рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая экономия

Политическая экономия - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Дай Мне То, Что Мне Нужно, И Тогда Ты По­лучишь То, Что Необходимо Тебе....

Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе.

А, Смит

Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный переворот в экономическом хозяйстве и социальном уст­ройстве общества. На смену острым классовым конфликтам приходил ком­промисс, и революция, наподобие французской, была здесь невозможна. Исходя из идей общества как самобалансируюшейся машины (механиз­ма), А. Смит (1723—1790) и Д. Рикардо (1772—1823) разрабатывают модель «естественной экономики» в единстве с общественным устройством в эм­пирической науке — «политической экономии» (политейя — общественное устройство, ойкос — хозяйство, номос — закон). В последней закладыва­ются основы анализа экономической жизни общества, то есть через мно­жество частных фактов отыскиваются закономерности отношений движу­щихся масс продуктов и принципы управления этими процессами.

Потребности в управлении экономикой и ее регулировании в новых со­циокультурных условиях, воздействие на экономические и технические процессы, хозяйственные и общественные отношения обусловливали не­обходимость научного подхода к естественным экономическим законам и постижения механизмов их действия. Понимание различия между научны­ми суждениями, описывающими факты (эипиричсские данности), и мо­ральными суждениями, которые отражают чувства, открывало им путь к глубокому теоретическому объяснению капиталистического хозяйствова­ния. Смит и Рикардо формируют идеи его эффективного расчета: экономи­ческий и технический расчет, бухгалтерский учет, рентабильность про-


мышленного предприятия, количественные нормы труда, технологичес­кая (производственная и политическая) организация, администрирование (регулирование), контроль в утилитарных целях и др. Внедрение математи­ки в процесс открытия экономических законов допускало формализацию: применение формул, приемов ранжирования, классификации, статисти­ческого материала, количественных опытно-экспериментальных методов. Это свидетельствовало о высоком научном уровне эволюции и становле­нии социальной науки.

А. Смит определил политическую экономию как науку о богатстве, яв­ляющемся социальным результатом общественных затрат труда, то есть деятельности отдельного человека и всего общества в целях производства и потребления товаров (50). Подобно законам природы, экономические законы объективны и стихийны. При отсутствии внешнего вмешательства они поддерживают экономическую систему в равновесии — «естественной гармонии». Данная идея экономического либерализма обосновывает свободу экономики и торговли от вмешательства правительства.

Д. Рикардо разрабатывал идеи приоритета развития промышленного и товарного производства, трудовой стоимости как регулятора капиталисти­ческого хозяйствования, экономической анатомии классов, налогообла-жения и распределения благ между людьми в условаиях рыночной эконо­мики (53). При этом капитал рассматривается как совокупность средств производства (Рикардо), накопленный труд для дальнейшего производства (Смит).

В их работах рыночная экономика в фазе промышленного производства предстала как важный фактор исторического процесса:

— экономическое значение машинного производства становится оче­
видным;

— либерально-рыночная установка экономической конструкции созда­
ет равные для всех людей права добиваться своей цели;

— происходит сопряжение культурного и органического в обществен­
ной жизни (труд, социальность, духовность)

Политика выступает как инструмент выработки экономической поли­тики, способствующий росту производительных сил фирмы, государства, общества. При этом экономические отношения образуют общественные классы (Рикардо). Главным является распределение национального дохо­да между основными классами в форме оплаты, дохода, прибыли, ренты Государство как политический институт (конституция, право, закон, чи­новник-специалист) проводит экономическую политику, обеспечиваю­щую перспективы экономического роста и технического прогресса. В силу этого капиталистическое предпринимательство, рыночная экономика, промышленная и политическая организации обнаруживали связь между экономическим ростом, техническим прогрессом и расширением воз­можностей более свободной и зажиточной жизни для основной массы людей. В результате, закладывалась оптимистическая версия социально-технического прогресса и его перспектив и, соответственно, идея дири­жизма: организованного преобразования (реформирования) общества и руководства прогрессом.


2.4.2. Историография

...Всемирная история обнимает собой рас­смотрение последовательных успехов челове­ческого рода и прдробное изучение вызвав­ших их причин.

А. Тюрго

Зарождение историцизма в общественной мысли в XVIII в. связано с изменением представлений о предметной области истории в борьбе с от­живающим традиционализмом и консерватизмом. Традиционализм высту­пал как безропотное повиновение и следование императивам обычая и привычки, связанных временем. Поэтому прогресс (новации) всегда со­вершается ценой традиции (детрадициопализации). В этом плане процесс становления новационной капиталистической формы хозяйствования об­наруживал необратимый характер. Новая социальная действительность — современность — свидетельствовала о динамичности общества и совершен­ствовании человечества. Пошатнувшаяся вера в вечность обусловливала зарождение идеи социального прогресса входе истории. Прогресс предста­вал как неудержимое развитие от плохого к хорошему, которое актуализи­ровало проблему смысла и направленности всемирной истории (а не от­дельных народов).

Формирование историографии связано с именами Д. Вико(1668^1744), Ш.Монтескье (1689- 1755), А. Тюрго (1727-1781), Ж.-А. Кондорсъе (1743-1794) и др., чья вера в тождество законов природы и разума (природа ра­зумна, и разум естестественен) позволяла им включать человека в приро­ду и рассматривать общественную жизнь сообразно требованиям «есте­ственных законов». В результате, мир природы и мир истории более не про­тивостоят друг другу, органически сливаются в единой картине бытия. От­сюда вытекает, что в истории,как ив природе, имеет место повторяе­мость, единообразие в человеческом поведении. Поэтому история способ­на познавать универсальные (естественные) законы устройства и поддер­жания общественных распорядков как составной части естественного по­рядка (всеобщей связи) вещей. Она наделяется статусом науки.

Представители историографии выступают против традиционной фило­софии историиXVII—XVIII веков (Вольтер, Гсрдср, Гегель и др.), опираю­щейся на абстрактно-дедуктивны и метод (от общего к частному) в по­пытке открыть общие принципы и законы исторического развития челове­ческих обществ. Являясь частью философии, она дедуцирует свои положе­ния из философских постулатов (априори). Это предопределяет умозритель­ное спекулятивное рассмотрение общественного устройства, ведущее к глобальным обобщениям по поводу утверждения на земле «вечной иде­альной истории» человечества. «Чистый разум» с помощью чистого созер­цания вечной истины, достигающего абсолютного знания, конструиро­вал умозрительные концепции прогресса, которые оказывались чуждым действительности прожектерством.

Философский ум ищет в истории «разум», то есть закон и смысл, отсут­ствующий в разрозненных (индивидуальных) и потому неполных свиде­тельствах о прошлом. Поэтому исторические факты — это лишь эмпири-


ческий материал, который приводится в исследовании для иллюстраций идей, доказательств, полученных в результате философских размышлений При этом сначала излагается общий взгляд на проблемы исторического развития, где связывающим звеном выступает схема «чистых» понятий и законов. Затем последовательно рассматривается прогресс разума (абсо­лютного духа) в конкретных исторических мирах, где «чистые» понятия и законы наполняются конкретным содержанием. Стиль подобных размыш­лений заключает в себе насильственное обращение с историческими фак­тами в угоду предвзятой теоретической конструкции.

Таким образом, в философии истории шли от обобщений и сформули­рованных общеисторических законов к фактам. В результате, создавались умозрительные конструкции (идеи) прогресса, опирающиеся на абстрак­тно-философские (беспредпосылочные) рассуждения и нравственное со­знание. Поэтому философско-исторические учения наполняются идеоло­гизацией и морализаторством, превращающими эти учения в абстрактное долженствование и требование «нравственного самоусовершенствования» Сами философы — сочинители подобных утопических систем, в которых раскрывались «вечные устои» рационального миропорядка, представали в роли пророков, постигших «универсальный план» исторического движе­ния человечества и возвещавших его «граду и миру».

Представители историографии сравнивали историю с физикой, так как объектом научного познания является общий принцип — универсальный закон.

Чтобы обнаружить единство, общие тенденции (а не различия) истори­ческого процесса, необходимо обращаться к различным временам и на­родам и выделять вечное и неизменное, основанное на природе вещей. Открывающаяся при этом связь событий, их последовательная смена ука­зывает на то, что история цивилизации — это развитие общества как свя­занного целого. Теперь в поле зрения попадает материал и неевропейских цивилизаций и исторических эпох, что выводит на идею универсализма че­ловеческой природы и прогресса. Изучение сравнительно-исторического опыта человечества, сопоставление его с современностью являлось луч­шим способом приближения к первоосновам. Поэтому главная задача ис­ториографии заключалась в реконструкции «правдивого прошлого», его конкретных фактических состояний. Историк устанавливает как было, а не как должно быть сейчас в свете того, что было когда-то Этим подчер­кивалось, что история — это точная и беспристрастная специализирован­ная наука, а историк имеет дело с фактами, требующими эмпирико-тео-ретических процедур.

Однако прошлое воспринимается лишь как иллюстрация того, как было &ПЛОХО». Поэтому конструировать настоящее оно не может. Формируется убеждение о том, что человек по самой своей природе способен к беско­нечному совершенствованию (Копдорсьс), и в будущем наступят «счаст­ливые времена» для всех (Тюрго). Будущее — это ориентир для настоящего, ключ к счастью и благополучию человечества: оно связано с развитием хозяйственной жизни, становлением промышленного производства, рос­том человеческой активности. Продуктом человеческого развития, обес­печивающим личности удовлетворение ее «природных потребностей», дол-


жны стать гражданское равенство, человеческое достоинство и братство, экономическая и духовная свобода.

Для того, чтобы приблизить будущее, необходимо выяснять законы, управляющие движением устремлений народов по пути прогресса. Необхо­димо выяснение фаз исторического развития и их специфики, последова­тельности событий, в которых одно логически выводимо из другого. Пред­метом исторических исследований становятся рост наций, социальных ин­ститутов, проявление человеческого духа в хозяйстве, праве, науке и т. п. Историческая наука, раскрывая картину текущего (динамичного) време­ни, ход социальных изменений, преследует главную цель — вооружить че­ловечество умением поступать мудро и быть счастливым.

Формирование истории как науки базируется на обосновании изменчи­вости всего во времени и возможности разделять жизнь человечества на этапы (эпохи). В частности, А. Тюрго высказал идею этапно- стадиально го развития человеческой культуры, которая проходит три универсальных ста­дии: религиозную, спекулятивную и научную. При этом культура рассматрива­ется как продукт деятельности духа — Разума (закон и смысл). Поэтому история имеет положительное начало, в разуме человека заложены потен­ции лучшего будущего, в силу чего он вытупает как преобразующая сила исторической деятельности. Тюрго выступил с обоснованием тезиса о не­прерывном прогрессе человеческого разума. При этом он выходил за сферу разума и детально характеризовал его успехи, увязывая их с прогрессом области материального производства и экономической деятельности в це­лом. Исторический закон осуществляется в действиях людей, диктуемых их жизненными интересами и потребностями (выгодой и пользой) и сопро­вождасмых массой изобретений — бумага, стекло, ноты, вексель, компас и т. д.1. Тем самым Тюрго исключает перерывы в ходе истории, какими считали Средневековье и Возрождение. Последние, по его мнению, абсо­лютно необходимы, «дабы могли народиться истинная физика и высшая философия» (67, 140).

Исследователь имеет дело с историческим фактом — «историческим сви­детельством», дошедшим до нас сообщением о прошлом (а не чувствен­ным воспроизведением внешней реальности). Поданные свидетельства опос­редованы напластованиями длительной традиции и зиждятся на такой зыб­кой основе, как память. Поэтому историк не принимает сообщения источ­ников на веру, а оценивают степень их достоверности и ищет истину, руко­водствуясь методом2. Он как бы «судит» данные сведения и принимает дос­товерные, отвергая недостоверные. Таким образом, историческим фактом

1 От этой истории отделяется «неразумная» история предрассудков и заблужде­
ний, связанных с традицией. Последняя «завершает» развитие общества в какой-то
момент и признает его в качестве образца современности, обязательного и в буду­
щем.

2 Этим снималось характерное на рубеже XV11-XVIII веков пренебрежительное
отношение (антиисторизм) к эмпирической истории как базирующейся на шат­
кой опоре «памяти» и разрозренных свидетельствах о прошлом — его отражении в
занимательной литературе «особого рода» («поэтическая история») Но такая трак­
товка исторической науки базировалась на том, что в ней ошибочно исторический
факт смешивался со свидетельством источника.


становится лишь проверенное свидетельство (а не свидетельство источника), истинность которого удостоверяется в ходе исследования. Произведение по­нимается не через прочтение (впечатление), а через осмысление прочитан­ного. Такой подход реализовывал стремление построить историческое науч­ное исследование по канонам нового естествознания.

В силу этого факты исторической науки — не исходный материал, а результат познания, вывода, то есть умозаключения. Поэтому история яв­ляется наукой, то есть делом мышления и поиска истины. Она отбрасыва­ет «философию истории», так как не нуждается в умозрительных фило­софских построениях, ищущих в истории «разум» и сами по себе требую­щих обоснования. Субъект исторического познания сам органически вклю­чен в поток исторического процесса и, следовательно, не может быть сто­ронним наблюдателем и «чистым» созерцателем вечной истины. Историк активно ищет истину, руководствуясь определенным критерием (методом) и выносит «приговор», опирающийся на проверенное свидетельство — до­стоверный эмпирический материал.

История получает исследовательскую базу — документальный, эмпири­ческий материал (оригинальные документы, аутентичные первоисточни­ки, статистические материалы и т п. Это обусловливало использование тех­ники исследования, аналитического инструментария как научной нормы, чему следовало специально обучаться. Требование «демонстрации» доказа­тельств, допускающих верификацию, превознесение математики как «об­разцовой науки» способствовали становлению истории как науки, то есть деятельности, опирающейся на аналитическое мышление и поиск истины с использованием верифицируемых опытным путем гипотез. Систематиза­ция, группировки эмпирического материала позволяли устанавливать и сравнивать исторические факты, подобные математическим величинам: они содержат истину, надо только дать ей возможность себя проявить. Дан­ный материал открывал возможность рассматривать «крупным планом» происходящие вокруг исторические события. Выводы же должны напраши­ваться из сцеплений этих событий.

Таким образом, поле приложения методов позитивного познания на­много расширялось, включая в свою сферу социально-историческое по­знание. Прикладной характер извлечения из обозримого хода истории ее общего смысла заключался в том, чтобы указать человечеству путь к са­моусовершенствованию. Прогрессистски-оптимистические концепции ис­торического процесса, бывшие умонастроением просветителей, обеспе­чивали общественный интерес к историографии. На этом фоне метафизи­ческие, спекулятивные обозрения исторических судеб человечества вос­принимались как суррогат социального познания.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая экономия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги