Реферат Курсовая Конспект
ФИЛОСОФИЯ - раздел Философия, В А. Канке ...
|
В А. канке
ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
Москва • «Логос» • 2001
УДК 1(091) ББК 87.3 К19
Канке В.А.
К19 Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001.— 272 с.: ил. ISBN 5-94010-011-2
Освещается история мировой и отечественной философской мысли. Рассматриваются современные типы философствования, учение о бытии, проблемы человека и общества, истории, искусства, практики, познания, науки, языка, техники, природы, молодежи. Содержание и структура учебного пособия соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения, а также программам философии для средних и высших профессиональных учебных заведений. Изложение материала ориентировано на подготовку к лекциям, семинарским занятиям, зачетам и экзаменам.
Для студентов высших и средних специальных учебных заведений. Представляет интерес для широкого круга читателей.
ББК 87.3
ISBN 5-94010-011-2
© Канке В.А., 2000 © «Логос». Оформление, 2001
ПРЕДИСЛОВИЕ.. 5
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?. 5
СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ». 5
Два примера философствования. 5
Научность Философии. 6
Эстетичность, чувственностъ Философии. 6
Практичность, или моральность Философии. 6
Философия как реализация полноты жизни человека. 7
Функции (значимость) Философии. 7
Назначение Философии. 8
Основные выводы.. 8
PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ.. 8
1. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 8
1.1. АНТИЧНАЯ НАТУРФИЛОСОФИЯ.. 8
Где возникла философия и почему?. 8
Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет. 8
Первая головоломка античной Философии: МНОГОЕ И ЕДИНОЕ.. 8
Единое — это материальная субстанция. 9
Единое - это числа. Пифагор. 9
Многое не существует. Сюрпризы элеатов. 9
Единое — это атомы и пустота. 10
Подведение итогов. Натурфилософия. 10
1.2. ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ.. 11
Философия Сократа. 11
Философия аристотеля.. 13
1.3. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ александр македонский открывает новую эпоху 14
Кинизм (цинизм) 14
Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение. 15
Стоицизм: счастье - это жизнь в соответствии с космический законом.. 15
Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными. 15
Неоплатонизм.. 15
Судьба античной философии. 16
Основные черты античной философии. 16
2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 16
ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ.. 16
Основные библейские идеи философского значения. 17
Сущность Бога. 17
Можно ли доказать существование бога?. 18
Да или нет? Верующий или атеист?. 18
3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. 18
3.1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 18
Два центра: Бог и человек. 18
Основные идеи Возрожденческой Философии. 18
3.2. ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.) 19
Рене Декарт - основатель Философии нового времени. 19
Спор об идеях. ДЖОН ЛОКК.. 19
Галилей и Ньютон — гении механики. 20
Как получают идеализации?. 20
Выработка нового юридического мировоззрения. 20
Новации И. Канта. 21
3.3. ФИЛОСОФИЯ ОТ ГЕГЕЛЯ ДО НИЦШЕ (XIX в.) гегель против канта.. 22
Ницше: последний всплеск Философии Нового Времени. 23
Основные выводы.. 23
4. ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ.. 24
4.1. О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ.. 24
4.2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ.. 24
Какую проблему стремится решить феноменология?. 24
Феноменологический метод. 24
Основные положения феноменологии. 25
4.3. ГЕРМЕНЕВТИКА происхождение термина «герменевтика». 25
Как мы понимаем?. 25
Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст?. 26
Основные положения герменевтики. 26
4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 26
Почему возникла аналитическая философия?. 26
Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур. 27
Ранний Витгенштейн: «логико-философский трактат». 27
Философия естественного языка: поздний Витгенштейн. 29
Основные положения аналитической философии. 30
4.5. ПОСТМОДЕРНИЗМ... 30
Программа Постмодернистов. 30
Деррида: метод деконструкции. 30
Лиотар: этика и эстетика возвышенного. 31
Основные положения постмодернизма. 31
4.6. ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ.. 31
Основные положения диалектического и исторического материализма. 31
Основные черты русской философии. 32
В.С. Соловьев: «абсолютное осуществляет благо через истину в красоте». 32
Философия Н.А. Бердяева: ЧЕЛОВЕК — ЭТО ОТКРОВЕНИЕ, СВОБОДА И ТВОРЧЕСТВО.. 33
А.ф. Лосев: « мне надо с греческого переводить...». 33
4.7. ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. 33
О Философии Запада и Востока. 33
Индийская Философия. 34
Основные выводы.. 34
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ.. 35
5. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.. 35
Два способа анализа философских проблем. меняем курс! 35
Что изучает философия? Мир философии. 35
Выбор начала систематического философствования. 35
6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ.. 35
6.1. ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ И ВИДЫ БЫТИЯ.. 35
6.2. ИЗМЕНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ.. 36
6.3. ТРИ ЗАКОНА ДИАЛЕКТИКИ.. 37
Основные выводы.. 37
7. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ.. 38
7.1. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА.. 38
Обзор: Философия о человеке. 38
Человек - СУЩЕСТВО бессознательное. 38
В поисках целостного учения о человеке. 39
основные выводы.. 39
7.2. ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕСТВА.. 39
Что такое общество? Индивид и общество. 39
Социальные действия и их смысл. 40
Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней. 40
7.3. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ.. 41
Что выло, что будет?. 41
Критика концепции линейного развития общества. 42
Единство и многообразие истории. 42
Запад и Восток. Кто мы? Кем будем?. 42
Основные выводы.. 42
8. ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ.. 42
8.1. УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТИ.. 42
Что такое ценность? Почему только в xx веке появилось учение о ценностях?. 42
Как измеряют ценности?. 43
Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель. 44
Будьте терпимыми друг к другу! 44
8.2. ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА ЦИВИЛИЗАЦИЯ И КУЛЬТУРА.. 45
Что такое КРАСОТА?. 45
Обзор: как искали красоту. 45
8.3. ФИЛОСОФИЯ ПРАКТИКИ.. 46
Что такое практика?. 46
Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики?. 46
В чем состоит ценность практики? Наши дни. 48
Что такое добро? Как его измерить?. 48
Справедливость или Свобода? Лучше Ответственность! 49
Обзор: этика ответственности. 50
Основные выводы.. 50
9. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ.. 50
9.1. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ два термина.. 50
Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики. 50
Чувственное познание и различные философии. 51
Рациональное познание. 52
Обзор: как искали понятие. 52
Единство чувственного и рационального познания. 53
Память и Воображение. 53
Интуиция. 53
Творчество. Таланты и Гении. 54
Строение психики: Бессознательное, Сознательное, Надсознательное. 54
Три концепции истины.. 54
Шкала Истинности. 55
Обзор: как искали истину. 55
Вчувствование. Объяснение. Понимание. 55
9.2. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ.. 55
Что такое наука?. 55
Эмпирический уровень научного познания. 56
Теоретический вровень научного исследования. 56
Методы научного познания. 57
идеалы науки. этика ученого. 57
Обзор: Философия и наука. 58
Религия и наука. 58
Основные выводы.. 59
10. ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА.. 59
ЯЗЫК — СИМВОЛ НАШЕЙ ЖИЗНИ.. 59
ФИЛОСОФИЯ ИМЕНИ.. 59
ФИЛОСОФИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.. 60
Обзор: современное философское понимание языка. 61
Практическое и Коммуникативное назначение языка. 61
Основные выводы.. 62
11. ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ.. 62
О становлении философии техники. 62
Обзор: интерпретации природы техники. 62
Техника и Этика. 63
О пользе моральных кодексов. 63
12. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ... 64
Что такое природа?. 64
Обзор: исторические формы отношения человека к природе. 64
Синергетика - наука о сложном.. 64
Как все было? Был Большой взрыв. 65
Уровни организации природы.. 65
Пространство и Время. 65
Природа и Ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика. 66
Приложение 1. Курс Философии в таблицах. 67
Таблица 1. Четыре эпохи в философии. 67
Таблица 2. Античная философия. 67
Таблица 3. Средневековая философия. 67
Таблица 4. Философия Нового времени. 67
Таблица 5. Философия XX века. 67
Таблица 6. Философия о человеке. 68
Таблица 7. Философия об обществе. 68
Таблица 8. Три главные ценности. 68
Таблица 9. Философия о красоте. 68
Таблица 10. Философия о добре. 69
Таблица 11. Три концепции чувственного познания. 69
Таблица 12. Что такое рациональное познание?. 69
Таблица 13. Три современные концепции истины. 70
Таблица 14. Что такое истина?. 70
Таблица 15. Уровни научного исследования. 70
Таблица 16. Три теоретических метода. 70
Таблица 17. Философия языка. 71
Таблица 18. Философия техники. 71
Таблица 19. Философия природы. 71
Таблица 20. Второй (неприродный) пол. 72
Таблица 21. Две интерпретации образования. 72
Таблицы как в книге. 72
Приложение 1. Курс Философии в таблицах. 72
Таблица 1. Четыре эпохи в философии. 72
Таблица 2. Античная философия. 72
Таблица 3. Средневековая философия. 73
Таблица 4. Философия Нового времени. 73
Таблица 5. Философия XX века. 73
Таблица 6. Философия о человеке. 73
Таблица 7. Философия об обществе. 74
Таблица 8. Три главные ценности. 74
Таблица 9. Философия о красоте. 75
Таблица 10. Философия о добре. 75
Таблица 11. Три концепции чувственного познания. 76
Таблица 12. Что такое рациональное познание?. 76
Таблица 13. Три современные концепции истины. 77
Таблица 14. Что такое истина?. 77
Таблица 15. Уровни научного исследования. 77
Таблица 16. Три теоретических метода. 77
Таблица 17. Философия языка. 77
Таблица 18. Философия техники. 78
Таблица 19. Философия природы. 78
Таблица 20. Второй (неприродный) пол. 79
Таблица 21. Две интерпретации образования. 79
приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ) 80
Античность до н.э. 80
Возрождение и Новое время. 80
Новейшее время. 80
ОГЛАВЛЕНИЕ.. 81
ПРЕДИСЛОВИЕ
Повседневное общение со студентами показывает: молодое поколение интеллектуалов нуждается в новой учебной литературе по философии. Она должна отвечать интересам своих читателей, побуждать их к духовной независимости и свободе, развивать присущую каждому мыслящему человеку способность суждения — научного, профессионального и просто житейского — способность, столь необходимую в быстро меняющемся и все более многообразном мире.
Стержневая идея настоящей книги — представить историю и основные разделы философии в удобной для обозрения компактной форме. Последовательно придерживаясь требований государственного образовательного стандарта и программ преподавания философии в высших и средних специальных учебных заведениях, автор стремился максимально четко выделить научный каркас современного философского знания и сквозные темы философствования, на которых во многом строятся образование, наука, культура и техника, экономика и общественная жизнь на пороге XXI века.
Не заменяя сосредоточенной учебной работы, не подменяя более капитальных учебников и философских трудов, настоящее пособие благодаря систематическому и сжатому изложению поможет студентам составить целостное представление о философии, в краткие сроки обновить изученное при подготовке к занятиям, избежать предэкзаменационных стрессов.
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?
СМЫСЛ СЛОВА «ФИЛОСОФИЯ»
Философия явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Желаешь познать себя — философствуй, это справедливо как для отдельного человека, так и для любой эпохи. Вот эта далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества составляет стержневую основу данной книги.
Греческое слово «философия» восходит к именам Фалеса, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.
Философия — это любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.
Все это мы находим в философии — читатель имеет возможность убедиться в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.
Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия.
Два примера философствования
В чем состоит специфика философствования? Чтобы ответить на этот вопрос не голословно, а достаточно определенно, целесообразно рассмотреть примеры подлинного философствования.
Первый пример: концепция идей. Представьте себе, что вы оказались в затруднительном положении. Вам хочется помочь себе самому или друзьям, знакомым, может быть, даже своему народу. Но как это сделать? Ситуация не разрешается простым образом, необходимы какие-то определенные усилия. Мы ведем себя как искатели. Чего? Идеи. Нужна идея! Причем не любая, а именно та, которая позволит продуктивно действовать и жить. Вопрос об идее — философский вопрос. Впервые это поняли уже упоминавшийся Платон и его великий учитель Сократ. Они первыми разработали оригинальную концепцию идей. Идеи выступают смыслом всех явлений, с которыми сталкивается человек. Концепция идей имела величайшее, поистине эпохальное значение. Она стимулировала развитие наук и искусств, во многом определила характерные черты современной цивилизации.
Концепция идей имеет философское содержание. В данном случае это означает, что она соотносится с любыми идеями и особенно с теми, которые, будучи
максимально действенными, пронизывают всю сферу бытия человека.
Философское — значит максимально универсальное, всеохватное, основательное, фундаментальное, существенное.
Второй пример: концепция ответственности. В наши дни много говорят о свободе. Но не любая свобода приемлема. Причем речь идет не только о том, чтобы поставить заслоны действиям различного рода экстремистов и тех, кого справедливо называют преступниками. Перед каждым человеком встает вопрос о согласовании своих действий с интересами других. Иначе говоря, мы ставим вопрос об ответственности. Только теперь, в конце XX века, выявлено, что ответственным надо быть во всех делах, в науке, искусстве, на производстве, в общественной и индивидуальной жизни. Но это и означает, что концепция ответственности приобрела философское значение. Над ее разработкой энергично работают философы всех развитых стран.
Оба приведенных примера показывают, что философия не стоит на месте. Продолжим разговор о специфике философии. В этой связи очень показательно умение некоторых людей формулировать суть философии кратко, ярко, нескучно. Немецкий философ Кант вопрошал: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек? Это все философские вопросы, ибо наиболее полные ответы на них можно получить исключительно в философии. Шукшинское «Что с нами происходит?» и извечное российское «Что делать?» опять же относятся к сфере философии. Равно как и знаменитое изречение Шекспира, вложенное в уста Гамлета: «Быть или не быть?»...
Философия — это обостренно совестливое отношение человека к окружающему его миру.
Выше мы отмечали, что философия имеет дело с главными вопросами бытия человека. Но что это значит — главные вопросы? С учетом многовекового развития философии вполне актуальны такие интерпретации: речь идет о проблемах, которые можно назвать 1) главными, 2) наиболее существенными, 3) фундаментальными, 4) всеохватными, не знающими исключений, 5) объединяющими жизнь людей в единое целое, в поле действия которого попадает каждый человек. И так далее. Если читатель пожелает продолжить наш ряд слов-определений, то тем самым он добьется углубленного понимания философии. Желаем успеха!
Итак, еще раз. Что такое философия? Философия — это такая любовь к мудрости, которая заставляет человека в его обостренно совестливом отношении к окружающему миру вести поиск и находить ответы на главные вопросы своего бытия. Разумеется, можно дать философии более краткое определение. Более того, можно обойтись одним жестом — поднять большой палец.
Назначение Философии
Для чего нужна философия? Послушаем голоса великих. Сократ и Платон считали, что под воздействием философии человек «становится подлинно совершенным». Англичанин Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как
«последнее выговаривание и последний спор человека». Наш соотечественник B.C. Соловьев видел назначение философии в стремлении «к духовной целостности человеческого существования».
Назначение философии — поиск удела человека, обеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии — дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать «обезьяной цивилизации», чем без нее.
Основные выводы
• Философия — это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия.
• Философия — это обостренно совестливое отношение человека к окружающему миру.
• Философия научна, эстетична, моральна.
• Назначение философии — возвышение человека, обеспечение универсальных условий его совершенствования.
PАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
ВЫСОКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ СОКРАТА, ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ александр македонский открывает новую эпоху
Древние греки называли себя эллинами, они защищали себя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Александра Македонского резко изменили ситуацию: возникла империя, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванными племенами и расами. Греческие города-государства приходили в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистическую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).
Судьба античной философии
Эллинистическая эпоха сменяется эпохой христианства. Вместе с рождением Христа наступает новая эра. Что касается рассмотренных нами философских школ (платонизма, аристотелизма, кинизма, эпикуреизма, стоицизма, неоплатонизма), то они в первые века новой эры во многом сохраняли свое значение, но давление со стороны христианства постоянно возрастало. Новые идеи теснили старые. В 529 г. н.э. император Юстиниан запретил сторонникам античной философии преподавать, иметь школы. Всем было предписано под страхом ссылки вернуться «в лоно нашей святой церкви». На продолжительное время античной философии было суждено уйти в тень, чтобы возродиться через века.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Два центра: Бог и человек
Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека (по-гречески человек называется антропосом). В философии же эпохи Возрождения два центра — Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.
ФИЛОСОФИЯ ОТ ДЕКАРТА ДО КАНТА (XVII-XYIII ВВ.)
Основные выводы
• Философия Нового времени внутренне неоднородна. Связь ее основных положений не повторяет строгость математических теорем. Но она четко указывает на своеобразие нововременной философии.
• Философия Нового времени ставит в центр своего внимания либо отдельного человека (Декарт, Локк, Кант, Ницше), либо «коллективного» человека (Маркс). Это означает, что философия Нового времени антропоцентрична.
• В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание.
• Философия Нового времени очень логоцентрична, т.е. идеалом познания признается четкое, строго рациональное мышление (это находит свое проявление в особом интересе Декарта к ясным идеям сознания, Канта к познавательным способностям души, Гегеля к универсальным идеям, Маркса к науке).
• Для философии Нового времени очень характерен преобладающий интерес к методам, способам познания (сравните методы Локка, Канта, Гегеля, Маркса).
• Особый интерес к познанию приводит к наукоцентризму (науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы).
• Наукоцентризм приводит к желанию подчинить общественную жизнь законам — правовым (Локк), моральным (Кант), экономическим и политическим (Маркс).
• Возрастает ориентация на практику. Кант, Гегель, Маркс начинают подчеркивать приоритет практики по сравнению с теорией.
• Философия Нового времени знаменует собой третий, заключительный после античной и средневековой философии, этап так называемой классики философии, классической философии. Идеалы классической философии во многом отрицаются уже в философии Ницше.
• Философия XX века — это неклассическая философия.
ФИЛОСОФИЯ НАШИХ ДНЕЙ
Основные положения герменевтики
Соберем воедино главное из предыдущего, перечислим основные положения герменевтики и ее термины:
• Бытие человека-в-мире.
• Соотносительность человека и мира (вещей).
• Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.
• Потаенность вещи, ее сокрытость.
• Философия как вопрошание.
• Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.
• Горизонты человека и вещи.
• Понимание как слияние границ человека и вещи.
• Герменевтический круг.
• Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, таланта, вовлеченности в традиции интерпретатора.
• Историчность интерпретации.
• Сближение герменевтики с поэтикой.
• Главное дело человека — понять суть дела.
ПОСТМОДЕРНИЗМ
Основные положения постмодернизма
• Язык — главная среда человеческого существования.
• Слова, текст надо деконструировать (Деррида), рассеивать (Фуко).
• Назначение текста — доставлять удовольствие (Борт), чувство возвышенного (Лиотар).
• Меньше единообразия, власти, тоталитаризма, лицемерного согласия, больше чувственности, иронии, нестабильности.
ФИЛОСОФИЯ В РОССИИ
ВОСТОЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Основные выводы
• Современная философия состоит из направлений, которые взаимно дополняют друг друга.
• Феноменология рассматривает специфику «работы» сознания человека.
• Герменевтика озабочена пониманием бытия человека в мире.
• Философы-аналитики интерпретируют мир на основе анализа языка.
• Постмодернисты деконструируют устойчивые структуры, тексты в том числе.
• Диалектический и исторический материализм считает базисными реалиями в универсальном смысле материю, а применительно к обществу совокупность производительных сил и производственных отношений.
• Традиционная русская философия понимает мир с позиций православно-религиозного единства любви, добра, истины и красоты.
• Главная формула индийской философии: Атман есть Брахман.
• Основной интерес китайской философии — этическое регулирование отношений между людьми в обществе.
РАЗДЕЛ 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ
Выбор начала систематического философствования
В тройке человек — его творения — природа главным звеном является человек. Наш выбор состоит в рассмотрении философии человека раньше философии природы. Характеристика человека, анализ, например, его сознания позволит понять, каким образом человек познает природу, как он обнаруживает ее законы.
Началом систематического философствования может быть и природа (так поступают многие натурфилософы), и мир символов, но избранный нами путь представляется предпочтительным хотя бы уже потому, что нас, людей, прежде всего интересует наша судьба, а затем уже природа как таковая. Поэтому лучше с самого начала иметь перед глазами философский образ человека, его прошлое, настоящее и будущее.
УЧЕНИЕ О БЫТИИ
Основные выводы
• Мир не единообразен, а многообразен. Каждая наука имеет дело с определенным видом бытия. Следовательно, число видов бытия в точности равно числу наук.
• Виды бытия образуют сложную иерархию.
• Интерпретируемые на основе теории единичные явления изменчивы, но также и тождественны друг другу, что находит свое выражение в концептах понятий (в естествознании) и ценностей (в гуманитаристике).
• Связь понятий или ценностей образует закон.
• Развитие — это преобразование качества.
• Современная философия и науки свидетельствуют в пользу не индетерминизма, а детерминизма, согласно которому любое явление причинно обусловлено.
• Согласно современным воззрениям, все закономерности имеют статистический, многозначный характер. Динамические (однозначные) закономерности являются предельным случаем статистических закономерностей.
• После общей характеристики бытия разумно приступить к конкретному анализу тех проблем, которые возникают в связи с обсуждением специфики видов бытия. Дальнейшее изложение начинаем с того, что интересует нас более всего,— с проблемы человека.
ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ИСТОРИИ
Основные выводы
• Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ничто ему не чуждо — ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.
• Человек — это соотношение внутреннего и внешнего. Духовный мир человека — это его внутренняя жизнь, но она символизируется в различных формах деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге человек оказывается существом общественным.
• Человек един, но не однороден, не одномерен. Человек биологический, действующий, разумный, чувст-
венный, рациональный, этический — все это объединено каждой конкретной личностью.
• Человек сам творит свой духовный мир, мир ценностей науки, искусства, морали.
• Человек — существо историческое, и в качестве такового он стремится органично внедриться в будущее, где его ожидают опасности, риск оказаться в кризисном, может быть, даже безвыходном положении.
• Человеку не избежать бремени ответственности перед собой лично и другими людьми. А раз так, то ему нужна хорошо развитая философская база.
• Множество людей озабочено судьбой и природой человека, они рассуждают, размышляют, создают программы, но часто даже не подозревают, что проходят мимо накопленного в философии богатства. Без философии воззрения о человеке оказываются довольно бедными, малодейственными. Такова реальность.
Отметим также, что нами не закончено рассмотрение природы человека, оно будет продолжено в последующих главах.
Основные выводы
• Человек — венец природы, обогащенный выработанными сообществом людей познавательными, эстетическими и этическими ценностями.
• Общество — это совокупность людей, их социальных действий и смыслов этих действий.
• Доступные нам данные позволяют считать, что общество будет изменяться нелинейно, единство человечества всегда будет сопровождаться многообразием цивилизаций.
• Творческий характер деятельности человека не позволяет прогнозировать ход эволюции человечества на большие (десятки лет) промежутки времени.
ФИЛОСОФИЯ КАК АКСИОЛОГИЯ
Чувства. Эмоции, Воля. Вера. Сомнение. Идеал и Цель
В человеке все едино, невозможно абсолютно развести чувства и мысли, волю и ценности. Поскольку человек существо целостное, постольку все присущие его духовной жизни компоненты имеют ценностный смысл. Более того, даже свое тело человек использует (вырабатывая особую походку, отращивая и сбривая волосы, развивая мышцы, пользуясь макияжем) для утверждения присущих ему ценностей.
Итак, все или почти все компоненты духовного мира человека являются знаками его, человека, ценностей. Это не противоречит тому, что некоторые ценности могут вытесняться в сферу бессознательного, продолжая существовать в неявном виде.
Рассматривая возбуждение человека внутренними и внешними раздражителями, проводят различие между чувствами и эмоциями. Как правило, имеется в виду, что чувства ориентированы на сам раздражитель и не содержат ценностные компоненты, а эмоции, напротив, это те же чувства, но во всем их ценностном богатстве. Радость, любование, восхищение, преклонение — это все эмоции. Часто называют удовольствие, радость, восторг, любовь (и т.п.) положительными эмоциями, а боязнь, испуг, страх, ненависть, горе — отрицательными. На эмоции человека сложнейшее влияние оказывает весь опыт его жизни. Известны даже случаи, когда краткое сообщение вызывало смерть человека. Что касается понятия чувств, то это представление об эмоциях без их ценностного содержания. В чистом виде, напрочь лишенном эмоционального начала, чувства, думается, не существуют.
Среди разнообразных ценностных форм психики человека важнейшее значение имеет воля, саморегуляция субъектом своей деятельности, проявляющаяся как целеустремленность, решительность, самообладание. Согласно Шопенгауэру и Ницше, воля занимает среди всех ценностей первое место.
В мире ценностных ориентации человека непреходящее значение имеет вера, акт принятия чего-либо как ценностно положительного. Вере предшествует сомнение, которое переводится в веру в результате философского анализа. Религиозная вера часто рассматривает-
ся как результат откровения, она, мол, не нуждается в обосновании. Для философа К. Ясперса философская вера — результат философствования. Вряд ли найдется философ, который не согласится с Ясперсом.
Великий Декарт также был вполне последовательным, когда рассматривал приверженность философов к сомнению как необходимую черту успешного философствования. Прежде чем повторить слова М. Лютера «Я здесь стою и не могу иначе», философу необходимо провести определенную работу, прийти к убеждению. Сначала сомнение в старой вере, затем преодоление сомнения и наконец убеждение, новая вера.
Вера как ценностный феномен имеет свои градации, в высшей ее отметке мы находим идеал. Человек в силу своего воображения создает образ желаемого будущего. Он осуществляет целеполагание. Цель — это предвосхищение результата социального действия. Идеал — это высшая ценность и ей соответствующая цель.
Идеал — это отнюдь не просто конкретный образ конечного будущего. Далеко не всегда идеал сводится к примату конечной цели. Примат конкретной конечной цели, если она находится в туманном будущем,— путь к утопизму, о судьбе которого написаны и еще будут написаны тома. Мир утописта всегда беден философствованием, а потому наполнен забвением одних ценностей и необоснованным «выпячиванием» других. Одни утописты признают примат свободы, другие не видят ничего, кроме справедливости, третьи признают исключительно общественную собственность, четвертые, напротив, насаждают везде частную собственность. Идеалы — это высшие ценности.
Таким образом, идеалотворчество, если оно осуществляется недостаточно ответственно, приводит к утопиям, превращается в идолотворение. Вместе с тем идеалотворчество — непременное основание достижений человека. Интересно, где было бы сейчас человечество, если бы оно не занималось идеалотворчеством. Но для успешного идеалотворчества необходима развитая, современная философия.
Идеалов много, их по-разному классифицируют. Что касается современного гуманизма, то он ориентируется на такие ценности-идеалы, как свобода, справедливость, демократия, ответственность, непримиримость к насилию и ненасилие, экономически оправданная планетарная общность людей. Наряду с положительными ценностями есть, разумеется, и их антиподы: человеконенавистничество, стяжательство, культ силы, вседозволенность.
Будьте терпимыми друг к другу!
До сих пор ценности понимались нами как нечто, присущее отдельным индивидам. Разумеется, в любом обществе в процессе совместной жизни складываются относительно устойчивые ценностные ориентации. Они приобретают характер общественных норм, ими руководствуются индивиды в своей деятельности. Но даже в этих условиях неодинаковость ценностей людей различных возрастов, полов, образования, происхождения постоянно дает о себе знать.
Можно ли согласовать ценности различных людей? До известной степени. Достигается это во взаимоуважительном обмене мнениями, дискуссии, налаживании диалога. Тем не менее полное согласие обычно
не достигается. Как быть? Негодяям приходится противостоять резко и решительно. Но в огромном большинстве других ситуаций достаточно быть снисходительными по отношению друг к другу, ценностно-терпимыми. Одно это снимает многие конфликтные ситуации. Злость, непримиримость — не лучшие качества людей, живущих в мире разнообразных ценностей.
Основные выводы
• Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
• Ценность можно измерить.
• Эстетическое (художественное) — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.
• Красота есть эстетическая интерпретация.
• Многообразию философий соответствует многообразие эстетик.
• Практика есть деятельность человека по достижению цели.
• Ценность практики определяется в процессе ее нравственной интерпретации.
• Добродетели человека понимаются в свете нравственных идеалов.
• Многообразию философий соответствует многообразие этик.
• Добро — это ценность поступка.
• Ответственность — это наиболее емкое современное понимание добра.
• Ответственным является тот, кто изобретает и сопоставляет ценности и руководствуется в своих действиях самыми эффективными из них.
ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ И НАУКИ
Единство чувственного и рационального познания
Чувственное и рациональное взаимосвязаны друг с другом, с этим согласны многие философы. Без рациональ-
ного чувственное предстанет многообразием, в котором нет единства. Рациональное без чувственного становится чем-то блеклым, лишенным жизни. Познание имеет чувственно-рациональный характер.
Допустим, нас интересует психический образ «этого яблока», желтого, круглого, сладкого. Налицо три понятия: понятие цвета, понятие геометрической формы и понятие вкуса. Понятие цвета охватывает различные цвета, из которых в данном случае имеется лишь желтый. Соответственно понятие вкуса представлено в данном случае чувством «сладкий». Психический образ яблока выступает как пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей.
Если понятия изобразить линиями, а чувственные формы точками, то психический образ любого объекта выступает как некий центр пересечения линий и точек.
Интуиция
Интуиция — это непосредственное неосознанно полученное знание. Интуитивное знание может быть как чувственным, так и рациональным.
Есть философские школы, которые причисляются к интуитивизму. По Лосскому, между человеком и миром всегда есть координация, это и есть интуиция. Бергсон возражал против отказа воспринимать явления как целое; разбиение его на части убивает «душу» целого. В наши дни интуицию чаще всего понимают как нерасчлененный акт познания и не видят ничего недостойного в том, чтобы этот акт подвергнуть тщательному анализу; анализ выделяет структуру целого. Интуиция поддается тренировке. Она весьма к месту там, где требуется принять быстрое решение,
Вчувствование. Объяснение. Понимание
Мир познаваем в силу его взаимосвязи с человеком и обладания человеком уникальными способностями. Человек оперирует чувствами, мыслями, совершает поступки, действует. Человек познает мир благодаря вчувствованию, объяснению, пониманию. Уже вчувст-
вование дает человеку обширную информацию: о холодном, горячем, свежем, остром, тупом. Даже в общении с другим человеком полезно вчувствоваться в его ситуацию, представить себя на его месте.
Объяснение — это наращивание сведений о чем-либо на основе мыслей. Очень часто используется дедуктивное объяснение: факты оцениваются с позиций законов теории. Когда студент решает задачу по физике, электротехнике, химии, от него требуют чтобы он подвел переменные под закон. Это и есть объяснение.
Понимание относится не к чувствам и мыслям, а к практике, оно представляет собой интерпретацию на основе ценностей поступков людей.
Основные выводы
• Исходный материал для познания обеспечивают чувства.
• Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление.
• Рациональное познание осуществляется в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение.
• Понятие — это мысль, обобщение.
• Главная ценность познания — истина.
• Истина — это такая интерпретация, которая поставляет нам знания (сведения) о мире.
• Три основные познавательные формы — это вчувствование, объяснение и понимание.
• Наука имеет дело с самым достоверным знанием.
• Научное исследование на экспериментальном уровне представляет собой экспериментирование, наблюдение и измерение.
• Научное исследование на теоретическом уровне имеет дело с теорией, а также с методами (аксиоматическим, гипотетико-дедуктивным, описательным).
• Научная деятельность не выключает исследователей из сферы этики.
ФИЛОСОФИЯ ЯЗЫКА
язык является единственным достойным всяческого внимания предметом исследования. Для других философских направлений язык — очень важная тема.
Основные выводы
• Язык — символ всей нашей жизни.
• Философия языка содержит три наиважнейшие концепции: философию имени, философию предложения, философию ценностных установок.
• Согласно философии имени, слова являются выражениями сущности вещей или же простыми обозначениями.
• Согласно философии предложения, истинное повествовательное предложение обладает значением и смыслом и построено по правилам грамматики (синтаксиса).
• Согласно философии ценностных установок, предложение обладает ценностным (практическим) смыслом.
• Язык обладает практическим и коммуникативным назначением.
ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ
Основные выводы
• Человек находится в определенных отношениях с природой, которые он понимает в соответствии со своей философией.
• Природные системы существуют в соответствии с законами синергетики, описывающими соотношение хаоса и порядка.
• Выиграть время и пространство, значит добиться совершенства в жизни.
• Экогуманизм — это ответственность.
Приложение 1. Курс Философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
№ п/п | Историческая эпоха философии | Основной философский интерес |
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э. | Космос | |
Средние века IV— XIV вв. | Бог | |
Новое время XV— XIX вв. | Человек и общество | |
Новейшее время XX в. | Язык |
Таблица 2. Античная философия
Этап | Основной философский интерес |
Натурфилософия | Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм | Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм | Иерархия: Единое — Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя |
Таблица 3. Средневековая философия
Этап | Основные идеи | Основной интерес |
Философствование в вере | Люби Бога, и тогда делай, что хочешь | Монотеизм |
Теоцентризм | ||
Воля как сущность личности | Креационум | |
(Августин) | Вера в Бога | |
Свобода как черта воли (а не разума) | Любовь к Богу | |
Надежда на спасение | ||
Добрая воля | ||
Гармонизация веры и разума | Вера ведет разум, разум подкрепляет веру | Совесть |
Духовность человека | ||
Символизм | ||
(Фома Аквинский) | Философия — это введение к религии | |
Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога |
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Таблица 4. Философия Нового времени
Этап | Авторы философских концепций | Основной интерес |
XV-XVI вв. | Гуманизм Эстетическое отношение к действительности | |
XVII в. | Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм | |
XVIII в. | Кант | Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в. | Гегель | Универсальная системная философия идей |
Маркс | Концепция общественного руда, критика капитализма | |
Ницше | Критика «разумных» ценностей |
Таблица 5. Философия XX века
Главное философское направление | Главный философский интерес |
Феноменология | «Работа» сознания с феноменами |
Герменевтика | Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия | Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Таблица 6. Философия о человеке
Историческая эпоха философии | Что такое человек? |
Античность | Микрокосм (Душа + тело ) Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести. |
Новое время | Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант). Проявление общественных отношений (Маркс). Существо волевое и страстное (Ницше). |
XX век | Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи). |
Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. |
Средние века | «Град земной», стремящийся к «граду небесному». |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс). |
XX век | Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.). |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8. Три главные ценности
Сферы жизнедеятельности человека | Главные ценности |
Практическая жизнь | Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь | Красота |
Научная деятельность | Истина |
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха философии | Что такое красота? |
Античность | Космически гармоничное и соразмерное |
Средние века | Символ божественного |
Новое время | Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм). |
XX в. | Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика). Эмоция (аналитическая философия). Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм). |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре
Историческая эпоха философии | Идеалы добра | Основные добродетели человека | |
Античность | Благо | Мудрость, справедливость, мужество | |
Средние века | Бог | Вера, любовь, надежда, совесть | |
Новое время | Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо). | Рассудочность, свобода. | |
Абсолютный нравственный закон (Кант). | Разумность, свобода. | ||
Общество без эксплуатации (Маркс). | Преданность делу пролетариата. | ||
Сверхчеловек (Ницше). | Воля к власти. | ||
XX век | Положительные ценности (феноменологи). | Умение пользоваться феноменологическим методом. | |
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики). | Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему. | ||
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитики). | Быть последовательным в своих действиях. | ||
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм). | Умение «рассеивать» устоявшиеся ценности. |
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи. |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами. |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства. |
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Античность | Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель). |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты). |
Новое время | Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка). Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс). |
Таблица 13. Три современные концепции истины
Концепция истины | Что такое истина? |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам. |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворечивость. |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики. |
Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха философии | Природа истины |
Античность | Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель). |
Средние века | Бог, вот что является истиной. |
Новое время | Истина — это соответствие чувств и идей фактам. |
XX в. | Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики). |
Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности. |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой. |
Таблица 16. Три теоретических метода
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится. |
Гипотетико-дедуктивны | Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами. |
Прагматический | Интерпретация фактов проводится на основе ценностей. |
Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени | Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) |
Философия предложения | Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности |
Философия ценностных установок | Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается. |
Таблица 18. Философия техники
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
Античность | Техника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания. |
Средние века | Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества. |
Новое время | Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс). |
XX век | Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий). |
Таблица 19. Философия природы
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной. |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа. |
Новое время | Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. |
XX век | Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание). |
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Мужественность | Женственность | Молодость |
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность | Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость | Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие |
Таблица 21. Две интерпретации образования
Образование — это подготовка | Образование — это усвоение достижений культуры |
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна. | Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место. |
Таблицы как в книге
Приложение 1. Курс Философии в таблицах
Таблица 1. Четыре эпохи в философии
№ п/п | Историческая эпоха философии | Основной философский интерес |
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э. | Космос | |
Средние века IV— XIV вв. | Бог | |
Новое время XV— XIX вв. | Человек и общество | |
Новейшее время XX в. | Язык |
Таблица 2. Античная философия
Этап | Основной философский интерес |
Натурфилософия | Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм | Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм | Иерархия: Единое — Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя |
Таблица 3. Средневековая философия
Этап | Основные идеи | Основной интерес |
Философ- ствование в вере | Люби Бога, и тогда делай, что хочешь | Монотеизм |
Теоцентризм | ||
Воля как сущность личности | Креационум | |
(Августин) | Вера в Бога | |
Свобода как черта воли (а не разума) | Любовь к Богу | |
Надежда на спасение | ||
Добрая воля | ||
Гармониза- ция веры и разума | Вера ведет разум, разум подкрепляет веру | Совесть |
Духовность человека | ||
Символизм | ||
(Фома Аквинский) | Философия — это введение к религии | |
Свобода человека как разумная воля движения к совер- шенству Бога |
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Таблица 4. Философия Нового времени
Этап | Авторы философских концепций | Основной интерес |
XV-XVI вв. | Гуманизм Эстетическое отношение к действительности | |
XVII в. | Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм | |
XVIII в. | Кант | Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в. | Гегель | Универсальная системная философия идей |
Маркс | Концепция общественного руда, критика капитализма | |
Ницше | Критика «разумных» ценностей |
Таблица 5. Философия XX века
Главное философское направление | Главный философский интерес |
Феноменология | «Работа» сознания с феноменами |
Герменевтика | Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия | Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Таблица 6. Философия о человеке
Историческая эпоха философии | Что такое человек? |
Античность | Микрокосм Душа + тело ) Душа есть проявление идеи (Платон) Душа — это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести. |
Новое время | Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант). Проявление общественных отношений (Маркс). Существо волевое и страстное (Ницше). |
XX век | Существо, осваивающее мир в соответствии с феноменологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи). Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики). Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики). Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты). Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи). |
Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. |
Средние века | «Град земной», стремящийся к «граду небесному». |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс). |
XX век | Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.). |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.
Таблица 8. Три главные ценности
Сферы жизнедеятельности человека | Главные ценности |
Практическая жизнь | Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь | Красота |
Научная деятельность | Истина |
Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха философии | Что такое красота? | ||
Античность | Космически гармоничное и соразмерное | ||
Средние века | Символ божественного | ||
Новое время | Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенности композиций (классицизм). Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм). | ||
XX в. | Ценность, выработанная на основе феноменологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология). Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика). Эмоция (аналитическая философия). Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм). | ||
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре
Историческая эпоха философии | Идеалы добра | Основные добродетели человека | ||
Античность | Благо | Мудрость, справедливость, мужество | ||
Средние века | Бог | Вера, любовь, надежда, совесть | ||
Новое время | Рассудочный свобод- ный человек (Локк, Руссо). | Рассудочность, сво- бода. | ||
Абсолютный нравст- венный закон (Кант). | Разумность, свобода. | |||
Общество без эксплуатации (Маркс). | Преданность делу пролетариата. | |||
Сверхчеловек (Ницше). | Воля к власти. | |||
XX век | Положительные цен- ности (феноменологи). | Умение пользоваться феноменологическим методом. | ||
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики). | Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему. | |||
Умение посредством анализа языка учиты- вать последствия по- ступков (аналитики). | Быть последователь- ным в своих дейст- виях. | |||
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм). | Умение «рассеивать» устоявшиеся ценно- сти. | |||
Таблица 11. Три концепции чувственного познания
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи. |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами. |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства. |
Таблица 12. Что такое рациональное познание?
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания | |
Античность | Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель). | |
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания | |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобщения, концепции (концептуалисты). | |
Новое время | Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка). Мышление — это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс). |
Таблица 13. Три современные концепции истины
Концепция истины | Что такое истина? |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам. |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворечивость. |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики. |
Таблица 14. Что такое истина?
Историческая эпоха философии | Природа истины |
Античность | Истина — это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель). |
Средние века | Бог, вот что является истиной. |
Новое время | Истина — это соответствие чувств и идей фактам. |
XX в. | Истина — это открывающаяся сущность вещи (герменевтики). Истина — это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики). |
Таблица 15. Уровни научного исследования
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты. Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности. |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов. Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой. |
Таблица 16. Три теоретических метода
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится. |
Гипотетико-дедуктивны | Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами. |
Прагматический | Интерпретация фактов проводится на основе ценностей. |
Таблица 17. Философия языка
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка | ||
Философия имени | Имя — это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) | ||
Философия предложения | Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности | ||
Философия ценностных установок | Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается. | ||
Таблица 18. Философия техники
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
Античность | Техника — это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания. |
Средние века | Техника — это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества. |
Новое время | Техника — опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника — это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс). |
XX век | Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи). Техника — это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики). Техника — это воплощение рациональности человека (аналитики). Техника — это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровицкий). |
Таблица 19. Философия природы
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы | |
Античность | Природа — это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной. | |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог — человек — природа именно последним звеном является природа. | |
Новое время | Природа — это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. | |
XX век | Природа — это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден). Природа — это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики). Природа — это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики). Природа — это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание). |
Таблица 20. Второй (неприродный) пол
Мужественность | Женственность | Молодость |
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность | Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость | Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие |
Таблица 21. Две интерпретации образования
Образование — это подготовка | Образование — это усвоение достижений культуры |
Образование — это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна. | Образование — это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место. |
Приложение 2. Годы жизни выдающихся философов (В ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ ПОРЯДКЕ)
Античность до н.э.
Фалес (624-546)
Парменид (540-470)
Гераклит (535-470)
Зенон (510-430)
Сократ (469-399)
Демокрит (460-371)
Платон (427-347)
Аристотель (384-322)
Эпикур (341-270)
Цицерон (106-43)
Сенека (4 до н.э.-65 н.э.)
Плотин (204-270)
Средневековье
Августин А. (354-430)
Боэций А. (480-524)
Авиценна (980-1037)
Ансельм (1033-1109)
Абеляр П. (1079-1141)
Аверроэс (1126-1198)
Фома Аквинский (1221-1274)
Оккам У. (1280-1349)
Возрождение и Новое время
Кузанский Н. (1401-1464)
Фичино М. (1433-1499)
Бруно Дж. (1548-1600)
Бэкон Ф. (1561-1626)
Гоббс Т. (1588-1679)
Декарт Р. (1596-1650)
Спиноза Б. (1632-1677)
Локк Дж. (1632-1704)
Лейбниц Г. (1646-1716)
Юм Д. (1711-1776)
Гольбах П. (1723-1789)
Кант И. (1724-1804)
Фихте И. (1762-1814)
Гегель Г. (1770-1831)
Шеллинг Ф. (1775-1854)
Шопенгауэр А. (1788-1860)
Фейербах Л. (1804-1872)
Маркс К. (1818-1883)
Пирс Ч. (1839-1914)
Джемс У. (1842-1910)
Ницше Ф. (1844-1900)
Соловьев B.C. (1853-1900)
Новейшее время
Фрейд 3. (1856-1939)
Гуссерль Э. (1859-1938)
Бергсон А. (1859-1941)
Лосский И.О. (1870-1965)
Рассел Б. (1872-1970)
Бердяев Н.А. (1874-1948)
Флоренский П.А. (1882-1937)
Витгенштейн Л. (1889-1951)
Хайдеггер М. (1889-1976)
Карнап Р. (1891-1970)
Лосев А.Ф. (1893-1988)
Гадамер Г. (1900)
Поппер К. (1902-1994)
Сартр Ж.-П. (1905-1980)
Куайн У. (р. 1908)
Кун Т. (р. 1922)
Фуко М. (1926-1984)
Хабермас Ю. (р. 1929)
Деррида Ж. (р. 1930)
Ленк Г. (р. 1935)
Примечание. Разумеется, выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имен дают читателю легкообозримую хронику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ..................................... 3
Введение. Что такое философия? ..................... 4
Смысл слова «философия» 4. Два примера философствования 5. Научность философии 7. Эстетичность, чувственность философии 8. Практичность, или моральность философии 9. Философия как реализация полноты жизни человека 11. Функции (значимость) философии 13. Назначение философии 14. Основные выводы 15.
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФИЛОСОФИИ
Античная философия ........................... 16
1.1. Античная натурфилософия ....................... 16
Где возникла философия и почему? 16. Сколько этапов развития прошла философия за 2,5 тысячи лет? 17. Первая головоломка античной философии: многое и единое 18. Единое — это материальная субстанция 19. Единое — это числа. Пифагор 20. Многое не существует. Сюрпризы элеатов 21. Единое — это атомы и пустота 23. Подведение итогов. Натурфилософия 24.
1.2. Высокий интеллектуализм Сократа, Платона и Аристотеля ................................ 25
Философия Сократа 25. Философия Платона 27. Философия Аристотеля 33.
1.3. Эллинистическая философия ...................... 39
Александр Македонский открывает новую эпоху 39. Кинизм (цинизм) 39. Эпикуреизм: счастье — это умеренное наслаждение 41. Стоицизм: счастье — это жизнь в соответствии с космическим законом 42. Скептицизм: воздерживайтесь от догм и будьте безмятежными 42. Неоплатонизм 43. Судьба античной философии 45. . Основные черты античной философии 45. Основные выводы 46.
Средневековая философия ........................ 48
Философия и религия 48. Основные библейские идеи философского значения 48. Сущность Бога 52. Можно ли доказать суще-
ствование Бога? 53. Да или нет? Верующий или атеист? 54. Основные выводы 55.
Философия Нового времени ........................ 55.
3.1. Философия эпохи Возрождения ........................ 55
Два центра: Бог и человек 55. Основные идеи возрожденческой философии 56.
3.2. Философия от Декарта до Канта (XVII-XVIII вв.) .............................. 58
Рене Декарт — основатель философия Нового времени 58. Спор об идеях. Джон Локк 60. Галилей и Ньютон — гении механики 61. Как получают идеализации? 63. Выработка нового юридического мировоззрения 63. Новации И. Канта 65.
3.3. Философия от Гегеля до Ницше (XIX в.) ............. 68
Гегель против Канта 68. Карл Маркс: новые проблемы 70. Ницше: последний всплеск философии Нового времени 74. Основные выводы 75.
4. Философия нашихдней .......................... 77
4.1. О состоянии современной философии ................ 77
4.2. Феноменология ........................ 78
Какую проблему стремится решить феноменология? 78. Феноменологический метод 79. Основные положения феноменологии 81.
4.3. Герменевтика ................................ 82
Происхождение термина «герменевтика» 82. Как мы понимаем? 83. Вопрос Гадамера: как мы понимаем текст? 85. Основные положения герменевтики 86.
4.4. Аналитическая философия ....................... 86
Почему возникла аналитическая философия? 86. Основатели движения: Фреге, Рассел, Мур 88. Ранний Витгенштейн: «Логико-философский трактат» 89. Логический позитивизм 91. Постпозитивизм 95. Философия естественного языка: поздний Витгенштейн 99. Основные положения аналитической философия 102.
4.5. Постмодернизм .............................. 103
Программа постмодернистов 103. Деррида: метод деконструкции 104. Лиотар: этика и эстетика возвышенного 105. Основные положения постмодернизма 106.
4.6. Философия в России ........................... 107
Основные положения диалектического и исторического материализма 107. Основные черты русской философии 109. B.C. Соловьев: «Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте» 112. Философия Н.А. Бердяева: человек — это откровение, свобода и творчество 114. А.Ф. Лосев: «Мне надо с греческого переводить...» 115.
4.7. Восточная философия .......................... 116
О философии Запада и Востока 116. Индийская философия 117. Китайская философия 119. Основные выводы 121.
Раздел 2. СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ
Основания философствования .................... 122
Два способа анализа философских проблем. Меняем курс! 122. Что изучает философия? Мир философии 123. Выбор начала систематического философствования 124.
Учение о бытии ............................... 125
6.1. Проблема существования и виды бытия ............ 125
6.2. Изменение и развитие. Закономерности ............ 127
6.3. Три закона диалектики ........................ 130
Философия человека, общества и истории ........... 134
7.1. Философия человека ........................... 134
Обзор: философия о человеке 134. Человек — существо бессознательное 137. В поисках целостного учения о человеке 138. Основные выводы 139.
7.2. Философия общества .......................... 140
Что такое общество? Индивид и общество 140. Социальные дей-
ствия и их смысл 142. Обзор: философские интерпретации своеобразия общества от античности до наших дней 143.
7.3. Философия истории ........................... 147
Что было, что будет? 147. Критика концепции линейного развития общества 148. Единство и многообразие истории 149. Запад и Восток. Кто мы? Кем будем? 149. Основные выводы 151.
Философия как аксиология ...................... 152
8.1. Учение о ценности ............................ 152
Что такое ценность? Почему только в XX веке появилось учение о ценностях? 152. Как измеряют ценности? 154. Чувства. Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал и цель 156. Будьте терпимыми друг к другу! 159.
8.2. Философия искусства .......................... 160
Цивилизация и культура 160. Что такое красота? 161. Обзор: как искали красоту 163.
8.3. Философия практики .......................... 166
Что такое практика? 166. Обзор: в чем состоит ценность, смысл практики? 168. В чем состоит ценность практики? Наши дни 172. Что такое добро? Как его измерить? 174. Справедливость или свобода? Лучше ответственность! 176. Обзор: этика ответственности 179. Основные выводы 181.
Философия познания и науки .................... 183
9.1: Философия познания ........................... 183
Два термина 183. Чувственное познание «на входе», «в середине» и «на выходе» психики 183. Чувственное познание и различные философии 187. Рациональное познание 188. Обзор: как искали понятие 190. Единство чувственного и рационального познания 193. Память и воображение 194. Интуиция 195. Творчество. Таланты и гении 196. Строение психики: бессознательное, сознательное, надсознательное 196. Три концепции истины 198. Шкала истинности 199. Обзор: как искали истину 200. Вчувствование. Объяснение. Понимание 201.
9.2. Философия науки ............................. 202
Что такое наука? 202. Эмпирический уровень научного познания 203.
Теоретический уровень научного исследования 206. Методы научного познания 208. Идеалы науки. Этика ученого 210. Обзор: философия и наука 211. Религия и наука 213. Основные выводы 216.
Философия языка ............................ 218
Язык — символ вашей жизни 218. Философия имени 219. Философия предложения 220. Философия ценностных установок 224. Обзор: современное философское понимание языка 226. Практическое и коммуникативное назначение языка 227. Основные выводы 228.
Философия техники ........................... 230
О становлении философии техники 230. Обзор: интерпретация природы техники 231. Техника и этика 234. О пользе моральных кодексов 236. Основные выводы 237.
Философия природы .......................... 238
Что такое природа? 238. Обзор: исторические формы отношения человека к природе 238. Синергетика — наука о сложном 240. Как все было? Выл Большой взрыв 242. Уровни организации природы 243. Пространство и время 244. Природа и ответственность человека: экологическая, биологическая, медицинская этика 247. Основные выводы 249.
Приложение 1. Курс философии в таблицах ............. 250
Приложение 2. Годы жизни выдающихсяфилософов (в хронологическом порядке) ................ 266
Учебное издание
Канке Виктор Андреевич Философия
Учебное пособие
Редактор Е.В.Комарова
Обложка Е.Молчанова, С.Носова
Компьютерная верстка П.Ю.Аборина
Подписано в печать 07.07.2000. Формат 70x100/32
Печать офсетная. Гарнитура Школьная
Печ. л. 8,5. Тираж 5000
Заказ № 658
Изд. лиц. ИД № 01670 от 24.04.2000
Издательско-книготорговый дом «Логос» 105318, Москва, Измайловское ш., 4
Отпечатано с готовых диапозитивов
во ФГУП ИПК «Ульяновский Дом печати»
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2: 953 000
По вопросам приобретения литературы обращаться по адресу:
105318, Москва, Измайловское ш., 4 Тел./факс: (095) 369-5819, 369-5668, 369-7727
Электронная почта: universitas@mail.ru
Интернет-магазин «Университетская книга»
http://www.chat.ru/~universitas/
– Конец работы –
Используемые теги: Философия0.033
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФИЛОСОФИЯ
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов