи нетленны.
Никон (Беляев Николай, 1888-1931), из московской купеческой семьи, в год его рождения его семью посетил Иоанн Кронштадтский и подарил его матери свою фотографию. В пустынь ушел вместе с братом в 1907 г.
Исаакий II (ум. 1936), последний настоятель Оптиной пустыни, в 1929 арестован, в 1930 сослан в Сибирь.
Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Оптинские старцы.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Историография истории Русской Церкви.
Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв
Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
Литература домонгольской Руси светская она относительно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучительностью. Самым
Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и
Пятый период - Восстановление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис
Крещение Руси при Владимире Святославиче.
Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире
Христианская культура Древней Руси.
Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето
Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн
Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун
Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи
Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун
Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв
Фиваида» на Русском севере.
В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо
Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосифляне.
ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Просветитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадоксально, что первы
Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб
Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад
Русская Церковь и государство в XVI в.
В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оставаясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата
Христианская культура России конца XV - XVI в.
В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв
Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение террора. Он возвел на царство Федора Ивановича,
Русская Церковь и культура в XVII в.
В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Соборе 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова
Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри
Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает
Борьба с ересями в средневековой Руси.
Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре
Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен
Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведений - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо
Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.
Русская Церковь и культура в XVIII в.
Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных
Русская Церковь при Павле I и Александре I.
Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престола, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га
Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голицына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр
Русская Церковь и славянофилы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб
Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал
Русская Церковь при Александре II (1855-81).
Великие реформы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложениях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог
Русская Церковь при Александре III (1881-94).
Реформы и контрреформы духовной школы предреволюционного шестидесятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени
Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе
Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского университета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн
Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер
Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал
Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником.
Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч
О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см
Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос
Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
«Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть существо метафизическое. В самом себе человек
Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель
Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп
НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов:
1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства;
2 Об основных положениях Библейского совета при В
Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк
Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ленин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись материальной базы. Но религия не ру
Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас
Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов