рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Взаимодействие

Взаимодействие - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов По Зиммелю, Социология Дает Ответ На Вопрос: «Как Возможно Обще­ство?» В Исто...

По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный мир. При этом общество, как процесс реализующейся жизни непрерывно

1 В частности, в интерпретации религии Зиммель также следует психологизму и отделяет вопрос о бытии бога, как объективном факте, от вопроса о непосред­ственной значимости религии в жизни человека и общества. Он отмечает, что в религии нарастает мистическая тенденция, которая разрушает существующие ре­лигиозные формы: человек творит свои объекты таким образом, что совершенно' безразлично, существует ли вообще содержимое, сочетающееся в этой особой форме^ или нет. Религия является порождением души (8, 561) и становясь целостным, психологическим комплексом (8, 553), она создает регламентирующие нормы для многих других сфер жизни. Религиозная потребность основывается на любви и с необходимостью порождает религиозную веру, которая примиряет людей с деи-, ствителыюстью. Поэтому, если бог как продукт религиозного сознания представ­ляет собой объект, признание и значимость которого совершенно не зависит от-его существования, то и религия не зависит в своей значимости и «истине* от существования или несуществования бога. Для подобного «религиозного атеизма»' важна практическая сторона, то есть, как «работает» понятие бога в жизни обще-'-' ства: без религиозной веры общество не существовало бы. «...Бог есть не что иное,г как воплощенное единство бытия» (8, 595). Таким образом Зиммель стремится укрепить религию и веру в бога исходя их психологических оснований.


порождается взаимодействием1.В работе «Социальная дифференция» он описывает взаимодействие на основе релятивизма как набор альтернатив (форм) по типу «если..., то...». «Все находится со всем в каком-либо взаи­модействии, что существуют силы и переходящие туда и обратно отноше­ния между каждой точкой и каждой иной точкой мира...» (8, 314). Динами­ческое взаимодействие частей (эмпирических атомов) является основани­ем, которое придает сочленение и единство обществу. В этом смысле обще­ство — это продукт взаимодействующих единичных атомов.

Для социологического исследования важны лишь эти эмпирические атомы (представления, индивиды, группы), которые действуют как единства, все равно, делимы ли они в себе все дальше и дальше. В частности, группы также действуют как единства и во взаимодействии с другими образуют общество. Поэтому оно есть единство, состоящее из единств (8, 315). По отношению к реальным взаимодействиям частей, общество является «толь­ко вторичным, только результатом, причем и объективно, и для наблюда­теля» (8, 315). Оно — только название для суммы этих взаимодействий.

По Зиммелю, границы социального существа проявляются в различных формах взаимодействия личностей. Оно заключает в себе не только их субъек­тивные состояния или поступки, но и объективные образования, которые обладают известной независимостью от отдельных участвующих во взаи­модействии личностей. Поэтому основную задачу социологии он видит в описании форм современного бытия людей и нахождении правил, лежа­щих в основании взаимодействия как индивидов, которые также являются и членами группы, так и групп между собой (8, 304).

В социальных группах реализуется пространственный аспект взаимодей­ствия, понимаемый Зиммелем в кантианском смысле: пространство — это форма организации социальной жизни и занимаемое группой простран­ство воспринимется как ее единство (и наоборот). Поэтому важное значе­ние имеет проведение в пространстве границ, влияющих на развитие ин­дивидуальности. Размер группыобусловливает границы ее вариаций и уро­вень индивидуальной свободы.В этом проявляется действие «принципа чис­ла», то есть воздействие количества на качество (род) взаимодействия. Чем меньше группа, тем она теснее связана по уровню контроля над ее члена­ми и тем меньше возможностей для вариации индивидуальности и прояв­ления свободы (8, 323; 326). Наоборот, количественный рост группы рас­ширяет пространственные возможности индивидуальной свободы. Он ве­дет к дифференциации ее элементов и к развитию самостоятельной ответ­ственности, освобождая индивидов от морального бремени (8, 324). При этом возрастание индивидуализации членов социальной группы сопровож­дается развитием их интеллекта: способности к абстракции, к ассоциаци­ям и развитию сознания.

1 В работе «Философия денег» Зиммель развивает идею, что каждое взаимодей­ствие выступает у людей в форме обмена, являющегося изначальном функцией ме­жиндивид уальнои жизни, где прибылью является также возможность отдавать (8а). Данная идея получила развитие во второй половине XX века в теории социального обмена Дж. Хоманса, П. Блау, Б. Скиннера и др. / См. об этом: Култыгин В. П. Концепция социального обмена в современной социологии // СОЦИС. 1997. № 5.


По мнению Зиммеля, именно то, что предмет социологии заключает в себе отношение индивидуума к обществу, причины и формы образования групп, психологическое содержание отношений внутри них, ставит эту науку в теоретико-познавательном плане в один ряд с психологией.

Обобществление

Зиммель исходит из установки, что общество творится человеком, ког­да во взаимдействие вступает множетсво индивидов: лишь общающиеся пред­ставляют собойобщество (8, 489). Становясь независимым от человека, оно выступает как процесс, который непрерывно порождается взаимодей­ствием. Процессы взаимодействия образуют единство индивидуальных но­сителей в виде влечений, интересов, психических состояний, целей и т. п. Поэтому они означают для индивида факт обобществленности, то есть сумму форм связи (взаимовлияния), которые функционально обобществ­ляют — соединяют индивиды в единство на основании их процессов. Тогда общество — это комплекс обобществленных индивидов1. В свою очередь, обобществление ведет к усиленной социализации, понимаемой Зиммелем как «совершение общества»: усложнение (развитие) в результате много­образных процессов взаимодействия. Таким образом, обобществление «есть в бесконечном количестве способов реализующаяся форма, в которой индивиды в основе разнообразных... мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплоще­ние» (8, 486—487). Какие формы должны быть здесь основополагающими — суть теории познания общества.

Число участвующих является формальным признаком обобществления: оно возможно, когда во взаимодействие вступают несколько индивидов, об­разуя группу. Каждый из них занимает в ней некую позицию, необходимую для реализации своего социального существования. Это та типизация инди­видов, которая формирует социальность — сплошное общество, не знаю­щее разрывов2. Мера данной гармонии между индивидом и обществом есть показатель обобществленное™. Социология, как новая наука, призвана ис­следовать в совокупности взаимодействий лишь формы последней, отвлека­ясь от их содержаний (материала социальных процессов, наполняющих фор­мы). По существу — это новый метод рассмотрения специфического предме­та, заключающийся в различении формы и содержания общества.

1 Термин «обобществление» означает у Зиммеля соединение (срастание) инди­
видов в единство, порождаемое общением: взаимодействуя, индивидуумы дела­
ются общественными. Данная интерпретация отличается от понимания обобще­
ствления как передачи средств производства или собственности в руки общества
(марксизм).

2 Зиммель (в отличие Тенниса и Дюркгейма) не считает солидарность основопо­
лагающим социальным фактом общественной жизни. Он видит обобществление
также и в борьбе — состязании, споре, вражде, конкуренции, имеющих обще­
ственную значимость и социальную сплоченность. Отсюда, социальность суще­
ствует п корреляции форм солидарности (функциональное единство) и конфлик­
та
(несолидарное поведение). Во второй половине XX века проблематика конф­
ликта стала центральной для «социологии конфликта» и едва ли не самой попу­
лярной (Р. Дарендорф, Л. Козер, Р. Миллс, Р. Мур и др.).


В системе социологического знания Зиммсль выделил три области с со­ответствующими группами социологических проблем: общую, философс­кую и формальную социологии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Взаимодействие

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги