рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Виднейшие иерархи XIX в.

Виднейшие иерархи XIX в. - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви Михаил (В Мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — ...

Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820)сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе"; слушал лекции в моск. университете и духовной акад. В 1785 рукоположен священником в Москве и приобрел большую известность проповедями, в которых сказывалось религиозно-мистическое направление Дружеского общества. В 1796 г. назначен придворным пресвитером, а через три года, лишившись жены и детей, постригся в монахи и получил в управление Юрьевский м-рь. В 1802 г. он был посвящен в епископы Старорусские, а в следующем году получил епархию Черниговскую. Здесь он особенно заботился об улучшении состава причетников и о поднятии образования в местной семинарии. С 1813 г. присутствовал в Св. синоде, а в 1818 г. назначен митрополитом СПб.

Филарет, митрополит Киевский и Галицкий(в мире Федор Георгиевич Амфтеатров, 1779—1857) — сын священника Орловской губ.; окончил курс в Севской семин. и принял монашество. Был ректором семинарий севской, уфимской и тобольской. В 1813 г. вызван в СПб., с назначением настоятелем Иосифова Волоколамского м-ря; был инспектором СПб., потом Москов. дух. Академии, получил степень доктора богословия. В 1816 г. определен ректором Моск. дух. академии. Рукоположенный в 1819 г. в епископа Калужского, Ф. занимал кафедры рязанскую (возведен в сан архиепископа), казанскую, ярославскую; в 1837 г. назначен митрополитом Киевским. На киевской кафедре Ф. пробыл до самой кончины своей, приняв в 1841 г. пострижение в схиму с именем Феодосия. В Казани обратил в православие более 5000 язычников. Принимал участие в обсуждении вопроса о переводе Св. Писания на русский язык; он был решительным противником мысли о необходимости перевода и стал по этому предмету в противоречие с московским митрополитом. Он был более практик, нежели теоретик, выразитель идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности.

Филарет, митрополит Московский (Василий Михайлович Дроздов, 1783-1867). — Род. в гор. Коломне. Первоначальное воспитание получил дома и в семье деда, священника Богоявленской церкви. В 1791 г. отдан в Коломенскую семинарию, где обучение, чисто схоластическое, велось плохо. В 1800 г. перешел в философский класс Троицкой семинарии. В 1801 г. написал четверостишие по-гречески в честь митрополита Платона и тем обратил на себя внимание. В семинарии особенно усердно изучал греческий и еврейский языки и по окончании курса был назначен преподавателем этих языков в той же семинарии. С 1806 г. начинается проповедническая деятельность и назначен преподавателем поэзии. В 1808 г. принимает монашество. В том же году его переводят в Петербург инспектором СПб. дух. академии и профессором философских наук. Амвросий, митрополит С.-Петербургский, представитель старого течения, знакомит Ф. с обер-прокурором Св. Синода и со многими влиятельными лицами. Ни одно крупное событие в Петербурге не обходится в это время без его "слова". 8 июля 1811 г. возведен в сан архимандрита. Его преподавание носило живой характер: он сначала сообщал общие основные понятия читаемого предмета, а затем уже передавал подробности. В 1812 г. назначен ректором академии и профессором богословских наук. События 1812 г. произвели на него сильное впечатление; он объяснял успех русских нравственными причинами. В 1813 г. произнес свое знаменитое слово на смерть Кутузова. Скоро приглашен произнести проповедь в дворцовой церкви, но его слово "О любви к миру", в котором он нападал на роскошь, не понравилось при дворе. В 1815 г. в видах борьбы с иезуитами он написал "Разговоры между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви"; в 1816 г. издал "Начертание церковной библейской истории" и "Записки на книгу Бытия". В академии у него произошли столкновения с Фесслером, профессором, выписанным Сперанским из Берлина, и архиепископом Рязанским Феофилактом, имевшим большие связи; но Амвросий поддержал его. В Библейском обществе он был ревностным членом, так как он не мог устоять против мистического движения. В 1817 г. Ф. был возведен в сан епископа Ревельского, викария Петербургской епархии, а в 1819 г. назначен архиепископом Тверским и членом Св. Синода; в Твери он почти не жил, управляя епархией из Петербурга. В 1820 г. переведен в Ярославль, в 1821 г. — в Москву, где оставался до смерти. С 1816 г. работал над переводом на русский язык книг Свящ. Писания и перевел Евангелие от Иоанна. В 1823 г. Синод поручил ему составить катехизис, в котором он все тексты перевел на русский язык. С 1824 г. начинаются гонения на Библейское общество. Главным врагом Библейского общ. явился Аракчеев, который соединился с Шишковым, архим. Фотием, Магницким, чтобы сломить значение кн. Голицына. 18 декабря 1825 г., в день приведения к присяге Николая I, Ф. удачным словом успокоил народ, что в связи с речью, сказанной им при коронации, доставило ему благоволение императора и сан московского митрополита. В 1827 г. издан катехизис Ф., но уже с текстами по-славянски. Таким же уступчивым являлся Ф. и в Синоде, где всегда соглашался с мнениями митрополита Серафима. Вскоре в Синоде главную роль начали играть обер-прокуроры, стремившиеся отнять всякое значение у членов Синода; особенно тяжело приходилось Ф., который в 1849 г., во время обер-прокурорства Протасова, оставил с разрешения государя присутствие Синода. В 1845 г. вышло первое издание его проповедей под заглавием "Слова и речи синодального члена Ф., митрополита Московского"; оно быстро разошлось. Вскоре проповеди Ф. были переведены на франц. и нем. языки. Импер. Александр II оказывал Ф. знаки глубокого уважения. В 1858 г. состоялось по инициативе Ф. и против желания обер-прокурора гр. Толстого распоряжение о переводе книг Св. Писания на рус. яз., законченном только в 1868 г., уже после смерти Ф. Он составил манифест 19 февр. 1861 г. об освобождении крестьян. В 1862 г. Ф., чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 г. он скончался.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историография истории Русской Церкви

Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Виднейшие иерархи XIX в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историография истории Русской Церкви.
  Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв

Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
  Литература домонгольской Руси светская она относи­тельно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучи­тельностью. Самым

Quot;Священство" и "царство" на западе и востоке средневе­ковой Европы. Особенности византино-русской теокра­тии.
  В первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось со дня на день легализация Христианства (311 г.) воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного

Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
  Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и

Христианство на Руси до князя Владимира Святославича.
  Периодизация истории Русской Церкви:   1. Домонгольский, Киевский период крещения Руси и становле­ния ее Церкви- Для этого п

Пятый период - Вос­становление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис

Крещение Руси при Владимире Святославиче.
  Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире

Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.
  Еще во дни князя вера христианство стало господствующим в России: началось с Киева с семейства князя (12 сынов его крещены в одном источнике, который известен в Киеве под именем

Монастыри и монашество в Древней Руси. Феодосий Печерский.
  Летописец только в 1037 г. в первый раз упоминает ο появлении монастырей (ο построении кн. Ярославом монастыря св. Георгия), и что только при нем получили свое начало русс

Христианская культура Древней Руси.
  Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето

Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
  Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн

Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени.
  Киев превратился в пригород, управляемый боярином-наместником. Татарское разорение принизило его окончательно и выдвинуло пред митрополитами вопрос об их резиденции

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Христианская культура Великороссии второй половины XIII-XV в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Монастыри и монашество в Великороссии XIV - XVI вв. Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родит

Фиваида» на Русском севере.
  В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XIV - XV вв. Стефан Пермский.
  Стефан Пермский (1340-1396) занимает особое место среди русских святых, означая новые, быть может не вполне раскрытые возможности в русском православии. Он был миссионером, отдавшим

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосиф­ляне.
  ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Про­светитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадок­сально, что первы

Религиозное искусство Великороссии XIV- начала XVI в.: зодчество и живопись.
  Монгольское иго над Россиею сопровождалось погромами и разорением в том числе и церквей и монастырей. Но в мирное время монголы не препятствовали русским исправлять, сооружать вновь

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб

Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
  На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад

Русская Церковь и государство в XVI в.
  В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оста­ваясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата

Христианская культура России конца XV - XVI в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение тер­рора. Он возвел на цар­ство Федора Ивановича,

Устройство Русской Церкви в XVII в. и её отношения со светской властью
  Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берет­ся и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает ученых м

Русская Церковь и культура в XVII в.
  В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Со­боре 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова

Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
  После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри

Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает

Распространение Православной веры в XVI - XVII вв.
  При в.к. Василии и Иоанне Грозном у Нордкапа проповедовал постриженник Соловецкого монастыря преподобный Феодорит. Для пустынных подвигов он

Борьба с ересями в средневековой Руси.
  Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре

Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
  Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен

Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведе­ний - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.

Русская Церковь и культура в XVIII в.
  Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных

Русская Церковь при Павле I и Александре I.
  Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престо­ла, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га

Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голи­цына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр

Паисий Величковский и начало церковно-монастырского возрождения в России.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Монастыри и монашество второй половины XVIII -XIX в Серафим Саровский.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда

Русская Церковь и славянофилы.
  Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Русская Церковь при Александре II (1855-81).
  Великие ре­формы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложе­ниях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог

Русская Церковь при Александре III (1881-94).
  Реформы и контрре­формы духовной школы предреволюционного шестиде­сятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в.
Миссионерство русской церкви: поволжье и алтай: обращение тюркских и угро-финских народов Волго-Уральского бассейна началось в XVI веке, из-за отсутствия последовательного просвеще

Православие и духовные искания русской интеллигенции XIX - начала XX в.
  Приходит новое поколение тридцатых годов, оно стоит под знаком крайнего возбуждения. Отсюда стремление выйти из настоящего. Чувствуется влечение к философии. Устав академич

Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского уни­верситета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн

Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником. Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч

О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см

Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос

Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
  «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть су­щество метафизическое. В самом себе человек

Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
  На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель

Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
  Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов: 1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства; 2 Об основных положениях Библейского совета при В

Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк

Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.
  20 ноября 1920 г. патри­арх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными авт

Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не ру

Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
  С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас

Русская Церковь в послевоенную пору: основные вехи и события истории.
  Массовых гонений на Церковь при жизни Сталина не было. В сентябре 1944 г. - постановление ЦК КПСС, призывавшее к усилению антирелигиозной пропаганды через пропаганду "научного

Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги