рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Смена познавательных парадигм

Смена познавательных парадигм - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Ибо Мне Кажется, Что Основная Проблема Философии Установлена Кантом На Все...

Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который наличен для нас только в нашем созерцании и представ­лениях.

В. Дилътей

Смена познавательных парадигм означает переход от рациональной (тра­диционной) концепции познания к иррациональному интуитивно-понима­ющему познанию. Она связана с формированием нового экзистенциональ-но-феноменологического направления философии — «философии жизни».Последняя складывается целой группой философских школ, представите­лями которых были Артур Шопенгауэр (1788—1860), Сёрен Кьеркегор(1813—

1 Термин«понимающая социология» был введен М. Вебером, находившимся под большим впечатлением идей «описательной» (понимающей) психологии В. Диль-тея.


1855), Вильгельм Дильтей (1833-1911), Фридрих Ницше (1844-1904), Анри Бергсон (1859-1941), Георг Зиммель (1858-1918), Эдмунд Гуссерль (1859-

1938) и др.1

Основоположники «философской жизни» понимают бытие как превра­щенную форму изначальной субъективности: основу социальной жизни со­ставляет человеческая субъективность — жизненные силы как желания, мо­тивы, воля и т. п. Они проявляются в процессе непосредственного контакта субъекта с реальностью в качестве переживаний. Последнее есть «из-жива-ние» жизнью самой себя. Смысл переживания (радость, надежда, страх и т. п.) дан нам с абсолютной достоверностью. Поэтому переживание выступа­ет как единственное средство к познанию подлинной действительности.

Нетрадиционным методом познания переживаний является понимание — осмысленное их постижение, приводящее к продуктивным знаниям. С его помощью переименование «другого» превращается в достоверное «для меня» (как и мое собственное для другого).

Данный подход отражал тот факт, что основные идеи метафизики — натурализм (материализм, позитивизм) и идеализм — устарели и не могут больше являться надежным методологическим руководством для науки и практики. Их критическое преодоление затрагивало концептуальные осно­вы и вело к истокам кантианства с его основной проблемой данности нам мира, наличного только в нашем созерцании и представлениях. Ее реше­ние в новых условиях составляет содержание неокантианства и философии жизни.2

Однако Кант оставил открытым вопрос об основаниях различения «наук о природе» и «наук о человеке». Неокантианцы выдвинули положение о «коррелятивности» (соотносительности) субъекта (Я) и объекта (пе-Я), как основы всякого познавательного процесса. Кроме этой «неразрывной корреляции» признается еще существование таинственного «нечто» (по­вторение кантовской идеи «вещи — в — себе»). При этом опираются на учение психофизической организации познающего субъекта (Г. Гельмгольц),

1 Представители «философской жизни» самоотверженно трудились над поиском
истины, свободы и индивидуальности, добра и красоты, человечности и справед­
ливости. Философам данной ориентации присуща высокая духовная культура,
оригинальность мысли, художественное творчество. Это обусловило тот факт, что
их категориальная система выходит за пределы чисто социального содержания и
захватывает многие сферы духовной жизни. Этим объясняются их гуманистичес­
кие воззрения на отношение человека и общества, уделение серьезного внимания
вопросам этики, эстетики, права, этнографии и др. (5).

2 Необходимо отметить, что во второй половине XIX века обозначилось фило­
софское движение под лозунгом «назад к Канту» (О. Либман. Кант и эпигоны. 1865).
Его представители считали, что вся философия после Канта (особенно гегельянс­
кая) ложна: истинна лишь та настоятельная потребность ставить вопросы, которой
они обязаны своим происхождением. Особому анализу было подвергнуто кантовс-
кое различие двух сфер сущего: а) феноменального бытия — мира явлений во
времени и пространстве, постигаемого через ощущения аналитике-рациональным
познанием, приводящим к мнимому знанию; б) ноуменального бытия — немате­
риального и вечного, постигаемого интуитивно.


которая дана до всякого его опыта. Следовательно, все формы чувственно­го созерцания (пространство и время) и категории обусловлены ею, то есть априорны.

Данная априорность подтверждается математическим конструировани­ем своих понятий. В частности, абстрактно-математическим открытием У. Леверье планеты Нептун, предвосхитившим ее визуальное открытие. Тем самым актуализируется вопрос об экспансии математики в общественные науки и универсальности математических приемов — интуитивное истол­кование математической аксиоматики. В пункте априорности начинается различие позиций неокантианства и философии жизни.

1. Неокантианство.В частности, неокантианиы отрицают понятие закона
применительно к истории, но применение рационального метода в исто­
рическом познании считают необходимым. Субъекту посредством чувствен­
ности дается многообразие явлений. Познавательный процесс с присущи­
ми ему формами созерцательности и категориями рассудка, вносит поря­
док в данное многообразие, выявляя связи и закономерности. Неоканти­
анцы рассматривают исторические события как содержание культурной
жизни, которая понимается на основе внеисторических ценностных под­
ходов. При этом они понимаются как идеалы (ориентиры) социокультур­
ного развития общества, составляющие трансцендентный мир должен­
ствования. Это мир вневременных абсолютных ценностей, стоящих по ту
сторону субъекта и объекта и противостоящих бытию. Он обращен своими
велениями (императивами) к миру свершающемуся, но никогда не нахо­
дит в нем своего полного свершения1. По мере прогресса культуры мир
ценностей открывается человеку, и они (а не законы) в виде установок и
требований являются руководством в жизни людей и отборе исторически
значимых для познания событий.

2. Философия жизни.Представители философии жизни различают «науки
о природе» (естествознание) и «науки о духе» (исторические, гуманитар­
ные). Первые извлекают из переживаний, описывают и объясняют то, что
относится к природе. Вторые рассматривают жизненный (исторический)

1 Эти идеи нашли отражение в учении «этического социализма» (Ф. Л аи re, Г. Коген и др.), где социализм предстает как «вечный идеал», который включает в себя: а) представления об «этической личности» как юридическом лице, суще­ствующем в формах государства; б) заданность этической личности как «цели» (категорический императив Канта), а не как средства культуры. Тем самым только социализм придает личности ее истинное достоинство. Отсюда вытекает, что в) цель социалистического движения есть только метоп, поэтому она никогда не станет «вещью» — реальным бытием.

Движение общества к социалистическому идеалу — это «вечная задача» («задача вечности»), которая инициируется не находящим себе покоя, бесконечным стрем­лением «чистой воли» вперед. Социализм как этический идеал, то есть «чистая этика» (ни экономическая, ни политическая, ни социологическая, ни педагоги­ческая), является вечным, фактически никогда и ни при каких успехах социаль­ного развития неосуществимым — уходящим в бесконечность. Вместе с тем, «идея социализма» может осуществлять единство и общность людей. В этом ее смысл и предназначение.


мир как переживаемые человеческие состояния — изначальные «самопе­реживания». Данная реальность самих переживаний познается методом ин­туитивного понимания',основанным на общности жизненных пережива­ний индивидов.

Философия жизни охватывает все стороны истории, культуры, обще­ственных отношений и познания, а не ограничивается методологически­ми вопросами или «философией науки». Крупнейший представитель фило­софии жизни и родоначальник «понимающей психологии» В. Дильтейпред­восхитил переход к новой парадигме социологии — психологизму в социо­логии и «понимающей* социологии2. Он исходил из тезиса об ограничен­ности метафизической' -картины мира, разрушения общеобязательной на­уки и необходимости познания «жизни» средствами переживания и интуи­тивного понимания.

Дильтей считал, что в «науках о духе» («науках о культуре», «историчес­ких науках») мы постигаем духовный мир в форме связей-воздействий,образующихся с течением времени. Чтобы зафиксировать их, нужно брать отдельный результат воздействия, а затем, идя в обратном порядке, по­дыскивать те моменты, которые его вызвали. Поэтому нужно выявлять ус­ловия, при которых стал возможен данный результат. Происходит это сле­дующим образом.

Первоначально индивид на основе переживаний постепенно понимает структурную взаимосвязь последовательных событий собственной внутренней жизни. Затем эта связь снова обнаруживается через понимание в других индивидах — чужих жизненных выражениях. Понимая чужое, понимаю­щий опирается на свой внутренний опыт, поскольку он изначально нахо­дится в некой общности «Я и Ты». Благодаря ей имеет место взаимосвязь индивидуального и общечеловеческого. Поэтому единичные «жизненные выражения» понимаются как относящиеся к одной сфере общности. Тем самым открывается возможность делать заключения по аналогии: опыт соб­ственного «Я» позволяет делать заключение о душевном событии в «Дру­гом» (надличностном социальном образовании), аналогичном нашему.

Исторический (жизненный) мир также существует как переживаемые человеческие состояния. Они находят свое выражение в «объективациях жизни» как продуктах деятельности творцов культуры, фиксируемых в тек­стах, памятниках культуры, жизненных проявлениях и т. п. Историческое познание имеет дело лишь с единичнымиисторически значимыми событи-

1 Необходимо отметить, что интуиция в данном контексте понимается как аль­
тернатива экспериментально-лабораторным методам (проб и ошибок) решения
научных задач. Опыты призваны лишь подтвердить верность концепций, открытых
чисто интуитивно, в результате озарения.

2 Анализ этой проблематики в данной книге проводится на основе работ Диль-
тея «Идеи описательной и разделяющей психологии». 1894 (русский перевод' Опи­
сательная психология); «Сущность философии». 1907. Он пессимистически отно­
сится к исторической действительности, находящейся, по его мнению, в состоя­
нии кризиса и упадка. Свою задачу Дильтей видит в том, чтобы произвести кри­
тический анализ «исторического разума» и на этой основе рассмотреть перспекти­
вы и последствия исторического мировоззрения и исторического процесса.


ями. При этом объективно-истинная обобщающая теория становится прин­ципиально не нужной. Жизненный мир в силу своей субъективности, ин­тенсивного и экстенсивного многообразия — иррационален. Поэтому ос­новными методами его познания являются психология и герменевтика— интуитивное понимание и интерпретация.

В иелом, теперь в научном познании формируются три уровня парадиг-мальных координат: а) в естествознании — эмпиризм; б) в социальных науках — критицизм и в) герменевтика.

 

Перспектива Эмпиризм Герменевтика Критицизм
Цели Предсказание и контроль Интерпретация" и1 понимание Критичность и социальные изменения
Взгляд на феномены Факты (внеисторические) Смыслы (контекстуальные) Ценности (исторические)
Функции: Подвести под закон Поместить в объяснимые рамки Просвещение и эмансипация
Каким образом производятся знания Объективирование (зеркальное) Путем наставлений (бесед) Рефлексия (критическое оценивание)
На основании чего выносится суждение об истинности Фальсификация Экспертное подтверждение Свободный консенсус

Источник: Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — М.: 1997. С. 18.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Смена познавательных парадигм

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги