рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Общество и культура как предметы философского анализа

Общество и культура как предметы философского анализа - Лекция, раздел Философия, ФИЛОСОФИЯ 1. Специфика Философского Осмысления Общественной Жизни 2. Методолог...

1. Специфика философского осмысления общественной жизни

2. Методологические, принципы изучения общество-Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций, в философии истории А. Тойнби

З. Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса

4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека.

5 Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур

Специфика философского осмысления общественной жизни

Общество в его различных аспектах является объектом изучения многих гуманитарных и социальных дисциплин: истории, экономи­ческой теории, демографии, социологии и т. д. Ближе всего к филосо­фии, в плане изучения общественных процессов, находится социо­логия. Философию и социологию сближают генетические корни. В течение длительного времени социологическое знание об обществе накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социоло­гия в лице ее «отцов основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгей-ма и М. Вебера провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала и продолжает играть заметную роль в социологических исследова­ниях. Со спецификой социологического подхода к изучению общест­венных процессов вы познакомитесь позднее, когда приступите к изучению этой учебной дисциплины. Наша задача уяснить особен­ности философского подхода к объявлению общественных явлений. По нашему мнению, в наибольшей мере эта особенность проявляется в рамках философии истории.

Философия истории представляет собой относительносамо­стоятельную область философского знания, посвященную осмыс­лению качественного своеобразия общества в его отличии от при­роды. Предметной сферой философских размышлений является ис­следование общественной жизни, прежде всего, под углом зрения мировоззренческих проблем, центральное место среди которых за-

цимают смысложизненные вопросы. Философия истории анализи­рует проблемы смысла и цели существования общества, его генези­са, судеб и перспектив, направленности движущих сил и возможных закономерностей его развития.

Итак, мы в самом общем виде определили, что специфика фи­лософского осмысления общества проявляется в рамках философии истории. Однако, существуют различные подходы к объяснению объекта и предметных областей философии истории. Рассмотрим же некоторые широко распространенные точки зрения по этой пробле­ме. Начало философии истории в европейской культуре положил Августин Аврелий (IV в. н. э.) своим знаменитым трудом «О граде Бо­жьем». Центральным событием, положившим начало историческо­му процессу, с точки зрения Августина, является грехопадение пер­вых людей Адама и Евы. История в концепции Августина рассмат­ривается как длительный целенаправленный процесс «спасения» человечества, обретения им утраченного единства с Богом, обрете­ния «Царства Божьего».

Августиновская концепция исторического процесса господст­вовала в европейской философии до XVIII в. Философия истории как светская наука формируется в XVIII -XIX вв. Наиболее развернуто она была представлена в системе Гегеля, который связывал фило-софско-исторические исследованияс изучением смысла истории, с поисками законов истории, направленностью исторического разви­тия, возможностью предвидения будущего. В гегелевской концепции исторического процесса еще сильно ощущается влияние религиоз­но-философского подхода к развитию общества. Для него, также, как и для всей религиозной философии истории, характерными яв­ляются провиденциализм и эсхатологизм (См. тему «Основные принципы, христианского мировоззрения»). Однако, в учении Геге­ля уже ярко проявляется характерная особенность светской фило­софии истории: соучастие человека в историческом процессе, поиск субстанции истории, развертывание во времени, преемственность традиции и новаторство в различных культурах и т. д.

Существенный поворот в осмыслении исторического процесса произошел в учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Маркс и Энгельс пред-| дожили концепцию материалистического понимания истории. | В рамках этой концепции решающее значение в осмыслении обще-| ственной жизни придается экономическим и социокультурным мо-: ментам, прежде всего, материальному производству и производст­венно-экономическим общественным отношениям.

Материалистическое понимание истории вXX в. получило Широкое распространение. В период господства коммунистической идеологии оно было единственно возможным для гуманитариев и представителей социальных лаук, проживающих в странах «реаль-^ його социализма». Его исповедовали и пропагандировали идеологи ' коммунистического движения на всем земном шаре. Однако, парал-

лельно с материалистическим пониманием истории и в борьбе с ним, существовали и развивались иные историко-философские концепции.

Заметное влияние на Западе имеет французская школа фи­лософии истории (Р. Арон, Э. Калло, Р. Мерль и др.). Обосновывая необходимость философии истории, Э. Калло отмечал, что сущее г-вует множество гуманитарных, в том числе и исторических на- к. Каждая из них изучает те или иные события в истории. Но эти уки не дают цельного представления об историческом процессе, без цельного взгляда на историю, по мнению Калло, невозмом развитие научного знания. Поэтому необходимо, чтобы сущее".' вала наука, изучающая универсальную историю. Такой наун считает Калло, и является философия истории. «Философия ис рии, — по его определению, — является одновременно синте и интерпретацией истории. Она анализирует ход событий, пока:

вая, что последние подчиняются внутреннему закону конечной -ли, которая представляет собой единственный критерий их объяс­нения». Калло подчеркивает, что философия истории должна быть не историей человеческих обществ, но историей более глубокой ре­альности, объединяющей все эти истории обществ в одну историю — универсальную историю, историю человечества. Другой видный представитель этой школы Р. Арон, соглашаясь с основными уста­новками Э. Калло, обращает особое внимание на мировоззренчес­кую направленность философско-исторического познания. По его мнению, философию истории следует определить не просто как панорамный взгляд на человечество, а как интерпретацию настоя­щего или прошедшего, связанного с философской концепцией су­ществования.

Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби

Мировоззренческая направленность в осмыслении общественных процессов также активно развивалась крупнейшим представителем современной философии истории А. Тойнби (1889 -1975). По его мне­нию, философия истории есть особый подход к историческому мате­риалу, когда само содержание всей целостности исторического про­цесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования.

Специфика же философского знания, по Тойнби, связана с усмотрением в Бытии некой непреложной объективной целостно­сти, находящейся в увязке с субъективным опытом человека. Ина­че говоря,философия истории — это изучение взаимосвязи исто­

рического Бытия как универсального всечеловеческого опыта че­рез призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души. Основной вопрос философии и истории — это вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внут­реннем достоинстве человека в потоке времени.

Тойнби считал, что история в своей целостности и конкретных проявлениях имеет некоторое всеобщее содержание. Это содержа­ние состоит в том, что исторический опыт и историческое время не даны человеку как нечто внешнее, не даны в отрыве от его внутрен­ней жизни, в отрыве от его личности. Объективные процессы исто­рии в значительной мере опосредованы человеческой личностью, ибо проходят через ее внутренний мир, внутренний опыт, внутрен­ние конфликты. В этом смыслеистория персоналична. Таким обра­зом, Тойнби подчеркивает, что история всецело не подчиняется че­ловеческому произволу, но развиваясь через человека, она имеет человеческое лицо. Выбрасывая из истории глубинное, внутреннее содержание личности, — содержание, незаметное поверхностному взгляду и трудно реконструируемое, — мы, тем самым, рискуем вы­бросить из нее все наиболее существенное. По мнению Тойнби, Бы­тие в его историческом измерении не просто отражает или осознает себя в личности. Оновоссоздается и спасается в ней и через нее. Внешне слабая, статистически пренебрежимая, количественно не­соизмеримая с огромностью истории, личность качественно как бы равновелика ей, ибо истории без нее не существует. И поскольку конкретный человек поневоле участвует в живой эстафете, в живой преемственности поколений и сознании, которой определяется спе­цифика истории, то, следовательно, для каждого человеческого су­щества объективная всеобщая история одновременно является и личной историей.

Человеческая история как «история людей» всегда, в той или иной мере, определяется ее участниками, специфическими особен­ностями их обликов и характеров. И в этом смысле история есть сфера человеческого общения, осмысленного, в его особом времен-: ном, долговременном, многовековом измерении. И человеческая ^личность не растворима всецело в этой сфере, но напротив, во мно-|м определяет ее специфику. Анонимность подавляющего боль-|инства участников исторического процесса не снимает вопроса |личностном характере истории, о ее человеческой одухотворен-сти.

По мнению Тойнби, с точки зрения постижения истории, по-тие общения между людьми и человеческого достоинства связа-i нерасторжимым образом. Достоинство человека реализуется йшь в общении между людьми. Оно есть духовное соотнесение че-Овека к человеку, человека с Бытием и, только благодаря этому, бловека с самим собой. В этом смысле понятие человеческого до-аинства и понятие человеческого в человеке — синонимы. Из это-го, по Тойнби, следует и решение вопроса о смысле истории. «Смысл истории есть реализация человеческого достоинства в преемствен­ности исторического опыта людей, то есть духовных, социальных, нравственных, интеллектуальных, эстетических и иных ценнос­тей». Процесс борения человека, человеческой души, подчас даже в самых страшных обстоятельствах за обретение, утверждение и развитие мира ценностей и есть, по сути дела, процесс реализа­ции смысла истории.

Подчеркивая человеческое, личностное содержание истори­ческого процесса, Тойнби, вместе с тем, стремится утвердить основ­ные принципы христианского философского мировоззрения. В ис­тории, по Тойнби, действует Вселенский Разум, божественный за­кон — Логос. Взаимодействие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Истина познается в диалоге человечества с Логосом. Первоначальный диалог с Боже­ственным разумом запечатлен уже в Ветхом Завете, где, по мнению английского мыслителя, содержатся предсказания относительно будущего человечества. Позднее Божественный Логос воплощается в образе Иисуса Христа. С этого момента история протекает как процесс спасения человечества. Но одновременно история пред­ставляет собой полное выявление человеческой сущности и прояв­ления всех ее потенций. Постижение истории есть ничто иное, как познание человечеством самого себя и в себе самом Божественного Логоса. Таким образом, Тойнби определяетисторию общества как взаимосвязь, взаимодействие исторического, временного и надыс-торического, вечного. Время фиксирует смену состояния человече­ской истории, именно через время раскрывается ее конкретное со­держание. Вечное определяет начало и конечную цель историчес­кого процесса.

А. Тойнби категорический противник «европоцентристской» или «западноцентриетской» схемы исторического процесса. Концеп­ция единой цивилизации, по его мнению, ложна в своей основе. Она базируется на переносе современных представлений в прошлое. С точки зрения этой концепции, западное общество провозглашается уникальной цивилизацией, обладающей единством и неделимостью, которая после длительного периода борьбы достигла, наконец, цели мирового господства. Тезис об унификации мира на базе западной экономической системы как закономерного итога единого и непре­рывного процесса развития человеческой истории приводит к гру­бейшим искажениям фактов и поразительному сужению историчес­кого кругозора. В результате, игнорируются особенности культур, не учитывается многообразие исторического опыта народов и человече­ства, в целом, три мировых цивилизации объединяются в одну, а ис­тория этой единственной цивилизации оказывается выпрямленной в одну линию, нисходящую от современной Западной цивилизации к примитивному обществу времени неолита и палеолита.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ФИЛОСОФИЯ

ФИЛОСОФИЯ... Курс лекций... Второе издание переработанное и дополненное Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Общество и культура как предметы философского анализа

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тема 13 Познание, его возможности и средства
1. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности 2. Чувственное и. рациональное познание 3. Диалектико-материалистическая теория истины. 4. Персоналистская ко

Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
  I/ Понятие мировоззрения и его структура 2/ Предфилософское значение мифологии и религии З/ Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука Пон

Причины и истолкования
I/ Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы. Гегелевская, марксистская и экзистенциально-персоналистская концепции философии 2/ Сущность и предназначение философии — попытка с

Античная философия
I/ Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит 2/ Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит З/ Поворот к человеку — философские учения софистов и Сократа 4/ Платон и Аристотель — с

Средневековая христианская философия
  I/ Христианская апологетика: основная проблематика и идейные истоки 2/ Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения З/ Познание как богоуподо

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения 2/ Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно
  Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения Эпоха Возрождения XV — XVIII вв. — период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин «

Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза
I. Бэкон о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика Схоластики 2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода З. Рационализм Р. Дек

Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века
1. Рационализм, как умонастроение и методология эпохи Просвещения 2. Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения л. Рационализм как умонастроен

Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
I. Теория познания Д. Локка II. 2/ Субъективный идеализм. Д. Беркли III. З/ Скептицизм Д. Юма Основы британского эмпиризма были сформулированы Фрэнсисо-' Бэконом. Его уче

Русская религиозная философия XIX—XX вв.
1. Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности 2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеол

Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира
1. Концепция бытия — фундамент философской картины мира 2. Диалектико-материалистическая картина мироздания 3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тей

ЧеЛГ№01С Rrt Rfen
Следует отметить внутреннее противоречие в установках христианского эволюционизма. Христианский эволюционизм, как отмечалось выше, стремится построить картину мира на основе ис­пользования диалекти

Природа человека и смысл его существования
1. Решение проблемы специфики человеческого бытия в "философской антропологии" 2. Марксистская философия о соотношении биологического и социального в человеке. Проблемы человечес

Познание, его возможности и средства
1. Субъект и объект познания. Познание как отражение, действительности 2. Чувственное и рациональное познание 3. Диалектико-материалистическая теория истины 4. Персоналис

Тема 14
Проблемы научной рациональности в современной «философии науки» 1. Неокантианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы) 2. Разработк

Решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях
1. Философский иррационализм как умонастроение и философское направление 2. «Философия жизни» и ее разновидности 3. Эволюция психоаналитической философии. Структура человеческой л

Глобальные проблемы современности
1. Происхождение и сущность глобальные проблем 2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности 3. Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги