рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение - раздел Философия, История и теория социологии. Учебное пособие для вузов На Этапе Становления Поздней Гуманистическо-Возрожденческой Куль­туры Характе...

На этапе становления поздней гуманистическо-возрожденческой куль­туры характерные для нее идеалы веротерпимости, Всемирной монархи и гражданского мира, возможности перетолковывать Святое писание, про­тиворечат пристрастности и ярой нетерпимости в борьбе за религиозные начала. Поздний гуманизмв большей мере был связан с литературным (фи­лологическим) творчеством, для которого свойственен углубленный пси­хологический анализ достоинств человека (но не ученые знания) как жи­вого существа, а не центрального звена космической иерархии. Наиболее яркими его представителями были Монтень, Сервантес, Шекспир и др. Путь, предлагаемый ими для достижения благой жизни, не самый корот­кий и прямой. Вначале, постепенно и па протяжении долгих лет, должно сформировать новых людей (ум, мораль, способности, личные качества), а затем с помощью особых методов, построить новое общество. Однако дух абстрактной морализующей неопределенности и увещевания как показ­ной метод воздействия оказывает лишь поверхностное влияние на людей (пример с проповедями Савонаролы).

Наоборот, реальный метод воздействия, использующий систему нака­заний (страх) и поощрений (выгоды), действовал более значительно. Вера в возможность мгновенного улучшения была основана па нетерпении. Вожди и следующие за ними миряне фанатично верили, что все беды идут от инакомыслящих: стоит уничтожить данный источник зла и вес люди изме­нятся к лучшему, для всех и навсегда наступит счастливая жизнь. Придер­живаясь такого воззрения, они желали войны, «которая положила бы ко­ней всем войнам».

На этапе позднего Возрождения натурфилософия(философия приро­ды) становится определяющим движением философской мысли: космос и человек рассматриваются с точки зрения анатомии природы. Ее представи­тели (Телезио, Бруно, Браге, Кеплер, Галилей и др.) действовали «изнут-ри» католицизма, не превращая натурфилософию в политической движе­ние, но разделяя надежду на реформирование католицизма с помощью научных открытий и декретов соборов. Однако их научпо-мировоззренчес­кие новации вели к свободному отношению к теолого-схоластической библейской традиции и догматам христианства, вступая с ними в конф­ликт. Поэтому и католическая, и протестантская церкви подавляют все, что наносит урон авторитету веры.

1 В ходе Контрреформации был создан специальный орган «Конгрегации пропа­ганды истинной «веры» как первое в мире пропагандистское агентство для распро­странения католической веры, и слово «пропаганда»было введено в широкий обиход.


Предметом инквизиционных расследований стала копврнианская теория, возродившая гелиоцентрическую концепцию пифагорийской школы и Ари­старха Самосского ( III в. до н. э.). Вначале ее выдавали за математическое допущение, но не истину. Когда же копернианская система получила опыт­ное подтверждение и была обнаружена ее радикальная альтернативность птоломеевско-аристотслевской геоцетрической концепции, которая осве­щалась как неоспоримая, церковь повела себя жестоко1. Это в частности проявилось на судьбе Д. Бруно и Г. Галилея.

Д. Бруно считал естествознание занимательной наукой. Но он первый раскрыл мировоззренческий смысл копернианства, подрывающего цер­ковные догмы и открывающего путь к пересмотру Библии (но не веры). Религию от рассматривал как необходимое орудие управления «грубыми народами», их стремлением к ликвидации неравенства (независимо от лож­ности ее предпосылок). Свою «религию разума» Бруно представляет как «философию рассвета», которая должна прийти на смену религиозному фанатизму. Радикальная система пантеизма (философия рассвета) привела его к непримиримому противоречию как с ортодоксально-католическим воззрением, так и с реформационным. Оно завершилось инквизиционным расследованием и бегством Бруно в кальвинийскую Женеву, а затем в Лон­дон, где он также встречал враждебное отношение к своим публичным выступлениям.

Гонимый всеми, в 1592 г. Бруно вновь становится узником инквизицион­ной тюрьмы. Суд потребовал от него самоосуждения, раскаяния, отрече­ния от своих идей и примирения с церковью. Для Бруно возникла дилемма «подчиниться или погибнуть», то есть «стоит ли умирать за истину?» Вось­милетнее пребывание в заключении не сломило его «героического энтузи­азма», который он проповедовал как воплощение гуманистического прин­ципа достоинства человека (И). Бруно проявил сверхчеловеческую твер­дость и готовность делать то, что представляется для робкого ума невоз­можным. Данная борьба завершилась традиционным для этой ситуации концом — отлучением от церкви и сожжением на костре. Ответив: «Смерть», — торжествующему насилию, Бруно преподал урок гражданского муже­ства — быть самим собой, к чему бы это ни привело, и в этом смысле человек богоподобен. Он также показал, что борьба за себя, за право быть человеком, и притом свободным, бывает трудна и трагична.

Стремление церкви к могуществу, а ученого к истине вновь приводят к столкновению пауки и нравственности, проявившемуся в «деле Гали­лея» (9). Он был прежде всего астрономом и математиком, не чуждым методологических проблем науки. Проповедь деизма хоть и отличается от пантеизма, но сохраняет подход к природе как к одушевленному объекту и приверженность к качественной физике, характерной для возрожден­ческой культуры. Тем не менее, с Галилея начинается опытное изучение законов движения с изменяющейся скоростью — динамики:направление движения, скорость и ускорение, зависящие от внешних воздействий. Он

1 Первыми, кто выступил против открытия Коперника, подрывающего автори­тет Библии, были Лютер и Кальвин.


выступает как экспериментатор и проводит опыты с падением тел с Пи-занской башни, выражая результаты в математических формулах1. Беду на него навлекло использование телескопа, с помощью которого он получил опытное подтверждение копсрнианской теории. Обнаружилось, что на Луне есть горы, на Солнце — пятна, что Вселенная необъятна и однородна и это подрывало библейское представление о иерархическом различении небесного и земного миров. Таким образом, возник конфликт между авто­ритетом Книги (аргументы) и опытом (свидетельством наблюдения и чувств).

Приверженцами схоластическо-томистской философии, теми кто ве­рил Книге, а не экспериментам, свидетельства Галилея были расценены как нравственное падение и попытка указать на несовершенство боже­ственного творения. В 1616 г. этими губительными для старой космогонии "открытиями занялась инквизиция. Помня о судьбе Д. Бруно, Галилей про­явил благоразумие и пошел на компромисс: он подчинился требованию не защищать гелиоцентрическую систему и выдавать ее за гипотезу. Тем самым он надеялся обмануть цензоров и карателей, отстраниться от тяж­кого контроля церкви. Если последняя реализовывала принцип «умирай, чтобы не грешить», то Галилей противопоставил церкви другой: «грешен, но уж настолько ли, чтобы умирать?»

Однако в дальнейшем, косвенно, прибегая к уловкам, Галилей высту­пил в защиту копернианских и своих открытий. Но и эта форма, использо­ванная в «Диалогах» (16), вызвала в 1632 г. яростные нападки со стороны его недоброжелателей. Последние считали, что данная книга более опасна и пагубна для всего христианства, чем писания Лютера и Кальвина. В ре­зультате Галилей был подвергнут суду инквизиции. В 1633 г. он был осужден и произнес свое «отречение»: впредь верить во все, что содержит, пропове­дует и чему учит святая католическая церковь2. Кроме того, он обязался донести на одержимого ересью, если узнает об этом. Таким образом, цер­кви удалось продемонстрировать, что если Библия и Аристотель утвержда­ют, что Земля неподвижна, то христианам следует верить этому и пренеб­регать опытами науки. В противном случае совершается потворство ересям.

Дело Галилея обозначило проблему соотношения власти и науки, выбо­ра ученым линии поведения. Церковная власть исходила из тезиса, что от­крытия могут «завести куда угодно». Поэтому за наукой необходим конт­роль, обеспечивающий требование «не переходить черту». Это означает, что церковь рассматривает как ересь все, что противоречит Святому писа­нию и декретам Вселенских соборов. Поэтому ученый должен иметь систе­му «самоконтроля» («внутренней цензуры»): не публиковать и не пропа­гандировать того, что могло бы послужить подрыву авторитета церковной власти. В то же время, допускаются предположения (гипотезы), не на-

1 Такой подход воодушевил многих представителей исследования природы в
поисках новых путей к истинному познанию, и в конечном счете привел к ново­
европейскому мышлению и научно-философскому знанию.

2 В 1992 г. папа Иоан Павел 11 признал, что Галилей был незаслуженно осужден
церковью.


правленные на опровержение библейской версии о мироздании. В этом слу­чае церковь и инквизиция оставляют авторов в покое и воздерживаются от репрессий. Больше того, церковь поощряет открытия природных явлений, имеющих практическую ценность. В частности, принудив Галилея к отре­чению, она сохранила созданные им звездные карты, необходимые в мо­реплавании.

Однако ученые видят свою ответственность в отказе от устаревших и ложных представлений (вплоть до пересмотра Священного писания), ос­нованном на опытно-экспериментальных результатах. Но поведение «воп­реки» ведет к ослаблению веры и подавляется как духовное сопротивле­ние: интеллектуальное и нравственное. В результате, ученый оказывается перед выбором своего пути1.

Одни борются с любой регламентацией исследовательской деятельнос­ти и оказывают сопротивление до конца. Д. Бруно, подтверждая идею «граж­данского энтузиазма», пошел на костер, следуя своей максиме: «Нет со­мнения, что лучше достойная и героическая смерть, чем недостойный и подлый триумф» (11, 62).

Другие (Т. де Браге, И. Кеплер и др.), дорожившие официальными долж­ностями, занимают лояльную позицию по отношению к власть предержа­щим и добиваются академической свободы.

Наконец, третьи (Г. Галилей), чтобы обмануть цензоров и дистанциро­ваться от властей, проявляли прагматизм и здравый смысл, применяя так­тику конформизма, хитроумного лавирования и компромисса. Вплоть до отступления под страхом перед насилием, могуществом зла и отказа от своих открытий (ситуация сокрытия истины). Их цель — проявив диплома­тию, в последующем продолжить заниматься своим делом и пользоваться преимуществом своего образа мышления. В конце концов, другие пойдут подобным путем и превзойдут предшественников в тех же исканиях.

Необходимо отметить, что сторонники всех линий поведения остались в науке. Поэтому решение вопроса «стоит ли умирать за истину?» есть дело личного выбора нормы поведения: это проблема каждого человека в от­дельности (что не снимает вопросы меры компромисса-конформизма).

В целом, гуманистическо-возрождснчсская культура возродила и освои­ла накопленное в истории античное знание, от использования которого отваживало средневековое теолого-схоластическое воззрение. Но многие представители этой культуры были монахами различных католических ор­денов и жили в затормозившей свое развитие Италии. У них еще не было четкого понятия о «научности» и ее строгостях, а уровень теоретической

1 Дело в том, что наука и нравственность не находятся в гармонии: технические Достижения рвутся вперед, а нравственные устои отстают. Современные экспери­менты с клонированием (клон — генетическая копия) животных сегодня также критикуются (как осуществление контроля за наследственностью) и по религиоз­ным соображениям, и из-за опасности возникновения непредвиденных в настоя­щее время последствий В Великобритании, США подобные опыты на людях зап­рещены. Однако теперь ясно, что возможность копирования людей — это реаль­ность. Как показывает история, любые запреты преодолеваются. Так будет и с кло­нированием людей — науку не остановить.


насыщенности их сочинений явно уступал мифологизированному воспри­
ятию и литературно-художественной практике. В силу этого Возрождение
тонет в средневековой культуре.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История и теория социологии. Учебное пособие для вузов

Капитонов Э А... К История и теория социологии Учебное пособие для вузов М Издательство... В книге с единой позиции и достаточно полно освещается история и теория социологии XIX века вне дихотомии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Позднее Возрождение

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К читателю
История — это духовная форма, в которой культура отдает себе отчет о своем про­шлом. И. Хейзинга Завершается время экстенсивного становления отечественной социо­логи

Предыстория социологии
История словно воскрешает или вдыхает новую жизнь в умершее. Лев Диакон Историко-философский процесс возникновения и становления науч­ного знания занимает длительный

Мифология
Миф объясняет в равной мере как прошлое, так и настоящее, и будущее. К. Леей- Стросс Мифология сегодня воспринимается как главный синкретический мно­гофункциональный

Человек и государство
Сейчас мы лепим в нашем воображении го­сударство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, что­бы лишь кое-кто в нем был счастлив, но так, чтобы оно было счастливо

Аристотелизм
Предмет науки и наука отличаются oт предполагаемого и от мнения, ибо наука ecmь общее и основывается на необходимых поло­жениях. Аристотель Дальнейшая рационализация

Метафизика
Первая философия содержит в себе учение о началах бытия, постигае­мых посредством умозрения, то есть разумно-созерцательной деятельнос­ти. Ее предмет составляет то, что существует сверх природы — в

Эллинско-римская философия
Возможна ли в жизни радость, когда денно и нощно приходится размышлять, что тебя ожидает смерть. Цицерон Эллинско-римская философия (III в. до н. з. — IV в. н

Нредвозрождение
О культурном подъеме — пред возрождение,— переживаемом Западной Европой (основным ее центром являлась Италия), свидетельствует лите­ратурный расцвет, связанный с колоссальными фигу

Пуританизм Иовоанглийского общества
Нарождающаяся новая действительность в XVII веке уже не могла быть объяснена с помощью классической, но все же античной мудрости. Разво­рачивающаяся научная революция, закладывающая основы опытного

Английский пуританизм
Необходимо отметить роль английского пуританства, которое дало образ­цы массовой целеустремленности, самодисциплины и преобразования ду­ховного облика своих приверженцев, принесшие плоды в С

Американский пуританизм
В 1620 г. парусное судно «Мэйфлауэр» высадило на плимутский берег Се­верной Америки английских пуритан, что положило начало образованию культурно-экономического региона Новой Англии (новоанглийског

Предсоциология
То, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем. М. Монтенъ Предсоциология — это не ранняя социология, а то, что ей предшеству­ет. Без данного зна

Новое время
Чтобы найти истину, каждый должен хоть раз в жизни освободиться от усвоенных им представлений и совершенно заново постро- шпъ систему своих взглядов. Р. Декарт

Эмпиризм
Представители эмпиризма как опытно-индукттшогометода (от Д. Лок-ка (1637-1704), И. Ньютопа(1.642-1727), до Д. Милля(1806-1873) разра­батывают спос

Рационализм
Последователи рационализма как гипотетически-дедуктивного метода (от Г. Лейбница(1645—1717) до Г. Гегеля(1770-1831)) выступают в защиту традиционной концепции фило

Политическая экономия
Дай мне то, что мне нужно, и тогда ты по­лучишь то, что необходимо тебе. А, Смит Промышленная революция во второй половине XVIII в. в Англии про­извела полный перево

Статистика
Существует три вида лжи; просто ложь, святая ложь и статистика. Б, Дизраэли Особое место в формировании социального познания занимает статис­тика. Он

Индустриальная парадигма
Промышленность станет единственным мес­том политики, поскольку мир будет един­ственной политикой государства. А. Сен-Симон Пионером в обозначении «современного» обще

Контизм
Гений — это не дар, а путь избираемый в отчаянных обстоятельствах. П. Сартр Любовь как принцип, порядок как основание и прогресс как цель— таков... основной ха­ра

Новации в социологии Г. Спенсера
Подчинение всех явлений неизменным есте­ственным законам, открытие и сведение ко­торых до минимума и составляет цель на­ших усилий. Г. Спенсер Гербе

Учение эволюции
Обращаясь к проблеме эволюции (развития) Спенсер опирается на по­стулаты неуничтожимости вещества и постоянства движения (силы). Ве­щество проявляет силы притяжения и отталкивания, от чего движение

Марксистская парадигма социологии
...Сильный ум впадает в ошибки более гру­бые, чем ошибки какой-нибудь тупицы. Н. К. Михайловский Марксистская парадигма социологии, родоначальниками которой яви­лись

Коммунистическое движение
Призрак бродит по Европе— призрак ком­мунизма. Х.Маркс— Ф.Энгельс История учит, что из социальных кризисов есть выход, и что именно во время кризисов нарождается буд

Философское основание марксизма
Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие. К. Маркс Поиск теоретико-мет

Философский материализм
Продолжая линию материалистической философии Л. Фейербаха, осно­воположники марксизма рассматривали материю (природу) как первич-нуто по отношению к сознанию (абсолютной идее). Само идеал

Теория познания
Вторая сторона основного вопроса философии связана с решением про­блемы возможности адекватного воспроизведения реальности в познава­тельной деятельности. Основоположники марксизма отстаивают по

Материалистическая диалектика
Разрабатывая концепцию материалистической диалектики основополож­ники марксизма опираются на диалектические идеи Гегеля, которые стали у них теоретическим кредо соединения материализма с диалектико

Философско-экономическая теория общества
Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взгля­дах на историю и политику, сменились по­разительно цельной и стройной н

Материалистическое понимание истории
...Согласно материалистическому понима­нию истории в историческом процессе опре­деляющим моментом в конечном счете явля­ется производство действительной жизни. Ф. Энгельс

Категории исторического материализма
Группаобщих для всех ступеней исторического процесса Общественное бытие и общественное сознание Географическая среда и народонаселение

Коммунистический строй
— общественная собственность — централизованное плановое хозяйство — равные потребности масс — превращение труда в самодеятельность (потребность) — человек р

Роль насилия в истории
Мечта о переустройстве мира — это всегда протест против действитель­ности. Вопрос в том, как его осуществить? Соблазнительная мечта, маня­щие идеи коммунизма оформились в марксизме как радикальная

Механистическое течение
Механистическое течение (Г. Кэри(1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механич

Биоорганическое течение
Органистическое течение {А. Шеффле(1831-1903), Р. Вормс(1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии об­щества живому организму и пр

Смена познавательных парадигм
Ибо мне кажется, что основная проблема философии установлена Кантом на все вре­мена. Это самая высшая и всеобщая задача всякого человеческого исследования: каким образом дан нам мир, который нал

Объясняющая парадигма познания
Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания. В. Дилыпей Кредо новой философии — «по

Герменевтика
Развернутым учением о понимании стала герменевтика1 — метод «наук о духе» как некое интуитивное сопереживание с внутренним духовным миром мыслителей прошлого, которое включает интерпрета

Понимающая» психология
Этого рода психология представляет собой описание и анализ связи, которая дана нам изначально и всегда в виде самой жизни. В. Дилыпей Во второй половине XIX века акт

Психологизация социологии
Прогрессивное развитие социологии будет обусловливаться ее возрастающей психоло­гизацией. Г. Тард Индустриализация западного общества обусловливает его трансформа­ци

Французская школа социологии
Чрезвычайная слабость работ профессио­нальных психологов и их ничтожный прак­тический интерес зависят главным образом, от того, что они посвящают себя исключи­тельно изучению ума и оставляют поч

Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в под­ражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалис

Общественное мнение
Раскрывая объединяющую роль прессы по отношению к различным формам организации людей, Тард специально выделил вопрос общности мнений и механизмов формирования общественного мнения. Последнее

Концепция «эры толпы» Г. Лебона
Сознательная .жизнь ума составляет лишь ма­лую частьпо сравнению с его бессознательной жизнью. Последняя хотя и ускользает от на­блюдателя, но является скрытым двигателем больши

Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятель­ности индивидов бессознательной деятельно­стью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривае

Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, уда­стся ли когда-либо найти «законы истори­ческих событий» в смысле законов естествоз­нания. В. Вундт Немецкая школа социол

Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-моле­кулярные процессы внутри человеческого ма­териала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель

Понимание
В «науках о духе» («науках о культуре»), в отличие от «наук о природе», познание есть духовный процесс, совершаемый самим субъектом как вос­создание субъективности — душевного акта, происход

Взаимодействие
По Зиммелю, социология дает ответ на вопрос: «Как возможно обще­ство?» В исторической реальности содержание (общественно оформлен­ный человеческий материал) формируется в определенный социальный ми

Общая (историческая) социология.
Формирующаяся социология вторгается в сферы, изучаемые другими «науками о духе»: историей, политической экономикой, правом и др. В ча­стности, она исследует «ритм» («закон») общественного развития

Философская социология.
Зиммель рассматривает философскую социологию в двух аспектах: а) как теорию социального познания и б) как метафизику существующих' отдельных областей на основе истолкования установленных фактов. Ее

Чистая (теоретическая) социология
Теоретическая социология, следовательно, имеет лишь один объект, ей присущий, один подлинный предмет: «социальное». Л. фон Визе Основу историко-социальной концепции

Антипрогрессистская концепция капитализма
Я думаю, что в природе самого капиталис­тического духа заложена тенденция, стремя­щаяся разлагать и убивать его изнутри. В. Зомбарт Упорядочение всего необозримого ф

Предпринимательский дух
Предпринимательский дух — это синтез жажды денег, страсти к приключениям, изоб­ретательности и много другого. Он состав­ляет шелковую основу капиталистического духа. В. Зомбарт

Современный капитализм
В направленном на получение прибыли ка­питалистическом предприятии заключены имманентные его природе тенденции разви­тия безграничной и беспощадной наживы. В. Зомбарт

Капиталистический дух
Является ли капиталистический дух созда­телем капиталистической организации ..., или капиталистический дух вытекает из капиталистической организации ? В. Зомбарт В р

Нравственные силы
Никакая нравственная сила в мире не мо­жет сделать из балбеса гения, из мечтателя счетовода. В. Зомбарт В качестве верховных нравственных сил, которые воздействуют н

Философия
Философия как приведенное в систему миросозерцание и мирооценива-ние содержит руководящие идеи жизни. Те, кто знакомился с ними, при­мыкали к этим учениям: прочитанное связывалось с собственным жиз

Католицизм
Католическая религия, по Зомбарту, является основой всей западной культуры, которая сложилась в «единую христианскую культуру». Сильное основное религиозное настроение держалось в широких ма

Протестантизм
В понимании протестантизма Зомбарт занимает аитивеберовскую пози­цию, рассматривая его как фактор, задерживающий становление капита­лизма1. Он связывает религиозное умонастроение

Государство
В качестве способствующихразвитию капиталистического духа Зомбарт рассматривает ряд причинных комплексов, действующих в пользу капита­листических интересов. 1) Само гос

Вместо заключения
Да помилуют нас боги и герои за то, что мы столько наговорили о делах божественных. Геродот Социологический психологизм подводил итоги редукционистского (фи-зикализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги