рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Американский пуританизм

Американский пуританизм - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов В 1620 Г. Парусное Судно «Мэйфлауэр» Высадило На Плимутский Берег Се­верной А...

В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийского об­щества) и привело к американской революции 1776 г., образованию США.

Философское мировоззрение американских пуритан основывается на авторитете Священного писания, превращая его тексты в свод практичес­ких рекомендаций по устройству общинной и социальной жизни. Оно раз­вивается в трудах Т. Хукера (1586—1647), Д. Уинтропа (1588-1649), Д. Кот-тона (1584-1652), Р. Уильямса (1603-1683), Д. Элиота (1604-1690) и др., имеющих пуританско-кальвинистскую ориентацию (2, 4). Познание мира они рассматривают как познание божественного плана: всякий, кто стре­мится обрести спасение, должен стремиться к знанию мира — воплоще­ния божественного замысла. Таким образом, происходила абсолютизация учености, приобретение последней теологического характера. Ученость, широкая образованность, практические знания высоко ценились в про­цессе капиталистической колонизации Нового света. В частности, в 1636 году был заложен первый американский университет — Гарвардский кол­ледж (по имени Дж. Гарварда, завещавшего учебному заведению свой ка­питал). Особым авторитетом пользовалась социальная философия Ф. Бэ­кона, который ратовал за активное использование американских земель и разработал свод правил для устроения колоний. В целом, ранняя амери­канская философия была тесно связана с религиозным сознанием — пу­ританизмом. Она являлась мощным мобилизирующим средством и спо­собствовала физическому и духовному выживанию в условиях ожесточен­ной колонизации (первоначального накопления капитала) Нового Света.

Пуританские теоретики во многом опирались на методологические прин­ципы французского гугенота П. дс ла Рамэ (1515—1572), погибшего в Вар­фоломеевскую ночь. Он боролся против католицизма и аристотелизма и разрабатывал концепцию синтеза протестантизма и платонизма. Развенчи­вая схоластизированнуго аристотелевскую логику, Рамус систематизиро­вал платоновскую диалектику и высветил сократическую «майевтику», позволившую поднять чувственное познание до уровня созерцания мира, истинно сущего бытия. Он особо выделяет «диалектику» как искусство мыслить сообразно природе вещей, которое проявляется в языке. Анализ последнего позволяет проникать во «врожденный человеческий дух», то есть в тайны самого бытия. Диалектика — теория рационального обосно-


вания, нужна для того, чтобы, объединив логику и риторику, дать воз­можность раскрыться «искусству рассуждения» — познанию. Она дисцип­линирует естественный интеллект человека, научает концентрированно и правильно мыслить, то есть извлекать абстрактные идеи из осмысления множества конкретных вещей и явлений. Рамизм был перенесен в Англию (Кембриджский университет), стал основой расцвета платонизма, кото­рый соединился с радикальным протестантизмом — пуританизмом. После­дователи рамизма разрабатывают метод («технологию») познания, позво­ляющий перейти от силлогизма к содержательным суждениям, примени­мым к практическим жизненным задачам.

Упразднив красочные богослужения и отказавшись от искусственных украшений риторики, развивая идею простоты и аутентичности вероиспо­ведания, протестанты переносили акцент на логическую убедительность проповеди: ясность, доступность, убедительность раскрытия положений Библии. Для этого создавались учебники диалектики, содержавшие и об­щую мировоззренческую концепцию, апеллирующую к разуму людей. Пе­реплетение философских и педагогических аспектов облегчало понимание протестантской теории. Такова логика развития протестантской (пуритане кой) идейно-теологической и теоретической системы в столкновениях с контрреформационным католицизмом, ее экспансии в университеты Ев­ропы и Нового Света.

Природа рассматривается представителями пуританизма как произведе­ние искусства («техне»), сотворенное богом: книга природы есть огром­ный отпечаток слова божьего. Рамус выделяет три источника (вида) зна­ния: а) архетип — божественный образец, внечувственный прообраз всех вещей; б) энтип ~ земное воплощение этого образца как результат творе­ния; в) эктип — представления людей о сотворенном мире (подобии архе­типа), полученные в результате верного прочтения энтипа. Но то что для бога практично, для человека теоретично. Для интерпретаций (реконстру­ирования) вещей, явлений природы, «зашифрованных» творцом, нужен метод. Правильное его приложение позволит «читать» — познавать посла­ния бога. Для пуританина-интеллектуала «технология» означает знание ис­кусств, которые дарованы ему богом (общий контур, содержание, регу­лирование воплощения). При этом само искусство — это правило создания или управления вещами до их полного завершения. Поэтому люди должны обрести данное знание путем прилежного изучения искусств (науки).

Все искусства разделялись па четыре подгруппы по принципу «большей конкретности» и применимости к нуждам людей: 1) диалектика, 2) грам­матика и риторика, 3) математика, 4) физика (астрономия) и теология (вопросы умения жить в боге и для бога). Так как подобная классификация основана на принципе «предпосылочности», то каждое предыдущее искус­ство (наука) создает предпосылки для последующего. В силу этого теология аккумулирует всю научную мудрость всех остальных сводных искусств. Та­ким образом, «технология» превращалась в некий протестантский эквива­лент метафизики, или центральной части учения о мире. Именно это не давало пуританской догматике подняться до уровня Нового времени.


Следуя платонизму, пуританские теоретики считали, что познание, по существу, априорно содержит в себе набор универсалий, которые в дей­ствительном мире воплощены в конкретных явлениях. Поэтому оно начи­нается с первого уровня — анализа эмпирических фактов (конкретного бытия универсалий). Однако сразу постичь смысл божественного замысла с по­мощью извращенных грехом чувств невозможно. Поэтому в дальнейшем процессе познавательного освоения мира субъект опирается на система­тическое наблюдение, индуктивный вывод и опыт. При этом преследуется главная цель — найти соответствующее подтверждение тому, что уже со­держалось в виде аксиом-тезисов в диалектике Рамуса.

Социальная проблематика разрабатывается пуританскими теоретиками в учении о ковенанте(договор, завет). Плюрализм обшил не снимал идею формирования государственности в условиях Новой Англии, инструмен­тов ведения практических политических и гражданских дел. Схема пуритан­ских обшин предопределяла приоритет их руководителей («святые» лиде­ры) в решении вопросов общинной жизни. Принцип абсолютного предоп­ределения стал основой условного характера разделения власти и религии. Это способствовало развитию государственной теократии, позволяющей с минимальными затратами осуществлять воспитание, контроль, преодо­левать идейные шатания и наказывать нерадивых прихожан. Соединение ду­ховной (религиозной) и светской властей подталкивает пуританских тео­ретиков (Д. Уинтроп, Д. Коттоп и др.) к созданию концепции ковенанта, трактующей основы взаимоотношений между богом и земным обществом (людьми). В ней, во-первых, выражено неприятие естественного права, раз­рабатываемого европейской социально-философской мыслью (Гоббс). Пу­ритане отрицательно относятся к «естественному», трактуя его как свя­занное с греховной природой человека. Поэтому обращение к естествен­но-правовым предпосылкам социального устройства (как порочным) они считали вредным. Божественное не может быть естественным, оно духов­но. Регулирование прав и свобод людей носит особый, божественный ха­рактер — божественный договор (ковенант). Последний имеет определен­ную регламентацию и ответственность: ковенант благодати — договор о спасении; церковный ковенант — между богом и конгрегацией; светский ковенант — между богом и светской властью, правителями и народом.

Гражданские, политические и экономические отношения свободных граждан также находятся в договорных отношениях с богом, которые тре­буют правовой и дисциплинарной регламентации. Социальныйковенант обусловливался потребностью в коллективной защите общественных уст­ремлений пуритан и в государственно-правовом регулировании жизни в колониях. Исходя из библейской заповеди о подчинении младших (прихо­жан) старшим (светским и церковным руководителям) как наиболее дос­тойным, облеченным властью от бога, следует отвергнуть естественную (греховную) свободу в пользу гражданской (нормы-рамки) — убежденно­го подчинения властям через государственные институты, в соответствии с божественной волей.

Институты власти формируются на основе отчуждения гражданами своих прав через систему выборов в пользу светских и церковных лидеров. В пред­ставительном правлении, с одной стороны, выражалось гражданское ра-


венство при принципиальном (богоугодном) социальном неравенстве С другой стороны, установка иа то, что законность и власть происходят толь­ко от бога, освобождает властное санкционирование от контроля «сни­зу», что противоречит принципу демократии — народовластию. Но уваже­ние к такому варианту правового государства утверждалось на основе сво­бодного ковенанта и убежденности, то есть внутренней мотивации к при­нятию данного социального уклада, как того требует библейская мораль десяти заповедей.

В целом, ковснантная система формировала жесткую интеллектуально-моральную атмосферу новоапглийского общества сродни средневеко­вой — содружество христиан, объединенных соглашением с богом и друг с другом. При этом пуританин постоянно творит над собой вариант Страш­ного суда, то есть весьма жестко контролирует себя и свою совесть. Только нравственная победа индивида может быть подлинной победой его чело­вечности. Но данная атмосфера была подчинена строительству царства божьего на земле и инициировала быстрое экономическое развитие, под­держивала порядок и стабильность. Данная консенсуалисмская устремлен­ность способствовала демократическому наполнению пуританского ковс-нантизма, предвосхищавшему революцию 1776 года.

Итог.В 1648 г. между всеми участниками религиозной борьбы был заклю­чен Вестфальский мир, который положил конец войнам за религиозные начала и признал равноправность всех протестантов с католиками. Укреп­ление светской власти и национальной государственности в XVII в. приве­ло к приоритету политических интересов во взаимоотношениях между го­сударствами, а общие церковные вопросы отошли на задний план. Опреде­лилась также и географическая граница между католиками и протестанта­ми: протестантизм утвердился в Англии, Нидерландах (Голландии), Швей­царии, Северной Италии, Германии, Скандинавских странах, Новой Ан­глии (затем в США). Именно эти страны остаются лидерами развития со­временного мира.

Слом диктатуры феодально-католической системы протестантским дви­жением способствовал развертыванию научной революции в Старом и Новом свете. Освобождение от схоластической философии и католической теологии сопровождается формированием науки нового типа и актуализа­цией проблемы научного метода познания: опыт в науке обесценивает роль логического аргумента в схоластике. Начинается эпоха Нового времени и предсоциологии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Американский пуританизм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги