рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологизация социологии

Психологизация социологии - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Прогрессивное Развитие Социологии Будет Обусловливаться Ее Возрастающей Пс...

Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией.

Г. Тард

Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­цию в цивилизацию промышленно-городского (урбанистического) типа. В результате, человеческая психика обзаводится новыми качествами: разно­образием чувств, отношений и реакций каждого; профессиональными, либерально-демократическими установками; массовизацией социальных процессов, гигиенизацией быта и др. Актуализация данной проблематики влияет на переориентацию социологии на изучение человека и сообществ как носителей психики, законов психологии: социология в своих главных чертах представляет собой воспроизведение психологии.

Такая переориентация сопровождается, во-первых, эмансипацией со­циологии от естественнонаучного влияния. Теперь естественно-сциентичес-кое обществознание, опирающееся на методику объяснения, считается невозможным. Смещение социологии к гуманитарной понимающей пара-


дигме превращает ее в пауку о людях, создающих психическую реальность. На этой основе осуществляется антипозитивистская борьба против социо­логии, построенной по образцу естественных (физико-биолого-математи­ческих) наук.

Во-вторых, психологизация социологии, с одной стороны, проводит достаточно четкую границу ее дефилософизации: социологический психо­логизм — это не философия. Окончательное отделение социологии от фи­лософии превращает первую в самостоятельную науку. С другой — акцен­тирование психологизма обусловливало взгляд на общественные феноме­ны как социопсихологические. Психологический редукционизм привел к психологическоймодели развития социологии, для которой характерно смешение предметов и методов социологии и психологии.

Социологизмзаключается, прежде всего, в расширении дихотомии «ин­дивид — общество» в трихотомию «индивид — группа — общество». Их до-минация как первичной реальности образует в социологическом психоло­гизме различные течения: индивидуалистическое, групповое и социеталь-ное.

Психологизмвыражался в подходе к межличностным, групповым и со-циетальным психологическим отношениям как исходному пункту для со­циального познания.

В целом, имела место попытка свести всю специфику психологического к чисто социальной закономерности. В результате психологизация социоло­гии положила начало формированию «социальной психологии».Для дан­ного направления был характерен результативный анализ взаимосвязи со­циального и психического. Однако вуалирование специфического предмета психологии вело к тому, что понятия «социология» и «социальная психо­логия» употребляются представителями социологического психологизма как однозначные1.

Для представителей социологического психологизма содержанием со­циальной жизни выступают социальные настроения, мотивациоппо-смыс-ловые образования, переживания, подражания, зпаково-символичсскис выражения и т. п. Превалирование социально-психологической проблема­тики снимало общественную (политико-экономическую) проблематику — деполитизация и деэкономизация социологии. Считалось, что обращение к последней превращало социологию в средство социально-политической борьбы. На повестку дня ставился вопрос о нейтральности социологии: «Политический человек противен» (Р. Вагнер).

Формирование психологической парадигмы социологии шло в трех ас­пектах: индивидуалистическом, групповом и социетальном.

I. В индивидуалистическомаспекте человек предстает как первичная ре­альность: индивидуальные (а не социальные) психические свойства чело­века корреспондируют с явлениями общественной жизни. Данная психо­логизация ориентирует на то, что все общественные явления и процессы

1 Отделение социальной психологии от социологии как автономной науки офор­мится на рубеже 30—40-х годов XX века. Хотя и сегодня при изучении духовных феноменов провести четкую границу между ними бывает достаточно сложно.


рассматриваются посредством анализа психики человека. Поэтому прева­лирующим становится анализ: а) субъективных ситуаций — того, как ин­дивид воспринимает и понимает окружающее; б) субъективных мотивов индивидов как различных состояний их организмов.

Такой подход снимает вопросы причинной связи явлений, обусловлен­ности общественного прогресса, так как история общества предстает ис­торией столкновений, переплетений бесчисленного числа воль, стремле­ний, желаний и ощущений людей. При этом социальный прогресс понима­ется как осуществление духовных сил и импульсов человека. Кроме того, установка на то, что индивид — это единственная реальность в обществе, формирует социологический номинализм. Отсюда следует, что понятия «груп­па», «общество», «воля парода» и т. п. являются лишь нереальными абст­ракциями, лишенными объективного содержания.

2. В групповомаспекте заключена своеобразная ответная реакция на ув­лечение прямым корреспондированием индивидуальных психических про­цессов с социальными. При таком подходе акцентируется тот факт, что люди объединяются в содружества — в группы и сообщества, обладающие однородными психическими импульсами и характеристиками. Группы име­ют примат над индивидуальным: отдельные люди являются простыми ре­зультатами их жизни в группах. С помощью последних индивидуальное сво­дится к социальному, так как группа есть результат социального процесса. Отсюда, главной проблемой социологии являются «межгрупповые» отно­шения, стандарты группового поведения, которые обусловливают базис­ные типы личности.

В данном аспекте группа трактуется как реальная единица анализа, вклю­чающая любое количество людей, между которыми есть связи, позволяю­щие говорить, что они вместе («Мы»). В этом смысле групповая концепция была реакцией на увлечение психологией рас, пародов и масс. Поэтому она тоже опирается на социологический номинализм, представляющий «общество» как просто название, которому не соответствует никакая объективная ре­альность. Им обозначают взаимодействие индивидов, образующее единство, степень которого выражает различные формы объединения.

Группа — это самостоятельная целостность (гештальт), чья сила опре­деляется взаимосвязаипостью отдельных членов (частей). Чем сильнее «геш-тальт», тем больше поведение (положение) его отдельных членов зависит от внутригрупповых отношений. Например, в примитивных обществах, где родственные связи очень сильны, разрыв с группой ведет к гибели индиви­да. Реальность психологической группы определяется понятием «Мы». Оно означает не любое множество лиц, включающих «меня», а особое целое, где «Я» и «Другие» являются необходимыми, взаимосвязанными (взаимо­зависимыми) частями. Поэтому и поведение в группе есть поведение чле­нов группы, а не самостоятельных (изолированных) личностей.

В результате создается достаточно жесткая система с разделением стату­сов и функций (ролей) ее членов. Поэтому группа предстает как исходное и центральное образование всей социальной структуры.

Критерий различия групп многообразен: его можно определить по этни­ческим, религиозным, политическим, экономическим и т. п. признакам,


каждый из которых равноправен. Этим объясняется тот факт, что группа является многофакторным «мостом» между индивидом и обществом, так как именно в ней осуществляется взаимодействие между людьми. В силу этого, сквозь ее призму (коллектив, община, объединение) выстраивают­ся человеческие отношения.

3. Социетальный подход опирается на установку социологического реализ­ма, трактующего общество как особенное и целое бытие. При этом, ак­центируется внимание на больших социальных группах и связанных с ними социально-психических явлениях: расовый и национальный характер, на­родный обычай, массовое общение, общественное мнение, социальная (коллективная) память и др. Для социстальной ориентации характерно отношение к человеческой природе — индивиду как величине не жизнен­ной, постоянной (как и шкала ценностей, регулирующая его поведение), которой можно пренебречь при изучении массовых явлений.

В целом, в рамках психологизации социологии происходит поворот от монистических, позитивистских поисков «единого фактора» к многофактор­ной модели социальной жизни и поведения людей. Наличие различных ас­пектов конструирования социологического знания и социального мира, задает социологическому психологизму изначальный плюрализм. Разнооб­разие подходов и течений значительно расширило его конкурентные и адап­тивные возможности в процессе обретения социологией статуса самостоя­тельной научной дисциплины. Кроме того, плюрализм развития социоло­гии подпитывался также и переходом к формированию национальных школ, нарабатывающих традиции и опыт в форме «учитель — ученик».

Национальные школы в социологии

Исторический мир подобен океану, в кото­рый вливаются все маленькие истории.

М. Хальбвакс

Европоцентристская парадигма развития социологии отражает реальное положение. Именно индустриально развивающаяся Западная Европа стала ее колыбелью. На начальной стадии различные течения и школы социоло­гического психологизма возникали в последней трети XIX века практичес­ки одновременно во Франции и Германии, а затем импортировались за их пределы (США, Россия и др.). Данную ситуацию предопределил фактор личного индивидуализма (инициативы), что и привело к необычной пест­роте первоначальных доктрин.

Необходимо отметить, что представители социологического психоло­гизма были разносторонними исследователями: медиками, археологами, юристами, священниками и др. Занятие социологией было одним из мая правлений их деятельности, испытывающим влияние различных мотивов неокантианства, философии жизни, гештальтпсихологии, бихевиоризма, исторической школы и т. п.

Вместе с тем, в силу языковых различий многие социологи не имели представления о трудах своих коллег, а иногда и не желали знакомиться с] их трудами из-за национальных и других предубеждений. В данную эпоху господствовали идеалы национально-правового государства, национального


языка и культуры. Национальное самосознание обусловливало самобыт­ность ментальное™, накладывающей влияние на предмет и метод социо­логических исследований. В результате государственно-национальный реги­онализм и локализация, провинциализм и самостийность обусловливали формирование национальных школ, которые существовали до середины XX века. Вместе с тем, имеющая место диффузия идей вела к взаимовлия­ниям, взаимопроникновениям и возникновениям «гибридных» концепций и теорий.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологизация социологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги