рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.

Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью. - раздел Философия, Историография истории Русской Церкви   Еще Во Дни Князя Вера Христианство Стало Господствующим В Рос...

 

Еще во дни князя вера христианство стало господствующим в России: началось с Киева с семейства князя (12 сынов его крещены в одном источнике, который известен в Киеве под именем Крещатика), Новгород, Ростов, Суздаль. Князь приказал истреблять памятники язычества.

История первой иерархии темна и неопределенна. Митрополиты явились при святом Владимире. Михаил, первый Киевский митрополит, назывался и митрополитом, и архиепископом., скончался в 992 г. и погребен был в Десятинной церкви, мощи его, обретенные нетленными. Вторым митрополитом был Леонтий. Оба рукоположены Константинопольским патриархом

Николаем Хрисовергом. Митрополия: при Владимире – в Киеве, но Леонтий установил кафедру в Переяславле, Ярослав же вернул митрополию в Киев. Первоначально 6 епархий (Киев, Новгород, Чернигов, Ростов, Владимир, Белгород). Деятельность митрополитов: Михаил, сирианин или грек, священноначальствовал четыре года (988 - 992); Леонтий, грек, - шестнадцать лет (992 - 1008); Иоанн - двадцать восемь (1008 - 1035); Феопемпт - около пятнадцати (1035 - 1049). Из епископов Новгородские: Иоаким Корсунянин (992 - 1030) и Лука Жидята (1035 - 1059); из Ростовских -: Феодор (поставленный в 992 г.) и Иларион, бывший его преемником еще при Владимире; из Черниговских - Неофит (992); из Владимирских - Стефан (992) и из Белгородских - Никита (992). Кто были родом все эти архипастыри? О первых епископах – будто из болгарских славян, прочие - из греков и из болгар, одни назывались царицыными, потому что пришли с царевною Анною из Греции, другие - корсунскими, прибывшие из Корсуня.

Как только крестились киевляне, князь повелел строить церкви на месте капищ Первая церковь, построенная Владимиром – деревянная святого Василия, служила вначале церковию придворною. Следующая, каменная, во имя Пресвятой Богородицы на месте убийства первых христианских мучеников на Руси - варягов Феодора и Иоанна, 989 г. Примеру благоверного князя Владимира старались подражать и его дети. Ярослав Владимирович в 1037 г. заложил церковь Св. Софии в Киеве, подобную Константинопольской. В 1045 г. им же заложена Софийская церковь в Новгороде. Первые иконы принесены к нам из Херсона, ими украшена Десятинная церковь, основанная Владимиром. Там же хранились привезенные из Херсона честные кресты и

мощи святого Климента, папы Римского, и ученика его Фива. Вскоре появились свои нетленные мощи: княгини Ольги и Бориса и Глеба. Церковная литература: шестопсалмие, кафисмы. Евангелие, канон. Службы: заутреннюю, утреннюю, вечерню, всенощную, литургию, праздничные.

Совершались таинства и требы церковные по тем чинам, которые переведены еще Мефодием.

Священные сосуды и церковная утварь такие же как сейчас. При церквах по древнему обыкновению у нас погребали умерших, особенно князей.

Вместе с крещением, Владимир велел отправлять детей на книжное учение. В Курске (12 XI в.) несколько учителей, каждый принимал детей на ученье. Считается, были приходские первоначальные училища славянской грамоте и письму. А в некоторых могли обучать греческому.

Переведены книги Священного Писания, места из ветхозаветных и новозаветных книг: Евангелий и др. Первую драгоценность - обширный Символ веры, преподанный в пояснение и дополнение краткого Никео-Цареградского Символа великому князю Владимиру после крещения его в Херсоне. Это - буквальный перевод с небольшими пропусками греческого исповедания веры, написанного Михаилом Синкеллом (ок. 835). Вторая драгоценность - Служба святым мученикам Борису и Глебу, написанная около 1021 г. третьим митрополитом Иоанном I. Третью драгоценность - Поучение к братии Новгородского епископа Луки Жидяты. Четвертая драгоценность –Слово о Законе и Благодати пресвитера Илариона.

Когда Владимир принял веру из Греции, там существовал полный свод церковного законоположения. Первая часть Кормчей, обнимающая законы церковные, вошла в Россию с основания Русской Церкви. Владимир на основании Номоканона по примеру греческих императоров дал для Русской Церкви собственный устав из трех частей: 1) определяет княжеское жалованье для (соборной) церкви, 2) пространство церковного суда по отношению ко всем христианам, 3)- круг церковного ведомства, или церковных людей. Существовал в XI в. В отношении к людям церковным устав говорит, что они подлежат суду только духовного начальства и не подчинены начальствам светским. Церкви подчиняются все миряне: 1) преступления против веры и Церкви: отправление языческих обрядов, еретичество, волшебство, святотатство, ограбление мертвых тел, введение или внесение в церковь животных без нужды; 2) дела брачные, семейные и находящиеся в связи с ними преступления против чистоты нравов: вступление в брак в запрещенных степенях родства и свойства, похищение женщин, разводы, блуд, прелюбодеяние, оставление материю незаконнорожденного своего дитяти, противоестественные пороки. Статья о церковной десятине, изложенная в уставе Владимировом, могла быть заимствована из постановлений Моисеевых. Статья о торговых мерах и весах прямо основывается в уставе Владимировом на законе Божием и заимствована из постановлений Моисеевых, которые входили в состав Кормчих. Другим источником содержания митрополита и епископов - судные пошлины: с судов гражданских и церковных, Третьим источником -жалованье от князя.

При окончательном насаждении христианства монастыри имели высокое значение в Церкви Восточной. Кто жил в монастырях, не известно. Вероятно, жили не одни греки, а и русские, судя по количеству монастырей. В Киеве и Новгороде монастыри создавались князьями, иерархами, в других местах основателями обителей явились частные лица - подвижники.

Во главе всех Церквей Восточных Церковь Цареградская. Права Константинопольского патриарха по отношению к митрополии русской: а) поставлять или утверждать митрополитов и давать им настольные грамоты; б) созывать окружные Соборы из подведомых митрополитов и епископов; в) обнародовать законы церковные и гражданские, касавшиеся Церкви; г) иметь верховный надзор за всеми церковными делами в округе, за всеми митрополитами и епископами; д) производить верховный суд над митрополитами и епископами; е) принимать апелляции после суда епископского, митрополичьего, даже соборного; ж) подвергать исправительным наказаниям митрополитов и епископов, обличенных в проступках; з) право чрез водружение собственного патриаршего креста при основании церкви или монастыря поставлять эти церкви и монастыри в своем непосредственном ведении и вне зависимости от местных епископов или митрополитов. Патриархи а) ограничены по власти окружным Собором и самодержавною волею императоров; б) не имели права самовластно, без областного Собора, избирать и поставлять митрополитов для своего округа; в) не могли без Собора и отрешать или низлагать митрополитов и даже епископов.

Вторая Церковь, с которою Церковь Русская имела близкие сношения- Церковь Болгарская.

С другими православными Церквами или патриархатами, существовавшими на Востоке Церковь наша не могла иметь таких близких сношений, как с Церковию Константинопольскою, по их отдаленности, и потому, что эти патриархаты страдали под владычеством магометан.

В 1051 г. Ярослав поставил митрополитом Илариона, русина, в святой Софии, собрав епископов. Избрание и поставление совершилось вполне законно. Сведения о нем и его преемниках (Ефрем,. Георгий- пришел из Царяграда около, переносил мощи святых мучеников Бориса и Глеба в Вышгороде из прежней церкви в новую, в следующем году предпринимал путешествие в Грецию, написал "Стязанье с латиною"-, Иоанн II, Иоанн III, грек и скопец, не отличался ни умом, ни ученостию, ни даром слова, Николай упоминается в 1097 г., когда по просьбе киевлян выходил вместе с вдовствующею супругою великого князя Всеволода к князьям, окружавшим Киев войском, и убедил их не производить кровопролития, Никифор известен посланиями, показывающими в нем пастыря просвещенного, попечительного о спасении душ и ревностного к охранению православия, Никита грек. Пришел из Царяграда, Михаил II грек) скудны.

Число епархий Русской Церкви возросло до двенадцати с включением Киевской.

Лука Жидята епископ Новгородский. Первый из русских удостоился степени епископства (в 1036 г.), по воле великого князя Ярослава, и принадлежит к числу самых древних наших духовных писателей (его Поучение к братии). Под его надзором строился новгородский Софийский собор, который он и освятил в 1051 г. Будучи оклеветан слугою своим в 1055 г. пред Киевским митрополитом Ефремом, Лука вызван в Киев и содержался три года, пока не обнаружилась его невинность, и клеветник не получил воздаяния. Снова приял власть в Новгороде (1058), но в другой раз отправился в Киев и на обратном пути оттуда скончался на Копысах. Святой Никита,епископ Новгородский. Родом киевлянин, с юных лет вступил в Печерскую обитель. Стремясь к высшим подвигам, он вскоре решился сделаться затворником, несмотря на все внушения настоятеля о преждевременности такого многотрудного дела для молодого инока. По внушению от дьявола перестал молиться Богу, предался чтению книг ветхозаветных, начал принимать к себе приходящих, давать им советы, изрекать предсказания и приобретать суетную славу. Никто не был в состоянии состязаться с ним в знании книг Ветхого Завета, а Евангелия и прочих книг новозаветных он не только не читал, но никогда не хотел ни видеть, ни слышать. Молитвы отцов печерских освободили его от обаяний искусителя, и Никита, покинув затвор и внезапно лишившись всех знаний, начал снова учиться в обители и грамоте, и иноческой жизни. Он пошел путем истинного смирения, воздержания и послушания и достиг того, что превзошел всех своею добродетелью. За высокую добродетель подвижник возведен был в сан епископа Новгородского (в 1096 г.) и 11 лет не переставал служить образцом благочестия для паствы. Чудотворец: своею молитвою свел дождь с небес во время засухи, в другой раз молитвою остановил пожар. Святой Стефан, епископ Владимирский. Он возрос под руководством Феодосия Печерского. Как искусный в пении и уставе церковном, поставлен был доместиком и уставщиком обители, Феодосий поручал ему иногда поучать в церкви братию. При смерти своей игумен утвердил Стефана быть его преемником, и, хотя впоследствии те же братия лишила его игуменства и изгнала из обители, но Стефан, построил себе новый монастырь неподалеку от Печерского, соорудил в нем каменную церковь. За святость жизни в 1091 г. рукоположен во епископа Владимиру Волынскому. Святой Леонтий, епископ Ростовский. Первый из киево-печерских иноков возведен на епископский престол и второй из постриженников преподобного Антония, митрополит Киевский. Прибыв в Ростов, Леонтий, хотя нашел в нем следы христианства после первых двух Ростовских епископов, но нашел глубокие следы язычества. Обратил особенное внимание на детей, собирал их в церковь, наставлял их в истинах спасительной веры и крестил. Закоренелые в язычестве родители тем с большим ожесточением устремлялись на него и подвергали его мучениям и побоям, но он не ослабевал в своем труде, пока не просветил своих врагов. Леонтий привлек ко Христу всех жителей Ростова. Мощи обретены нетленными. Святой Исаия, епископ Ростовский. Родился в области Киевской; принял пострижение в Печерском монастыре при Антонии и Феодосии, избран во игумена устроенного великим князем Изяславом Дмитриевского монастыря, потом возведен на кафедру Ростовской епархии. В Ростове христиане новопросвещенные, которых надлежало утверждать в вере и укреплять, а в пределах епархии много язычников. Исаия неверных увещевал веровать во Святую Троицу и крестил, а верных убеждал быть твердыми и непоколебимыми в вере, где находил идолов, предавал их огню Господь удостоил его дара чудотворений, окончательно насадил христианство в Ростовском крае. Нетленные мощи.

Училища: князь Всеволод (1093) давал подаяния на училища, дочь его Янка основала училище при Киевском Андреевском монастыре для обучения девиц грамоте, письму, пению и разным рукоделиям. Главные церковные писатели: Феодосий Пчерский и Илларион. Черноризцу Иакову, усвояются два сочинения: Похвала великому князю Владимиру и послание к великому князю Димитрию. Из трех исторических сочинений Иакова прежде написано «Сказание о святых мучениках Борисе и Глебе», потом житие Владимира и Похвала ему.

Много храмов построено при детях и внуках Ярослава. Самые замечательные храмы сооружены князьями. Кроме церквей, предназначавшихся для всех православных христиан, некоторые устрояли церкви - домовые. В Новгороде в 1124 г. во время пожара, сгорело шестьсот церквей, а в 1134 г., когда погорела в Новгороде Торговая сторона на небольшом пространстве - десять церквей. Какие мастера строили церкви - неизвестно. Для соборного храма в Киево-Печерской обители пришли из Константинополя четыре грека. Юрьевский Новгородский монастырь с каменною церковью строил какой-то Петр, может быть русский. Самой богато украшенной была церковь киево-печерская. Верхи ее блистали золотом; внутри стены покрыты были живописью, а весь алтарь украшен мозаичными изображениями. Общим украшением и святынею церквей служили иконы и другие священные изображения. Святые мощи по временам были приносимы в Россию из Греции. В самой России было двукратное перенесение мощей святых мучеников Бориса и Глеба, и вновь открыты мощи преподобного Феодосия Печерского.

Пост в среду и пяток у нас отменяем, если в эти дни случался какой-либо праздник.

Крещение совершалось чрез троекратное погружение. Вслед за крещением таинство миропомазания. Есть таинство покаяния. Таинство Евхаристии совершаемо на хлебе квасном и вине, растворенном водою. Таинство священства, т. е. рукоположения. Замечателен обряд настолования новопоставленных епископов и митрополитов, совершавшийся чрез несколько дней после рукоположения епископа новый святитель возводим был другими святителями во время литургии по прочтении Евангелия на стол, или кафедру, стоявшую среди церкви, и торжественно приветствован был возглашением его епархии и целованием. Богослужебные книги, по которым совершались священнодействия существовали в полном составе. Около 1051 г. переселились в Киев из Царяграда три греческие певца со своими семействами и от них началось осмогласие, трисоставное и демественное пение.

По уставу Ярослава церковному суду предоставлены: 1) лица духовные и принадлежащие Церкви.; 2) некоторые преступления мирян семейственные и противные чистоте нравов. Из преступлений, подлежавших суду церковному и вместе гражданскому, одни были такие, какие судились собственно духовною властию и за которые пени шли в пользу митрополита или епископа и лиц обиженных, а князь только "казнил"; другие судились равно духовною и светскою властию и за которые пени делились пополам для митрополита или епископа и для князя.

Главным иерархом Русской Церкви был митрополит, он решал важнейшие дела с соборного согласия епископов. Из прав митрополичьих а) созывал епископов на Соборы б) Поставлял епископов в) Судил епископов с Собором епископов, г) Делал общие распоряжения, касавшиеся всей Церкви. В управлении Церкви ближайшее участие принимали наши князья.

Церкви жили за счет судебных пошлин, десятина княжеских доходов, жалование от князя.

Среди христианам некоторые придерживались языческих преданий и суеверий. Язычество проникало в народные игры, увеселения, во дни праздников церкви оставались пусты, а на игрищах толпился народ, раздавались русальи песни, гусли, сопели, происходили пляски, скоморошества, кулачные бои. Язычество оставалось сильным и в домашнем быту. Существовали уже и новые благочестивые нравы и обычаи, плоды собственно веры христианской. Но в одном Киеве было 600 церквей и 13 монастырей. Отправляясь в поход, князья призывали на помощь Бога и в случае победы над врагами приносили Ему благодарение. Любовь наших предков к вере и христианской святыне выражалась в путешествиях к святым местам. С любовию к Богу соединялась любовь к ближним, и в особенности к бедствующим и страждущим. Некоторые даже из князей ограничивали свое благочестие соблюдением только благочестивых.

Избрание Климента, случившееся при князе Изяславе II (1140-е). Событие произошло тихо и без всякой борьбы: русские не привыкли считать необходимостию избрание и поставление своего митрополита Константинопольским патриархом, а Константинопольские патриархи окончательно не решили, как смотреть на Русскую Церковь. Константинопольский патриарх, узнавший о возведении Климента на кафедру митрополии русской, не хотел признать его в этом сане. Сам Климент считал себя независимым от патриарха и в продолжение девяти лет своего пастырства вовсе не поминал его при богослужении в молитвах.

Андрей Боголюбский, желая сделать Владимир на Клязьме первопрестольным городом и возвысить его над всеми другими, отправил (ок. 1162 г.) посла Якова Станиславича к Константинопольскому патриарху, прося его отделить Владимир от Ростовской епархии, учредить в нем кафедру особой митрополии и поставить митрополитом Феодора. Патриарх согласия не дал. В 1168 Боголюбский писал к князю киевскому Мстиславу, чтобы митрополита Константина, которым были не довольны, лишить кафедры, а на место его поставить нового митрополита. Сам Федор (кандидат Андерея) с богатыми дарами отправился в Царьград, где смог добиться поста ростовскоего епископа. Он прибыл прямо в Ростов и сел на епископской кафедре. Митрополит, узнав о происходившем, писал к игуменам и пресвитерам епархии Ростовской, чтобы пока Феодор не примет благословения у святой Софии киевской, не признавали его за епископа. Послание митрополита произвело свое действие. Федор начал запрещать священнослужение игуменам и пресвитерам и даже проклинать их, велел запереть церкви во всем Владимире. Напрасно Боголюбский старался его образумить. Наконец князь Андрей приказал взять его и отправить на суд к митрополиту. Митрополит Константин лишил его сана и послал на остров Песий для покаяния. Но Феодор не хотел покаяться. Тогда митрополит приговорил его к смертной казни (1169). Феодору отрезали язык и правую руку, выкололи глаза, отсекли голову.

Число епархий увеличивалось. Святой Нифонт Новгородский избран в епископа в 1130 г. за святость жизни. Он хорошо знал каноны и обычаи Церкви Восточной, любил строить храмы и монастыри, силою слова примирял враждовавших князей и успокаивал народ. Когда новгородский князя Святослав решился вступить в незаконный брак, Нифонт не не хотел обвенчать князя, но запретил и духовным своей епархии венчать его. Святой Илия (Иоанн) Новгородский сделался известен своими добродетелями, по смерти епископа Аркадия единогласно избран был новгородцами на святительскую кафедру. Новые подвиги благочестия еще более возвысили Илию в глазах новгородцев, и по желанию паствы первый в России удостоился (1165) получить титул архиепископа, перешедший и к его преемникам. Несмотря на умножение епархий в Русской Церкви, пределы ее почти не расширялись: святая вера распространялась в пограничных областях ее или между инородцами. Открытого противодействия и борьбы со стороны язычества святая вера уже не встречала в России. Если являлись волхвы, то как кудесники и знахари, усвоявшие себе силу чудесных врачеваний.

Многие каменные храмы украшаемы тогдашнею стенною иконописью, т. е. по сырому грунту. Успенский владимирский собор, построенный Боголюбским, блистал золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом. Новых праздников в Русской Церкви пять. Четыре из них имели только местное значение: а) праздник в память явления Богоматери Андрею Боголюбскому; б) праздник в воспоминание чудесного знамения от иконы Божией Матери, бывшего в Новгороде при отражении суздальцев; в) праздник в память открытия честных мощей святого Леонтия, епископа Ростовского, в 1164 г., установленный спустя несколько лет Ростовским епископом Иоанном (1190 - 1214); г) праздник в память открытия мощей святого Исаии, епископа Ростовского, одновременно с мощами святого Леонтия.

При богослужении употреблялись: 1) Евангелия; 2) Псалтири; 3) Служебники; 4) Кондакари и Стихирари нотные; 5) Октоих; 6) Минеи месячные и праздничные; 7) Триоди постная и цветная; 8) Праздники нотного пения и Ирмологи; 9) Уставы церковные, в т.ч. Студийский; 10) Прологи.

Частой похвалой светским и духовным лицам были упоминание о книжности.

Власть митрополита прежде всего простиралась на епископов. Он иногда сам избирал епископов. Митрополит всегда сам рукополагал епископов. Митрополит пользовался правом суда и расправы над епископами. После епископов власть митрополита простиралась на все духовенство. Соборов известно четыре, все происходили в Киеве. Первый созван был в 1147 г. Изяславом для избрания и рукоположения митрополита Климента. Второй около 1160 г. по случаю изгнания из епархии Андреем Боголюбским Ростовского епископа Нестора. Третий (1168) имел целью решить споры о посте в среду и пяток, когда в эти дни случится великий праздник. На четвертом (1169) осужден на смерть Ростовский епископ Феодорец как нераскаянный еретик и злодей. Участие князей и народа в делах церковных постоянно обнаруживалось при избрании епископов. В Новгороде избрание епископа совершалось вечем. Участие князей и народа обнаруживалось в открытии новых епархий, например Рязанской, и иногда в установлении праздников. Церкви предоставлено участие в делах гражданских. Если в области не было князя и жители решались пригласить его из другой области, они отправляли за ним послов и в числе их епископа. Когда новый князь приближался к городу, в который был призван, его встречали здесь митрополит или епископ и знатнейшее духовенство в церковных облачениях с крестами и иконами при бесчисленном стечении народа, потом торжественно провожали в соборную церковь и сажали в ней на княжеском престоле.

Встречались между христианами, которые, держась старых обычаев, ставили трапезы Роду и рожаницам, хотя уже не понимали языческого значения. Женщин в случае болезни детей носили их к волхвам, считая последних за знахарей и врачей. Но не было христиан, которые открыто или тайно поклонялись прежним богам и приносили им жертвы, увлекались внушениями волхвов, враждебными христианству, и восставали против пастырей Церкви.

Недостатки, зависевшие от господствовавшего духа времени, духа междоусобий, кровопролития, жестокости, не только не ослабевали, но по временам обнаруживались даже сильнее. Излишне было бы перечислять самые междоусобия с их неизбежными спутниками: коварством, злобою, вероломством и другими подобными пороками, но не можем не остановиться на некоторых особых случаях, показывающих, до чего доводили иногда эти кровавые распри наших князей и до чего простиралась иногда жестокость нравов. Благочестивые путешествия для поклонения святыне сделались обыкновенными. Отправляясь на брань, князья призывали на помощь Бога и иногда приобщались Святых Христовых Тайн; в продолжение брани при войсках носимы были святые иконы и кресты; по окончании битв победители приносили Богу торжественные благодарения.

Но самыми главными, самыми господствующими добродетелями того времени были две: это вспомоществование церквам и монастырям, равно как и пастырям Церкви, а во-вторых, милосердие к бедным и несчастным

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Историография истории Русской Церкви

Первое массовое крещение на Руси относится к г когда православные миссионеры направленные патриархом Фотием обратили часть киевлян в... Ольга приняла христианство в г в ходе своего визита в Константинополь... Как государственная религия христианство восточного обряда принято в г Владимиром Ясно Солнышко...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Устройство Православной Церкви в Древней Руси и её отношения со светской властью.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историография истории Русской Церкви.
  Историография РПЦ оформилась с 5-томной работы архиепископа Филарета «История Русской Церкви» 1847-1848 гг. – обширный труд на обильном фактическом материале. Вперв

Русь и Византия в аспекте церковных взаимоотношений.
  Литература домонгольской Руси светская она относи­тельно, так как каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучи­тельностью. Самым

Quot;Священство" и "царство" на западе и востоке средневе­ковой Европы. Особенности византино-русской теокра­тии.
  В первые века христианства, когда пришествие Христа ожидалось со дня на день легализация Христианства (311 г.) воспринимается в апокалиптическом контексте как царство богоизбранного

Славянская миссия Кирилла и Мефодия.
  Есть предположения о существовании у славян перевода библейских и богослужебных книг еще прежде святых Кирилла и Мефодия: славяне издревле были знакомы с христианством, что многие и

Христианство на Руси до князя Владимира Святославича.
  Периодизация истории Русской Церкви:   1. Домонгольский, Киевский период крещения Руси и становле­ния ее Церкви- Для этого п

Пятый период - Вос­становление патриаршества
Отбросим не заслуживающую научного внимания легенду о приходе на Русь апостола Андрея Первозванного, предсказавшего великое христианское государство будущего на ее территории. Легенда эта была впис

Крещение Руси при Владимире Святославиче.
  Не удалось точно установить, какой князь был пионером крещения и Новгородско-Киевской Руси. Есть ТОЗР о двух крещениях Киева или киевской элиты: при Аскольде и Дире

Монастыри и монашество в Древней Руси. Феодосий Печерский.
  Летописец только в 1037 г. в первый раз упоминает ο появлении монастырей (ο построении кн. Ярославом монастыря св. Георгия), и что только при нем получили свое начало русс

Христианская культура Древней Руси.
  Общепризнано, что богатство и красочность языка киевской летописи не имеют равных среди современных себе местноязычных литературных произведений Западной Европы. Словарь ранней лето

Русская Церковь и монголо-татарское завоевание.
  Внешняя участь русской церкви попадает в руки иноверных властителей. Русская церковь, пострадав во время самого завоевания и подвергаясь подобным страданиям во время набегов, в мирн

Устройство Православной Церкви в конце XIII - XV в. и виднейшие иерархи этого времени.
  Киев превратился в пригород, управляемый боярином-наместником. Татарское разорение принизило его окончательно и выдвинуло пред митрополитами вопрос об их резиденции

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Церковь и государство в XIV - XV вв.
Mаксим (1287 - 1305 гг.),грек. Прибыв в Киев в 1285 г., совершил путешествие в Золотую Орду. Отрываясь от киевской резиденции, и этот митрополит является странствующим по митрополи

Церковное самоуправление Москвы по изгнании Исидора.
После низвержения Исидора вставал вопрос ο способе замещения своей митрополичьей кафедры. Оба представителя высшего церковного авторитета - император Иоанн Палеолог и патриарх Митрофан были ун

Христианская культура Великороссии второй половины XIII-XV в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Исихазм в Греции, юго-славянских странах и на Руси.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Монастыри и монашество в Великороссии XIV - XVI вв. Сергий Радонежский.
Сергий Радонежский (в Мире Варфоломей, 1314-1392) — св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родит

Фиваида» на Русском севере.
  В 1500-02 годах Дионисий со своей дружиной работает в Ферапонтовом монастыре. Этот монастырь и соседний Кирилло-Белозерский – бесценное наследие, завещанное нам. Щедро явленный духо

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XIV - XV вв. Стефан Пермский.
  Стефан Пермский (1340-1396) занимает особое место среди русских святых, означая новые, быть может не вполне раскрытые возможности в русском православии. Он был миссионером, отдавшим

Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Нестяжатели и иосиф­ляне.
  ТОЗР: Монастырский или Скитский устав Нила Сорского и трактат Иосифа Волоцкого против жидовствующих «Про­светитель» первыми русскими богословскими трудами. Парадок­сально, что первы

Религиозное искусство Великороссии XIV- начала XVI в.: зодчество и живопись.
  Монгольское иго над Россиею сопровождалось погромами и разорением в том числе и церквей и монастырей. Но в мирное время монголы не препятствовали русским исправлять, сооружать вновь

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVI в
Даниил (1492-1547), митрополит Моск. и Всея Руси(1521-1539). Происходил из Рязанской области. Образование получил в Волоколамском монастыре. В 1515 г. Иосиф Волоцкий, чувствуя приб

Митрополит Макарий и Стоглавый Собор.
  На место Иоасафа возведен выдающийся церковный государственник Макарий. Хотя он принадлежал к партии стяжателей, он убеждений, порядочный, благородный, блестящий ад

Русская Церковь и государство в XVI в.
  В XVI веке линия Волоцкого одержала верх, оста­ваясь идеологией правящих кругов дореволюционной Православной Церкви и значительной части епископата

Христианская культура России конца XV - XVI в.
  В 1260 гг. грекам удается свергнуть латинскую империю в Константинополе, восстановить империю православную. Последние полтораста лет Византии были предсмертной вспышкой духовного тв

Русская Церковь в Смутное время.
Последний митрополит в царствование Ивана, Дионисий, был более твердым, да и его эра приходится на послеопричный период и снижение тер­рора. Он возвел на цар­ство Федора Ивановича,

Устройство Русской Церкви в XVII в. и её отношения со светской властью
  Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берет­ся и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает ученых м

Русская Церковь и культура в XVII в.
  В 1653 г. Никон расправляется со своими бывшими друзьями по движению боголюбцев: Нероновым, Аввакумом и другими. На Со­боре 1654 г. Никон огульно осуждал все русские обычаи, требова

Кризис Русской Церкви и идеала "Святой Руси" в XVII в.
  После Смуты светская власть приобретает все большее значение. При патриархе Иоасафе I (1634-1640 гг.) положение патриарха изменилось. Исчез титул "Великий Государь." Патри

Реформа Никона и церковный раскол.
Никон - человек действия, нетерпеливый, властный, вспыльчивый - берется и за исправление книг, но он не хочет ждать, пока ученые попы разберутся в рукописях. Он привлекает

Распространение Православной веры в XVI - XVII вв.
  При в.к. Василии и Иоанне Грозном у Нордкапа проповедовал постриженник Соловецкого монастыря преподобный Феодорит. Для пустынных подвигов он

Борьба с ересями в средневековой Руси.
  Есть мнение, что первая ересь, богумильство, пришла на Русь с крещением, занесенная к нам из Болгарии, где она довольно широко распространилась сре

Русская Церковь и Пётр Великий. Синодальная реформа
  Дуализм патриаршей системы был чужд тоталитарному мышлению Петра. Церковь не исключалась из этой программы. Петр даже усиливал ее, настаивая на формальном образовании кадров духовен

Православная Церковь в Дворянской империи XVIII в.
Положительным наследием Петра - густая сеть церковных учебных заведе­ний - семинарий к 1750 г. было 26. Петра был озабочен насаждением секулярного образования, осо

Виднейшие иерархи Русской Церкви XVIII в.
Амвросий, архиепископ Московский(Андрей Степанович Зертис-Каменский, 1708-1771) —архиепископ Московский, один из ученейших и образованнейших людей своего времени.

Русская Церковь и культура в XVIII в.
  Критики церковной реформы Петра I (см. том 2), за немногими исключениями, были склонны объяснять все недостатки в жизни Русской Церкви, в том числе и проявлявшуюся во многих важных

Русская Церковь при Павле I и Александре I.
  Царствование императора Павла Петровича (1796-1801) было переходным. Опасаясь потери престо­ла, на который не имела законных прав, Екатерина держала сына фактически под арестом в Га

Русская Церковь при Николае I.
Шишков, сменивший Голи­цына на посту министра народного просвещения, не будучи обер-прокурором, активно вмешивался в дела Церкви и работу Синода. По его приказу пр

Паисий Величковский и начало церковно-монастырского возрождения в России.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Монастыри и монашество второй половины XVIII -XIX в Серафим Саровский.
  В глухой провинции начинается возрождение монашества, особенно в почти забытой форме старчества. Идет этот про­цесс от старца Паисия Величк

Оптинские старцы.
Паисий Величковский(1722—1794) — архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии. Сын полтавского протоиерея, П. 17-ти лет вступил в монастырь Любицкий, перешел в скит Трейстены к Молда

Русская Церковь и славянофилы.
  Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой проб

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Русская Церковь при Александре II (1855-81).
  Великие ре­формы Александра II затронули и Церковь, хотя носили односторонний характер и основывались на предложе­ниях не духовенства, а обер-прокурора графа Дмитрия Толстог

Русская Церковь при Александре III (1881-94).
  Реформы и контрре­формы духовной школы предреволюционного шестиде­сятилетия, начатые Толстым и продолженные в 1880 г. Победоносцевым. Толстой пытался предотвратить революцию усилени

Виднейшие иерархи XIX в.
Михаил (в мире Матвей Десницкий, 1762- 1820) — сын пономаря. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической семинарии при "Дружеском ученом обществе

Миссионерская деятельность Русской Церкви в XVIII - начале XX в.
Миссионерство русской церкви: поволжье и алтай: обращение тюркских и угро-финских народов Волго-Уральского бассейна началось в XVI веке, из-за отсутствия последовательного просвеще

Православие и духовные искания русской интеллигенции XIX - начала XX в.
  Приходит новое поколение тридцатых годов, оно стоит под знаком крайнего возбуждения. Отсюда стремление выйти из настоящего. Чувствуется влечение к философии. Устав академич

Философский подъем тридцатых и сороковых годов.
Философское движение распространяется из Московского уни­верситета в 1820-х. Павлов читал физику и сельское хозяйство, но начинал с философского введения, показывал недостаточность эмпиризма в позн

Историософия русской судьбы.
Русское общество разделилось в 1840-х в спорах о России. Возникал вопрос о месте России в общем плане всемирной истории. Историософия русской судьбы и становится основной темой пробуждающейся тепер

Западничество в среде славянофилов.
Славянофильство стремилось быть религиозной философией культуры. У славянофилов с западниками серьезное несогласие о целях, путях и возможностях культуры, — но в ценности культуры никто не сомневал

Религиозные воззрения Гоголя.
Гоголь вращается чаще среди славянофилов, но его вернее считать западником. Запад он знал, — о России больше мечтал и знал, какой Россия должна стать, нежели действительную Россию. С творч

О месте и роли Церкви.
Юрий Самарин (1819-1876), в истории русской Церкви при Петре видел столкновение романизма и протестантизма. И он видел в этом столкновении диалектическую встречу. Под давлением Хомякова, Самарин см

Религиозный кризис «возбужденных семидесятых».
Писарев до болезненности впечатлительный. В юности он перешел через аскетический надрыв. Самым острым и подавляющим в эти годы было для него впечатление от Гоголевской «Переписки». И вставал вопрос

Религиозно-философский ренессанс начала XX в.
  «Конец века» означал в русском развитии рубеж и начало. Изменяется само чувство жизни. В те годы многим открывается, что человек есть су­щество метафизическое. В самом себе человек

Русская церковная архитектура XVIII - начала XX в.
  На протяжении многих веков русской истории дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строитель

Русская Церковь в революционную эпоху и Собор 1917 -1918 гг.
  Первым обер-прокурором от Временного правительства был В. Н. Львов, умеренно правый октябрист. При советской власти он присоединился к обновленцам. Львов - противник Распутина, темп

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ЧАСТЬ ПОВЕСТКИ МОСКОВСКОГО СОБОРА.
На предполагавшуюся весеннюю сессию отложено было рассмотрение вопросов: 1. Об учреждении Патриаршей палаты церковного искусства; 2 Об основных положениях Библейского совета при В

Виднейшие иерархи первой половины XX в.
Тихон (Василий Иванович Белавин, 1865-1925), патриарх Московский и всея Руси. Постригся в 1891 г. Окончил Петербургскую духовную академию. Епископ с 1897. В 1898—1907 был архиеписк

Церковь, государство и расколы после Октябрьской революции.
  20 ноября 1920 г. патри­арх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными авт

Советская антирелигиозная и антицерковная политика.
ЛЕНИН И ЦЕРКОВЬ. В декрете от 23 января 1918 г. Ле­нин руководствовался марксстским тезисом что религия - надстройка, которая рухнет, лишившись матери­альной базы. Но религия не ру

Русская Церковь в годы Великой Отечественной войны.
  С нападением Германии на СССР положение Церкви изменилось: местоблюститель-митрополит Сергий занял патриотическо-оборонческую позицию; оккупанты шли с внешне эффектным лозунгом спас

Русская Церковь в послевоенную пору: основные вехи и события истории.
  Массовых гонений на Церковь при жизни Сталина не было. В сентябре 1944 г. - постановление ЦК КПСС, призывавшее к усилению антирелигиозной пропаганды через пропаганду "научного

Хрущевские гонения и послехрущевская советская церковная политика
Первым сигналом готовящейся новой расправы с Церковью - Постановление ЦК КПСС от 7 июля 1954 г., которое, признав, что к Церкви и к сектантам тянется молодежь, призывало Министерство просвещения ра

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги