рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Эмпиризм

Эмпиризм - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Представители Эмпиризма Как Опытно-ИндукттшогоМетода (От Д. ...

Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают способ исследования природного (внешнего) мира, с помощью которого от экспериментальных фактов переходят к установлению общих положений, принципов, законов. Логика эмпиризма имела аналитический характер и опиралась на скрупулезное (систематическое) собирание фак­тов, относящихся к изучаемой теме. Опытное исследование природы озна­чало наблюдение внешних по отношению к субъекту явлений и предпола­гало обязательную проверку. Последняя открывает возможность коррек­тировать иллюзии восприятия и значительно повышает пашу способность объяснять и предвидеть: объективное подтверждение получаемых данных помогает установить 1) правильны ли наши объяснения и 2) ведут ли они к контролю происходящего. При этом исходят из положения, что простые идеи возникают из ощущений, а сложные — конструируются с помощью разума (рефлексии) из простых. Данная наивно-реалистическая, эмпиро­ко-сенсуалистическая убежденность имела тенденцию к натурализму: за пре­делами ощущений больше открывать нечего, поэтому открытия естествоз­нания имеют окончательный характер. Отсюда, все остальное является вымыслом (декларацией, мифотворчеством), мнимым знанием, вредонос­ным и препятствующим росту истинного знания. К этому остальному от­носится и рационалистическая философия (метафизика), претендующая на методологическую роль (наука наук) и мировоззренческий фон всякой познавательной деятельности.

Научная новоевропейская революция завершилась трудами И. Ньюто­на, в которых получила окончательное выражение научно-механистичес­кая картина мира. В работе «Математические принципы натуральной фило­софии» он раскрыл суть своего обновления метода научного познания — процедуры исследования (анализ, обобщение) и доказательства (проверя­емость) (46). В условиях утверждающегося опытного естествознания точ­ность знания, полученного путем эмпирического исследования, связыва­ется с техническими приборами — средствами — (телескоп, микроскоп, термометр, барометр, часы и т. п.) и математическим аппаратом (алгебра­ическое, дифференциальное, интегральное исчисления, логарифмирова­ние и т. п.). При этом математика служит лишь способом объяснения экс­периментальных наблюдений. Полученное таким образом научно-теоре­тическое знание опирается на принцип неукоснительной проверки как един­ственно точный и объективный критерий истины. В этом смысл противо­стоянияфилософскому рационализму, который базируется на гипотети-


ческо-дедуктивных процедурах, позволяющих делать выводы, не утруждая себя анализом экспериментальных данных и систематической проверкой заключений. Ньютоновское требование «демонстрации» доказательств на­носило решительный удар по подобным «книжным авторитетам».

Осознание принципиального отличия установок естественнонаучного мышления от умозрительно-философского подхода к изучению мира, вы­лилось в знаменитую фразу Ньютона: «Гипотез не измышляю». Он прово­дит четкое различие между действительным знанием, апробированным опытом, и гипотетическим, опирающимся на интуицию (чистый разум). Хотя гипотеза разрабатывается логической дедукцией, ориентирующейся на математический образец, она является полетом воображения. Естествен­ные (механические) законы — это те же факты, хотя и более сложные, чем единичное данное. Они являются описанием того, как в действитель­ ности ведут себя вещи (независимо от божественных установлений). По­этому при решении вопросов, связанных с природой, Ньютон отказыва­ется выдвигать какие-либо предварительные соображения. Он уверен, что опора на факты и использование метода анализа, предшествующего мето­ду композиции (синтезу), не допускает просчетов, ошибок и приводит к истинному результату. «Истины факта» — это то, единственное, что мо­жет дать истинная наука. Поэтому нет нужды прибегать к гипотезам в экс­периментальной (практической) философии.

В то же время Ньютон обосновывал, что сами по себе индуктивные обоб­щения, достигнутые в процессе опытного наблюдения, не могут привести к пониманию всеобщей связи в мире. Для этого результаты индукции дол­жны быть освещены новой картиной мира, основанной на математически выраженных законах (по проверенных опытным путем). Формируемая им классическая физика, олицетворяющая экспериментально-теоретическое естествознание, дает ведущие принципы научной картины мира:

1) абсолютный характер времени и пространства;

2) всеобщий характер движения;

3) причинно-следственная связь всех явлений в мире.
Экспериментально подтвержденная коперпианская гелиоцентрическая

система, закон всемирного тяготения упорядочивают новую картину мира и окончательно превращают «качественную физику» в метафизику (не науку). Вселенная перестала быть совокупностью божественных тел, со­вершенных и вечных, а Земля превратилась в периферийную планету. Мир рассматривается как естественная гармония взаимодействующих и эволю­ционирующих астрономических тел, связанных между собой как звенья цепи природы. При этом, рассматривая устройство ближнего Космоса, избегают обсуждать вопрос о происхождении Вселенной, как не имеющий опытной проверки.

Классический локковско-ньютоновский эмпиризм выдвинул программу построения точной науки о человеческой природе, согласованную с эм­пирической теорией познания и естественнонаучным мышлением, сле­довательно, свободную от метафизики и субъективизма. Новизна в поста­новке проблемы состояла в том, что исторический смысл социальной жизни рассматривается как соответствующий естественному закону и как про-


цecc самовоспитания человечества. Д. Локк, вцелом, продолжает линию Гоббса, акцентируя внимание на вопросах свободы, равенства, права, ра­зума, но вносит в нее идею принципиальной гармонизации личных и обще­ственных интересов, не нуждающейся в репрессивных воздействиях. Мо­ральные правила могут быть глубоко освоены индивидом на основе разума и состыкованы с его эгоистическими интересами.

Такой подход основывается па отказе Локка от противопоставления ес­тественного и разумного человека. Естественным он признает изначальное (природное) состояние равенства людей, при котором никто не имеет больше другого ни власти, ни права. Естественный — это человек, свобод­ный от гнета сословных ограничений и обязательств. Естественная свобода заключается в том, что человек должен руководствоваться «только зако­ном природы» (37, 2, 16). Главным показателем устройства социальной (social) жизни Локк считает право иметь и охранять индивидуальную соб­ственность — жизнь, свободу, имущество. Наличие собственности являет­ся характеристикой развитого человека и приобретается посредством ин­дивидуального труда. Различие в мерах труда обусловливает неравенство собственности. Отсюда вытекает потребность (социальный закон) в таком общественном (public) устройстве, которое должно способствовать приум­ножению силы, умения и безопасности обретения собственности, а так­же более справедливому ее распределению. Но ни господь, пи природа та­кого устройства не создали.

Разум подсказывает необходимость создания единого сообщества по со­глашению. Но это связано с сознательным ограничением свободы, то есть с созданием организованной системы законодательных гарантий, право­вого регулирования отношений между людьми. В этом смысл перехода из естественного (индивидуальная свобода, равенство) в гражданское (дого­ворное) состояние — объединение людей, при котором они управляют своими делами на основе общего суждения и решения. Таким образом, подобное общественное устройство основывается на принципе демокра­тии — согласии всех его членов, имеющих право голоса. Фиксирующий данное согласие договор — символ разума и возросшей социальной зрело­сти людей.

Общественный договор является формой отказа человека от его есте­ственных прав и передачи их государству. Последнее выступает как обще­ство, взятое в гражданском измерении: государство есть слуга народа и не должно выходить за рамки, обозначенные общественным договором. При этом правительство (власть) — это общественный механизм, претворяю­щий решения, принятые народом, в жизнь с целью достижения всеобще­го блага управляемых. Власть нуждается в контроле, то есть в ограничении ее возможного и действительного произвола (примером является законо­дательно-юридическая практика в Англии) Таким образом, власть никогда не должна становиться совершенно полной и бесконтрольной. Народ в рамках государства имеет суверенное гражданское право (избирательное право) сменять правительства, если они не исполняют (нарушают) об­щественный договор.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Эмпиризм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги