рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».

Религиозный кризис «возбужденных семидесятых». - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви Писарев До Болезненности Впечатлительный. В Юности Он Перешел Через Аскетичес...

Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос: как жить свято? На такой почве собирается «общество мыслящих людей». В числе основных задач - угашение половой страсти и влечения во всем человечестве.

Иначе протекал религиозный кризис Чернышевского: кризис взглядов, выветривание рассудочных воззрений. Он и не верует, и не решается не верить. Промежуточной ступенью - религиозно-сентиментальный гуманизм. Религиозное отрицание не означает равнодушия. Это показатель сдавленного беспокойства. Искренность чувства и действительность религиозной потребности вне всякого сомнения. История переживалась религиозно. Это бывала часто «религия братства», религиозное народничество. Жажда была подлинной и искренней, хотя и утолялась суррогатами и самовнушением. В религиозных движениях стараются открыть их социальную основу.

То была апокалиптическая полоса в истории русского чувства. Традиции утопического социализма оживают и обновляются. В увлечении нетрудно распознать подсознательную жажду соборности.

Религиозный смысл и характер русского кризиса раскрыт и показан Достоевским (1821-1881). Личный опыт и художественное прозрение смыкаются в его творчестве. Достоевский распознал не высказанную религиозную тоску. Он старался осмыслить весь тогдашний русский опыт. Он видел, как в сплетении житейских мелочей решается последняя судьба человека. Достоевский изучает человека в его проблематике, — в его свободе. Весь смысл и радость жизни для человека именно в его свободе, в волевой свободе, в этом «своеволии» человека. Он показывает столкновение и скрещивание свобод или своеволий, когда свобода оказывается насилием для других. Он показывает и самое страшное, — саморазрушение свободы. В беспочвенности Достоевский открывает духовную опасность. Мечтатель становится «подпольным человеком», начинается разложение личности. Он становится толкователем судеб того «случайного племени», каким была радикальная интеллигенция 60-х годов. Свобода праведна только через любовь. От рабства освободиться во имя формальной свободы нельзя. Такая свобода пуста, вырождается в одержимость. Нельзя любить человека, просто как человека, — это означало бы полюбить человека в его данной случайности. Но еще опаснее полюбить человека в его идеальном образе.

Органического соблазна Достоевский до конца так и не преодолел. Он остается утопистом. Достоевский мечтал о «русском социализме», но видел «русского инока». И этот инок не был историческим строителем. Мечта и видение у Достоевского не совпадали. Достоевский больше показывает, чем доказывает. В его диалектике реальность соборности становится очевидной.

Леонтьев не верил в преображение мира, любовался непреображенным миром, разгулом первородных страстей и стихий, и не хотел расставаться с этой красотой. От замысла религиозного искусства он в испуге отшатывался. Он ищет в жизни силы, пестроты, блеска. И во имя этого часто протестует против добра и еще больше против морали. Мир потускнеет и поблекнет, если весь обратится в христианство. У него не было врожденного морального инстинкта. Об истине он тревожился немного. Христианство не было для него светом разума, в нем он искал только спасения. Христианство для Леонтьева религия конца. Нет в христианстве «благой вести» об истории и для истории. В истории Леонтьев оставался эстетом и биологом. Он был разочарованным романтиком больше, чем верующим.

Григорьев (1822-1864) - человек путанный и беспорядочный, неудачник и несчастливец. Немецкий идеализм он переживал с полурелигиозным подъемом и надрывом. От отчаянного атеизма одним скачком переходил в крайний аскетизм. Одно время принадлежал к масонской ложе, читал мистические книги. Но подлинной веры у Григорьева не было. В 50-х годах Григорьев примыкал к «молодой редакции Москвитянина». Основным у Григорьева было чувство творческой неисчерпаемости и непрерывности жизни. Жизнь шире логики.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) - вера в прогресс, хотя и в особом толковании. В годы своей первой заграничной поездки Соловьев интересуется религиозно-коммунистическими опытами в Америке. Весь творческий путь Соловьева может быть понят и объяснен из искания социальной правды. Свою философскую деятельность он начинал в убеждении, что философия окончила свое развитие и перешла безвозвратно в мир прошлого. Недостаточность «отвлеченного» теоретического познания определяется для Соловьева несовершенством окружающего мира. В эмпирическом опыте не дано истинной действительности, в познании которой и состоит действительная истина. Во всем секулярном прогрессе Нового времени видел тайное веяние Духа Христова. Но это искание правды нужно ввести в «разум истины», - открыто привести ко Христу. Соловьев верил, что только в историческом действии Церковь достигает своего исполнения и полноты. Соловьев считал, что главной причиной неверия было мнимое противоречие с разумом. Соловьев верил, что только в христианском откровении впервые исполняются все постулаты познающего разума и взыскующего сердца. У Соловьева пафос абсолютного обоснования был очень острым. Он прямо и учил о предопределении. Зло, в восприятии Соловьева, есть только разлад, беспорядок, хаос бытия. Это логическая и эстетическая завершенность — космос. Источник зла и его энергию Соловьев усматривал в эгоизме. Именно соборность Церкви оставалась для Соловьева мистически закрытой.

В синтезе Соловьева был третий момент, - служение пророка. Так слагалась схема «вселенской теократии»: прошедшему, настоящему и будущему. И все эти времена объединяются в таинственной современности.

Николай Федорович (1828-1903) При жизни его, как мыслителя, знали немногие. Федоров одинокий мыслитель. Он много говорил о «соборности». Он умел вскрывать подлинные апории и ставить решительные вопросы. Но в его ответах всегда меньше, чем в вопросах, - в них рассудочная упрощенность. У него мечты больше, чем прозрения. Федоров был натуралистом в своей метафизике, вся концепция выполнена в категориях природного бытия. Вел суровую жизнь. У Федорова одна всепоглощающая тема о смерти. И замысел - воскрешение мертвых. В смерти он не чувствовал тайны, темного жала греха. Это скорее загадка, чем тайна. И эту загадку смерти он почти исчерпывает в пределах морали и евгеники. «Воскрешение предков», восстановление родовой полноты и цельности, восстановление естественного и психологического братства, - этим исчерпывается для него духовная сторона победы над смертью. Нечувствие греха искажало все перспективы. Федоров и призывал бороться с природой или смертью. Природа слепа в слепоте губительна и смертоносна. Но стихия сильна, пока не обуздана. Сильна, пока человек не прозреет. Человек сильнее природы и он призван овладеть природой. Тогда и смерть прекратится.

Интересует Федорова только судьба человеческого тела. И ведь именно через тело человек и сращен с природой. Но остается неясно, какова же судьба души. Остается неясным, что есть смерть. Остается неясным, кто умирает и кто воскресает, - тело или человек. О загробной жизни Федоров едва упоминает. Он говорит больше о могилах и могильном пpaxе. Феномен смерти сводится к тому, что поколения вытесняют одно другое, слишком коротки сроки жизни, и совокупность человеческих поколений не может осуществиться сразу. Смерть в его понимании только натуральный изъян природы и мира. Учение о человеческой личности у Федорова не развито. Индивид остается и должен быть только органом рода. Среди чувств человеческих выше всего Федоров ценит привязанности и связи кровные. Разгадку смерти Федоров ищет на путях человеческой биотехники. Разум должен сочетать хаотические движения и процессы мира, внести в них разумную закономерность. В будущем - управление движениями земли. Мы должны стать небесными механиками в прямом смысле, покорить сознанию космос. В том и видит Федоров язву грехопадения, что человек потерял свою космическую власть и мощь. В человеке ослепла природа. Он хочет космический организм перестроить или обратить в механизм. И ожидает, что от такого обращения мир оживет и воскреснет, станет бессмертным. Сила - от знания и от сознания. Смерть от природы, жизнь от сознания человеческого. Воскрешение дело человеческое, науки и искусства. Воскрешаются умершие естественными силами, силами природы, повороченными к новым целям. Есть у Федорова привкус некромантии. Учение Федорова есть своеобразная форма религиозного позитивизма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историография истории Русской Церкви

Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историография истории Русской Церкви.
  Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв

Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
  Литература домонгольской Руси светская она относи­тельно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучи­тельностью. Самым

Quot;Священство" и "царство" на западе и востоке средневе­ковой Европы. Особенности византино-русской теокра­тии.
  В первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось со дня на день легализация Христианства (311 г.) воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного

Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
  Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и

Христианство на Руси до князя Владимира Святославича.
  Периодизация истории Русской Церкви:   1. Домонгольский, Киевский период крещения Руси и становле­ния ее Церкви- Для этого п

Пятый период - Вос­становление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис

Крещение Руси при Владимире Святославиче.
  Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире

Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.
  Еще во дни князя вера христианство стало господствующим в России: началось с Киева с семейства князя (12 сынов его крещены в одном источнике, который известен в Киеве под именем

Монастыри и монашество в Древней Руси. Феодосий Печерский.
  Летописец только в 1037 г. в первый раз упоминает ο появлении монастырей (ο построении кн. Ярославом монастыря св. Георгия), и что только при нем получили свое начало русс

Христианская культура Древней Руси.
  Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето

Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
  Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн

Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени.
  Киев превратился в пригород, управляемый боярином-наместником. Татарское разорение принизило его окончательно и выдвинуло пред митрополитами вопрос об их резиденции

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Христианская культура Великороссии второй половины XIII-XV в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Монастыри и монашество в Великороссии XIV - XVI вв. Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родит

Фиваида» на Русском севере.
  В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XIV - XV вв. Стефан Пермский.
  Стефан Пермский (1340-1396) занимает особое место среди русских святых, означая новые, быть может не вполне раскрытые возможности в русском православии. Он был миссионером, отдавшим

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосиф­ляне.
  ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Про­светитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадок­сально, что первы

Религиозное искусство Великороссии XIV- начала XVI в.: зодчество и живопись.
  Монгольское иго над Россиею сопровождалось погромами и разорением в том числе и церквей и монастырей. Но в мирное время монголы не препятствовали русским исправлять, сооружать вновь

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб

Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
  На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад

Русская Церковь и государство в XVI в.
  В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оста­ваясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата

Христианская культура России конца XV - XVI в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение тер­рора. Он возвел на цар­ство Федора Ивановича,

Устройство Русской Церкви в XVII в. и её отношения со светской властью
  Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берет­ся и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает ученых м

Русская Церковь и культура в XVII в.
  В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Со­боре 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова

Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
  После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри

Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает

Распространение Православной веры в XVI - XVII вв.
  При в.к. Василии и Иоанне Грозном у Нордкапа проповедовал постриженник Соловецкого монастыря преподобный Феодорит. Для пустынных подвигов он

Борьба с ересями в средневековой Руси.
  Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре

Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
  Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен

Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведе­ний - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.

Русская Церковь и культура в XVIII в.
  Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных

Русская Церковь при Павле I и Александре I.
  Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престо­ла, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га

Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голи­цына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр

Паисий Величковский и начало церковно-монастырского возрождения в России.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Монастыри и монашество второй половины XVIII -XIX в Серафим Саровский.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда

Русская Церковь и славянофилы.
  Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Русская Церковь при Александре II (1855-81).
  Великие ре­формы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложе­ниях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог

Русская Церковь при Александре III (1881-94).
  Реформы и контрре­формы духовной школы предреволюционного шестиде­сятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени

Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в.
Миссионерство русской церкви: поволжье и алтай: обращение тюркских и угро-финских народов Волго-Уральского бассейна началось в XVI веке, из-за отсутствия последовательного просвеще

Православие и духовные искания русской интеллигенции XIX - начала XX в.
  Приходит новое поколение тридцатых годов, оно стоит под знаком крайнего возбуждения. Отсюда стремление выйти из настоящего. Чувствуется влечение к философии. Устав академич

Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского уни­верситета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн

Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником. Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч

О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см

Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
  «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть су­щество метафизическое. В самом себе человек

Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
  На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель

Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
  Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов: 1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства; 2 Об основных положениях Библейского совета при В

Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк

Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.
  20 ноября 1920 г. патри­арх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными авт

Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не ру

Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
  С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас

Русская Церковь в послевоенную пору: основные вехи и события истории.
  Массовых гонений на Церковь при жизни Сталина не было. В сентябре 1944 г. - постановление ЦК КПСС, призывавшее к усилению антирелигиозной пропаганды через пропаганду "научного

Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги