рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учение эволюции

Учение эволюции - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Обращаясь К Проблеме Эволюции (Развития) Спенсер Опирается На По­стулаты Неун...

Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение направляется по линии наибольшего притяжения и наименьшего сопро­тивления. Формы проявления и превращения сил подчиняются опреде­ленному ритму (периодичности) — возникновению, формированию и ис­чезновению. Поэтому правильное познание любого объекта возможно толь­ко с учетом истории его превращений. Биологи затор ство изменяет подход к прогрессу, который понимается Спенсером лишь как просто нарастаю­щее развитие (эволюция), при определяющей роли внешних факторов и без оценочного смысла. В силу этого он критикует контовский закон трех стадий (динамику) развития «разума» как след гегелевской «метафизики».

Видоизменения, охватывающие неорганические — органические — пси­хические — социальные сферы, происходят последовательно по уровню возрастания организации (а не разума) от низшего к высшему. Данная идея саморазвития исключающая креационизм, насилие и диктат, составляет основу доктрины эволюционизма, которую Спенсер подкрепляет огром­ным эмпирическим материалом'. В результате, эволюция предстает как за­кономерный, органический, внутренне направлений процесс изменений. Он протекает во времени па основе естественного отбора, где каждое пос­ледующее обусловлено всем предыдущим, то есть это не предмет свобод­ного выбора.

Существует некий естественный и необходимый мировой порядок, ко­торому как раз и надо позволить проявиться. Отсюда вытекает лозунг: «Не мешайте естественному ходу вещей». Абсурдно создавать партии ускорения или замедления затмения солнца. Больше того, любое вмешательство ве-

1 Спенсер создаст свою концепцию независимо от учения Ч. Дарвина (1809—1882) об эволюци органического мира, опиравшегося па явления изменчивости и объяс­няющего развитие организмов лишь как частный случай всеобщего развития.


дет к нарушению естественного хода эволюции и расценивается как нега­тивный (реакционный) акт, способный вызвать хаос разложения.

Суть процесса эволюции в том, что при переходе от низших к высшим формам жизни путем выработки новых форм увеличивается приспосабли-ваемость внутренних отношений в организме к внешней для пего среде. Дело здесь не в том, что среда была создана таким образом, чтобы соот-ветсвовать живым существам. Наоборот, сами живые существа изменялись так, чтобы соответствовать окружающей среде. Новые формы как резуль­тат активного саморазвития усиливают адаптационные ресурсы организма и разнообразные медитаторы (посредники): физические, химические, био­логические и др. При этом истощение адаптационных ресурсов ведет к ги­бели организма. Отсюда вытекал тезис эволюционизма: «Приспособиться или погибнуть!»

В таком значении адаптация обусловливает целенаправленность в разви­тии природы как возрастание организации в приспособлении к определен­ным условиям (а не мудрость провидения). Изменения организации спо­собствуют лучшей реализации внутреннего потенциала организма, согла­сованности основных элементов целого, взаимосвязи его структуры с внеш­ней средой.

Эволюционную биологию Спенсер приложил к социальной сфере, обо­сновывая тем самым принцип: общественные процессы — это продолже­ние биологических процессов. Поэтому все законы науки он свел к одному — всеобщему законуэволюции: «Эволюция — есть интеграция вещества, которая сопровождается рассеиванием движения и в течение которой ве­щество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однороднос­ти в состояние определенной связанной разнородности, а сохраненное веществом движение претерпевает аналогичное превращение» (27, 237). При этом необходимо отмстить, что Спенсер понимает развитие как возник­новение нового, опираясь на постулат различия (в противовес контовско-му единству). Последнее обеспечивает устойчивое состояние — равновесие системы (все однородное аморфно). Закон эволюции и постулат различия составляют суть спенссровской социологии: это наука о надорганической эволюции, главным методом которой является сравнение развития раз­ных стран и народов.

Равновесие определяет движущие силы и направление эволюции. Движу­щая сила — это антагонизм противополжно направленных сил. Их равно­действующая (уравновешивающая) указывает общее направление и опре­деляет предел эволюции организма. Поэтому, как формулирует Спенсер, «мы всюду открываем стремление к равновесию» (27, 313).

Однако неодинаковое воздействие внешних факторов па разнообразные части целого ведет к тому, что его равновесие утрачивается и наступает разложение (одряхление). Результат определяется преобладанием одной из этих сил, одного из наличных факторов (среды или агрегата). Но и оно не является окончательным для развития. В силу постоянства движения и не­уничтожимое™ вещества происходит непрерывная перегруппировка имею­щегося в наличии материала, формирующая стремление к равновесию Это обусловливает вечныйритм (чередование между собой) равновесия и


разложения, притяжения и отталкивания, интеграции и Дифференциации (27, 324). В результате образуется единая неделимая прогрессия — увеличи­вающаяся приспосабливаемость внутренних отношений агрегата к внеш­ней среде. Она закрепляется опытом предшествующих организмов, обес­печивает трасформацию от низшего к высшему. Подобное развитие свиде­тельствует о необратимости изменений органического мира (mutalis mutandis). Отсюда вытекает, что в прошлом уже происходили эволюции, аналогичные современным, и что в будущем можно ожидать такого же рода последовательных эволюции. Все они тождественны по своим основа­ниям и всегда различны по своим конкретным результатам1. Овновные черты процесса эволюции.

1. Линейнаяконцепция развития предстает как переход от бессвязаннос­
ти к связанности, как интеграция (концентрация) рассеяных элементов
без обратной связи. Данное объединение (конвергенция) расходящихся ча­
стей образует новое целое. В его рамках части становятся зависимыми друг
от друга: изменение одной часги ведет и изменения в других.

2. Дифференциациякак переход от однородного к разнородному, нарас­
тание разнообразного (структуры) внутри системы (однородное многооб­
разие). Через дифференциацию протекает развитие от простейших к слож­
ным организмам, с разделением органов и функций. В частности, биологи­
ческий покров Земли делится на царства и подцарства, типы, классы, от­
ряды, семейства, роды, виды и особи. Именно в отдельном живом организ­
ме, имеющем внутри— и вневидовые связи, природа нашла прогрессиру­
ющую единицуэволюции. При этом природа в последнюю очередь обуслов­
ливает строение агрегатов, вперед состоящих из этих единиц. Поэтому если
дан характер единиц, то и характер агрегата уже определен.

Спенсер закладывает структурнуюперспективу в социологии, опираясь на понятия «структура» и «функция», получившие развитие в биологии.

Рассматривая организм как отношение между целым и его частями, он различает «функцию» (выполнить что-либо), определяющую характер вза­имодействия различных частей при жизнедеятельности организма. Под «структурой» он понимает стабильные отношения, которые господству­ют между целым (организмом) и его частями. Связывая свои представле­ния об обществе с живым организмом, Спенсер предвосхищает социоло­гическое применение представлений о структуре и функциях в холистско-системном, стуруктурно-функциональном анализе социальных явлений.

3. Возрастание порядка(упорядоченности) как переход от неопределен­
ности к определенности. В результате борьбы за существование происходит
отбор (селекция) устойчивого в направлении наименьшего сопротивле-

1 В рамках эволюционистских представлений в XX в. формируются концепции циклического развития (О. Шпенглер), исторического круговорота (А. Тойнби), циклической флуктуации трех социокультурных типов (П. Сорокин). Они допол­нялись теорией конвергенции как схождения различных типов культур на основе сближения противоположностей, либо поглощения одной из них другой.

Наряду с ними сформировалась нелинейная концепция, рассматривающая мир как волновой, пульсирующий, системный (наличие обратной связи) процессы.


ния внешней среде. Поэтому организация возрастает естественным путем, а не производится искусственно. При этом эволюция происходит через про­цесс медленных, постепенных изменений, незаметных градаций1.

2.2. Индивидуалистическая концепция общества

Организмический подход к обществу позволяет Спенсеру представить его как «социальный агрегат», похожий на индивидуальный организм. Дан­ная аналогия составляет основу биогенетической концепции генезиса об­щества и его естественного роста, подобно органическому росту2 (28, 1, 287). Во-первых, оно возрастает (а не искусственно производится — Гоббс) в размерах: растет концентрация людских масс с одновременным террито­риальным «расширением» сферы их влияния По мере развития составные части увеличивают взаимозависимость, обусловливая интегральное целое (новую целостность). Во-вторых, общество внутренне дифференцируется: масса населения приобретает структурную разновидность, разделение тру­да, индивидуальную свободу и т. п. В-третьих, возрастает (усложняется) его организация: реагирование на внешнюю среду ведет к росту стремле­ния сохранить стабильность общества — порядок. Это является одной из важных пружин, поддерживающих функционирование мирно-эволюцион­ного механизма социальных процессов. Поэтому судьба человечества зави­сит не от существа вне его или над ним, а лишь от него самого.

Социальный организм состоит из трех основных частей:

регулятивная система для осуществления управления и контроля об­
щественной жизни на основе страха: перед живыми его поддерживает госу­
дарство, а перед мертвыми — церковь (28, I, 273);

поддерживающая система церемониальных институций — статус, ранг,
которые формируют чувство субординации, регулирующее социальные
отношения;

- дистрибутивная ситема для поддержания сотрудничества в достиже­нии общей цели принудительно (военное общество) или добровольно (про­мышленное общество).

В социальной жизни проблема корреляции между обществом и средой выражается через закон выживания наиболее приспособленного и одарен­ного (социальные структуры, институты, организации, ценности и т. п.),

1 Данная ориентация найдет применение в концепциях XX в.: а) «малых дел» — частичных, поэтапных изменений социальных систем, отражающих мудрость под­линного прогресса, заключенную в развитии мелкомасштабных технологий (Б Стоукс, Е. Шумахер и др.), б) «открытого общества» (К, Поппер), в котором социальные новшества совершаются через постепенную «частичную работу» с опорой на социальные технологии как альтернатива радикальным и глобальным соци­альным преобразованиям в «закрытых» (тоталитарных) обществах.

' Данный подход к мирно-эволюционному развитию общества Спенсер направ­ляет прежде всего против людей, «увлекающихся» революционными (социалисти­ческими) идеями радикального переустройства общества, ибо борьба классов («со­циальная болезнь») нарушает «естественную» тенденцию общества к внутреннему равновесию.


реализующего себя в управлении жизнью и трудом в общественной дина­мике. При этом активизация мышления, приращение знаний ведут челове­ка к целенаправленным (цель, мотивация) действиям по изменению соци­альной среды. Эволюционные процессы общественного организма могут быть остановлены или расстроены, но не могут быть улучшены искусст­венным путем. Общество, как и все живое, имеет основополагающие по­требности (функциональный реквизит), которые должны удовлетворять­ся (28, 1, 302). Существующие социальные институты и поведенческие типы Спенсер рассматривает как выражение данных потребностей, то есть как выполняющие необходимые функции в структуре общества. По Спенсеру, человеческие желания, используя разум для их удовлетворения, действу­ют приблизительно одинаково. Задача социологии, изучающей естествен­ные связи в отношениях между людьми, соединенными в общество (еди­ное целое), заключается в установлении и объяснении их функциональ­ной и структурной дифференциации.

Вместе с тем, Спенсер считает, что отличие общества от обычного биологического организма — в четко выраженной обратной зависимости: общество (целое) существует для нужд индивидов (части). В данном ключе он разрабатывает либеральную триаду «свободные индивиды — государство — рынок» при господстве меньшинства (сословия управляющих), органи­зующего труд и жизнь большинства.

Индивид.Прогрессирующей единицей общества является индивид. Разли­чия (индивидуальность) между отдельными людьми столь же велики, как и между биологическими особями. Но у человека появляются искусствен­ные медитаторы для физического (предметы) и психического (знаки) по­средничества между реальным миром и сознанием. Предметы (орудия) со­ставляют искусственную материальную среду для человека. Знаки (психи­ческие инструменты) выделяют человека как целый вид из биологическо­го ряда. В результате, один человек способен сделать такие открытия, вне­сти такие изменения в жизнь себе подобных, которые у животных по си­лам только биологическим видам. Поэтому роль индивида по отношению к обществу является приоритетной.

Обществоу Спенсера — это вторичное и безусловно подчиненное инте­ресам отдельного человека образование. Оно создается составляющими его индивидами (воля и разум) и определяется характером последних (28, 1, 2S2). Характер, в свою очередь, определяется в процессе взаимодействия данного народа (основного населения страны) с условиями окружающей среды и отбора сил, лучше приспособленных к борьбе за существование. Формирование индивида (онтогенез и филогенез) определяется всем на­капливаемым опытом рода. Движущей силой формирования является про­тиворечие между безусловным стремлением человека к счастью и вынуж­денным трудом. Направление эволюции — это освобождение человека от подобного труда и превращение работы в инструмент достижения счастья. Последнее реализуется по формуле: «Живи для себя!». Польза от работы должна возвращаться к носителю человеческой деятельности немедленно. Никаких откладываний до наступления будущего. Для меня! Будущие по­коления сами позаботятся о себе.


Стремление индивида к счастью базируется на нормальных (справед­ливых) отношениях между «заслугой и вознаграждением». Поэтому дос­тижение общего счастья возможно только через заботу о собственной выгоде. Это стремление основывается на законе равной свободы: делай, что хочешь, если не нарушаешь свободу других делать то, что они хотят. Поэтому естественно стремление людей к такому обществу, которое в большей степени может обеспечить индивидуальную сободу и удовлетво­рить растущее многообразие запросов прежде всего человека, а лишь за­тем гражданина.

Эволюция общества по Спенсеру — это серия приспособительных реак­ций структурированного целого как ответ на давление конкуренции между его составными частями и на влияние внешней среды (а не случайные мутации). В результате отбора всего полезного и нужного формируется при­способительное поведение индивидов по отношению к интитутам своего общества, которое в процессе развития проходит различные фазы (состо­яния). Спенсер выделяет основные типы обществ1.

1) Воинственное(низшее) общество, в котором государство является
больше инструментом насилия, чем регуляции. Правительственно-воен­
ная организация (деспотическая власть) порождается войнами между об­
ществами и развивается ими же (28, 1, 327). Военная дисциплина немину­
емо предполагает деспотизм и строгость, поэтому устройство воинствен­
ного общества аналогично устройству армии: «войско есть не что иное,
как мобилизованный народ; а народ — не что иное, как распущенное по
домам войско» (28, 1, 129). Являясь естественным порождением, военное
общество противочсловсчно (как и сама природа): общество поглощает
личность, обусловливает ее жизнь для вынужденного труда — это «жизнь в
казарме».

2) Промышленное (высшее) общество как результат торгово-промыш­
ленного развития индустриального типа, которое ведет к гражданскому
равенству (демократическая власть) и благополучию. При определяющей
ценности промышленного производства происходит эволюционный сдвиг
к обществам более высокого типа, чем военное. Это неизбежно, как появ­
ление корней и листьев у растений. Промышленное соперничество отме­
няет войны как потерявшие свой смысл. В промышленном обществе гла­
венствует принцип добровольной кооперации (28, 1, 352): последняя слу­
жит членам общества, обусловливая их работу для счастья, —- «жизнь по­
эта». Такой порядок более всего служит и-нтересам индивида в гражданском
обществе, в котором роль государства падает.

Государство. Признание за индивидом прав на свободу действий в извес­тных ее ограничениях приводит Спенсера к рассмотрению роли государ­ства (Личность против государства. 18S4)2. Последнее берет на себя задачу служить благосостоянияю индивидов, обеспечивать условия добровольно-

1 Наряду с данной, Спенсер применяет и другую классификацию обществ па
основе степеней их сложности' простые, сложные, вдвойне-сложные, втройне-
сложные и т. д. (28, I, гл. X).

2 В России данная работа была переведена и вышла под названием: «Личность и
государство. — СПб.: 1908.


го сотудничсства между работодателем и работником па основе закона равной свободы. В силу того, что государство существует для блага индиви­дов, их воля имеет верховный характер и определяет социальные институ­ты и организацию. В этом он принципиально расходится с Коптом.

Характер народа (массы граждан) как результат среднего уровня чело­веческого развития в данное время обусловливает и соответствующий ха­рактер административной власти. Последняя всегда противоречит челове­ческой природе Поэтому вера в божественное право парламентов, прави­тельств является, по Спенсеру, великим суеверием своего времени. На при­мерах Германии и Франции он показывает, как стремление расширить пра­вительственный контроль ведет назад — к военному типу общества. Отсут­ствие у парламентов и правительств необходимых знаний по социальным вопросам оборачивается бедами для народа. Их забота о воображаемом благе государства как условии достижения благополучия людей, ведет к расши­рению его власти и ограничению свобод граждан. При этом правительствен­ные учреждения, своими пороками бюрократической рутины и инертнос­ти, напоминают перевернутый фильтр: туда заливаете чистую воду, а отту­да вытекает грязная вода. В силу этого гражданский долг предписывает со­противляться безответственному правительству и его чрезмерным притя­заниям (28, 1, 355).

Рынок.В индустриальном обществе торгово-промышленную конкурен­цию (выгоду) и экономически-политическую свободу определяет и обес­печивает рынок, построенный на законе спроса и предложения. Спенсер в противовес Копту, эту идею можно выразить в формуле: «Меньше государ­ства — больше рынка»1. Предоставленный самому себе, он стихийно (ес­тественным путем) обеспечивает всеобщую гармонию, которая наруша­ется лишь вмешательством несовершенных законодательных актов. Попытки же регулирования соотношения между спросом и предложением неизбеж­но заканчивались провалом, увеличивая зло и вызывая новые бедствия.

На основе рыночной саморегуляции значимость государственных форм становится все более сомнительной. Индивидуальная активность и добро­вольная кооперация значительно больше способствуют социальному раз­витию, чем работа под контролем правительства. Спенсер считает, что и дальше все более важные функции будут выполняться организациями, не входящими в состав правительственных структур. Будут возрастать индиви­дуализация, частная инициатива, кооперативные начинания. Функции го­сударства в такой ситуации должны состоять в охране индивидуальных сво­бод и прав граждан, в урегулировании конфликтов. Тем самым, до своего отмирания оно должно существовать только для блага «общественных еди­ниц». Спенсер считает возможным осуществление и третьего этапа соци­альной эволюции, которая приведет к новому типу общества (но только не к социализму).

1 Данная формула является базовой для развития концепции монетаризма, обо­сновывающей либерально-реформистское совершенствование социальной систе­мы, ослабляющей опеку государства над частным бизнесом и предприниматель­ством и предоставляющем главные процессы жизнедеятельности общества воздей­ствию экономических мезанизмов «сободного рынка».


Социализм

Спенсер критикует взгляды на общество как на искусственно создан­ный агрегат, которые осуждают конкуренцию, сихию рынка, приписывая последним «злобу и зависть». Отсюда стремление исправить рынок посред­ством вмешательства в естественный ход вещей (порядок), что ведет к труднопредсказуемым последствиям. В частности, коммунисты, абсолютно уверены, что можно «лепить» государство как угодно и экспериментиро­вать над массами людей. Поэтому, по мнению Спенсера, социализм пре-ставляет угрозу движения назад к военному обществу. Спенсер негативно относится к мечтам «Носителей красных флагов» о замене промышлен­ного строя предполагаемым ими новым — социалистическим (28, 2, 704). Однако такой строй как идеальная система совместной жизни и труда, родственен примитивным политическим системам, которые преобладают у многих нецивилизованных и отсталых народов. В них отсутствие частной собственности уравнивает всех без разбора, ослабляет личный интерес как мощную побудительную причину к труду и сближению и поощряет лен-ность (28, 2, 688). Люди живут по правилу: «Ешь и пей, ибо завтра умрешь». Как результат, подобные общества (в том числе и славянские семейные общины) приходят в упадок и вымирают.

Социалистичекая идея «от каждого соответственно его способностям, каждому соответственно его потребностям» ведет к нарушению естествен­ного закона прямой пропорциональной зависимости между заслугой и воз­награждением. Уравнивание выгод, в свою очередь, ведет к тому, что мате­риальное положение низших (управляемых) будет постоянно повышаться за счет понижения материального благосостояния высших (управляющих) (28, 2, 691). Тем самым уничтожается естественная свобода извлечения индивидом выгоды из своих способностей для себя лично. Жизнь единицыпоглощается жизнью агрегата:индивид увядает, а государство растет, что ведет в конечном счете, к угасанию общества. Таким образом, социализм останавливает развитие высокоорганизаванного общества и поворачивает назад рост менее развитого.

Чтобы управлять жизнью и трудом при социализме, необходимо насиль­ственное принуждение людей по типу военного. Отмена частной собствен­ности сопровождается нарушением справедливого правила пользования результатами своих действий на нормальных отношениях между заслугой и вознаграждением. Общество забирает весь труд личности, а затем распре­деляет ей из общего достояния ту часть, которая будет назначена. Этим оно подчиняет себе личность и делает ее своим рабом. Поэтому за идею социализма крепко держатся там, где процветает активный милитаризм. Однако, в конечном счете, подобная административная организация об­разует новую аристократию (бюрократию), отличающуюся от классов, представляемых в теориях социалистов. Социалистическая теория и прак­тика перестают быть нормальными, как только общество приближается к типу по преимуществу промышленному.

Раскрывая суть социализма как величайшего несчастья, ожидающего мир, Спенсер не видит возможности задержать развитие общества в этом на­правлении. Надвигающаяся социальная революция, считает он, приве­дет-таки к коммунизму («грядущему рабству»), который кончит самой


резкой формой своего деспотизма — торжеством прав и функций государ­ства1. Вместе с тем, развитие (эволюция) человечества, пройдя социалис­тический период, вернется к направлению индустриального типа, свобод­ному от черт военного. В нем будет достигнута гармония человеческой при­роды и условий человеческой жизни.

Социология Спенсера подверглась одновременной критике справа и слева. Правые (либералы) обвиняли его в реакционности за предостережения от чрезмерной веры в существующую административную власть, занятую расширением функций государства и, соответственно, ограничением сво­боды и прав личности. Левые также считают его реакционером за неприми­римое отношение к социализму, к искусственной организации жизни и труда на основе противоестественного принципа общественной собствен­ности и эгалитарного равенства.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учение эволюции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги