рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Герменевтика

Герменевтика - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Развернутым Учением О Понимании Стала Герменевтика1 — Метод «Наук ...

Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпретацию (актив­ное истолкование) письменно зафиксированных ими жизненных проявле­ний (откровений). Основатель герменевтики (разъяснение, истолкование) как теории интерпретациитекстов Ф. Шлейермахер(1768—1834), акценти­ровал внимание на ее грамматической (лингвистической) стороне. Он рас­сматривает понимание текста как акт воспроизведения (повторения) творческого процесса его создания: понимание реализуется через истолко­вание, интерпретацию. Содержательный смысл текста, выраженный в язы­ке, преддан нашему опыту и является конституирующим для любой инди­видуальной текстуальной интерпретации. Поэтому интерпретатор и его пер­соналии находятся в едином смысловом поле письменной цивилизации, единство которой и подтверждает каждое истолкование. Такой подход был альтернативой историко-генетичсскому (сравнительно-историческому) объяснению текстов в историографии, учитывающему хронологическую последовательность развития.

Для Дильтея герменевтика — понимающее чтение текстов (первоисточ­ников), которые запечатлевают исторический процесс, предстает как ду­ховное производство самой истории в развитии и многообразии2. Он про­должает эту линию и придает проблематике понимания психологический аспект. Любое произведение (документальное, художественное и т. п.) рас­сматривается им как результат творческой активности духа и часть исто-

1 Термин «герменевтика» происходит от имени «Гермес», которое носил в гре­ческой мифологии вестник богов, сообщавший (толковавший) людям их веления. Платон, Аристотель понимали ее как искусство (умение) правильного истолкова­ния текстов, насыщенных мифологическими образами, и сообщения другим по­нятого. Важнейший принцип герменевтики — «герменевтический круг» — получил развитие в протестантизме с его особым подходом к истолкованию «Священного писания». Став доступной (настольной) книгой для протестантских верующих, оно требовало объяснения некоторых непонятных слов, выражений и оборотов. Для их понимания и истолкования интерпретатор должен пользоваться особой техникой, основанной на принципе «герменевтического круга»: части сочинения могут быть поняты только исходя из представления о целом; целое состоит из частей и не может быть понято без их понимания. Герменевтический круг заключа­ет в себе замкнутое взаимодействие между интерпретацией и прежним понимани­ем текста. В XX веке усилиями Г.-Г. Гадамера, К. О. Апеля, П. Рикера и др., герме­невтика предстала как философская доктрина. (См. от этом: Рикер Поль. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. — М.: 1995.)

3 Представители философии жизни исходят из общей установки, что социальный процесс, в конечном счете, есть осуществление душевных сил и импульсов. «Цели и принципиальные предпосылки решают, какой мир создается душой, действи­тельный же мир является лишь одним из множества возможных» (7, 547). При этом историческая действительность возникает и складывается в результате дея­тельности создателей (историков) наук о духе — построение исторического мира в науках о духе (Дильтей). Мы знаем о нем и имеем цельную картину мира благодаря тому, что говорят нам эти науки.


рии идей — «объективация жизни» творческого индивида. Произведение зак­лючает в себе человеческий дух и является источником, из которого ре­конструируется исторический мир. Для этого необходимо: а) проникнуть в духовный мир творцов культуры; б) повторить их творческий (психологи­ческий) акт. Вопрос заключается в том, как войти в «герменевтический круг» (круг целого и части)?

По утверждению Шлейермахера текст необходимо понять исходя из него самого (исключая социокультурные влияния). Как целое он состоит из сле­дующих частей: 1) слово — часть относительно предложения; 2) предло­жение — часть относительно текста; 3) текст — часть относительно твор­ческого наследства данного автора, то есть фрагмент его целостной ду­шевной жизни. Средством проникновения в текст является его семанти­ческое удвоение в языке (автор-исследователь). Способом расшифровки — понимание существенного, то есть того, что скрыто в тексте. Оно достига­ется перекомпоновкой полученного материала — истолкованием как ме­тодом исследования. С его помощью осуществляется репродукция прежних смыслов, выявление мыслившихся подтекстов, которые вкладывал в текст первоисточника (аутентичный) его автор1.

Для Дильтея историческая реальность изначально «герменевтична». Текст — это «объективация жизни» творца культуры (прошлое). Он сеть часть духовного мира соответствующей эпохи. Понимание «объективации жиз­ни» (чужого мира) осуществляется путем вживания (вчувствования, сопе­реживания) в текст. Понимание собственного внутреннего мира — с по­мощью самонаблюдения (интроспекции). По отношению к культуре про­шлого понимание выступает как метод герменевтики: истолкование от­дельных явлений как моментов целостной душевной (духовной) жизни психологически реконструируемой эпохи2.

Плюрализм. Герменевтика задает социальному познанию плюралисти­чески ориентированную интерпретацию, которая противостоит теорети­ко-познавательному монизму. Изучение мира переживаний с помощью по­нимания и интерпретации не обладает общезначимостью. Понять — это значит привнести в предмет изучения свое понимание, основанное на интерпретации, то есть выявить скрытый смысл в смысле очевидном. Раз­нообразие переживаний и пониманий экзистенциального субъекта приво­дит к плюралистическим вариациям — разным их результатам, совпадаю­щим с мнением интерпретатора.

Герменевтическое познание не укладывается в дихотомию «или верно, или неверно» и обусловливает двусмысленность суждений. Как отмстил Ницше, один и тот же текст допускает бесчисленные интерпретации: нет никакого истинного толкования. Но от эпистемологического анархизма

1 Отсюда вытекало универсальное правило текстологии, считать каноническим
последнее прижизненное издание автора.

2 Продолжение герменевтической традиции — понимание не только текстов, но
и социальных действий, то есть понимание их мотивов, смыслов, получило раз­
витие в «понимающей социологии» М. Вебера, использовавшего данный неологизм
Для определения своей социологии.


спасает сама субъективность — привлечение экспертов для оценки соб­ственных суждений. Например, суждение «все верно и все неверно одно­временно» предполагает проводить тщательную рефлексию исходных ос­нований при выяснении оценочных суждений.

В делом идея плюрализма идет в «ногу» с пониманием ценности демок­ратии, личной свободы и свободного выбора мировоззренческих ориента­ции1.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Герменевтика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги