рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Государство

Государство - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов В Качестве СпособствующихРазвитию Капиталистического Духа Зо...

В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов.

1) Само государство, являясь одним из первых крупнейших предприни­мателей, действует в качестве образца, поучающего и воспитывающего частный предпринимательский дух. Оно само ведет коммерческие дела, строит хозяйственную (меркантилистскую) политику, силой убеждения и привилегиями (покровительством) побуждает частных лиц к выгодам.


Культивирование школьного дела, сметных и коммерческих учебных заведений способствовало распространению, углублению коммерческих знаний и капиталистического духа. Путем ломки меркантилистско-цеховой системы раннскапиталистической эпохи государство ввело в новом хозяй­ственном праве XIX века «промышленную свободу»1,

Вместе с тем, по Зомбарту, государство оказывало воздействие на рас­цвет капиталистического духа и своим несуществованием (12, 218), то есть тем, что подданным в определенных ситуациях недостает опоры на его могущество. В силу этого отдельные торгашеские элементы капиталисти­ческого духа развиваются в борьбе за «место под солнцем» (за границей) без государственного прикрытия тыла. Представители таких наций приспо­сабливаются и развиваются за счет напряжения собственных сил, завое­вывая себе рынок сбыта искусством убеждения и хорошим исполнением дела.

Зомбарт выделяет отдельные ветви государственного управления, ока­зывающие преимущественное влияние на выработку капиталистического духа.

2) Военноедело дифференцировало требования, предъявляемые к дей­ствиям подданных государства. Возникновение профессионального войска (рыцарского, наемного) разделило военную и хозяйственную деятельно­сти. Благодаря этому «мещане» (чуждые воинской природе) подвергалась отбору, а мещанские добродетели могли сильнее воспитываться. Постоян­ное побуждение добиться положения в государстве путем приобретения денежного богатства культивирует коммерческие способности и деятель­ность. Например, евреи, которых судьба заставила «в течение двух тысяче­летий прожить без воинской деятельности, благодаря чему все воинские натуры постепенно изгонялись из их национального тела» (12, 219)

Кроме того, военное дело поощряло дисциплину, военную выправку и военные добродетели, оказывающие благотворное влияние на развитие определенных сторон капиталистического духа: в нем культивировался круг способностей по вопросам администрации и организации: экипировка, организация транспорта и снабжения войска, а также командование и дип­ломатия. В частности, отмечает Зомбарт, в Германии, обладающей «блес­тящей военной организацией», капиталистические предприятия приобре­тают характер гигантских военных ополчений, отражающих превосходство

1 Зомбарт также рассматривает те причины, которые во многих отношениях пре­пятствуют развитию капиталистического духа. К ним он относит, во-первых, пре­увеличенный фискализм, способный убить пред при нимательский дух: высокие на­логи, чересчур сокращающие прибыль, повышение заработной платы, снижающее конкуренцию товара, и др. Неправильные мероприятия торговой (промышленной) политики уменьшают желание использовать свои деньги в качестве капитала и па-рализующе действуют на капиталистического предпринимателя. Во-вторых, орга­низация публичного долга: трата невероятных сумм на военные цели, распростра­нение публичных облигаций за большие проценты, когда богатые люди вкладыва­ют деньги не в капиталистические предприятия, а начинают покупать ренту. В-третьих, покупка должностей (другая форма выдачи публичных долговых обяза­тельств) как институт извлечения доходов, оказывающий парализующее влияние на предпринимательский дух потерей интереса к капиталистическим предприятиям.


немецких предпринимателей и рабочих, одинаково понимающих, что по­рядок необходим для всякой организационной силы (промышленной или военной).

3) Финасы: выработка финансовой организации означала сильное по­
ощрение капиталистического духа: коммерческая бухгалтерия, статисти­
ческие сведения (изображения социального мира в цифрах), отчетность.
Финасовое хозяйство создает капиталистический мсждухозяйственный обо­
рот, публичное договорное устройство и др. Наряду с этим, устройство
«крупных договорных систем» связывается также и с крупными спекуля­
тивными (шарлатанскими — грюндерскими) предприятиями.

Зомбарт особо отмечает роль влиятельных еврейских финансовых дея­телей, принимающих крупное участие в военных делах государств, предо­ставляя им денежные средства, жизненные и военные припасы (12, 220). Благодаря этому они не только богатели, но и улучшали свое социальное (эмансипация) положение в стране. Тем самым не только распространял­ся, но и сильно поощрялся свойственный евреям капиталистический дух.

4) Церковная политика: порождение в государстве «еретичества» как
источника капиталистического духа. Зомбарт отмечает, что выработка «го­
сударственной церковности» разделяет граждан на полноправных и полу­
граждан (и?юверцев или еретиков) по их вероисповеданию. Первые при­
надлежат государственной (официальной) церкви и обладают всеми граж­
данскими правами. Вторым был закрыт или затруднен доступ к обществен­
ным должностям и званиям. Такое положение иноверцев усиливало их при­
обретательские интересы и повышало деловую активность: «исключенные
из общественной жизни еретики должны были отдать всю жизненную силу
на хозяйство» (12, 222—223). Только так они могли достичь уважаемого по­
ложения в обществе, которого государство их лишало.

Положение иноверцев влекло за собой потребность сильнее развивать свои экономические способности в добывании денег, так как у «исклю­ченных» обладание деньгами ценилось выше, чем у других слоев населе­ния, ибо деньги означали единственный путь к могуществу. Капиталисти­ческие предприятия обещали наибольший успех в достижении богатства, а через него и видное общественное положение. Поэтому иноверчество с осо­бым рвением занимается ими, способствуя развитию капиталистического духа. Так было с евреями, протестантами (реформаторами), отрешенны­ми в католических странах от государственных должностей и военного дела. Приспосабливаясь к потребностям клиентуры, они «своим разумным по­ведением и своей честностью» в торговых, финансовых делах завоевывали себе твердое положение. Подвергаясь отбору, еретичество усиливало капи­талистические задатки и выступало источником капиталистического духа.

2. Переселения

Прослеживая связи между переселенцами и историей капиталистическо­го духа, Зомбарт рассматривает роль иноземцев как давление извне на разви­тие народов. При этом он выделяет единичные и массовые переселения.

1) Единичные: смена места жительства хозяйствующими субъектами по индивидуальному поводу. Такие эмигранты переселялись в данную страну (местность) в связи с расширением хозяйственного оборота семьи или


достижением полного расцвета промышленности на родине. Перебираясь в новые места и устраивая свой очаг, буржуа-иноземец организует свое предприятие, принося высшие формы ведения хозяйства, хозяйственного оборота и двигая вперед капиталистический дух.

Все должно начинать вновь, как бы из ничего и среди чужих: никакой традиции, никакой связи в местом, никаких личных отношений (12, 235). Достижение выгоды теперь связано: а) с быстрой сменой ощущений и мыслей; б) с решимостью к законченной выработке экономико-техни­ческого рационализма; в) с еврейским правом сободной промышленнос­ти и свободной торговли. Это дает больше шансов для получения наживы на новом месте.

2) Массовые: переселения больших масс людей по религиозным, поли­тическим основаниям и в связи с колонизацией заморских стран.

а) Переселение евреев, ставших в силу превратностей судьбы странству­
ющим народом «со времен вавилонских» (12, 227). С конца XV века в ре­
зультате переселений и изгнания (Испания, Италия и др.) они эмигриро­
вали и на восток, оседая в Польше. С захватом последней, они достались в
наследство России. В результате притеснений распыление российско-польских
евреев приняло медленное течение, но в XIX веке их исход в Новый Свет
осуществлялся сотнями тысяч. Зомбарт отмечает, что восточно-европей­
ские евреи рассматриваются как угроза для экономической жизни «прини­
мающего» народа. В России они находятся в тяжелейших условиях репрес­
сивной (враждебной) политики, бедствий и погромов. Все это оказывало
расшатывающее влияние на деловое поведение евреев: они утрачивали че­
стность и правосознание в отношении к нееврейскому миру. Эта испорчен­
ность, благодаря эмиграции, заражала остальное еврейство в Европе и
Америке (12, 206; 311).

б) Переселение христиан: тех, кто в условиях притеснений не хотел
менять своей веры в Западной Европе с наступлением Реформации (Фран­
ция, Австрия, Англия и др.). В странах назначения протестанты приняли
активное (пионерское) участие в закладе и распространении капитализ­
ма, вводя новые отрасли, обновляя хозяйственную жизнь и двигая ее впе­
ред: промышленность, банковское дело, торговлю. Страны, принявшие
иноземцев (Голландия, Швейцария, Германия и др.), вступили в полосу
«подъема хозяйственной жизни» (12, 230).

в) Колонизация заморских стран: народные движения, созданные эмиг­
рацией из Европы. Массовые переселения в Южную Америку, а затем в
Северную Америку в поисках счастья, исчислялись десятками миллионов
навсегда покидавших родину. Они несли с собой ярко выраженный капита­
листический дух, образуя душевный строй американского экономического
человека: «первенство приобретательских интересов — бессмысленный труд

- безусловная, безграничная, беспощадная нажива — величайший эко­номический рационализм» (12, 232).

Зомбарт объясняет влияние, оказываемое переселением на сильное раз­витие капиталистичесго духа, во-первых, тем, что при переходе к эмигра­ции, то есть «смелому переселению», дело заключается в процессе отбора наиболее годных из капиталистических личностей. «Именно гнет на роди-


 


не... есть лучшая подготовительная школа к капиталистическому развитию» (12, 233). Посредством эмиграции из этих угнетенных отбираются те, кото­рым надоело путем унижения и приспособления сохранять свое существо­вание в родной стране. В отношении эмигрантов также происходит «отбор» наиболее отважных, годных к капиталистической деятельности в новых условиях.

Во-вторых, развитые капиталистические типы своим распространением мощно способствуют (экстенсивному) развитию капиталистического духа, действуя как «бродило» на окружающую среду. Наоборот, страны, утрачи­вая эти предрасположенные к капитализму личности, ощущают ослабле­ние капиталистического напряжения.

В-третьих, «чужбина» как таковая способствует расцвету и усилению капиталистического духа путем ломки всех старых жизненных навыков и отношений (12, 234). Всякое уютное существование невозможно на чуж­бине: экономический рационализм и утилитаризм (практическая польза) имеют решающее значение для выработки психики пришельца — самое новое есть самое красивое. Для переселенца единственный смысл сохраня­ет нажива денег как средство, с помощью которого он хочет построить свое будущее. Наживать же деньги он может только путем расширения сво­ей предпринимательской деятельности.

В наибольшей мере, заключает Зомбарт, этот высококапиталистичес­кий дух проявился в Америке в XIX веке: решимость к законченной выра­ботке экономико-технического рационализма, сильная страсть к спекуля­ции, существенная свобода в стремлении к безграничной наживе.

3. Умножение денежного запаса

Зомбарт выделяет развитие денежного хозяйства как фактор, направля­ющий стремление к наживе в погоне за деньгами. Он рассматривает денеж­ное хозяйство в смысле «подготовительной школы» капиталистического духа: «оно выдрсссировывает человеческую душу для количественного ми­ровоззрения» (12, 238). Оно является условием того, чтобы б распоряже­нии известного народа было достаточное количество денежного материа­ла и денежные массы накапливались. Стремление к увеличению состояний действует поощряюще на развитие капиталистического духа: оно усилива­ет жадность к деньгам и жажду наживы (первоначально у евреев и клира). Это стремление связано с постоянным психическим возбуждением от дей­ствия чувственных представлений больших цифр: гигантских прибылей, со­стояний, оборотов.

Соединение предпринимательского духа и жажды денег в экономичес­ком человеке, усиливает предприимчивость и порождает спекулятивный дух как элемент капиталистического духа. Например, влияние открытий Южной, в последующем — освоения Северной Америки, Индии и др. на увеличение денежных запасов Испании, Португалии, Голландии, Англии. При этом открытие серебряных и золотых залежей (приисков), когда день­ги составляют промежуточное звено при наличии всех остальных условий, давало новьге формы подъема капиталистического духа современного эко­номического человека.


4. Техника

В понимании инструментальной техники, используемой для производ­ства благ и перемещения в рамках социального строя, для Зомбарта ха­рактерно настроение технофобии. В целом, по его мнению, с помощью индустриальных новообразований «естественный живой мир превращен в развалины, чтобы из этих развалин возник искусственный мир, созданный из человеческой изобретательности и мертвых материалов...» (12, 254). От их натиска надо защищаться. В этом заключается суть зомбартовского ан­тииндустриал изма.

Вместе с тем, Зомбарт подчеркивает тот факт, что технические ново­введения при использовании создают духовное состояние, которое уча­ствует в строительстве капиталистического духа. Воздействия, исходящие от техники, Зомбарт разделяет на две группы: непосредственные (первич­ные) и косвенные (вторичные).

1) Непосредственные(первичные): это влияния, при которых техника
будит и расширяет предпринимательский дух (12, 246).

Усовершенствование техники находит путь «в недоступное» (изобрете­ние морской астролябии, водонапорных машин, часов, в последующем современной техники: железных дорог, телеграфа и др.) и действует сти­мулирующе на скрытые предпринимательские стремления. Оно вынуждает проявления предпринимательского духа и делает его стремления безгра­ничными: раширение технических возможностей создает капиталистичес­кое безумие современного предпринимательства; постоянные изменения технической и хозяйственной организации возбуждают спекулятивный дух. Технические нововведения революционизируют на естественной основе мышление экономического человека, что проявляется в ломке традици­онных тенденций, развитии высочайшего рационализма, ускорении тем­пов хозяйственной жизни.

Данный параллелизм развития естественнонаучного духа, запечатлева­емого в прогрессе техники, и капиталистического духа передвигает жиз­ненные ценности. Теперь, по Зомбарту, интерес к техническим пробле­мам выходит на первый план по отношению к проблемам «первородного греха или страданий Вертера» (12, 251). Усиление материальных интересов далеко превысило идеальные проблемы: «Стадо мирно пасется на жирном пастбище» (25). Эти и подобные новообразования ценностей в духовной жизни современного капитализма обусловливают «возвышение средства до значения цели»,при забвении той цели, которой они должны служить.

Технологии современного прогресса, по мнению Зомбарта, устанавли­вают целесообразно механическое соединение производственных процес­сов с живой личностью, имея в виду только желаемый результат. Тем са­мым они характеризуют полное безразличие к человеку, исключая его из центра хозяйственных и культурных оценок (тейлоризм, фордизм).

2) Косвенные(вторичные): это влияния, когда техника создает опреде­
ленные состояния (процессы), события, которые со своей стороны ока­
зывают воздействие на развитие капиталистического духа (12, 253).

К косвенным воздействиям технических усовершенствований на обще­ственную жизнь Зомбарт, в частности, относит усовершенствования в


области медицины и гигиены, уменьшающие смертность. В результате рост населения оказывает двоякое воздействие на развитие капиталистичесого духа. Во-первых, путем побуждения к эмиграции. Во-вторых, усиливая пред­принимательский дух, закаляя хозяйственную «упругость» детей зажиточ­ного населения (12, 254). Когда их много в семье, то они вынуждены по­средством собственной хозяйственной деятельности удерживаться на со­циальном уровне своих родителей, а не впадать в сытое рантьерство. К этому стремятся и родители, научая «своих детей чему-нибудь путному», чтобы не сделать их бездеятельными владельцами ренты.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Государство

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Позднее Возрождение
На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, п

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги