Общественное мнение - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Раскрывая Объединяющую Роль Прессы По Отношению К Различным Формам Организаци...
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее он определяет как результат влияния умов друг на друга на расстоянии или при личном соприкосновении. Общим и постоянным средством образования данного феномена является разговор. В работе: «Общественное мнение и разговор» Тард выделяет три силы разветвления общественного духа, формирующие мнения: а) индивидуумы, составляющие нацию; б) осознание обладания ими обшей традицией; в) сознательное подчинение решениям разума, который считается высшим (23, 301). Разговор и его главный источник — публичное слово (в наше время) —• пресса являются важными факторами (каналами) мнения (наряду с традицией и разумом).
Пресса выполняет роль воспитателя общественного мнения: она превращает индивидуальные идеи в общественное достояние. Мнение становится кратковременной, более или менее логической группой суждений, которые, отвечая запросам современности, воспроизводятся в многочисленных экземплярах, в лицах одной и той же страны, одного и того же времени. Для известного случая оно становится всемогущим не только против традиции, по также и против разума судебного, научного, законодательного, государственного (23, 303). При этом мнение является силой как для добра, так и для зла.
Тард подчеркивает, что в большом обществе, разделенном на национальности и подразделенном на провинции, на области, на города, существовало всегда, даже до прессы, интернациональное мнение, пробуждающееся время от времени; под ним — мнения областные и местные, почти постоянные. Это — слои общественного духа, наложенные один на другой. Только пропорции этих различных пластов в смысле важности, в смысле толщины значительно изменялись, и легко заметить, в каком направлении. Чем более мы углубляемся в прошлое, тем более преобладающее значение имеет местное мнение. Национализировать мало-помалу и даже постепенно интернационализировать общественный дух — такова работа журнализма (23, 308). XX век будет, по мнению Тарда, веком космополитической (интеллектуальной) публики, опосредовано соединенной массовыми каналами, передающими идеи и формирующими общественное мнение. Последнее способствует органичному — плодотворному приспособлению и превращению индивидуального мнения в мнение общественное — общественный дух. Благодаря этому граждане чувствуют себя соединенными временной связью.
Тард отмечает, что в государствах «отсталых» (закрытых) единогласие является обязательным и волю всех депутатов, кроме одного, останавливала оппозиция этого единственного несогласного лица (23, 3JO). «Высшей заслугой прежнего монарха было то, чго он устанавливал единство и сознание нации. .» (23, 311). Поэтому закон большинства не был и не мог быть понятен до расцвета прессы и национализации мнения. После же ее расцвета всякий другой закон кажется немыслимым.
Только всеобщее право голоса открывает всемогущество большинства: «... все должны склоняться перед очень важным решением, вотированным большинством в один только голос» (23, 310). Данное действие великой нивелирующей демократии сделалось возможным только благодаря продолжительному и неуклонному действию прессы. В этом смысле она является «четвертой властью» в условиях разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. «...Теперешний монарх имеет право на существование только в том смысле, что он выражает это единство, установленное вне его при помощи постоянного национального мнения, сознающего само себя, и применяется или приспосабливается к нему, без того чтобы покоряться ему» (23, 311).
Отмечая прогресс прессы как воспитателя общественного мнения, Тард задает вопрос: «Не печать ли взрастила наравне с нашим интернационализмом наш национализм, который представляется его отрицанием и мог бы быть только его дополнением? Если возрастающий национализм вместо уменьшающегося реализма сделался новой формой нашего патриотизма, не следует ли приписать это явление той же самой страшной и плодотворной силе?» {23, 311) Отвечая на данный вопрос, он констатирует, что по мере того, как государства смешиваются друг с другом, подражают друг другу, ассимилируют и морально объединяются, разграничение национальностей углубляется, и их противоречия кажутся непримиримыми. На первый взгляд, нельзя понять этого контраста националистического XIX века с космополитизмом века передыдушего. Но этот результат, на
вид парадоксальный, является наиболее логическим. Благодаря обмену товарами, всякого рода опытом уменьшалось абсолютное различие между нациями. Благодаря же газетам прогрессировал обмен идеями среди индивидуумов каждого народа, увеличивая относительное и сознательное различие между нациями. «Заметим, что географические границы национальностей в наше время стремятся все более и более слиться с границами главных языков. Есть государства, где борьба языков и борьба национальностей слились воедино. Причина эта та, что национальное чувство оживилось, благодаря журнализму, и сила света газет прекращается на границах того наречия, на котором они написаны» (23, 312). Различая общечеловеческое и интернациональное (или национальное), Тард отмечает перевес книги в формировании космополитических и отвлеченных тенденций общественного духа в качестве воспитателя общественного мнения.
Разговор. Тард писал, что пресса является лишь одним из новых факторов общественного мнения. Есть и другой наиболее постоянный и универсальный фактор мнения — это разговор, и прежде всего разговор избранных (23, 313). Под ним он понимает всякий диалог, в условиях которого человек наблюдает другого человека со всей доступной ему силой внимания. В результате происходит взаимное приспособление двух людей, из которых один словом или делом отвечает вслух на высказанный или молчаливый вопрос другого. Поэтому решение задачи и удовлетворение потребности есть только ответ на вопрос: собеседники действуют один на другого и проникают друг в друга. В результате происходит фокусировка на языке, контексте, фоне разговора: тембр голоса, взгляд, жесты, мимика, которые влияют на собеседников как магнетические пассы.
Эти и другие составляющие разговора, по мнению Тарда, есть основа психологии или «социологии разговора» (23, 315). Он рассматривает эволюцию разговора, его разновидности: обмен мыслями, спор, взаимный допрос, обязательный (церемониальный, установленный, ритуальный), публичный (газета) и т. п. Тем самым разговор раскрывается как могущественный агент распространения подражания (23, 329) и функционирования общественного мнения.
Творчество социологического психологизма Г. Тарда оказало влияние на развитие проблематики социальных групп, психосоциальных механизмов коммуникации, массового общества, дискурса1 и др. Он также наметил технику количественного измерения общественного мнения с помощью индикаторов поведения: количество людей, посещающих церковь; продажа книг по различной тематике; тираж газет различных оттенков; результаты выборов и др. Их колебания выражают изменения общественного мнения.
1 Концепция дискурсакак вида речевой коммуникации получила развитие в 70-е годы XX пека усилиями Дж. Серля, Ю. Хабермаса, А. Гоулднера и др. В ней обосновывается «идеальная речевая ситуация», в которой через речевые акты, структуры языка получает выражение все. что фигурирует в речевом общении, социальном взаимодействии. Благодаря этому дискурс делает явными ценности, нормы и правила социальной жизни.
Все темы данного раздела:
К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем прошлом.
И. Хейзинга
Завершается время экстенсивного становления отечественной социологи
Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее.
Лев Диакон
Историко-философский процесс возникновения и становления научного знания занимает длительный
Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее.
К. Леей- Стросс
Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический многофункциональный
Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо
Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых положениях.
Аристотель
Дальнейшая рационализация
Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельности. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в
Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть.
Цицерон
Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н
Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует литературный расцвет, связанный с колоссальными фигу
Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой культуры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п
Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разворачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного
Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образцы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования духовного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С
Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Северной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског
Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем.
М. Монтенъ
Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшествует. Без данного зна
Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов.
Р. Декарт
Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разрабатывают спос
Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило
Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты получишь то, что необходимо тебе.
А, Смит
Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии произвела полный перево
Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь,
святая ложь и статистика.
Б, Дизраэли
Особое место в формировании социального познания занимает статистика. Он
Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным местом политики, поскольку мир будет единственной политикой государства.
А. Сен-Симон
Пионером в обозначении «современного» обще
Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах.
П. Сартр
Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной хара
Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших усилий.
Г. Спенсер
Гербе
Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на постулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Вещество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение
Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более грубые, чем ошибки какой-нибудь тупицы.
Н. К. Михайловский
Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой явились
Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак коммунизма.
Х.Маркс— Ф.Энгельс
История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд
Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие.
К. Маркс
Поиск теоретико-мет
Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, основоположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал
Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением проблемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познавательной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по
Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основоположники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико
Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной н
Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство действительной жизни.
Ф. Энгельс
Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса
Общественное бытие
и общественное сознание
Географическая среда и народонаселение
Коммунистический строй
— общественная собственность
— централизованное плановое хозяйство
— равные потребности масс
— превращение труда в самодеятельность (потребность)
— человек р
Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действительности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, манящие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная
Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич
Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии общества живому организму и пр
Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все времена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал
Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущности мира какой-либо метафизической системой и доказать общезначимость этого познания.
В. Дилыпей
Кредо новой философии — «по
Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета
Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни.
В. Дилыпей
Во второй половине XIX века акт
Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психологизацией.
Г. Тард
Индустриализация западного общества обусловливает его трансформаци
Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессиональных психологов и их ничтожный практический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключительно изучению ума и оставляют поч
Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору.
Г. Тард
Г. Тард проводит индивидуалис
Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь малую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от наблюдателя, но является скрытым двигателем больши
Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы.
Г. Лебон
Г. Лебон рассматривае
Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, удастся ли когда-либо найти «законы исторических событий» в смысле законов естествознания.
В. Вундт
Немецкая школа социол
Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-молекулярные процессы внутри человеческого материала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1.
Г. Зиммель
Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как воссоздание субъективности — душевного акта, происход
Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно общество?» В исторической реальности содержание (общественно оформленный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми
Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В частности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития
Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее
Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное».
Л. фон Визе
Основу историко-социальной концепции
Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталистического духа заложена тенденция, стремящаяся разлагать и убивать его изнутри.
В. Зомбарт
Упорядочение всего необозримого ф
Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и много другого. Он составляет шелковую основу капиталистического духа.
В. Зомбарт
Современный капитализм
В направленном на получение прибыли капиталистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции развития безграничной и беспощадной наживы.
В. Зомбарт
Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух создателем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ?
В. Зомбарт
В р
Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не может сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода.
В. Зомбарт
В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н
Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, примыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз
Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма
Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую позицию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капитализма1. Он связывает религиозное умонастроение
Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капиталистических интересов.
1) Само гос
Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных.
Геродот
Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм
Новости и инфо для студентов