Новации в социологии Г. Спенсера - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Подчинение Всех Явлений Неизменным Естественным Законам, Открытие И Сведе...
Подчинение всех явлений неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших усилий.
Г. Спенсер
Герберт Спенсер (1820—1903) продолжил коптовскую линию формирования социологии и заложил ее англо-американскую ветвь. Он получил техническое образование, некоторое время работал инженером, а затем в редакции журнала «Экономист». С 1860 г. живет литературным трудом (кабинетный ученый), реализуя грандиозный проект «Синтетическая философия», куда вошли главные произведения: «Основные начала» (1862) и «Основания социологии» (1876—3896). Испытывая финансовые затруднения, длительные периоды нервного расстройства, придерживаясь принципа «умственной гигиены», Спенсер завершил задуманное в 1896 г., потратив на это 30 лет. Так рождается гений.
Спенсер исходит из тезиса о непознаваемости Сил (сущность, первопричина), которые лежат в основе всей Вселенной, за пределами нашего чувственного восприятия. Внешний реальный мир явлений существует и признается на уровне здравого смысла. Но в то, что есть вне сознания, нам не дано проникнуть, а, следовательно, достоверно знать. Материя, движение, сила и т. п. являются лишь символами Неведомой реальности, природа которой во времени и пространстве навсегда остается непостижимой (27, 39). Это тайна, скрывающаяся «позади» всех явлений.
По отношению к ней философия, религия и наука одинаково равны и в силу этого противоречия между ними снимаются. Ни идеалисты (спиритуалисты) или материалисты (догматики), ни религия или атеизм не дают понятных для нашего ума объяснений, касающихся этой проблемы. Поэтому данные учения должны быть признаны несостоятельными. Наука же ограничивается областью возможного опыта, образующегося в результате связи внешнего мира с миром сознания. Поскольку есть непознаваемое (аг-
ностицизм), сфера познания ограничивается различными состояниями сознания: наше знание (познание) носит феноменологический (в духе Юма) характер (27, 90). Поэтому наука лишь систематизирует наш опыт, но не расширяет его границ. В этом плане ни агностицизм, ни религия не противоречат научным занятиям.
Спенсер выдвинул концепцию «преобразованного реализма», который отличается от реализма тем, что не отождествляет реальность (вещь — в — себе) с чувственно-воспринимаемой ее картиной (вещь — для — нас), Рельность — это «постоянство в сознании» (27, 91): реальные объекты в ощущении и мысли предстают как «впечатления и идеи» (состояния сознания), которые являются формами непознаваемой Силы. Отсюда и истиной оказывается не соотношение мысленных образов (абстрактных идей) непосредственно объективной реальности, а лишь согласие между двумя видами представлений —- «впечатлениями» (энергичными) и «идеями» (слабыми) (27, 79).
Позитивизм Спенсера направлен на элиминирование из научного знания вопросов, связанных с метафизикой (сущность, первопричины и т. п.), и достижение «объединенного» знания — синтеза знаний (27, 76). Это главная проблема новой «синтетической философии». Последняя занята созданием общей картины мира явлений и открытием основных его законов. Под ними он понимает лишь фиксацию внешних связей, функциональных зависимостей между явлениями. Новая философия хоть и переходит границы обыденного знания, но ограничена пределами возможного опыта. Эта область принадлежит науке и исключает проблемы философского мировоззрения (метафизики). Синтетическая философия складывается из объединения законов и выводов конкретных наук, довольствующихся лишь внешними явлениями. Таким образом, новая философия тоже является научный знанием, но только высшей степени общности. Спенсер различает два вида философии: а) общую, синтезирующую общие истины, опираясь на частные, для иллюстрации и доказательства всеобщих; б) частную, применяющую все общие истины для уяснения и истолкования частных. В этом смысл позитивистского интегрирования философии и конкретных наук на основе исключения из первой традиционной философской проблематики. Новационным в такой постановке вопроса о соотношении философии и науки является акцентирование Спенсером (как и Контом) аспекта,чем философия обязана науке, то есть что наука дает философии. Последователи же традиционной философии (науки наук) ведут разговор лишь о том, что она дает конкретным наукам.
Проблема синтеза знаний на фоне возрастающей дифференциации науки актуализирует вопрос ее классификациис учетом нового материала второй половины XIX в. Спенсер предлагает собственный вариант (стр. 159),
Новые открытия (растительная клетка — Г. Шлейден (1838), клетка в телах животных — Т. Шван (1839), рождение из яйца как из клетки -Н. Кслликер (1843)) выявили биологическую обусловленность всего живого. Открытие генетического родства органического мира раскрыло единство природы (включая человека и общество) в одно связанное, изменяющееся и развивающееся целое (а не уникальное творение «высшей силы»).
Науки
| Виды
|
Логика
| Абстрактные
|
Математика
| Абстрактные
|
Механика
| Абстрактно-конкретные
|
Физика
| Абстрактно- конкретные
|
Химия
| Абстрактно -конкретные
|
Астрономия
| Конкретные
|
Геология
| Конкретные
|
Биология
| Конкретные
|
Психология
| Конкретные
|
Сопилогогия
| Конкретные
|
Поэтому Спенсер рассматривает биологию1как главную конкретную науку, изучающую законы, действующие во всех сферах жизни. Эволюционная биология связала воедино онтогенез и филогенез в индивидуальном развитии (evolution — эволюция) и увидела в нем исторический (генетический) продукт2. Таким образом, была открыта возможность применения биологических законов и методов к изучению явлений псхической и социальной жизни.
В свою систему Спенсер (в отличие от Конта) включает и психологию как самостоятельную науку. Он исходит из наличия соотношения между физическими силами и ощуще?шями, но сам процесс перехода первых (энергии) в факт сознания остается непостижимым. Реабилитируя психологию, он выделяет два языка: объективный язык науки — язык объектов и психологизированный — язык впечатлений.
Биологический редукционизм
В отличие от Конта, Спенсер «надстраивает» социальный опыт над биолого-психологическим, означающим его переход от физикализма (механицизма) к биологическому редукционизму, в истолковании социальных явлений. В действиях людей и общества существуют определенные связи и силы, приводящие к комбинациям последней. Социологиякак наука призвана узнать механизмы их проявления и сущность их законов. Биологический редукционизм Спенсера проводит прямую аналогию между живым организмом и обществом — социальным организмом: эпидерма — армия; нервная система — организация производства; сосудистая система — сред-
1 Родоначальником термина «биология» является Ж.-Б. Ламарк (1774—1829), со
здатель концепции трансформизма и эволюции органическом природы, позволив
шей восстановить целое живой природы («лестница животных») по сохранивш!шся
ископаемым частям. В развитие биологии внес свой вклад и его противник Ж.
Кювье (1769—1832), создавший концепцию корреляции частей организма, позво
лившую воспроизводить целое по частям (животное по косточке).
2 В 60-е годы XIX века Э. Геккелем и Ф. Мюллером был открыт биогенетический
закон, согласно которому онтогенез (индивидуальное развитие) организма повто
ряет филогенез (историческое развитие). Этим доказывался линейный, необрати
мый хараетер естественного (эволюционного) роста организмов, в том числе и
социальной эволюции.
ства коммуникации; система питания — товарообмен; кровяные частицы — деньги и т. д. Данный организмическии подход ориентирован на рассмотрение общества как целого (организм), находящегося не столько в динамике, сколько в статике и стремящегося к оберсганию, сохранению исторически сложившейся целостности — равновесия.
Новация Спенсера, опирающаяся на эволюционистскую биологию, расширяет возможности в изучении социальных явлений. В частности, это касается вопросов естественного процесса организации и преобразования общества, его социальных институтов, развития таких сил, которые наилучшим образом приспособлены для борьбы за существование. «Можно прямо сказать, что изучение социологии бесполезно, если, на основании того, что уже было, нельзя вывести заключения о том, что должно быть; и что наука об обществе вовсе не существует, если се обобщения^ относящиеся к прошлому, не проливают света на будущее и не дают нам указаний, с которыми мы должны сообразоваться в своих действиях» (28, 2, 696).
Все темы данного раздела:
К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем прошлом.
И. Хейзинга
Завершается время экстенсивного становления отечественной социологи
Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее.
Лев Диакон
Историко-философский процесс возникновения и становления научного знания занимает длительный
Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее.
К. Леей- Стросс
Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический многофункциональный
Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо
Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых положениях.
Аристотель
Дальнейшая рационализация
Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельности. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в
Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть.
Цицерон
Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н
Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует литературный расцвет, связанный с колоссальными фигу
Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой культуры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п
Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разворачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного
Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образцы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования духовного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С
Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Северной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског
Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем.
М. Монтенъ
Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшествует. Без данного зна
Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов.
Р. Декарт
Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разрабатывают спос
Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило
Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты получишь то, что необходимо тебе.
А, Смит
Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии произвела полный перево
Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь,
святая ложь и статистика.
Б, Дизраэли
Особое место в формировании социального познания занимает статистика. Он
Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным местом политики, поскольку мир будет единственной политикой государства.
А. Сен-Симон
Пионером в обозначении «современного» обще
Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах.
П. Сартр
Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной хара
Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на постулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Вещество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение
Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более грубые, чем ошибки какой-нибудь тупицы.
Н. К. Михайловский
Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой явились
Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак коммунизма.
Х.Маркс— Ф.Энгельс
История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд
Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие.
К. Маркс
Поиск теоретико-мет
Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, основоположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал
Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением проблемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познавательной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по
Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основоположники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико
Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной н
Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство действительной жизни.
Ф. Энгельс
Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса
Общественное бытие
и общественное сознание
Географическая среда и народонаселение
Коммунистический строй
— общественная собственность
— централизованное плановое хозяйство
— равные потребности масс
— превращение труда в самодеятельность (потребность)
— человек р
Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действительности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, манящие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная
Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич
Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии общества живому организму и пр
Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все времена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал
Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущности мира какой-либо метафизической системой и доказать общезначимость этого познания.
В. Дилыпей
Кредо новой философии — «по
Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета
Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни.
В. Дилыпей
Во второй половине XIX века акт
Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психологизацией.
Г. Тард
Индустриализация западного общества обусловливает его трансформаци
Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессиональных психологов и их ничтожный практический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключительно изучению ума и оставляют поч
Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору.
Г. Тард
Г. Тард проводит индивидуалис
Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее
Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь малую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от наблюдателя, но является скрытым двигателем больши
Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы.
Г. Лебон
Г. Лебон рассматривае
Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, удастся ли когда-либо найти «законы исторических событий» в смысле законов естествознания.
В. Вундт
Немецкая школа социол
Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-молекулярные процессы внутри человеческого материала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1.
Г. Зиммель
Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как воссоздание субъективности — душевного акта, происход
Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно общество?» В исторической реальности содержание (общественно оформленный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми
Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В частности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития
Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее
Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное».
Л. фон Визе
Основу историко-социальной концепции
Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталистического духа заложена тенденция, стремящаяся разлагать и убивать его изнутри.
В. Зомбарт
Упорядочение всего необозримого ф
Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и много другого. Он составляет шелковую основу капиталистического духа.
В. Зомбарт
Современный капитализм
В направленном на получение прибыли капиталистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции развития безграничной и беспощадной наживы.
В. Зомбарт
Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух создателем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ?
В. Зомбарт
В р
Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не может сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода.
В. Зомбарт
В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н
Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, примыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз
Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма
Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую позицию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капитализма1. Он связывает религиозное умонастроение
Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капиталистических интересов.
1) Само гос
Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных.
Геродот
Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм
Новости и инфо для студентов