Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг. - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви
Первым Обер-Прокурором От Временного Правительства Был В. Н. ...
Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темпераментный, с деспотическими замашками, которые стали нетерпимыми в условиях свободы. Недовольные характером Львова члены Синода саботировали его решения, в апреле 1917 г, Львов разогнал Синод, оставив только архиепископа Сергия (Страгородского) и как председателя сброшенного грузинами экзарха-митрополита Платона. Состав нового Синода был дополнен архиепископом Ярославским Агафаигелом. епископом Уфимским Андреем (князем Ухтомским, позже примкнувшим к старообрядцам), епископом Самарским Михаилом и четырьмя священниками. Явившись еще в старый Синод. Львов потребовал в послании к народу признать и поддержать новую власть. Синодальные послания в марте-июле 1917 г приветствовавшие свободу, дарованную Временным правительством, нельзя считать вынужденными. Львовский Синод отправил на покой 12 архиереев - распутинцев и призвал Церковь избирать епископов епархиальными съездами духовенства и мирян: так на Московскую кафедру попал митрополит Тихон, будущий патриарх, на Петроградскую - Вениамин, па Тобольскую - Гермоген, сосланныйза критику Распутина. Синод принял временное положение об автономном приходе как юридическом лице. 8 мая объявлен созыв Предсоборного совета на 11 июня. Совет состоял из всех членов Синода; семи архиереев, избранных правящими епархиальными и их викариями; восьми делегатов от Всероссийского съезда духовенства и мирян; четырех делегатов от духовных учебных заведений; восьми делегатов по избранию Советов духовных академий; двух делегатов по избранию монашествующих; одного представителя Грузинской Церкви; одного представителя единоверцев и 18 лиц, кооптированных Синодом. К 10(23) июля подготовительная работа проделана, программа отработана, и Синод объявил о начале выборов делегатов на Собор, чтобы он открылся 15(28) августа. Накануне Собора Временное правительство ликвидировало синодально-прокурорскую систему, заменив ее Министерством вероисповеданий (А. В. Карташев). Единственный конфликт Церкви с Временным правительством вызван национализацией церковно-приходских школ.
После февральской революции в Грузии арестован и изгнан в Россию экзарх Платон и объявлено о предстоящем выборе католикоса. Предсоборное присутствие 1906 г. признало незаконность отмены русским правительством автокефалии Грузинской Церкви, на повестке грядущего Собора был вопрос восстановления самостоятельности Грузинской Церкви. Поэтому Львов сообщил в Грузию о признании восстановления грузинского патриаршества при условии урегулирования этого вопроса на предстоящем Соборе.
В Петрограде ожила группа 32 священников «Союз петроградского прогрессивного духовенства» призывал духовенство идти на фабрики к рабочим и вместе с ними бороться за социальные реформы. Священник А. Введенский (будущий вождь обновленцев) создавал Всероссийский союз демократического православного духовенства, проповедуя социализм.
На поместном Соборе 1917-1918 гг.,самом представительном в русской истории, с самой обширной программой преобразований, 65 епархий представлены епархиальными архиереями, двумя священнослужителями и тремя мирянами, избранными на епархиальных съездах. В Соборе имели право полного участия: 10 викарных архиереев, 20 представителей от монастырей, 26 - от военного духовенства и армии, 22 -от викариатств и единоверцев, 12 - от духовных академий, 15 - от АН и университетов, 20 - от Думы и ГС. Всего было 564 делегата: 80 архиереев, 149 пресвитеров, 9 дьяконов. 15 псаломщиков и 299 мирян. Собор заложил основы жизни Церкви в новых условиях. Основные вопросы, программы и повестки дня разрабатывались с 1906 г.
Программа и повестка дня Собора опирались на четыре источника-
1. Предсоборное присутствие 1906 г.
2. Предсоборное совещание 1912 г.
3. Съезд новообразовавшихся левонароднических союзов духовенства, собравший в мае 1917 г. в Москве 1200 делегатов. Съезд принял ряд социально-политических постановлений левого типа (передел земли и пр.) и резолюцию о полной свободе слова и вероисповеданий, предлагал отдаление православной Церкви от государства; с финансовой и правовой поддержкой. обязательным преподаванием Закона Божьегово всех школах, сохранением за Церковью ее школ.
4. Предсоборный совет, который за основу программы Собора взял церковные постановления Съезда союзов духовенства, в том числе формулировку положения Церкви, принятую Собором, но нереальную в условиях советского государства.
Заседания Собора пришлось прекратить в сентябре 1918 г. из-за конфискации большевиками здания Московской семинарии. Лленинский декрет от 23 января 1918 г. "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" лишал Церковь статуса юридического лица, отбирал у нее имущество, включая храмы, доходные предприятия, приюты, конфисковывал церковные банковские счета. Государством признавались только группы мирян, заключающие с местными властями договор о найме храма для богослужений, а не духовенство.
Важнейшее определение Собора - восстановление патриаршества и избрание патриарха и переустройство церковно-административной системы. На Предсоборном совете большинство - за сохранение коллегиальной системы управления (без обер-прокурора). Окончательно вопрос решен в пользу патриарха, когда очевидна угроза захвата власти большевиками, чтобы диктатуре противостояло церковное единоначалие, олицетворяемое личностью. Тайным голосованием избрано три кандидата; митрополит Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Белавин) на которого пал жребий. По принятому определению в Церкви восстанавливалась подлинная соборность. Патриарх был председателем поместных Соборов, Священного Синода и представительного органа от духовенства и мирян - Высшего церковного совета, в каждом из которых у него было по два голоса в случае отсутствия большинства по тому или иному вопросу. Поместные Соборы должны собираться каждые три года и на «межсоборье» избирать в ВЦС одного монаха, пять представителей приходского духовенства и шесть мирян; трех архиереев в ВЦС избирал Синод, состоявший из 13 архиереев: патриарха и митрополита Киевского по должности, шести архиереев, избранных Собором на трехлетний срок. и пяти архиереев, избираемых в очередном порядке ежегодно Синодом на 12-месячный срок и представляющих пять самоуправляющихся митрополий, предусмотренных Собором. Разработаны меры соборного суда над патриархом. Соборность центрального управления повторялась на всех уровнях церковной системы. Идея митрополичьих округов вызвана обширностью российской территории. Предусматривалось в каждый уезд ставить епископа, в каждую губернию - архиепископа, чтобы реально приблизить архиерея к прихожанину и приходской жизни. Группа губерний образовывала автономную митрополию со своими митрополитскими соборами и епархиальными съездами, выборными митрополитскими и епархиальными управлениями. Основным органом соборности и активности мирян должен был стать самоуправляющийся приход как юридическое лицо, владеющее движимостью и недвижимостью, с выборными органами и правом выбора кандидата в настоятели. Принят примерный приходский устав. Выборный епископат тоже утвержден Собором, но с ограничениями канонического и дисциплинарного характера, по которым последнее слово оставалось за митрополитом.
В целях борьбы с клерикализмом и уменьшения трений между белым и черным духовенством были приняты определения: 1. О братстве ученого монашества- ученые монахи могли составлять монастырские общины, а не жить в миру, будучи монахами лишь по названию. 2. О проповедничестве- вменяло произносить проповеди на всех службах, привлекая для церковной проповеди и мирян - благовестников. 3. Семинарии и прочие духовные школы надлежало устраивать в монастырях. Украинской православной Церкви предоставлена автономия с правом отправления богослужений на родном языке. Из всех народов России только великороссы оставались без литургии на родном языке (вопрос отложен на 1919). На весеннюю сессию откладывались вопросы о календаре, восстановлении дьякониц в Церкви. Утвердили право женщин быть псаломщицами и состоять во всех приходских и епархиальных органах управления по выбору.
УКРАИНСКИН ЦЕРКОВНЫЙ ВОПРОС. С объявлением Украинской Радой в 1917 г. автономии, а затем независимости, на Украине обозначилось два церковных течения - за автономию в составе единой общерусской Церкви и за полную автокефалию. Под давлением Рады уже весной 1917 г. сформировался украинский Церковный комитет, стремившийся к отделению Украинской Церкви от Российской. В ноябре 1917 г. Церковный комитет был преобразован в Церковную Раду, она с благословения патриарха Тихона созвала 7(20) января 1918 г. Всеукраинский поместный Собор.
Митрополит Киевский Владимир с начала пошел на прямой конфликт с украинофильской церковной партией, не признал церковных органов, возникших на Украине после Февральской революции. Он заявив что скорее умрет, чем признает Раду, и обвинил архиепископа Волынского Евлогия и других епископов в непротивлении признанию Рады. Со вступлением в Киев большевиков 22 февраля работа Собора прервана. Заседания возобновились 20 июня, при гетмане Складском, объявившем, что Украина образует федерацию с Россией. Под председательством нового Киевского митрополита Антония (Храповицкого), несмотря на давление проавтокефальной Церковной рады Собор проголосовал за автономию. 22 июля Собор принял «Положение о временном высшем управлении Православной Церкви на Украине на началах автономии…». Положение послали на Московский Собор, где в последний день заседаний 20 сентября оно было ратифицировано. Решения Украинского Собора и документ об автономии отражали настроения и предпочтения большинства православных украинцев. Захватив власть в Киеве 19 декабря 1918 г., петлюровская Директория стала на сторону автокефалистов и 1 января 1919 г. опубликовала закон об автокефальном устройстве православной Церкви на Украине и ее независимости от Москвы. Митрополит Антоний Киевский и архиепископ Евлогий Волынский были арестованы и отправлены петлюровцами во Львов под надзор униатского митрополита Шептицкого; позднее поляки их перевели в тюрьму в Кракове. Поскольку архиереи на Украине остались верны патриарху, приходы, принявшие автокефалию, поставили себя вне православной иерархической структуры и управлялись приходскими советами. Пришедшие на смену петлюровцам большевики сначала поддерживали автокефалию. Возглавляли автокефальное движение протоиереи Василий Липковский, П. Тарнавский, Нестор Шараевский и благовестник Владимир Чеховский. Их беспокоило отсутствие епископов в своем лагере, они обратились к местоблюстителю Киевского митрополичьего престола епископу Назарию с просьбой благословить создание украиноязычного прихода. Получив отказ, автокефалисты, обратились к советской власти с просьбой о предоставлении им Михайловского собора, дорогого националистам, поскольку построен Мазепой. Советы согласились, Назарий пошел на уступки, разрешив в этом храме чтение Евангелия на двух языках и проповедь на украинском. Липковский наскоро сделал переводы на украинский сначала главных частей а затем и всей литургии. Большевики передали автокефалистам еще Софийский и Андреевский соборы. 29 июля следует считать реальным началом автокефалии (первая литургия на украинском).
В августе в Киев вошли белые, прибыл освобожденный поляками митрополит Антоний, который запретил автокефалистов, но передал Малый Софийский собор для богослужений на украинском. С приходом большевиков в декабре 1919 г. возродился автокефализм и богослужения на украинском в главном Софийском соборе. В ответ Назарии, снова ставший местоблюстителем (митрополит Антоний бежал с белыми), наложил запрет на все духовенство украинского движения. Рада ответила посланием от 5 мая 1920 г., называвшим всех епископов фарисеями, а патриарха Тихона «князем мира сего». Послание объявляло полную автокефалию Украинской Церкви с украинским богослужебным языком и допущением женатого епископата и второбрачного белого духовенства. В ответ создан Епископский совет Украины, который в феврале 1921 г. лишил сана автокефальное духовенство и отлучил от Церкви мирян, пошедших за ним. 14 октября 1921 г. в Софийском соборе открылся первый Собор автокефалистов, состоявший из белого духовенства и мирян. Возложением рук мирян на священников с прибавлением руки из Киево-Печерских мощей, на голову женатого протоиерея Василия Липковского последний произведен в епископа и митрополита. Он рукоположил последующих епископов для Церкви, получившей кличку самосвятской. Флирт советской власти с автокефалистами недолог. В 1922 ГПУ решило перенести поддержку на украинских обновленцев, издано постановление обновленческого Собора 1923 о предоставлении автокефалии обновленчеству; начались краткосрочные аресты автокефальных епископов, в том числе Липковского. Однако по сравнению с политикой по отношению к украинским «тихоновцам» липковцы пользовались поддержкой советской власти до 1928 и составляли до 20 % всех православных приходов Украины. С переменой сталинской национальной политики в 1929 г. власти приказали Липковскому ликвидировать автокефалию. В 1930 г. был созван внеочередной Собор Украинской автокефальной православной Церкви, объявивший о ее роспуске с рекомендацией священникам продолжать служить на своих приходах самостоятельно. После ликвидации липковщины весь епископат автокефальной Церкви на советской территории был физически уничтожен. Автокефальная церковь сохранилась в Америке и Канаде.
Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...
Историография истории Русской Церкви.
Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв
Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
Литература домонгольской Руси светская она относительно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучительностью. Самым
Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и
Пятый период - Восстановление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис
Крещение Руси при Владимире Святославиче.
Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире
Христианская культура Древней Руси.
Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето
Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн
Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун
Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи
Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун
Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв
Фиваида» на Русском севере.
В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо
Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосифляне.
ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Просветитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадоксально, что первы
Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб
Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад
Русская Церковь и государство в XVI в.
В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оставаясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата
Христианская культура России конца XV - XVI в.
В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв
Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение террора. Он возвел на царство Федора Ивановича,
Русская Церковь и культура в XVII в.
В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Соборе 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова
Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри
Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает
Борьба с ересями в средневековой Руси.
Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре
Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен
Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведений - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо
Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.
Русская Церковь и культура в XVIII в.
Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных
Русская Церковь при Павле I и Александре I.
Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престола, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га
Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голицына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр
Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда
Русская Церковь и славянофилы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб
Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал
Русская Церковь при Александре II (1855-81).
Великие реформы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложениях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог
Русская Церковь при Александре III (1881-94).
Реформы и контрреформы духовной школы предреволюционного шестидесятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени
Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе
Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского университета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн
Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер
Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал
Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником.
Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч
О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см
Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос
Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
«Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть существо метафизическое. В самом себе человек
Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель
НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов:
1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства;
2 Об основных положениях Библейского совета при В
Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк
Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ленин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись материальной базы. Но религия не ру
Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас
Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов