рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ - раздел Философия, Основы Сказкотерапии ...

ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Татьяна ЗИНКЕВИЧ-ЕВСТИГНЕЕВА

ПРЕДМЕТ СКАЗКОТЕРАПИИ

Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он — верблюд, потом — лев и потом уже — ребенок. Верблюд… Малыш понравился падишаху, он посадил его на колени и стал с ним играть. А… Итак, самый главный на свете — ребенок. Мы же будем говорить о внутреннем ребенке, который есть в каждом человеке.…

ЗАДАЧИ СКАЗКОТЕРАПЕВТА

Когда-то давным-давно один человек, сосредоточенно и упорно размышляя над тайнами природы, раскрыл секрет добывания огня. Он решил поделиться с… Итак, группа путешественников отправилась дальше и пришла наконец на… Как часто психологи, педагоги, родители или психотерапевты оказываются в роли учеников мудреца, стремящихся донести…

ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕРЫ

Падишах праздновал свой день рождения. Из самых далеких краев съехались на праздник знатные гости с подарками. А послам и числа не было. Каждый… — Все низко кланяются могиле святого, а ты? Приличней было бы и тебе… Как ни странно, но надежда часто оказывается препятствием для развития личности. Пока человек надеется, что все…

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ

— Ребята, а знаете ли вы о таком старинном русском обычае: во время обеда глава семьи должен был сесть во главе стола с большой ложкой. Он сам не… Главное, заронить в душу ребенка зерно осмысления. А для этого необходимо… Знаешь ли ты, что в сказке между строк хранятся для нас важные послания? Сказка хочет нас научить жизни, но чтобы это…

О ЖАНРАХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СКАЗКОТЕРАПИИ

В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту подбирается соответствующий его интересам жанр.

Притча

Как правило, именно притча является носителем глубинной жизненной философии. Жизненный урок в притчах не завуалирован, а прямо сформулирован. Обычно одна притча посвящена одному уроку. Притчу можно использовать в работе как со взрослыми, так и с подростками в случаях, когда требуется философское осмысление какой-либо ситуации или явления.
Притча чаще всего посвящена духовным аспектам жизненных уроков. На основе таких произведений часто создаются басни, однако при этом многие скрытые философские смыслы теряются. В качестве примера приводим притчу «Муравей и стрекоза».

Муравей смотрел на цветочный нектар. Муравей имел свой план действия. Как вдруг на цветок ринулась стрекоза, попробовала нектар и отлетела, потом вернулась и опять присосалась к цветку.

— И как только ты живешь без работы и без всякого плана? — спросил ее муравей. — Если у тебя нет ни реальной, ни относительной цели, каково же основное направление твоей жизни и каков будет ее конец?
— Я счастлива, — ответила стрекоза. — Я больше всего люблю удовольствия. Это и есть моя жизнь и моя цель. Моя цель — не иметь никаких целей. Ты можешь строить для себя какие угодно планы, но ты не сможешь убедить меня в том, что я несчастлива. Тебе — твой план, а мне — мой.
Муравей подумал: «То, что для меня очевидно, для нее скрыто. Она ведь не знает, каков удел муравьев. Я же знаю, каков удел стрекоз. Ей — ее план, мне — мой».
И муравей пополз своей дорогой, ибо сделал все, что было в его силах, чтобы предостеречь стрекозу.
Спустя некоторое время их дороги опять сошлись. Муравей заполз в мясную лавку. Он примостился за чурбаком, на котором рубили мясо, и стал благоразумно ждать своей доли. Вдруг в воздухе появилась стрекоза. Увидев красное мясо, она подлетела к чурбаку. Только она уселась, как огромный топор мясника резко опустился на мясо и разрубил стрекозу надвое.
Половинка ее скатилась вниз, под ноги муравью. Подхватив добычу, муравей поволок ее в свое жилище, бормоча себе под нос:
«Твой план закончился, а мой продолжается. Наслаждение казалось тебе важным, но оно мимолетно. Ты жила ради того, чтобы поесть. В конце концов тебя саму съели. Когда я тебя предостерегал, ты решила, что я брюзга».

Сюжет одноименной басни И. Крылова, которую мы все учили в школе наизусть, близок к притче. Однако сколько подводных камней в этой истории! Немало людей испытывают раздражение по отношению к басне. Но можно ли иметь такие чувства по отношению к притче?

Басня

Это более короткая форма притчи с четко сформулированной моралью. Эволюция басни привела этот жанр к интонации нравоучения. Однако в баснях Эзопа чистых нравоучений почти нет. В сказкотерапии полезно использовать именно их, как первоисточник этого жанра.
Более поздние басни Ж. де Лафонтена и И. Крылова заимствуют сюжеты у Эзопа. Важно отметить, что само жизнеописание Эзопа и рассказы о его взаимоотношениях с Ксанфом являются замечательным сказкотерапевтическим материалом. Басни можно использовать в работе с подростками. Для примера приводим басню Эзопа «Осел и мул».

Осел и мул вместе шли по дороге. Увидел осел, что поклажа у них одинаково тяжелая, и стал возмущенно жаловаться, что несет мул не больше, чем он, а корму получает вдвое больше. Прошли они немного, и заметил погонщик, что ослу уже невмоготу. Тогда он снял с осла часть поклажи и переложил ее на мула. Прошли они еще немного, и заметил погонщик, что осел совсем выбился из сил. Опять убавил он груз, который нес осел. Так продолжалось до тех пор, пока весь груз осла не оказался на спине у мула. И тогда обернулся мул к ослу и говорит: «Ну, как, по-твоему, любезный, честно я зарабатываю свой двойной корм?»
Так и мы должны судить о делах каждого не по началу их, а по исходу.

Анекдот

Пришел однажды падишах на совет раньше всех и давай спрашивать каждого: — Сколько в городе ворон? Все отмалчивались, никто не знал ответа. А Бирбал…

Легенда, былина, сага, эпос

Эти жанры повествуют о реальных исторических событиях, как правило, героического содержания. Они могут быть использованы в работе с подростками.

Миф

Повествует обычно о богах и героях. С одной стороны, в мифах мы можем найти информацию о сотворении мира. С другой — описание разнообразных жизненных перипетий, проблемных взаимоотношений. Иногда мифы можно назвать «энциклопедией человеческих пороков». Мы узнаем о трудных и трагических жизненных сценариях. Неслучайно психоаналитическая терминология во многом заимствована из мифологии.
Мифы несут информацию о смысле многих обычаев и о том, по каким законам была организована жизнь предков. Благодаря мифам мы можем ощутить особенности национального менталитета. Поэтому использование мифов полезно для исследования сложных взаимоотношений, а также для познания окружающего мира и общих закономерностей его устройства. Особенно интересны мифы школьникам.

Сказка

Для сказки характерен так называемый бродячий сюжет. Сказки разных народов имеют много общего. Поэтому есть все основания говорить, что сказки отражают общие закономерности развития событий, явлений, поступков, исходов.
Кроме того, во многих сказках зашифрованы представления наших предков о будущем. Достаточно вспомнить ковер-самолет, летучий корабль, волшебное зеркало, яблочко-по-блюдечку, сани-самокаты, гусли-самогуды и пр. Если мифы рассказывают о далеком прошлом, то сказки часто рассказывают о далеком будущем.
Сказки дали имя нашему методу, поэтому их разновидностям мы посвятим отдельную главу.

ТЕОРИЯ» ВОЛШЕБСТВА

Многие люди, услышав слово «сказка», вдруг сразу вспоминают волшебные истории: «Сказка — это что-то волшебное!» А что такое волшебство? Чудо... То, чего не может быть в реальности... Проявление необычных сил...
Удивительно, но само слово «волшебство» обладает особым положительным эффектом. «Волшебник», «волшебница», — говорим мы, желая подчеркнуть чьи-то необычные созидательные способности. Похоже, что волшебство связано с созиданием. Хотя встречаются и злые волшебники, но их чаще именуют колдунами, чернокнижниками.
Итак, согласно нашей идее, волшебники выступают преимущественно в качестве созидателей, а колдуны — в качестве разрушителей.
Давайте попробуем подойти к волшебству с «научной точки зрения» (при этом мы не имеем в виду практическую магию!).

Первый аспект волшебства — искусство формирования особого состояния души

Был зимний вечер. В одном небольшом городе падал густой снег. Все улицы уже были завалены сугробами, но никого это поначалу не беспокоило. И в… Итак, город засыпало снегом. И лишь на одной улице работал дворник. Он… Каковы же источники этого волшебного состояния души? Наверное, внутренняя гармония и любовь. И, согласитесь, именно к…

Второй аспект волшебства — проявление созидательной творческой преобразующей силы человека

«...Я работаю с разными людьми: в центр приходят и инвалиды после серьезных травм, и инвалиды детства, и инвалиды, отбывшие 15—20 лет заключения. Но… Если бы это был единственный случай в нашей практике, можно было бы сказать:… Давно это было. Султан, правитель всех территорий, выбрался как-то со своими приближенными на прогулку. У обочины…

Третий аспект волшебства — это трансформация, превращение, изменение

Трансформация может быть как обратимой (герой возвращается в прежнее состояние), так и необратимой (герой изменился окончательно и навсегда). Назовем обратимую трансформацию «оборотничеством», а необратимую — «метаморфозой» и рассмотрим их значение.

Оборотничество

Метаморфоза

Дафна. Спасаясь от преследования влюбленного Аполлона, Дафна молится о спасении и превращается в лавровое дерево. Казалось бы, что положительного… Русалочка. Эта уникальная героиня Х.-К. Андерсена в одной сказке пережила две… В сказках главному герою нередко помогает чудесный конь. В конце же сказки, когда герой уже достиг всего, чего хотел,…

Четвертый аспект волшебства — появление обитателей волшебного мира

Жили-были в городе Санкт-Петербурге двое людей. Его звали Лед, а ее — Диала. Он был садовник, а она — музыкант. Лед любил музыку, особенно когда ее… Но эльф не мог смириться с этим. — Я-то лучше знаю, кто виноват, — пробормотал… Диала стала путешествовать из дома в дом, переходила из одних рук в другие. В нее влюблялись, ее пугались, о ней…

ВИДЫ СКАЗОК

Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались вовсе не для психологического консультирования, но тем не менее успешно ему служат.

Народные сказки

1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент любой его элемент может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного… 2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они… 3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к…

Авторские художественные сказки

Такие сказки более трепетны, образны, чем народные. Если мы поставим своей целью помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, то мы, наверное, выберем авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).
Есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например, «Русалочка» Х.-К. Андерсена может формировать у читателя комплекс «жертвы» и «несчастливой любви». Кинокомпания У. Диснея даже взяла на себя благородную миссию переписывания этой истории.
«Аленький цветочек» как бы программирует негативный сценарий судьбы женщины, постоянно стремящейся из чудовища сделать принца, но так и остающейся с чудовищем (например, с пьющим мужем). «Золушки» вечно ждут принца и теряют зря огромное количество обуви...
Пора реабилитировать авторов. Они вовсе не виновны в том, что их сказка стала причиной возникновения у читателя неприятных переживаний. Негативный жизненный сценарий складывается у человека в том случае, если философский, духовный смысл сказки им не был понят. Может быть, доминирующее в тот момент чувство одиночества и покинутости выбрало из сказки проблемный элемент для своего усиления? Тогда работа с жизненным сценарием читателя должна быть начата с переосмысления им философского содержания сказки.
Художественные сказки, мифы, притчи, басни позволяют начинающему сказкотерапевту не нагружать себя придумыванием «правильных» сказок. Нам оставлено такое большое наследие, что есть из чего выбирать. При этом мы должны помнить, что народные сказки дают нам «концентрат» мудрости, а авторские истории чудесно «разбавляют» его образами, чувствами, отношением, интерпретацией. Именно авторские истории расскажут нам о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

Дидактические сказки

1. Введение в сказочную страну, в которой живет одушевляемый символ. Рассказ о нравах, привычках, жизни в этой стране. 2. Разрушение благополучия. В качестве разрушителя могут выступать злые… 3. Обращение к ребенку. Разъясняется, что только человек с пылким сердцем и знаниями может все спасти. Поэтому, чтобы…

Психокоррекционные сказки

1. В первую очередь мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. 2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, чтобы… Создавая психокоррекционные сказки, важно знать скрытую причину «плохого»…

Ребенок ведет себя плохо в таких случаях.

2. Он желает властвовать над ситуацией, взрослым, сверстниками. При этом в психокоррекционной сказке может быть предложена позитивная модель… 3. Он желает за что-то отомстить взрослому. При этом в психокоррекционной… 4. Ему страшно, тревожно, он хочет избежать неудачи. В этом случае герои коррекционной сказки оказывают главному герою…

Психотерапевтические сказки

Далеко-далеко, высоко-высоко есть чудесная страна. Живут там прекрасные существа. Правда, нам они могут показаться необычными: они больше похожи на… Души живут очень интересно: они стараются делать как можно больше добрых дел.… (Здесь предполагается выслушать мнение ребенка и обсудить с ним эти вопросы. После можно спросить: а кто из твоих…

Медитативные сказки

1. Медитативные сказки, направленные на осознание себя в настоящем, «здесь и сейчас». Они ориентированы также и на развитие различных видов… 2. Медитативные сказки, отражающие образы «идеальных» взаимоотношений: между… 3. Медитативные сказки, направленные на поддержку потенциала личности, раскрытие философии взаимоотношений и…

– Конец работы –

Используемые теги: основы, сказкотерапии0.057

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Основы планирования. Теоретические основы управления проектами. Основы планирования. Планирование проекта в MS Project 7
Использованная литература В В Богданов Управление проектами в Microsoft Project Учебный курс Санкт Петербург Питер г...

Экономические основы технологического развития тема “ Основы технологического и экономического развития”
Особенностью современного развития технологий является переход к целостным технолого-экономическим системам высокой эффективности, охватывающим… В практической деятельности экономиста и финансиста технология является… Именно за счет прибыли, полученной от своевременно и разумно вложенных в технологию средств, и достигается…

ОСНОВИ ТЕОРIЇ КIЛ, ОСНОВИ РАДІОЕЛЕКТРОНІКИ
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ... ХАРКІВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ РАДІОЕЛЕКТРОНІКИ...

Функциональные основы проектирования: антропометрия, эргономика и технология процессов, как основа назначения основных габаритов здания
Семестр... специальности Промышленное и гражданское строительство... Городское строительство и хозяйство Лекция Функциональные основы...

Логические основы работы ЭВМ. Основы понятия и операции алгебры логики
Введение... Логические основы работы ЭВМ Основы понятия и операции алгебры логики Прикладное программное обеспечение...

Ведение в курс "Основы экономической теории" (Введення в курс "Основи економiчної теорiї)
В працях Ксенофонта 430 355 рр. до н. е Платона 427 347 рр. .о н. Аристотеля 384 322 рр. до н. е а також мислителв стародавнього Риму, нд, Китаю… Але не кожна економчна думка розвиваться у систему поглядв ста економчним… Н в рабовласницькому, н у феодальному суспльств ще не снувало струнко системи економчних поглядв на економчн процеси.…

Модуль 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Тема 1. Основы концепций представления детерминированной физической картины мира
Модуль ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ... Тема Основы концепций представления детерминированной физической картины... Из наблюдений установлять теорию через теорию исправлять наблюдения есть лучший способ к изысканию правды...

Модуль 1. ПРИРОДНИЧОНАУКОВІ ОСНОВИ УЯВЛЕНЬ ПРО НАВКОЛИШНЮ ДІЙСНІСТЬ Тема 1. Основи концепцій представлення детермінованої фізичної картини макросвіту
Тема Основи концепцій представлення детермінованої фізичної картини макросвіту... Лабораторная работа... Дослідження моделей геометричних і динамічних уявлень про об єкти...

Деление клеток - основа размножения и роста организмов Деление клеток - процесс, лежащий в основе размножения и индивидуального развития всех живых организмов. Основную роль в делении клеток играет ядро. На окрашенных препаратах клетки содержимое ядра в
В процессе деления ядра нуклеопротеины спирализуются, укорачиваются и становятся видны а световой микроскоп в виде компактных палочковидных… Она в десятки раз продолжительнее митоза. В эту фазу происходит синтез молекул… В анафазе центромеры делятся, сестринские хроматиды отделяются друг от друга и за счет сокращения нитей веретена…

Истоки и теоретические основы паблик рилейшнз. Истоки и теоретические основы паблик рилейшнз (ПР)
Смоленский государственный университет... Н Н Розанова ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ Пособие к семинарским занятиям...

0.039
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам