рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понимание

Понимание - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов В «Науках О Духе» («Науках О Культуре»), В Отличие От «Наук О Природе», Позна...

В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происходящего в «других», то есть имеющего типическую (надличностную) рациональную значимость. Данное личностное воссоздание в нас самих тех актов сознания (душев­ных процессов), которые позволяют «войти в душу» другого по аналогии, и есть понимание«духовного содержания». По Зиммелю, понимание есть отношение одного духа («Я») к другому («Ты») (8, 511). Человек выходит за свои пределы (трансцснденция) и сталкивается с другой индивидуаль­ностью — одушевленным «Ты».

Понимание позволяет: а) понять сказанное, которое воссоздает в слу­шателе душевные процессы, аналогичные оным говорящего; б) понять мотивирующее значение говорящего. В результате индивидуальность пости­гается другой индивидуальностью не строго логически, а через погруже­ние в материал переживания другого, живущего в форме духа, и воспроиз­ведение его в себе заново. На основе единства взаимопонимания формиру­ется самосознание — знание себя как другого (обобщенного) (8, 514). Чу­жая индивидуальность — «Другой» — видится «Я» и как некий «тип», к которому мы ее причисляем. «Другой» аналогично видит «Я»1. Это априор­ное представление характеризует непрерывность видения индивидуально­го (фрагментального) и типического с духовной жизнью.

Применительно к постижению истории Зиммель делает вывод, что ис­торическая истина вообще не может считаться отражением исторической действительности: «познаваемого человека творят природа и история, но познающий человек творит природу и историю» (7, 531). Отсюда его кредо звучит в кантиантском духе: «Постигаемый мир является продуктом по­знающего духа, ибо в нем мы познаем лишь то, что вложено самим ду­хом» (8, 190).

Историк совершает «трансцепдентальное формирование» (а не отраже­ние) событий как «типичное» (или «необычное»). Историческая истина есть духовная активность, которая наделяет внутренне воссоздаваемый материал неким смыслом, исходя из общности душевных процессов, на-

1 Проблематика взаимодействия «Я» и «Другого» стала основой направления сим­волического интеракционизма.


следуемых потомками. При этом каждое видение оправдано — историчес­кая истина релятивиа.Исторический мир, общественное развитие есть «тво­рение души»: жизненное чувство индивидов и сцепление их судеб. Цели и принципиальные предпосылки решают вопрос о том, какой «мир» созда­ется душой, и действительный мир есть лишь один из многих возможных'. Различные суверенные миры практической повседневной действительнос­ти — религии, искусства, науки — сводятся к различным принципам орга­низации нашего духа, который формирует в них совокупность материалов бытия по особой «формуле».

В соответствии в этим Зиммель отрицает объективную истинность науч­ных теорий: общеобязательное знание в сущности недостижимо.Ни один из типов философского мировоззрения, опирающихся на объяснение приро­ды (позитивизм) и на разум (идеалистическая метафизика), не в состоя­нии постичь сущность мира. Парадокс заключается в том, что «в непре­рывном процессе познания количество принятых истин уравновешивается количеством отклоненных заблуждений, что в никогда не останавливаю­щемся движении столько же «истинных» познаний поднимается по пара­дной лестнице, сколько «ошибок» сбрасывается с черного хода» (8, 82).

Релятивизм форм ведет к «бунту» против всяких установленных форм вообще. В экономике он порождает бурные революционные изменения; в морали — возрождение «настоящей эротической жизни», разрушающей существующие половые отношения, из которых черпает содержание но­вая этика; в искусстве — тягу к абстрактному искусству как модернистско­му «самовыражению» индивида. В философии — возникновение «философии жизни», рассматривающей человеческое познание как «переживание», по­рождаемое «волей к жизни»: в нем субъект и объект являются связанными (неразрывными) элементами «опыта жизни». Главное — это переживание отдельного индивида: что у него в голове, что могут знать многие, — не имеет высокой ценности; что у него в сердце, что доступно ему одному, — то единственно ценно. Это делает неизбежным субъективность истолкова­ния. Однако она не является «тем недостатком, который следует преодо­леть, но формой, посредством которой сырой материал данных философ­ских учений приходит к новому образцу — к истории философии» (7, 541). Личностный характер учений заключает абсолютно индивидуальное, не­повторимое и неразделяемое ни с кем другим. При этом теоретические положения бывают «истинными» лишь тогда, когда они случайно соответ­ствуют нашей воле к жизни.

Жизнь — это поток поколений, но ее носителями являются индивиды (8, 15), то есть «социальные атомы»2, обособленные друг от друга суще-

1 Зиммель обосновывает установку, альтернативную историческому материализ­му (марксизм), что каждая из форм жизни, в том числе и хозяйственная — эконо­мическая, может быть постигнута только как результат психологических предпо­сылок.

3 В качестве «социальных» (эмпирических) атомов Зиммель рассматривает наря­ду с индивидами и группы, которые действуют как единства и во взаимодействии с другими могут образовывать общество.


ства. Следовательно, человечество есть индивидуализированное образование (8, 172). Применительно к нему общий (формальный) закон схватывает лишь витальное содержание не в форме жизненности, а в форме понятий­ной содержательности. Поэтому обший закон не может относиться к внут­ренним процессам, поскольку они находятся внутри связи индивидуаль­ной жизни (8, 139). Каждая жизнь как нечто законченное содержит вырас­тающий из нее корень (собственный центр) — точка ее единственности (отличительности), то есть индивидуальность. При этом последняя не есть субъективность (личностное) или произвол. Но в каждом индивидуальном живет, как выражение закона сущности, и «общсчеловек» (типическое) (8, 195). «...Индивидуальным может быть только действительное, а не иде­ально-нормативное, а законным только общее, а не индивидуальное, -таковы связи, расторжение которых было совершено на этом длинном пути, для того, чтобы связь индивидуальности и законности могла осуще­ствиться» (8, 183).

Чем более формализуются социальные и культурные образования, тем более отчужденным от них оказывается индивидуум, воплощающий в сво­ем «душевном» существе глубинные движения самой жизни. Отчуждение, равнозначное его свободе, обусловливает единственный регулятор мораль­ного поведения — «индивидуальный закон»(2, 170). Последний, наряду с созданием культурных форм, инициируя способность жизни к творчеству, определяет жизнь и поведение индивида1. Таким образом происходит связь «индивидуальности» и «законности» — ритмом (закон) сущности индиви­да (8, 112), то есть образуется «индивидуальный закон» самоосуществле­ния индивида. Данный закон происходит из протекающей как долженство­вание жизни индивида, которая содержит в себе все следствия «своего про­шлого, все напряжения своего будущего» (8, 156).

Каждая жизнь — каждый феномен (фрагмент «типа») — содержит толь­ко для нее самой значимый «индивидуальный закон», который приорите­тен по отношению к приходящему извне общему закону (нравственно­му), имеющему в виду «общее благо». Неудержимый динамизм социальных явлений проявляется в элементах «жизненного.опыта» — воля, чувства, мысль, действия. Поэтому данный опыт есть творение наших душевных сил и исключает закономерность и всеобщность: он дается в переживании1 (иррационален) и неподвластен разуму.

Зиммель утверждает, что исторические события как «выражение жиз­ни» индивидуальны и неповторимы. В силу этого к ним неприменимо поня­тие «исторического закона» (всеобщего). В действительности имеет место лишь «индивидуальный закон» (судьба), который в «науках о духе» («исто-

1 Зиммель выступает против социализма с приоритетом общего над индивиду-, альным:освобождение от индивидуальной ответственности и инициативы сооб­щает индивиду беззаботную уверенность и спокойствие, которые задерживают формирование его сколонностей (8, 399). Коллективное, стоящее над индивиду­альным, создает возможность равенства и справедливости для всех, но снижает уровень социальности, от которого страдает вся совокупность.


ричсских науках») постигается посредством интеллектуальной интуиции — постижение целого посредством целостной функции. В этом суть психо­логического истолкования «индивидуального закона», заменяющего «за­кон исторический» (всеобщий). «Историческая истина» также представля­ет собой активность духа, которая делает из своих предметов нечто, чем они еще не являются.

Данные методологические установки, по мысли Зиммеля, относятся и к социологии.

3.1.2. Социологическая концепция

Она является наукой эклектической, посколь­ку продукты других наук составляют ее материал.

Г. Зиммель Здесь с осторожностью (лат.).

Концепция социологии Г. Зиммеля в определенной мере является соци­ологической версией философии жизни. Это позволяет сводить основные положения, выдвинутые им в разных социологических работах в различ­ные периоды его творчества, в один текст. Тем более, что сам он высказы­вался в том духе, что развитие его взглядов есть в большей степени воспол­нение предшествующего, чем отрицание.

Зиммель рассматривает социологию как автономную «понимающую» дисциплину в рамках различения «наук о природе» и «наук о духе» по мето­ду отношения духа к своему предмету. В «науках о духе» он выделяет:

1) Историю,изучающую исторические деяния и устанавливающую «ин­
дивидуальные законы», приложимые к единичным случаям в психологи­
ческом истолковании.

2) Философию истории,которая занимается разыскиванием «истори­
ческих законов» — наука о законах.

3) Социологию,изучающую собственный предмет, — социальное су­
щество (психологический индивидуум), из побудительных импульсов и це­
лей которых образуется единство — общество.

Сам индивид является единством двух сторон: а) психического акта (же­лания, припоминания, утверждения) и б) содержания сознания (того, что желается, припоминается, утверждается). Отделив второе, мы получа­ем объективное содержание сознания, не являющееся психическим: оно есть то, что в философии жизни понимается как опыт, и есть «материя» или «тело» социального.

, Зиммель утверждает, что психологические феномены — первичные пси­хические процессы, которые лежат в основе общественных явлений, от­носятся к взаимодействию социальных (эмпирических) атомов. Поэтому социальное настолько «психично», насколько психическое «социально». Однако в общественном развитии решающую роль играют психологические факторы. Внешние (естественные, природные) явления — почва, климат и т. п. прямо или косвенно влияют на психическое состояние народов. Но последнее, в конечном счете, через душевные состояния и импульсы («жиз­ненное чувство индивидов», «сцепление их судеб») формирует общсствен-


ные явления, осуществляет социальный процесс. В этом суть его ипидиви-дуалистического подхода к социологическому психологизму.

Как сторонник «психологической школы» Зиммель рассматривает со­циологию в теоретико-познавательном отношении в одном ряду с психо­логией: в исследованиях образования общественных форм она использует методы сравнительных психологических наук1. Однако социология, как на­рождающаяся наука, дает лишь новую точку зрения для рассмотрения известных актов. «Она пользуется данными исторических исследований, антропологии, статистики, психологии как полуфабрикатами; она не об­ращается непосредственно к сырому материалу, который перерабатыва­ют другие науки, но, будучи наукой, так сказать, второй степени, она творит новый синтез из того, что уже является синтезом для первых» (8, 302).

Социология, по Зиммелю, принципиально не обращается непосредствен­но к «примитивному материалу» — первичным данным. Анализ конкрет­ного содержания явлений осуществляется другими науками. Социология же, используя их выводы, исследует социальные формы, подвергая их вне­временной интерпретации. Тем самым Зиммель разрабатывает основы «фор­мальной социологии», которя строится на аксиоматическом основании, принятом в математических науках. Ее аналитичность противопоставляет­ся описательности историко-эволюционистских (натуралистических) кон­цепций социологии.

Разрабатывая свою социологическую концепцию, Зиммель особое вни­мание уделяет проблематике взаимодействия и обобществления.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понимание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги