рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Второй аспект волшебства — проявление созидательной творческой преобразующей силы человека

Второй аспект волшебства — проявление созидательной творческой преобразующей силы человека - раздел Философия, ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ Мэри Дейли В Своих Философских Работах Использует Термин «Психический Активиз...

Мэри Дейли в своих философских работах использует термин «психический активизм». Смысл этого понятия заключается в преобразовании человеком окружающего пространства, в проявлении способности влиять на события.
Инструментом влияния на реальность является метафора. Согласно М. Дейли, метафора подразумевает движение: «Метафора — это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры изменяют значение не только слов, но и явлений окружающего мира».
Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет на нашу судьбу. А что значит «использовать метафоры» в нашем понимании? Сочинять сказки!
Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события. Наш опыт показывает, что сказки, сочиняемые клиентами о своем будущем, очень часто сбываются. В качестве доказательства приводим выдержку из письма сибирского сказкотерапевта Надежды Даниловны Чекмаревой:

«...Я работаю с разными людьми: в центр приходят и инвалиды после серьезных травм, и инвалиды детства, и инвалиды, отбывшие 15—20 лет заключения. Но всех их, таких разных, увлекла работа со сказкой, всем им такая работа помогла изменить жизнь в лучшую сторону. Татьяна Ф. — инвалид первой группы (практически не может ходить), когда начала сочинять свою первую сказку «Победа», находилась в черной полосе своей жизни и не видела выхода на свет. Через год Танина сказка сбылась! В самом прямом смысле слова. Она вышла замуж, сейчас у нее счастливая судьба, замечательная семья, любящий муж. Все как в ее сказке «Победа»...»

Если бы это был единственный случай в нашей практике, можно было бы сказать: «Это просто совпадение или чудо». Однако таких примеров за годы работы накопилось немало.
Похоже, что, создавая сказку, человек не только рассказывает о своих проблемах, как думают некоторые наши коллеги. Он как бы программирует себя. Именно поэтому так важно для нас, чтобы сочиняемые клиентами сказки имели хороший конец. Часто именно хороший конец помогает авторам «подтянуть» сюжет, фактически предлагая развернутую программу мероприятий по достижению успеха.
Хороший конец — это результат деятельности. Наверное, второй аспект волшебства связан еще и с умением видеть окончательный результат. И здесь уместно привести старую суфийскую притчу «Султан, мудрец и хирург».

Давно это было. Султан, правитель всех территорий, выбрался как-то со своими приближенными на прогулку. У обочины дороги, по которой двигался султан со свитой, стоял какой-то старик.
— Любому, кто даст мне сотню монет, я подарю добрый совет! — крикнул он проезжающим.
Султан приостановил коня и спросил:
— Мудрейший, и какой же это совет ты так дорого ценишь?
— Хороший, — ответил тот. — Прикажи, чтобы мне сперва выплатили сотню золотых монет, и я тотчас скажу его тебе.
Султан выгреб из кармана все золото, какое там оказалось, отдал мудрецу и весь превратился во внимание. Он ожидал услышать нечто ошеломляющее.
Старик, припрятав золото в складках одежды, повернулся к нему и сказал:

— Совет мой прост: никогда не начинай что-нибудь делать до тех пор, пока не сможешь ясно представить себе, к какому результату приведет это действие.
Тут уж и вельможи, и все, кто при этом присутствовал, разразились дружным хохотом. Сквозь смех они начали восхвалять мудрость старика, который взял деньги вперед, а потом сказал то, что старо как мир. Но султан прервал их неудержимый хохот и сказал:
— Я не нахожу причин для насмешек, ибо совет мудреца действительно хорош. Все знают, что, прежде чем сделать что-либо, надо хорошенько подумать. Но каждый день мы пренебрегаем этой древней мудростью, что приводит иногда к дурным последствиям. Я благодарю тебя, мудрец, за твой подарок!
С этого дня султан решил всегда действовать в согласии с советом мудреца и приказал, чтобы слова эти были написаны золотом на каждой дворцовой стене. Но даже этого ему показалось мало, и тогда он приказал выгравировать их на дне своего серебряного блюда.
С тех пор прошло некоторое время. Впрочем, не так уж и много. И вот некоему человеку запала в голову мысль убить султана. Заговорщик подкупил придворного лекаря. Преступник пообещал ему, что назначит его первым министром, если тот сделает султану очередное кровопускание отравленным скальпелем.
И вот настал этот день. Уже поставили под локоть султану серебряное блюдо, чтобы ни одна капля крови не пролилась наземь. Но в тот миг, когда лекарь уже был готов прикоснуться к султану отравленной сталью, в глаза убийцы бросилась выгравированная на дне блюда надпись: «Никогда не начинай делать что-либо до тех пор, пока ясно не представишь себе конечный результат своего действия».
И тут до бедняги дошло, что стоит только негодяю-заговорщику стать султаном, как он, не медля ни секунды, прикажет убить сообщника, дабы убрать свидетеля. Султан тем временем заметил, что по телу лекаря пробежала нервная дрожь. Он поднял взгляд на лекаря, увидел его смертельно бледное лицо и спросил, что с ним сегодня стряслось. Лекарь не стал ничего скрывать и тут же покаялся во всем.
Заговорщика, конечно, схватили и предали казни. Султан же призвал к себе своих приближенных. Тех, кто был с ним в тот день, когда мудрец дал совет. Когда все собрались, султан спросил их:
— Ну как, вы по-прежнему смеетесь над мудрецом?

Приступая к какому-либо делу, мы, конечно же, представляем себе результат. Но как часто бывает, что в процесс вплетаются неучтенные факторы!
То же случается и при создании сказок. Нередко клиент говорит: «Я сказку записывать не буду, зачем мне этот лишний труд? Я и так представляю себе сюжет и чем все закончится!»
Но мы все же настаиваем на том, чтобы сказка была записана. И в большинстве случаев оказывается, что сюжет развивается иначе, а конец и вовсе не тот, который задумывался. В чем же здесь секрет?
По-видимому, при написании сказочной истории человек более конкретно отображает явления, события и взаимосвязи между ними. Благодаря такой конкретизации, у него появляются новые ассоциации и иное, более глубокое и целостное видение ситуации. В процессе написания становится явным то, что раньше было скрыто, на что автор не обращал внимания, о чем в принципе не задумывался.
Часто в процессе создания сказки человек понимает, что выбранные средства не приведут к достижению цели. А ведь раньше он и не задумывался над этим! В этом случае наша задача — поговорить и пофантазировать о возможных средствах решения проблемы: ведь нам доступно все, мы же в сказке! Так и складываются истории, которые через некоторое время сбываются.
Сбываются потому, что мысль, метафорически проявленная в сказке, начинает, как магнит, «притягивать» возможности, плести кружево событий. Воистину, мысль материальна. Ведь нетрудно заметить: многое из того, что мы видим, раньше было чьей-то мыслью. Летучий корабль, яблочко, катящееся по тарелочке, раньше были только мыслеобразами. Но сегодня самолет и телевизор — дело обычное.
Поэтому, сочиняя добрые сказки с хорошим концом, записывая их, человек проявляет заложенную в нем великую созидательную творческую силу. Ведь именно сила мысли, воплощенная в материи, благоустраивает окружающий мир.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ СКАЗКОТЕРАПИИ

Татьяна ЗИНКЕВИЧ ЕВСТИГНЕЕВА ПРЕДМЕТ СКАЗКОТЕРАПИИ Есть древняя история о том что человек в... О ЖАНРАХ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СКАЗКОТЕРАПИИ... В сказкотерапии используются разнообразные жанры притчи басни легенды былины саги мифы сказки анекдоты...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Второй аспект волшебства — проявление созидательной творческой преобразующей силы человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРЕДМЕТ СКАЗКОТЕРАПИИ
Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Испокон веку знания о мире передавались из уст в уста или переписывались. Сегодня под сказкотерапией мы понимаем спосо

ЗАДАЧИ СКАЗКОТЕРАПЕВТА
Как же растить созидателя в гиперактивном или агрессивном ребенке, тем более что такие дети вызывают у взрослых разрушительные ответные чувства? Ответ прост и сложен одновременно: «Наблюдать, созда

ПРОБУЖДЕНИЕ ВЕРЫ
Важно помнить о силе, которая побуждала сыновей крестьянина действовать, — они верили, что найдут сокровища, пока не выработали привычку трудиться. Именно вера способна активизиров

СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ О ЖИЗНИ
В наш просвещенный век трудно представить себе, как далекие предки обходились без знания высшей математики, филологии, юриспруденции... Но тем не менее они от этого не были менее социально адаптиро

Анекдот
Это короткая форма притчи или басни, построенная на абсурде или нестереотипной реакции. Особенно хороши для использования анекдоты о Ходже Насреддине в работе с подростками и взрослыми. С их помощь

Первый аспект волшебства — искусство формирования особого состояния души
Есть люди, которые без специальных психологических упражнений и психотерапевтической поддержки умеют находить радость в мелочах. Такие люди удивительным образом разрешают любые трудности. Может быт

Оборотничество
Слово «оборотничество» может ассоциироваться у некоторых с чем-то негативным. Действительно, в современных фильмах ужасов оборотень — это страшный персонаж. Как правило, изначально он прикидывается

Метаморфоза
Под метаморфозой понимаются необратимые положительные духовные изменения. Наиболее известные героини, пережившие метаморфозу, — это мифологическая Дафна и Русалочка из сказки Андерсена.

Четвертый аспект волшебства — появление обитателей волшебного мира
Обитатели волшебного мира — это феи, гномы, тролли, лешие, домовые, русалки и многие другие забавные, а иногда и страшные существа. Они приходят к героям сказки, дают ценный совет, помогают, искуша

ВИДЫ СКАЗОК
И все же интересно узнать, как появились первые сказки и мифы. Относительно волшебных сказок на этот вопрос ответить непросто. А о появлении бытовых сказок можно выдвинуть такую гипотезу. Предс

Народные сказки
Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа

Дидактические сказки
Они создаются педагогами для «упаковки» учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором

Психокоррекционные сказки
Такие сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла

Ребенок ведет себя плохо в таких случаях.
1. Он желает привлечь к себе внимание. В этом случае в коррекционной сказке будут содержаться модели социально приемлемых, положительных способов привлечения внимания. 2. Он жела

Психотерапевтические сказки
Сказки, врачующие душу... Сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда одноз

Медитативные сказки
Они создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги