рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.

Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции. - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви   20 Ноября 1920 Г. Патри­арх Тихон Издал Указ, Разреша...

 

20 ноября 1920 г. патри­арх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными автокефалиями. Зарубежный Синод в Карловцах ссылался на него как на законную основу своего существования. Но патри­арх не мог распоряжаться территориями других православных Церквей, где обосновался Зарубежный Синод. Указ относился к собственной территории и под­разумевал обрыв связей внутри страны или с епархиями, которые отошли к Балтике, Польше, Финляндии. Епископы и священники, поки­дающие паству, по канонам лишаются права служения. В случае с Зарубежным синодом - уход священников от своей паствы.

На территориях, занятых белыми, образовались временные Вы­сшие церковные управления (ВЦУ), отделенные от патриарха Тихона политически, но не юридически. Деникинское Вре­менное ВЦУ Юга России образовано Ставро­польским Собором в мае 1919 г. при участии членов Мос­ковского поместного Собора, имевших право учас­тия в местных соборах и съездах любых частей Русской Церкви до истечения срока полномочий и выборов новых депутатов. ВЦУ Колчака и Деникина перестали существовать с эвакуацией из России. Крымское ВЦУ при Врангеле подчинялось местному архиерею, оставшемуся в России, в отличие от епископа Вениами­на, возглавлявшего военное духовенство. Эвакуировалась духовенство, которое обслуживала белую армию и открыто поддерживала белых вопреки распоряже­нию патриарха. Карловчане доказывают легитимность тем, что Временное Высшее Русское Церковное Управление За границей (ВВРЦУЗ), образованное в Константинополе, - прямое продолжение ставропольского ВВЦУ, которое будто бы признавалось патриархом, пос­кольку при переходе территории под советскую власть он признал назначения священников, сделанные став­ропольским ВВЦУ, но эти ВЦУ подпадали под определение патриарха от 20 ноября 1920 г., нет оснований считать константинопольский ВВРЦУЗ продолже­нием ставропольского ВЦУ (прекратило су­ществование с созданием крымского ВЦУ, которое не перенеслось в зарубежье, председатель остался в России). Глава константинопольского ВРЦУЗ, митрополит Антоний, имел косвенное отношение к ставропольскому ВЦУ и ника­кого - к крымскому.

Идея создания эмигрантского церковного управления - епископу Вениамину (первым среди зарубежных иерархов порвал с эмигрантскими церковными организациями и стал экзархом Москвы в Америке). В декабре 1920 г он во главе общественно-церковной делега­ции пришел просить митрополита Антония, чтобы он обратился во Вселенский патриархат с ходатайством о разрешении образовать ВВРЦУЗ. По ходатайст­ву митрополита Антония и епископа Вениамина22 декабря 1920 г. Вселенский патриархат разрешил русским иметь особое времен­ное управлениедля окормления рус­ской эмиграции под омофором Вселенского Патриарха, за которым - все судебные права. Односторонняя легализация и принятие под свой омофор ВРЦУЗа без отпускной грамоты Мос­ковского патриарха - нарушение канонов.

МОНАРХИЧЕСКИЙ И КАРЛОВАЦКИЙ СЪЕЗДЫ В 1921 г. Сербский патриархат при­гласил эмигрировавшее русское духовенство в Сербию. ВРЦУЗ переехал в г. Сремские Карловцы (Сербия), не за­ручившись отпускной грамотой от Патриарха Вселенского. Сербы предоставили ВРЦУЗ полную свободу и независимость, нарушив канон, запреща­ющий два независимых друг от друга церковных управления на од­ной территории. Вопрос прав, предоставляемых Сербской Церковью русскому духовенству на своей территории - внутреннее дело Сербской патриархии, но Карловацкая церковная группировка называла себя ВРЦУЗом и в июле 1921 г. приняла устав, в котором говорилось о ее подчинении Московско­му патриарху.

В ноябре 1921 г. в Карловцах - первый Всезарубежный русский церковный съезд, переименовавший себя в Собор - 86 человек: 12 архиереев, 21 священник и 53 мирянина; часть последних не представляла приходов. Участники съезда - члены Высшего монар­хического совета, сформированного на съезде в баварском г. Бад-Рейхенгаль летом 1921 г. На нем в качестве почетных гостей присутствовали митрополит Антоний и ар­хиепископ Евлогий. Председатель ВМС Крупенский заявил, что Московский Собор был недействительным. Архи­епископу Евлогию слова не дали, но поручили организовать церковную комиссию для собора в Карловцах, в президиум собора он не попал. Во время подготовки к Собору, ВМС вошел в контакт с Гитлером через Розенберга. ВМС помог Розенбергу купить «Фелькишер беобахтер». С Гитлером у ВМС достигнуто соглашение о борь­бе против большевизма и о подготовке пра­вославного духовенства на территории Германии для будущей осво­божденной России, буде Гитлер придет к власти. На Карловацком Соборе митрополит Ан­тоний самовольно дал право решающего голоса представителям ВМС. Они потребовали из­гнания М. В. Родзянко как председателя Думы, Вре­менный комитет которой принял решение об отречении Николая II, хотя он был делегатом Московского Собора и обладал правом участия во всех местных Соборах и съездах Рус­ской Церкви. Чтобы не распалять страсти, Родзянко сам покинул Собор. На Со­боре принята резолюция о восстановлении Романовых на российском престоле в качестве самодержцев (за только 6 из 12 архиереев и 7 священников). Собор закрылся 3 декабря 1921 г., а 10 января 1922 г - первое сообщение о предстоящей конференции в Генуе. Сразу появилось обращение ВРЦУЗ, призывавшее Генуэзскую конференцию начать крестовый поход против Советс­кой России. Обращение сделано от имени Собора на которомне шло речи о конференции.

КАРЛОВЧАНЕ, МОСКОВСКАЯ ПАТРИАРХИЯ И НАЧАЛО ЦЕРКОВНОГО РАСКОЛА. Получив сведе­ния о резолюции Карловац­кого Собора и воззвании к Генуэзсской конференции, Тихон запросил мнение авторитетных рус­ских епархиальных архиереев. Все отзывы были отрицательными. 5 мая 1922 г. - распо­ряжение Синода за подписью патриарха закрыть ВРЦУЗ и пере­дать управление русскими зарубежными приходами Евло­гию, возведенному патриархом в митрополи­та. Из уважения к старшему другу митрополи­ту Антонию, Евлогий уклонился от принятия на себя полноты власти. Он предложил переименовать ВРЦУЗ в Зарубеж­ный архиерейский Синод и разделить русское православное зару­бежье на четыре самостоятельных митрополичьих округа: Балкан­ский, Западноевропейский, Американский и Дальневосточный (Харбин). Представители округов раз в год должны съезжаться в Карловцы на Собор под председательством Антония для координации работы и взаимной информации. В остальное время Карловацкии Синод действовал как посредник между округами. Кад­ровый состав Синода отличался от ВЦУ отсутствием членов ВМС, но они завладел канцелярией Синода. Трения между Карловцами и Евлогием с Платоном, начавшиеся протестом Евлогия против политичес­ких резолюций Карловацкого Собора 1921 г., усугубились принятием карловацкой бюрократией в 1924 г. постанов­ления, признающего только те указы российского патриарха, ко­торые не противоречат Карловцам; в 1925 митрополит Антоний был провозглашен заместителем патриарха с правом представительствовать Российскую Церковь вне и в России(в России местоблюстителем назначен Петр). Неприятие Петра карловчанами связано с тем. что он был главным автором "воззвания" (так оно названо митрополи­том Петром в «Известиях» от 15 апреля 1925 г.) патриарха Тихона от 7 апреля 1925 г, после кончины патриарха получившего назва­ние «Завещательного послания», которое карловацкая бюрократия объявила подложным, хотя архиепископ Анастасий, будущий глава Карловацкого Синода, доказывал его подлинность. Конфликт 1926 г, от которого следует вести отсчет эмигран­тского церковного раскола, был вызван требованием к митрополитам Евлогию и Платону полностью подчиниться Карловацкому Синоду, но они были назначены Москвой и власть Карловцовна них не распространялась.

ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не рухнула. Более того, в 1921-1922 гг. со­ветская печать признала начавшееся религиозное возрождение. Ручеек возвращения в Церковь левой интел­лигенции превратился в поток после разочарования в революции до­ктрине, призванной заменить собою религию и Бога. Ленин переходит к организованному насилию, направленному против православ­ной Церкви. Начало - декрет 1919 г. о насиль­ственном вскрытии мощей и передаче их в музеи, противореча­щий декрету 1918 г. о невмешательстве правительства во внутрен­ние дела Церкви. Поддерживались секты, о которых писалось, что это социалисты и коммунисты, пользу­ющиеся устарелыми религиозными терминами. Терпимым было отношение к мусульманам и иудеям, хотя для разрушения иудейст­ва созданы евсекции РКП(б), мо­рально разлагавшие иудейство изнутри. Официально православие преследовалось как сколок старого режима, учас­твующий в заговорах по восстановлению цариз­ма. Кстати оказались карловацкие декларации, которые начинались: «По благословению Святейшего Пат­риарха Московского...». Как патриарх Тихон ни открещивался от ответственности за карловчан, запрещая их накануне своего арес­та в мае 1922 г. и продолжая требовать закрытия Карловацкого Синода после выхода из заключения в 1923 г. Советская печать подавала это как политический маневр. Доказывая, что советская власть не гонит православие как веро­исповедание, в мае 1922 г. ГПУ организует «обновленчество», как альтернативное православие, подлинно лояльное советской влас­ти, синхронизируя это с арестом патриарха Тихона за со­противление изъятию церковных ценностей. На деле патри­арх летом 1921 г. обратился к руководству западных Церквей с призывом помочь голодающим районам и распорядился организо­вать сборы пожертвований по всем приходам в центральный церковный фонд помощи. Но правительство запретило церковный фонд, создало Помгол и приказало все церковные сборы передать в Помгол. Церковь выполнила это требование. Власти объявили о решении изымать церковные ценности. Патриарх ответил призывом к верующим жертвовать все церковные ценности, не имеющие богослужебного употребления. Тут началась кампания против патриарха и Церкви, обвиняемых в шкурничестве. Собрано немного золота и драгоценных камней не лучшего качества и 23997 пудов серебра. Беспокоили Ленина духовные центры. С этим связано интенсивное закрытие и физическое уничтожение монастырей. Закрытие монастырей началось уже в 1918 г. и шло темпами, опережающими темпы закрытия храмов. К январю 1919 г. было насильственно закрыто более 20 монастырей, то к 1921 г. у Церкви конфисковали 573 монастыря (до двух третей монастырей). Патриарх пытался спастиих, превращая монастыри в иноческие трудовые коммуны. Власти обвинили Церковь в попытке создать обособленное государство с отдельной экономикой. Разрешая создание трудовых коммун сектантам, власти ответили отказом на ходатайства патриарха о предоставлении этого права православным монастырям.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО РАДИКАЛИЗМА. Православный радикализм, придавленный после 1907 г., возродился после Февральской революции в виде левосоциалистических христианских объединений. В Петрограде ожила «группа 32 священников» под названием «Союз прогрессивного петроградского духовенства». Еще более левый петроградский «Всероссийский союз демократического православного духовенства» под председательством священника А. И. Введенского. Появилось и множество аналогичных организаций. В Москве ткач Жилкин, в прошлом помощник Гапона, зарегистрировал 8 июня 1917 г. «Христианско-социальную рабочую партию», которая после победы большевиков переименована в «Христианско-социалистическую рабоче-крестьянскую партию». Она пользовалась покровительством патриарха Тихона, который назначил ее духовником священника С Калиновского. Программа партии отрицала классовую борьбу, призывала к социальному миру, прекращению гражданской войны. Патриарх отказался благословить ее на деятельность внутри РПЦ, т.к. последняя беспартийна, но высказал благосклонность к ее целям. Партия успешно ходатайствовала перед советским правительством об открытии Кремля и его храмов для богослужений на три пасхальных дня 1919 г. Кузнецов от имени партии вносил протесты против ограничений прав верующих. Он даже вынес на рассмотрение правительства меморандум, осуждающий декрет 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от церкви. Это была прямая критика Вождя, за что он был судим и посажен. В сентябре 1919 г. партия запрещена. Эти движения не выходили зарамкиофициальной патриаршей Церкви. Исключение - дело бывшего архиепископа Владимира Путяты. Сын еврейки и потомка киевского княжеского рода идущего от сподвижника Владимира по обращению в христианство Новгорода, он начал карьеру гвардейским офицером, был другом Николая II, вдруг отправился в Казанскую духовную академию, принял постриг и стал епископом, не имея для этого никаких моральных данных. Кочуя с кафедры на кафедру, оставлял за собой скандалы, а то и потомство. Собор лишил его сана в 1918 г., низведя до состояния простого монаха и повелев жить в монастыре в Пензе. Но там Путята объявил себя архиереем, главой «Свободной народной Церкви», за что отлучен Собором. Одним из первых примкнул к обновленцам.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историография истории Русской Церкви

Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историография истории Русской Церкви.
  Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв

Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
  Литература домонгольской Руси светская она относи­тельно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучи­тельностью. Самым

Quot;Священство" и "царство" на западе и востоке средневе­ковой Европы. Особенности византино-русской теокра­тии.
  В первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось со дня на день легализация Христианства (311 г.) воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного

Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
  Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и

Христианство на Руси до князя Владимира Святославича.
  Периодизация истории Русской Церкви:   1. Домонгольский, Киевский период крещения Руси и становле­ния ее Церкви- Для этого п

Пятый период - Вос­становление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис

Крещение Руси при Владимире Святославиче.
  Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире

Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.
  Еще во дни князя вера христианство стало господствующим в России: началось с Киева с семейства князя (12 сынов его крещены в одном источнике, который известен в Киеве под именем

Монастыри и монашество в Древней Руси. Феодосий Печерский.
  Летописец только в 1037 г. в первый раз упоминает ο появлении монастырей (ο построении кн. Ярославом монастыря св. Георгия), и что только при нем получили свое начало русс

Христианская культура Древней Руси.
  Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето

Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
  Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн

Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени.
  Киев превратился в пригород, управляемый боярином-наместником. Татарское разорение принизило его окончательно и выдвинуло пред митрополитами вопрос об их резиденции

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Христианская культура Великороссии второй половины XIII-XV в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Монастыри и монашество в Великороссии XIV - XVI вв. Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родит

Фиваида» на Русском севере.
  В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XIV - XV вв. Стефан Пермский.
  Стефан Пермский (1340-1396) занимает особое место среди русских святых, означая новые, быть может не вполне раскрытые возможности в русском православии. Он был миссионером, отдавшим

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосиф­ляне.
  ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Про­светитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадок­сально, что первы

Религиозное искусство Великороссии XIV- начала XVI в.: зодчество и живопись.
  Монгольское иго над Россиею сопровождалось погромами и разорением в том числе и церквей и монастырей. Но в мирное время монголы не препятствовали русским исправлять, сооружать вновь

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб

Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
  На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад

Русская Церковь и государство в XVI в.
  В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оста­ваясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата

Христианская культура России конца XV - XVI в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение тер­рора. Он возвел на цар­ство Федора Ивановича,

Устройство Русской Церкви в XVII в. и её отношения со светской властью
  Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берет­ся и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает ученых м

Русская Церковь и культура в XVII в.
  В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Со­боре 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова

Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
  После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри

Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает

Распространение Православной веры в XVI - XVII вв.
  При в.к. Василии и Иоанне Грозном у Нордкапа проповедовал постриженник Соловецкого монастыря преподобный Феодорит. Для пустынных подвигов он

Борьба с ересями в средневековой Руси.
  Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре

Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
  Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен

Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведе­ний - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.

Русская Церковь и культура в XVIII в.
  Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных

Русская Церковь при Павле I и Александре I.
  Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престо­ла, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га

Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голи­цына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр

Паисий Величковский и начало церковно-монастырского возрождения в России.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Монастыри и монашество второй половины XVIII -XIX в Серафим Саровский.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда

Русская Церковь и славянофилы.
  Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Русская Церковь при Александре II (1855-81).
  Великие ре­формы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложе­ниях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог

Русская Церковь при Александре III (1881-94).
  Реформы и контрре­формы духовной школы предреволюционного шестиде­сятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени

Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в.
Миссионерство русской церкви: поволжье и алтай: обращение тюркских и угро-финских народов Волго-Уральского бассейна началось в XVI веке, из-за отсутствия последовательного просвеще

Православие и духовные искания русской интеллигенции XIX - начала XX в.
  Приходит новое поколение тридцатых годов, оно стоит под знаком крайнего возбуждения. Отсюда стремление выйти из настоящего. Чувствуется влечение к философии. Устав академич

Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского уни­верситета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн

Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником. Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч

О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см

Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос

Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
  «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть су­щество метафизическое. В самом себе человек

Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
  На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель

Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
  Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов: 1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства; 2 Об основных положениях Библейского совета при В

Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк

Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не ру

Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
  С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас

Русская Церковь в послевоенную пору: основные вехи и события истории.
  Массовых гонений на Церковь при жизни Сталина не было. В сентябре 1944 г. - постановление ЦК КПСС, призывавшее к усилению антирелигиозной пропаганды через пропаганду "научного

Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги