рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в.

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в. - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви Миссионерство Русской Церкви: Поволжье И Алтай: Обращение Тю...

Миссионерство русской церкви: поволжье и алтай: обращение тюркских и угро-финских народов Волго-Уральского бассейна началось в XVI веке, из-за отсутствия последовательного просвещения, христианских школ и литературы на местных языках новоокрещенные часто отпадали обратно в му­сульманство и язычество. В1842 г., Казанская духовная академия стала миссио­нерской, специализирующейся в области мусульманства и других религий Востока. Один из первых выпускников миссионерско­го отдела Николай Ильминский, знавший арабский, персидский, турецкий, татарский, чувашский, алтайский и другие языки, не го­воря о греческом, еврейском и латинском, занялся созданием хрис­тианских школ и письменности на татарском и других восточных языках на основе кириллицы, переводом Священного Пи­сания и богослужебной литературы на эти языки. До того мусуль­манские школы были в основном арабскими, а татарская литерату­ра на базе арабской письменности, была полу­арабской по словарному составу и татары ее не по­нимали. Ильминский переводил христианскую литературуна разговорные языки, уменьшая влияние на татарскую интеллигенцию арабо-мусульманского мира и создавая современный татарский литературный язык. До Ильминского рос­сийское правительство пыталось привлекать татар к православию при помощи земельных наделов, свободы от крепостной зависи­мости и призыва в армию: в XVIII веке было об­ращено до четверти миллиона татар. Получив преиму­щества, десятки тысяч возвращались в мусульманство после освобождения крестьян и введения всеобщей воин­ской повинности, обязательной и для крещеных татар. Обра­щение методом Ильминского оказалось прочнее: к концу XIX века около 99 процентов бывших язычников Волго-Уральского района и около 10 процентов бывших мусульман были добровольно обращены в православие. К тому времени переводческий комитет при Казанской академии издавал вероучительную ли­тературу и Священное Писание на двадцати двух языках русского Востока. На стольких же языках совершались и православные бо­гослужения. Богослужения на общепонятном разговорном языке был лишен лишь один народ - русский. На Алтае Ильминского опередил архимандрит Макарий Глуха­рев: в 30-е гг. он создал алтайскую письмен­ность на базе славянской и перевел на алтайский язык богослужебные книги, Новый завет и части Ветхого.Он- человек широких либерально-экуменических взглядов, мечтавший построить собор с тремя алтарями под одной крышей: православным, римо-католическим и лютеранским, не мог по­нять, почему Николай I и Синод, приветствуя переводы Священно­го Писания на алтайский язык, не позволяют издать его на рус­ском. За настойчивые ходатайства (в том числе и непосредствен­но к царю) об издании русского перевода Синод обвинил его в гордыни, вызвал в Петербург и придумал наказание служить литургию ежедневно в течение шести недель. Глухарев не мог понять, в чем тут наказание, радуясь редкой для него возможности ежед­невной евхаристии.

Полная русская Библия была напечатана в 1860-е в переводе с еврейского тех книг, которые сохранились на этом языке, и с гречес­кого остальных. Это было последним достижением престарелого митрополита Филарета, добивавшегося русской Библии в течение 40 лет. Филарет владел шестью мертвыми и четырьмя живыми язы­ками. Перевод делался преподавателями духовных академий под его редакцией, часть перевода была сделана им непосредственно.

Аляска: началом американского православия было прибы­тие в 1794 г. трех валаамских монахов-миссионеров, из кото­рых один, иеромонах Ювеналий, был вскоре замучен индейцами.

Наибольшую известность получил канонизированный в 1970-е гг. инок Герман, поселившийся среди туземцев, защищавший их перед русскими властями от эксплуатации, просвещавший их светом христианства. Система­тическое развитие миссия получила с прибытием на Аляску иркутского священника Ивана Вениаминова-Попова в 1824 г. Он изучил местные языки, создал письменность на основе славянской азбуки для алеутов и колощского индейского племени, перевел ос­новные богослужебные книги и части Священного Писания на эти языки, основывал школы, в которых учились дети рус­ских и туземцев. Овдовев, Попов пострижен в монашество с именем Иннокентий и рукоположен в 1840 г. в первого аляскинско­го епископа Камчатского, Курильского и Алеутского с епархиальным центром в Ново-Архангельске, административ­ном центре Аляски, на острове Ситха. В 1868 г. Иннокентий был поставлен на кафедру митрополита Московского. Но Аляскинскую миссию он не забыл после продажи Аляски США - создал Сибирский миссио­нерский комитет, преобразованный в Российское императорское миссионерское общество, особой заботой которого стало распростра­нение православия среди туземцев Сибири, Дальнего Востока и Аляски. Духовенство и богословски образованные миряне, работа­ющие под управлением Общества, обеспечивались приличным со­держанием и пенсией, что давало возможность отбирать лучших миссионеров. Таким образом после продажи Аляски миссия продолжала расти и обращать в правосла­вие. Иннокентий основал на Аляс­ке православную и учительскую семинарии. Некоторые ученики этих школ, алеуты, доучивались в России, некоторые стали русскими морскими офицерами. Еще в начале XX века американский губернатор Аляски доносил президенту Теодору Рузвельту, что за все время вла­дения Аляской американцы ничего не сделали для туземцев, что все туземные школы - русские и являются частью русской православной МИССИИ. В 1868 г. епархиальный центр в Америке переносится в Сан-Франциско, лет через десять начинается экономическая эмиграция из Восточной Европы, Балкан и Ближнего Востока, и миссия начинает их обслужи­вать. С переходом нескольких десятков тысяч галицийских и карпато-русских униатов в православие в конце XIX-начале XX веков центр тяжести православия переносится с Аляски и Калифорнии на восточные и среднезападные штаты. Архиепископ Тихон Алеутский и Американский (будущий патриарх) переносит епархиаль­ный центр в Нью-Йорк в 1905 г. А в 1906 г. вносит свой проект превращения Американской архиепископии в автокефальную поместную Церковь «Православная Церковь в Америке», поначалу с национальными епископами для каждой этнической группы, в том числе с отдельным епископом для Аляски.

Китай. Пекинс­кая миссия была создана для духовного обслу­живания русских казаков, взятых китайцами в плен в 1685 г. вмес­те с их священником о. Максимом Леонтьевым после разгрома русского острога Албазин. Император китайский их обласкал, сделал казаков своими гвардейцами и дал придворные чины, соответ­ствующие дворянским. Им предоставлена возможность обза­вестись китайскими женами, казаки быстро ассимилировались, но веру, благодаря наличию священника и предоставлению им для молитвенных нужд буддийского храма, превращенного в церковь, они сохранили. В 1695 г. митрополит Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков) в своем послании о. Максиму морально поддержал его и благословил на распростране­ние света христианства среди китайцев. Петр I, узнав о рус­ских в Пекине, издал в 1700 г. Указ об основании русской духовной миссии в Пекине и материальном ее обеспечении. Китайский богдыхан согла­сился на создание такой только в 1711 г., потребовав, чтобы кроме священника в ней был врач. Поскольку миссия должна была окормлять китайских подданных - албазинцев, все ее члены зачислялись на полное иждивение и денежное содержание китай­ского двора. Права миссии были подтверждены Кяхтинским дого­вором 1727 г.. разрешившим русским построить новую большую церковь, иметь нескольких священников и нескольких молодых людей для изучения китайского языка. И все они зачислялись на полное китайское содержание, которое было настолько скромно, что, когда наступали перебои в снабжении из России, миссия буквально голодала и была вынуждена закладывать имущество. Так поступил, например, глава миссии ар­химандрит Бичурин во время наполеоновских войн. За продажу имущества миссии и закладку икон в ломбард Бичурина суди­ли по возвращении в Россию, лишили сана и сосла­ли в монастырь на пять лет, несмотря на его колоссальные научные достижения: составление русско-китайских научных словарей, пе­ревод ряда китайских философских и исторических книг, перевод православных богослужебных книг на китайский и так далее. Миссия дала России выдающихся ученых-китаеведов, знатоков языка и культуры Китая, Манчжурии, Кореи и Монго­лии. Но в духовном отношении она дала очень мало. Когда отношение богдыхана было благосклонным, миссия возглавля­лась людьми недостойными. А последние 60 лет XVIII сто­летия христиане подвергались жесто­ким гонениям вплоть до убийства. Отношение к христианам, особенно к крещеным китайцам, оставалось отри­цательным до 1864 г. Духовно мис­сия едва окормляла потомков албаэинцев, периодически возвра­щая их в Церковь из язычества. Количество китайцев, обращен­ных в православие, колебалось от 200 в начале XIX века до не­скольких десятков. После 1864 г, произошло разделение миссии на собственно духовную и дипломатическую: до этого архимандрит, возглавлявший миссию, фактически был и послом Рос­сии. После 1864 г. число обращенных китайцев понемногу росло, к 1900 г. насчитывалась тысяча человек в Пекине и небольшие груп­пы в других местах. Однако Боксерское восстание 1900 г. оберну­лось против христиан, как иностранцев, так и китайцев, и в Пеки­не было перебито 300 потомков албазинцев и не меньше сотни православных китайцев.

Обращение в православие китайцев русская миссия возобнови­ла в ограниченных масштабах лишь в XX веке. Особенно активно миссионерская деятельность развивалась после революции, когда в Китае и Маньчжурии оказались сотни тысяч рус­ских беженцев, а в Харбине созданы семинария, богословс­кий институт и прочие просветительные учреждения. Количество православных китайцев оставалось скромным: к 1905 г. их было всего 636. В Маньчжурии к 1940 г., не считая 100 тысяч русских, было до пяти тысяч потомков смешанных рус­ско-маньчжурских и русско-корейских браков православного испо­ведания. Скромные результаты миссии находились в противоре­чии с богатейшей библиотекой переводов на китайский язык всей необходимой для православного религиозного просвещения и бо­гослужения литературы. Дело было в кадрах в казенщине синодальной системы и в смешении духовных и дипломатических функций, возлагавшихся на миссию.

Православная миссия в Японии:Аляскинская миссия послужила примером для Японской миссии во главе с архимандритом (позднее епископом и митрополитом) Николаем, который лично встре­чался и беседовал с Иннокентием до того, как отправиться в Япо­нию в 1860 г. Он выучил японский язык, служил на нем, перевел богослужебную и прочую необ­ходимую для миссионерства богословскую литературу на японский. За почти 50 лет он сумел крестить в правос­лавие до 30 тысяч японцев. До 1859 Япония была закрыта для иностранцев. Христианство появилось из Китая в виде Несторианских миссий. В XVI в. на юге появилась иезуитская миссия португальцев с огромным количеством обращений, так как самураи были заинтересованы в ослаблении буддизма, а крепостное право приводило к тому, что обращение самурая означало обращение всей его семьи и всех его крепостных. В 1639 г. португальцы были изгнаны из страны, христианство запрещено. Когда после 1859 г. европейцы были снова допущены в страну, оказалось, что на юге, в районе Нагасаки, без церквей и священников сохрани­лось небольшое число христиан.

Россия подписала консульское соглашение с Японией в 1859 г. и открыла дипломатическое представительство в Хакодате на север­ном острове Хокайдо (единственном месте, выделенном для рус­ского представительства), где христиан никогда не было. Офици­ально закон XVII века о смертной казни за переход в христианст­во оставался в силе. Христианское духовенство разрешалось при посольствах для окормлеиия сотрудников. В 1861 г. при русском посольстве была устроена резиденция и храм для священника; туда прибыл иеромонах Николай Касаткин. Он начал изучать японский язык, культуру и традиции страны и для усовершенствования во всех предметах нанял репетитора-учи­теля Савабе. который, будучи воспитан в националистическом духе, ненавидел иностранцев и христианскую религию, ничего о ней не зная. Савабе стал первым православным японцем, а позднее и первым японским православным иереем. В 1864 Николай убедил Синод разрешить официальное от­крытие православной миссии в Японии, все еще противозаконное. Пока миссионером был только он один, но ему удалось обратить 12 японцев, обучить богословию и сделать катехизаторами. Когда о. Николай, заболев, вынужден был на время уехать в Россию, дело православия продолжали эти 12 кате­хизаторов до прибытия замены в 1872 г. Вернувшись в Японию, о. Николай организовал православную школу в Хакодате. Хотя центральные власти относились к христианству терпимо, местные преследовали японских обращенцев, и в 1872 г. Савабе и другие восемь катехизаторов были посажены в тюрьму, а 120 обращенцев освобождены под залог. В том же году во время Страстной недели последовали массовые аресты остававшихся ка­техизаторов и их обращенцев. Русское правительство нажало на японское, и арестованные были освобождены, а в 1875 г. закон отменен. В 1874 г. в помощь о. Николаю из России прибыло три священ­ника, были открыты школа и миссия в городе Йеддо. В 1875 г. Са-вабе и еще одного японца епископ Камчатский рукоположил в дьяконы, центр миссии был перенесен в Токио. В 1880 г. о. Нико­лай был рукоположен в епископа Ревельского, викария Рижской епархии с местом пребывания в Японии (!). Началось строитель­ство Воскресенского собора в Токио. В 1890 г. в Японию прибыл иеромонах Сергий (Страгородский). Русский язык преподавался в семинарии (основанной о. Николаем в Токио) чтобы японские священники могли читать русские богословские работы и переводить их. Епис­коп Николай настаивал, чтобы православное духовенство по одеж­де не отличалось от японцев, и праздновал в Церкви японские официальные гражданские праздники. К 1917 г. в Японии действо­вало сто местных катехизаторов.

Хотя епископ Николай оставался в Японии во время русско-японской войны, и Церковь по его распоряжению молилась за победу японского оружия, после войны распространение православия замедлилось из-за антирусских настроений, а после рево­люции с 20-х гг. наступил застой, усилившийся с победой фашизма в Японии и началом Второй мировой войны.

Николай, возведенный в митрополита в 1907 г., умер в 1912 г. Его сменил приехавший в 1907 г. епископ Киотский Сергий. По­ложение Сергия стало очень тяжелым во время Второй мировой войны (он подчинялся Московской патриархии), его обвиняли в русофильстве. По закону 1939 г. синтоизм. буддизм и христианство были поставлены под контроль государства, и власти требовали, чтобы возглавляли эти религии японцы. Сергий подал в отставку в 1940 г. передав в соответствии с новым законом все имущество миссии новообразованной Японской православной Церкви. Первым ее предстоятелем избран протоиерей Иоанн Оно, который по обоюдному согласию развелся с женой – дочкой первого японского православного священника Павла Савабе. Оба постриглись в монашество. В 1941 г. священник Оно был рукоположен в Харбине в епископа с именем Николай митрополитом Маньчжурским Мелетием Капловацкой юрисдикции. В 1945 г. умерли оба японских епископа -Сергии из России и Николай Оно.

После капитуляции Японская Церковь окормлялась Американской. В 1954 г., когда ее возглавлял Ириной, будущий американский митрополит, была восстановлена семинария. После получения автокефалии Американской Церковью в 1970 г., в Японии на местном Соборе большинством голосов было принято решение вернуться под московское окормление, но с сохранением автономии. В настоящее время количество православныхне сокращается, но и не увеличивается В Японии существует традиция единоверия семьи, обычно принимающей веру жены. Так что смешанные браки являются как источником новых обращений, так и отпадений.

Русский ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И КОРЕЯ. После продажи Аляски православная миссия на русском Дальнем Востоке стала развиваться более активно и последовательно. За последнюю треть XIX века в православие было обращено 17,5 тысяч туземцев. К 1900 г. в распоряжении Камчатской епархии 24 миссионерских стана, 17 священнослужителей, 17 катехизаторов. 23 школы почти с 500 учениками: за один 1899 г было крещено 626 камчадалов. Тогда же епархиальный центр был перенесен из Петропавловска-Камчатско-го в Благовещенск-на-Амуре, а во Владивостоке открыта вторая миссионерская епархия. Петропавловско-Камчатская епархия возродилась накануне Первой мировой войны, ее епископом был Нестор. позже эмигрировавший в Маньчжурию и ставший активным миссионером, в частности в Индии и на Цейлоне; после Отечественной войны Нестор вернулся в СССР и, после срока в концлагере. закончил свои дни митрополитом Кишиневским и Молдавским. Население Уссурийского края, полученного Россией по мирному договору с Китаем в 1858 г.. состояло из корейцев, гольдов, маньчжуров и китайцев. Активным миссионерством среди них занялся неутомимый епископ Иннокентий (Вениаминов), перенеся в 1862 г. свой епархиальный центр из Якутска - где он окрестил почти все 300-тысячное якутское племя - в Благовещенск. Здесь он окрестил почти 10 тысяч корейцев, многие из которых к концу века переселились в Корею. Так в 1897 г. возникла Корейская православная миссия русской Церкви, вначале почти не действовавшая. поскольку корейское правительство отрицательно относилось к христианским иностранным миссиям и опасалось русского внедрения в страну. Только незадолго до русско-японской войны архимандриту Хризанфу Сцетковскому удалось открыть миссию в Сеуле, построить большой православный храм, школу и еще несколько зданий и начать обращение корейцев. Развитие миссии остановилось во время войны, а после 1906 г. миссионерскую работу продолжил архимандрит Павел Ивановский. Он перевел богослужебную литературу и некоторые труды по богословию на корейский, рукоположил первого корейца, о. Иоанна Кана, построил несколько храмов в провинции. В 1912 г. он был рукоположен в епископа и продолжал миссионерскую деятельность в Корее вплоть до своей кончины в 1920 г. В 1923 г. по распоряжению патриарха Тихона Корейская миссия была подчинена Японской епархии Неизвестно, куда попевались те православные корейцы, которые перебрались в Корею в конце XIX века. ибо в 1934 г. да­ются сведения только о 820 православных в Корее с храмом и школой в Сеуле и шестью миссионерскими станами по всей стране. Корейская миссия была возобновлена в 50-е гг

МИССИИ НА КАВКАЗЕ И БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: С покорением Кавказа и присоединением Грузии оказалось, что несколько племен, окрещенных грузинами до монголо-татарского нашествия, под давлением мусульман отпало в мусульманство, а то и в язычество. Русская Церковь принялась активно возвращать в православие осетин и абхазов. К 1860 г. окрещено до 100 тысяч осетин, что стало одним из поводов к восстанию Шамиля. После подавления восстания обращение в христианство горцев в течение первых 10 лет держалось на уровне восьми тысяч человек в год, позднее сократилось до нескольких сотен в год.

В 1882 г. создано Императорское палестинское общество, много сделавшее для возрождения и укрепления православия на Ближнем Востоке: заброшенные и безденежные Иерусалимский и Антиохийский патриархаты не выдерживали конкуренции с католическими миссиями. Если в 1840 г. 90 процентов всех христиан Палестины было православными, то к 1880 г. православных было всего 67 процентов, в то время как численность католиков выросла с 3 до 13 тысяч. Патриархами были греки, а паства почти полностью была арабской. Под давлением России в 1899 г. на Антиохийский стол впервые со Средних веков взошел патриарх-араб Мелетий. Императорское общество организовывало русско-арабские православные школы в Сирии и Палестине. К 1906 г у Общества 101 школа, в которой обучалось 5750 мальчиков и 4700 девочек. Наконец, в 1898 г. после того, как 50 тысяч несториан Урмийской епархии обратилось в Синод с ходатайством о присоединении их к православию. Россия открыла духовную миссию в Персии среди несториан. Несториане представляли собой остаток когда-то великой Персидской Церкви, которая в V веке отпала в несторианскую ересь, отрицая полноту божественности Христа. Активный миссионерский характер позволил Персидской Церкви к Х веку распространить свои миссии по всей Средней Азии. Из митрополитского центра в Самарканде распространялись миссии в Индию, Китай, Монголию, Японию. С наступлением мусульманства на Среднем Востоке, в Средней Азии, Афганистане и Индии и антихристианской реакции в Китае и Японии Персидская Церковь была уничтожена, сохранившись в составе нескольких небольших епархий в Иране и на востоке Оттоманской империи. При этом часть ее соединилась с Римом, составив особую разновидность униатства, а другая осталась независимой под именем Ассирийской или Айсорской Церкви. В 1898 г. епископ Урмийский Айсорской Церкви прибыл в Петербург, отрекся от несторианства, был принят в православие. По возвращении к нему прислана русская миссия, которая открывала школы и помогала обращать население в православие, В скором времени миссию возглавил архимандрит Кирилл, будущий митрополит Казанский. К 1905 г. епархия насчитывала 80 приходов и имела отличную школу. С началом Первой мировой войны и наступлением турок миссия, ее школы и большая часть православного населения были эвакуированы в Россию. Оставшихся турки заставляли переходить в ислам, а отказавшихся убивали. В 1918 г. турки угнали 100 тысяч айсоров и других христиан вглубь страны, а те, что остались в Урмин. были полностью вырезаны. Выселенные православные айсоры (примерно 30 тысяч человек) поселились в районе Багдада,

ПРОДОЛЖЕНИЕ КОНТАКТОВ С ЗАПАДНЫМИ ХРИСТИАНАМИ. С 70-х гг. происходят периодические консультации официальных делегаций и комиссий англиканских богословов с православными русскими, греками, румынами и сербами. Возникают надежды на соединение Церквей. Резолюция Третьей всеангликанской ламбетской конференции в 1888 г. выражает надежду, «что преграды к литургическому единству будут своевременно удалены». При этом в документах конференции говорится о трудности для англикан отказаться от филиокве, принять почитание икон и святых и культ Девы Марии. В 1902 г. епископ Уордсуорт внес на Кентерберийское совещание предложение исклкючить фелиокве из символа веры. Это же предложение было повторено на совещании 1904г. А Пятая ламбетская конференция в 1908 г. поручила архиепископу Кентерберийскому создать постоянный комитет по вопросам отношений между англиканской и восточными Церквами, предлагая ввести немедленно в практику такие стороны интеркоммуниона, как обслуживание духовенством обеих церквей друг друга в экстремальных случаях.

СТАРОКАТОЛИЧЕСТВО И ПРАВОСЛАВИЕ. В 1871 г группа католического духовенства и богословов, отказавшись принять новый римский догмат о непогрешимости папы, порвала с Римом и образовала независимую Старокатолическую Церковь. Казалось, эта Церковь с ее гораздо более унифицированным богословием и без протестантских примесей, как у англиканства, имела лучшие перспективы на соединение с восточноправославной Церковью. Однако у православных богословов не было единства по вопросу о старокатоличестве. Часть православных богословов выступала за немедленное установление интеркоммуниона со старокатоликами, как сохранившими полностью апостольскую преемственность и в основном придерживающимися православной догматики. Все, что требуется для воссоединения, считали они, это утвердительный акт церковных властей. А знаменитый Болотов указывал, что филиокве у старокатоликов не носит догматический характер, то есть является теологуменой,. не могущей быть препятствием к воссоединению с православием; к тому же старокатолики Голландии и Швейцарии изъяли филиокве, а старокатолики Германии и Австрии оставили его только в скобках. Другая точка зрения, выдвинутая духовником русского посольства в Берлине отцом Алексеем Мальцевым и развитая епископом Сергием (Страюродским), сводилась к тому, что старокатолики, как наследники римского раскола, могут быть присоединены к православной Церкви как Церковь только через признание всей современной православной богословской системы. Так вопрос старокатоличества повис в воздухе.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историография истории Русской Церкви

Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историография истории Русской Церкви.
  Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв

Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
  Литература домонгольской Руси светская она относи­тельно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучи­тельностью. Самым

Quot;Священство" и "царство" на западе и востоке средневе­ковой Европы. Особенности византино-русской теокра­тии.
  В первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось со дня на день легализация Христианства (311 г.) воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного

Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
  Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и

Христианство на Руси до князя Владимира Святославича.
  Периодизация истории Русской Церкви:   1. Домонгольский, Киевский период крещения Руси и становле­ния ее Церкви- Для этого п

Пятый период - Вос­становление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис

Крещение Руси при Владимире Святославиче.
  Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире

Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.
  Еще во дни князя вера христианство стало господствующим в России: началось с Киева с семейства князя (12 сынов его крещены в одном источнике, который известен в Киеве под именем

Монастыри и монашество в Древней Руси. Феодосий Печерский.
  Летописец только в 1037 г. в первый раз упоминает ο появлении монастырей (ο построении кн. Ярославом монастыря св. Георгия), и что только при нем получили свое начало русс

Христианская культура Древней Руси.
  Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето

Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
  Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн

Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени.
  Киев превратился в пригород, управляемый боярином-наместником. Татарское разорение принизило его окончательно и выдвинуло пред митрополитами вопрос об их резиденции

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Христианская культура Великороссии второй половины XIII-XV в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Монастыри и монашество в Великороссии XIV - XVI вв. Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родит

Фиваида» на Русском севере.
  В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XIV - XV вв. Стефан Пермский.
  Стефан Пермский (1340-1396) занимает особое место среди русских святых, означая новые, быть может не вполне раскрытые возможности в русском православии. Он был миссионером, отдавшим

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосиф­ляне.
  ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Про­светитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадок­сально, что первы

Религиозное искусство Великороссии XIV- начала XVI в.: зодчество и живопись.
  Монгольское иго над Россиею сопровождалось погромами и разорением в том числе и церквей и монастырей. Но в мирное время монголы не препятствовали русским исправлять, сооружать вновь

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб

Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
  На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад

Русская Церковь и государство в XVI в.
  В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оста­ваясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата

Христианская культура России конца XV - XVI в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение тер­рора. Он возвел на цар­ство Федора Ивановича,

Устройство Русской Церкви в XVII в. и её отношения со светской властью
  Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берет­ся и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает ученых м

Русская Церковь и культура в XVII в.
  В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Со­боре 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова

Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
  После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри

Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает

Распространение Православной веры в XVI - XVII вв.
  При в.к. Василии и Иоанне Грозном у Нордкапа проповедовал постриженник Соловецкого монастыря преподобный Феодорит. Для пустынных подвигов он

Борьба с ересями в средневековой Руси.
  Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре

Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
  Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен

Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведе­ний - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.

Русская Церковь и культура в XVIII в.
  Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных

Русская Церковь при Павле I и Александре I.
  Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престо­ла, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га

Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голи­цына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр

Паисий Величковский и начало церковно-монастырского возрождения в России.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Монастыри и монашество второй половины XVIII -XIX в Серафим Саровский.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда

Русская Церковь и славянофилы.
  Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Русская Церковь при Александре II (1855-81).
  Великие ре­формы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложе­ниях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог

Русская Церковь при Александре III (1881-94).
  Реформы и контрре­формы духовной школы предреволюционного шестиде­сятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени

Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе

Православие и духовные искания русской интеллигенции XIX - начала XX в.
  Приходит новое поколение тридцатых годов, оно стоит под знаком крайнего возбуждения. Отсюда стремление выйти из настоящего. Чувствуется влечение к философии. Устав академич

Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского уни­верситета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн

Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником. Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч

О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см

Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос

Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
  «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть су­щество метафизическое. В самом себе человек

Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
  На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель

Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
  Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов: 1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства; 2 Об основных положениях Библейского совета при В

Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк

Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.
  20 ноября 1920 г. патри­арх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными авт

Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не ру

Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
  С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас

Русская Церковь в послевоенную пору: основные вехи и события истории.
  Массовых гонений на Церковь при жизни Сталина не было. В сентябре 1944 г. - постановление ЦК КПСС, призывавшее к усилению антирелигиозной пропаганды через пропаганду "научного

Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги