рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Категории исторического материализма

Категории исторического материализма - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов ГруппаОбщих Для Всех Ступеней Исторического Процесса ...

Группаобщих для всех ступеней исторического процесса


Общественное бытие

и общественное сознание


Географическая среда и народонаселение


 


Материальное производство


Способ производства


 


Производительные силы


Производственные отношения


 


Базис


Надстройка


Группаотражающих развитие общества


Общественно-экономическая формация


Рабовладельческий строй


 


Первобытнообщинный строй


Феодальный строй


 


Коммунистический строй


Капиталистический строй


 


Насилие


Собственность


 

 

 

 

 

Группа отражающих стороны лишь некоторых формаций
                 
Классы Государство Диктатура Революция Война и др.

Исторический материализм претендует на то, чтобы стать заменой «фи­лософии истории» (термин Вольтера), до образования социологии высту­павшей как универсальное историческое обозрение человеческой культу­ры (законов исторического развития). Философия истории являлась час­тью философии, положения которой выводятся из философских постула­тов. При этом исторические (эмпирические) факты используются в пей для иллюстрации (доказательности) результатов философского спекуля­тивного размышления. Последнее строилось по принципу от общего — фи­лософского постулата — к частному его проявлению па различных стадиях исторического процесса (абтрактно-дедуктивный метод). Исторический ма­териализм, являясь, в свою очередь, частью философии, сохранилдан­ную схему построения теоретических конструкций.


Всеете с тем, материалистический подход к историческому процессу обусловливал обращение к фактам общественной жизни, к их действи­тельной взаимосвязи, и использование социологической методики своего времени для сбора информации. Основоположники марксизма показали себя мастерами наблюдения современности, превращая конкретные со­бытия в теоретические положения.

В частности, работа Маркса в гезете сопровождалась «полевой» работой

обращением к конкретным ситуациям и сбором эмпирической инфор­
мации. Он владел методом анкетного опроса, о чем свидетельствует разра­
ботанная им «Анкета для рабочих» (19, 19, 223-240). Анкета предназнача­
лась для изучения положения французских рабочих и состояла из четырех
частей:

— 1 часть: 29 вопросов, касающихся условий работы;

— 2 часть: 16 вопросов, фиксирующих продолжительность рабочего вре­
мени;

— 3 часть: 36 вопросов, связанных с отношением рабочих к предприни­
мателям и оплатой труда;

— 4 часть: 18 вопросов, связанных с выяснением различных форм орга­
низации рабочих.

Работа Энгельса «Положение рабочего класса Англии» имеет подзаго­ловок: «По собственным наблюдениям и достоверным источникам». Ис­пользуя статистические данные, документы, результаты наблюдений и опроса, он исследовал такие сферы жизни рабочих, как «рабочее время», «свободное время», «быт», «поселения», «рабочие организации».

Однако необходимо отметить, что подобное обращение к социологии носит инструментальный (придаточный) характер: эмпирические производ­ные лишь следуют за историческим материализмом. Четко фиксированные философские интерпретации рассматриваемых проблем лишь подтвержда­ются фактами, в то время, когда социологическая теория призвана их объяс­нять. Данный подход предопределил марксистскую парадигму социологии

— стремление объединить исторический материализм (философский уро­
вень) с социологией (эмпирический уровень) и, таким образом, «удуше­
ние первым второй».

При этом игнорируется то, что философия и социология — это само­стоятельные сферы познания. Поэтому нельзя общие философские (мета­физические, спекулятивные) рассуждения о мире сводить к социологичес­ким (прикладным, научным) объяснениям социальных фактов. Филосо­фия не имеет собственного эмпирического базиса: она лишь может опи­раться на выводы и положения эмпирического, частнонаучного знания (физики, химии, экономики, социологии, политологии и др.). Наконец, философские системы имеют собственные методы, не имеющие ничего общего с социологическими методами. В частности, марксистская филосо­фия опирается на «всеобщий» диалектический метод.

Попытки объединить философское всеобщее знание о мире и нефило­софское — социологическое (эмпирическое) — знание о конкретных со­стояниях социальной действительности ни к чему не приводят. Получается лишь некое полуфилософское знание — своеобразный «философский ин-


валид». В этом плане определять исторический материализм как социологи­ческую дисциплину можно лишь с очень большой натяжкой. Кроме того, опора на традиционную, в нашем случае материалистическую, филосо­фию является метафизической «лазейкой» для социологии. Подобный «фи­лософский ангажемент» социологии, в противоположность позитивистс­кому «изгнанию» философии из социологии, обусловливал процесс ее ре-философизации в марксизме.

Данный подход предопределил жесткие (жестокие) дискуссии в маркси­стской социологии советского времени, которые так и не позволили сфор­мироваться ей как самостоятельной науке. Во-первых, на основе принци­па классовой партийности проводилось разграничение ее как единствен­ной науки об обществе с ненаучной немарксистской (домарксистской) социологией. Во-вторых, дискуссия 20—30 годов о том, является ли марк­систская социология (исторический материализм) общей (философской) социологической теорией марксизма (Н. Бухарин) или частью марксистс­кой философии (А. Деборип), завершилась радикальным образом. Социо­логия была признана «буржуазной лженаукой», которая ничего общего с марксизмом не имеет. В результате последовал официальный запрет на со­циологию, причем он был введен раньше запретов на генетику и киберне­тику. В период 50—80-х годов социологии так и не удалось выйти из-под «шап­ки» исторического материализма и научного коммунизма1.

3.4.2. Экономическое обоснование исторического процесса

Всю историю надо изучать заново, надо ис­следовать в деталях условия существования различных общественных формации.

Ф. Энгельс

Во введении к английскому изданию своей работы «Развитие социализ­ма от утопии к науке» Энгельс пишет, что выражение «исторический ма­териализм» он применяет «для обозначения того взгляда на ход всемир­ной истории, который конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии об­щества, в изменениях способа производства и обмена, в вытекающем от­сюда разделении общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой» (19, 22, 306). Внутренняя связь этих сфер общественной жиз­ни — тотальность исторического процесса — дана с позиции доминирую­щей и детерминирующей роли экономического развития общества по от­ношению к вышеназванному процессу.

Данной проблеме Маркс посвятил свой основной труд «Капитал», ко­торый является не только политэкономическим, но и философским про­изведением2. В нем конечные причины общественного развития объясня-

1 См. об этом подробнее: Капитонов Э. А. Социология XX века: история и техно­логии. — Ростов-на-Дону: 1996.

г Главной работе «Капитал» К. Маркс посвятил сорок лет своей жизни (IS43— 1883): первым том вышел в 1867 г., второй (1885 г.) и третий (1894 г.) были изданы посмертно Ф. Энгельсом; четверный («Теория прибавочной стоимости») — 1905-1910 гг. издан К. Каутским.


ются экономическими закономерностями (экономический детерминизм). «...Конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения общества» (19, 23, 10). В результате исторический процесс предстает как экономический прогресс1.

Марксизм как явление интеллектуального порядка связан с капиталис­тической экономикой XIX века и был реакцией против нее. Капиталистичес­кий строй как настоящее стал исходной «клеточкой» критического анализа исторического процесса, отталкиваясь от которой, Маркс обращается к познанию всеобщих законов истории человечества. «Буржуазное общество есть наиболее развитая и наиболее многообразная историческая организа­ция производства. Поэтому категории, выражающие его отношения, пони­мание его структуры, дают вместе с тем возможность заглянуть в структуру и производственные отношения всех тех погибших форм общества, из об­ломков и элементов которых оно было построено» (19, 45, ч. 1, 42). Кроме того, исследование капитализма2 открывает возможность выявления зако­нов, естественно порождающих условия для перехода общества в более вы­сокое качественное состояние — коммунистическое общество.

Маркс видел корень всех проблем буржуазного общества в капитале и его природе. Как экономист он пытался показать суть капиталистического строя, опираясь па теорию прибавочной стоимости.

Примат материального производства в общественной жизни обусловли­вал рассмотрение труда (трудовой деятельности): а) как регулятора отно­шений между человеком и природой; б) как процесса, превращающего человека в социальное существо; в) как процесса создания стоимости. При этом рабочий не только воспроизводит стоимость своей рабочей силы, но и создает добавочную стоимость, которая присваивается капиталистом, создавая отношения эусплуатации. Данное извлечение прибавочной стоимо­сти как раз и является целью и движущим мотивом капиталистической организации производства: соединение средств производства (постоянный капитал) с рабочей силой (переменный капитал). В процессе капиталисти­ческого накопления происходит концентрация и централизация капитала. В результате его постоянная часть увеличивается и на основе конкуренции сосредоточивается (монополизируется) в руках немногих капиталистов. В этом заключается суть экономической эксплуатации рабочей силы и от­чуждения труда. Отсюда вытекает главный тезис о возникновении частной собственности: «отчужденный труд есть непосредственная причина част­ной собственности» (19 , 42, 98).

1 Данная экономизаиия объяснения исторического процесса дала повод совре­
менникам для обозначения марксистского учения «экономическим материализмом»
(«гастрософиеи»), обусловливающим экономический фатализм. Объективный эко­
номический фактор детерминирует развитие общества, предопределяя все много­
образие социальной жизни. В результате недооценивается тот факт, что ход исто­
рического (социального) процесса реализуется посредством сознания и субъектив­
ных факторов' культуры, религии, ума, мотивов, воли предприимчивости и т. п.,
которые совершенно не обязательно выражают классовые интересы.

2 Термин «капитализм» был введен в научно-политический лексикон В. Зомбар-
том.


Причина(исходный пункт) — самоотчуждение труда: способность чело­века своей «частной» деятельностью удовлетворять потребности других людей.

Следствие— образование частной собственности.

Диалектика— данное следствие становится в свою очередь причиной — средством отчуждения в антагонистическом обществе.

Новоеследствие — экономическое принуждение к труду и присвоение чужого труда: отчужденный прибавочный труд.

Таким образом, по Марксу, капитал есть накопленный отчужденный труд, который приносит владельцу частной собственности прибыль. Тем самым класс капиталистов, присваивая труд рабочего класса, закладывает основы структуры антагонистического буржуазного общества и острой классовой борьбы. Единственный источник богатства рабочих — труд, ко­торый они вынуждены продавать. Поэтому данным богатством распоряжа­ются те, кто владеет частной собственностью на средства призводства. Но господство капитала над трудом обусловливает нарастание антагонизма между капиталистами и пролетариями. В силу того, что капиталистическое производство является господствующей над обществом сферой царства «внешней целесообразности», оно также враждебно по отношению к эк­сплуатируемой природной силе и «известным отраслям духовного произ­водства, например, искусству и поэзии» (19, 26, ч. 1, 280).

Маркс формулирует закон прогрессивного ухудшения положения рабо­чего класса, вытекающий из сущности капиталистического накопления. Рост богатства капиталистов необходимо сопровождается ростом нище­ты, страданий рабочих и относительной избыточностью населения (бед­ность и ограниченность потребления народных масс). В результате соци­альная мобильностьнаемных работников имеет тенденцию к абсолютному обнищанию. В совокупном общественном продукте доля материальных благ эксплуатируемых трудящихся неуклонно снижается, а доля эксплуататор­ских классов постоянно растет. Таким образом, частнособственническое об­щество обедняет жизнь трудящегося человека.

Все, что рабочие имеют при капитализме — это результат их сопротив­ления эксплуататорам, а отнюдь не результат «демократических свойств» буржуазного общества. Чтобы коренным образом изменить свое положе­ние, пролетарии должны стать на социалистический (общественная соб­ственность) путь, обеспечивающий тенденцию социальной мобильности к абсолютному повышению их благосостояния. В конечном итоге именно в ходе классовой борьбы решается вопрос о реальном положении людей в обществе — справедливом распределении материальных благ между ними.

Раскрывая структуру материального производства, Маркс писал: «Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получи­те определенную форму обмена ... и потребления. Возьмите определенную ступень развития призводства, обмена и потребления, и вы получите опре­деленный общественный строй, определенную организацию семьи, сосло­вий или классов, —- словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный полити­ческий строй, который является лишь официальным выражением граждан-



ского общества» (19, 27, 402). Данная детерминированная структура обус­ловливает марксистскую модель исторического процесса.

1. Способпроизводства. Основу материального производства составляет
«способ производства» материальной жизни, который является определя­
ющей силой развития общества, придавая ему конкретно-историческую
ценность. «Способ производства материальной жизни обусловливает соци­
альный, политический и духовный процессы жизни вообще» (19, 13, 7).
Поэтому для качественной определенности общества важны не вопросы
«что производится?» и «кто производит?», а вопрос «кто и посредством
чего производит?». Тем самым внеэкономическим факторам отводится под­
чиненная (вторичная) роль по отношению к экономическим, оказываю­
щим решающее влияние на функционирование и развитие различных яв­
лений общественной жизни и общества в целом. Динамика развития спосо­
ба материального производства, в свою очередь, обусловливается един­
ством и борьбой производительных сил и производственных отношений.

2. Производственные силы.В процессе взаимодействия между человеком и
природой используются «производительные силы», которые представляют
собое единство вещественных (орудия и предметы труда) и личностных
(люди) факторов в трудовой деятельности. Они характеризуют материаль­
ное состояние способа производства. При этом «средства производства» вы­
ступают показателем социального прогресса, а «ресурсы» (рабочая сила)
обеспечивают прибавочный труд — прибавочную стоимость. Производитель­
ные силы —
это совокупные силы субъекта истории, определяющие на­
правление и ход всего процесса общественной жизни. Поэтому их рост ве­
дет к смене способа производства. Производительные силы наследуются,
поэтому, как выразился Маркс, «мы страдаем не только от живых, но и
от мертвых» (19, 23, 9).

Производительные силы связаны со всей социальной структурой обще­ства через производственные отношения.

3. Производственные отношения.В процессе общественного производства
в течение своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от
их воли не зависящие отношения — «производственные отношения», ко­
торые соответствуют определенной ступени (уровню) развития наличных
производительных сил (19, 13, 6). Люди выступают в этих отношениях в


качестве экономических персонажей, играющих определенные роли в си­стеме экономических отношений. Ядро производственных отношений — это форма собственности на средства производства. Она определяет: а) способ связи средств производства с непосредственными производителями (отно­шение собственности); б) вид распределения обществе}того продукта (об­мена и потребления) между классами, а внутри их — между отдельными лидами. В этом качестве производственные отношения вырабатывают ито­говый продукт — общество как совокупность общественных производствен­ных отношений. А в нем — отношение собственности как скрытую основу всего общественного бытия. В частности, основное производственное от­ношение в буржуазной системе состоит в присвоении капиталистами про­изведенной рабочими прибавочной стоимости.

Обращение к производительным отношениям, по мысли Маркса, по­зволяет устанавливать повторяемость в социальных отношениях и, следо­вательно, открывать законы общественного развития1. Главное, что они характеризуют: через соединение средств производства и рабочей силы про­изводственные отношения выражают качественную (критериальную) оп­ределенность данной общественно-экономической формации как соци­альной реальности (19, 24, 23-24).

Производственные отношения в свою очередь обусловливают характер базиса и надстройки общества.

4. Базис инадстройка. Производственные отношения, по Марксу, есть материальные (первичные) отношения исторического процесса. Их сово­купность составляет основу всяких вообще возможных отношений между людьми, выступающими в роли экономического базиса общества. На его фундаменте автоматически надстраиваются различные вторичные «теоре­тические порождения и формы сознания» (19, 3, 37), а также и отноше­ния духовного типа: политические, религиозные, правовые и др., которые в своей совокупности составляют надстройку общества.

Надстройка непосредственно не связана с производительными силами и занимает служебное положение по отношению к базису. В соответствии с законом об определяющей его роли по отношению к надстройке детерми­нированность базисом распространяется на любые феномены духовной жизни. В этом смысл альтернативы (мопо) матсриалистическо-экономической концепции марксизма концепциям определяющего влияния внеэкономи­ческих факторов на процессы общественной жизни. Вместе с тем, пытаясь выйти из тупиковых крайностей своей концепции, основоположники мар­ксизма прибегают к диалектике, спекулятивно оговаривая обратное (вто­ричное) влияние надстройки на породивший ее базис (общественного со­знания на общественное бытие). Данное влияние надстроечных явлений Энгельс в своих письмах рассматривает как одно из проявлений законо­мерности общественного развития. Он пишет следующее по этому поводу: «Экономическое положение — это базис, но па ход исторической борьбы также оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки: политические формы классо-

1 В. И. Ленин, отмечал данный момент, констатировал, что это позволило Мар­ксу впервые возвести «социологию на ступень науки» (Поли. собр. соч. Т. 1. С. 137).


вой борьбы и ее результаты — государственный строй ...правовые формы и даже отражение всех этих действительных битв в мозгу участников, поли­тические, юридические, философские теории, религиозные воззрения и их дальнейшее развитие в систему догм. Существует взаимодействие всех этих моментов, в котором экономическое движение как необходимое в конечном счете прокладывает себе дорогу сквозь бесконечное множество случайностей...» (19, 37, 394—395).

В единстве производительные силы и производственные отношения со­ставляют способ производства, который является основой общественно-экономической формации.

5. Обществен но-экономическая формация.Марксистское формациошюе учение связано с решением вопросов о направленности развития челове­ческой истории и о средствах, содействующих этому направлению. «Обще­ственно-экономическая формация» представляет собой конкретно-исто­рическую форму бытия общества на определенном этапе (ступени) его развития. Она предполагает основной способ производства: уровень разви­тия производительных сил, характер производственных отношений и со­стояние надстроечных образований. Основоположники марксизма исполь­зуют формацию в качестве единицыизучения восходящего всемирно-исто­рического процесса и установления периодизации этапов истории обще­ства.



Формационная картина социального прогресса предстает как законосо­образно, естестве! шоисторически последовательно сменяющие друг друга ступени развития общества (19, 23, 10). При этом каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предшествую­щими. Соответствующая ей форма собственности определяет характер до­минирующих производственных отношений, которые обусловливают эко­номическую структуру общества. Поэтому замена одного уклада собствен­ности другим ведет к качественному изменению общества и системы уп­равления им.


Схема дана в терминологии, применяемой Марксом. В общем членении исторического процесса на пять формаций он отграничивает: а) средние три (рабовладельческую, феодальную и капиталистическую) как эксплуа­таторские, классово-анатагонистические; б) первую и последнюю, харак­теризующиеся отсутствием классовой эксплуатации и коммунистическим обобществлением. В целом данная философско-экономическая концепция обеспечивает историческую перспективу замены капиталистического спо­соба производства в индустриальном обществе на коммунистический.

Первобытнообщинный строй(первобытный коммунизм) — это перво­начальная формация, открывающая историю человечества. Для нес ха­рактерны обобществленная собственность на средства производства и господство общинно-родовых отношений. Характеризуя первобытнообщин­ный строй в ряде стран Востока на последних ступенях его развития и в стадии перехода к классовому обществу (рабовладельческому или фео­дальному), Маркс употребляет также понятие «азиатский способ произ­водства». Для него присущи наличие общинного хозяйства в условиях воз­никающей частной собственности и деспотической центральной госу­дарственной власти.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Категории исторического материализма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги