Католицизм - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов Католическая Религия, По Зомбарту, Является Основой Всей Западной Куль...
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких массах католиков всех стран и проникало в недра деловой жизни: кто бога не боится, того следует считатьдурным во всем. В pai шюю эпоху капитализма религия имела выдающееся значение для жизненного устройства. Этому способствует обязательная тайная («ушная») исповедь, распространение многочисленных морально-богословских книг решений, в которых для различных жизненных обстоятельств, хозяйственных дел устанавливались и казуистически разъяснялись соответствующие церковному учению правила поведения (12, 176). Таким образом, религиозное настроение «существенно связвыва-ло», смягчало предпринимательство pat {некапиталистической эпохи: «купцы и промышленники в XVIII столетии все также благочестивы» (12, 175).
Зомбарт подчеркивает, что все жизненные отношения получали свое религиозное освящение в том смысле, что оно частью задерживало их развитие, а частью способствовало. Во-первых, тесная связьцерковно-рели-гиозных тенденций с наиболее сильными элементами государства, в одном случае, способствует развитию коммерческого духа (Флоренция). В другом — поддержание «вечных войн против неверных» сохраняло господство рыцарско-религиозного идеала, который сплетал феодализм и фанатизм в жизнепонимание, наименьшим образом соответствовавшее капиталистическому духу (Испания). Национальным героем Испании стал наименее капиталистический тип в мировой истории — последний странствующий рыцарь, привлекательный и симпатичный (подчас жалкий) Дон-Кихот (12, 181).
Во-вторых, папы,с их финансовым хозяйством, оказали оживляющее воздействие на капиталистический дух. Создавая (XVII в.) мощную, охватывающую весь культурный мир налоговую систему, римская курия инициирует выделение крупного купечества и могущественных международных банкиров. Этим она способствует образованию капиталистической системы хозяйства, а тем самым (косвенно) и возникновению капиталистического духа.
В-третьих, это влияние самой католической церкви своим учением, массовым следованием религиозным заповедям на ускорение образования капиталистического духа (12, 182). Зомбарт особо подчеркивает значение религиозной системы — учения Фомы Аквинского, которая, начиная с XIV столения, господствует над офицальным (т. е. несектантским) католичеством. По мнению Зомбарта, в нем соединились о одно целое два составных элемента христианской религии: религия любви и милосердия Павла и Августина и религия Закона. Устранение дуализма Закона (внутримирская этика) и Евангелия (надмирская этика) способствует единению естественного закона с разумной целью христианского нравственного закона.
По Зомбарту, основная идея Закона у Фомы Аквинского — это рационализация жизни: вечный божественный закон мира и природы, закон разума, — имеет задачей устранение и упорядочение чувственности, аффектов и страстей в направлении к цели разума. «Грехом в человеческой деятельности является то, что обращается против порядка разума» (12, 183). Внутри естественного, сотворенного, похотливого мира как бы строится свободно рожденный, нравственный, разумный мир. Действительное средство побудить человека к поведению, согласному с разумом, — страх божий: он побуждает в человеке стремление к. рационализации и методизации жизни.
Данная идея рационализма должна оказывать существенное содействие развитию капиталистического образа мыслей, которые сами по себе являются рациональными, направленными к цели. Зомбарт подчеркивает, что «идея наживы наряду с экономическим рационализмом означает ведь, в сущности, не что иное, как применение жизненных правил, вообще предписывающихся религией, к сфере хозяйственной жизни» (12, 183). Рационально устроенный душевный механизм приходит на место природной, естественной инстинктивной жизни. Как искусное создание экономичес-
кий рационализм нашел могучую поддержку в вероучении католической церкви.
Росту капиталистического духа способствуют следующие дисциплинирующие природное существо человека добродетели, о которых заботилась христианская этика:
— подавление эротических влечений, с которыми связаны расточитель
ность, сладострастие, роскошь, мотовство, и проповедь целомудренной и
умеренной жизни верующих: живущий воздержано должен быть и более
энергичным предпринимателем;
— благоупорядоченный образ жизни: экономии•# отношении всякого
добра и имущества приучает и к упорядоченной1 Мещанской жизни;
- правильная любовь к богатству, упорядочение домашнего хозяйства
— прихода и расхода (расточитель любит деньги слишком слабо, а скупой
слишком сильно): требование бережливости содержит рекомендацию при
ходного (мещанского) хозяйства и осуждение расходного (сеньориально
го) хозяйства;
- проклятие праздности как «начала всех грехов»: созерцать бога при
званы лишь немногие, а масса людская существует для того, чтобы делать
повседневную работу;
— пробуждение совести, осуждение всех бесчестных уловок при ведении
торговли как греха: побуждение ведущих торговлю к солидному ведению
дела — благоприличию, честности или почтенности.
Церковные учителя, превознося подобные добродетели и воспитывая своих современников в духе христианской нравственности, оказывали практическое влияние на развитие хорошего и удачливого капиталистического предпринимателя. В раннюю эпоху и до конца этого периода капитализм подвержен смягчающему влиянию католического учения, оказывающего существенно связывающее влияние на хозяйственную жизнь, ограничивая стремление к наживе, злоупотребления богатством (12, 211).
Затрагивая проблему богатства и бедности, Зомбарт отмечает, что идеал бедности раннего христианства исчез вполне и совершенно. Для всякого верующего должна быть возможность подняться выше своим трудом, следовательно, также и разбогатеть. Стремление к наживе, накоплению капитала находится в границах разума человека и зависит от обладания им выдающимися качествами (добродетелями), направленными на выбор средств в коммерции и других великих делах. Оценка сообразно размеру одаренности освобождает путь капиталистическим предпринимателям для их восхождения в общественном положении.
Для благочестивого христианина безразлично, беден он или богат, — важно только употребление богатства или бедности: мудрый бежит не от них самих по себе, но лишь от злоупотребления ими (12,188). Богатство и бедность в одинаковой мере изволение божие: в бедности он хочет воспитать терпение, в богатстве — дать знамение своей милости или дать возможность доброго употребления своего богатства (долг доброго употребления). Благочестивый христианин не должен также прилепляться к богатству своим сердцем, не должен и употреблять его как средство ко греху. Целью богатства никогда, конечно, не может быть само богатство. Оно
должно всегда рассматриваться только как средство служения человеку и через человека — богу. Человек есть ближайшая, Бог — отдаленная цель.
Католическое церковно-нравствепное учение, осуждая безграничное стремление к наживе, хотело влиять не столько на размер наживы, сколько на умонаправления капиталистического предпринимателя. В качестве примера безусловной политики по отношению к капитализму, Зомбарт приводит каноническое учение о ростовщичестве: «запрет роста», означающий, что «не должно препятствовать деньгам обращаться в капитал» (12, 190). Данный запрет базируется на принципиальном различении денежной ссуды и помещения кавщтала и объявляет наживу от первой (ростовщичество) недопустимой, а от'второго — дозволенной. В форме ссуды деньги не приносят плодов. В качестве капитала они плодотворны, так как обладают способностью творческого участия в предприятии. Тем самым церковный авторитет всячески пытается возбудить предприимчивость и капиталистический дух: энергичное предпринимательство угодно Богу.
Все темы данного раздела:
К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем прошлом.
И. Хейзинга
Завершается время экстенсивного становления отечественной социологи
Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее.
Лев Диакон
Историко-философский процесс возникновения и становления научного знания занимает длительный
Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее.
К. Леей- Стросс
Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический многофункциональный
Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо
Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых положениях.
Аристотель
Дальнейшая рационализация
Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигаемых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельности. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в
Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть.
Цицерон
Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н
Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует литературный расцвет, связанный с колоссальными фигу
Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой культуры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п
Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разворачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного
Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образцы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования духовного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С
Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Северной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског
Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем.
М. Монтенъ
Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшествует. Без данного зна
Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов.
Р. Декарт
Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разрабатывают спос
Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило
Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты получишь то, что необходимо тебе.
А, Смит
Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии произвела полный перево
Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь,
святая ложь и статистика.
Б, Дизраэли
Особое место в формировании социального познания занимает статистика. Он
Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным местом политики, поскольку мир будет единственной политикой государства.
А. Сен-Симон
Пионером в обозначении «современного» обще
Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах.
П. Сартр
Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной хара
Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным естественным законам, открытие и сведение которых до минимума и составляет цель наших усилий.
Г. Спенсер
Гербе
Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на постулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Вещество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение
Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более грубые, чем ошибки какой-нибудь тупицы.
Н. К. Михайловский
Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой явились
Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак коммунизма.
Х.Маркс— Ф.Энгельс
История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд
Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие.
К. Маркс
Поиск теоретико-мет
Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, основоположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал
Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением проблемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познавательной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по
Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основоположники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико
Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились поразительно цельной и стройной н
Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство действительной жизни.
Ф. Энгельс
Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса
Общественное бытие
и общественное сознание
Географическая среда и народонаселение
Коммунистический строй
— общественная собственность
— централизованное плановое хозяйство
— равные потребности масс
— превращение труда в самодеятельность (потребность)
— человек р
Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действительности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, манящие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная
Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич
Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии общества живому организму и пр
Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все времена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал
Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущности мира какой-либо метафизической системой и доказать общезначимость этого познания.
В. Дилыпей
Кредо новой философии — «по
Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета
Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни.
В. Дилыпей
Во второй половине XIX века акт
Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психологизацией.
Г. Тард
Индустриализация западного общества обусловливает его трансформаци
Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессиональных психологов и их ничтожный практический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключительно изучению ума и оставляют поч
Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору.
Г. Тард
Г. Тард проводит индивидуалис
Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее
Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь малую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от наблюдателя, но является скрытым двигателем больши
Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы.
Г. Лебон
Г. Лебон рассматривае
Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, удастся ли когда-либо найти «законы исторических событий» в смысле законов естествознания.
В. Вундт
Немецкая школа социол
Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-молекулярные процессы внутри человеческого материала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1.
Г. Зиммель
Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как воссоздание субъективности — душевного акта, происход
Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно общество?» В исторической реальности содержание (общественно оформленный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми
Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В частности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития
Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее
Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное».
Л. фон Визе
Основу историко-социальной концепции
Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталистического духа заложена тенденция, стремящаяся разлагать и убивать его изнутри.
В. Зомбарт
Упорядочение всего необозримого ф
Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изобретательности и много другого. Он составляет шелковую основу капиталистического духа.
В. Зомбарт
Современный капитализм
В направленном на получение прибыли капиталистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции развития безграничной и беспощадной наживы.
В. Зомбарт
Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух создателем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ?
В. Зомбарт
В р
Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не может сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода.
В. Зомбарт
В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н
Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, примыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз
Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую позицию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капитализма1. Он связывает религиозное умонастроение
Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капиталистических интересов.
1) Само гос
Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных.
Геродот
Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм
Новости и инфо для студентов