ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ» СОЦИОЛОГИИ

Только во время хрущевской «оттепели», в конце 50-х годов начинается новый период в развитии социологии.

В конце 50-х начале 60-х годов происходит «второе рождение» социологии как науки в нашей стране. После XХ и XXII съездов КПСС десталинизация общества кардинально повлияла на положение социологии.

В начале 60-х годов, как и в 30-е годы, КПСС второй раз объявила социологию враждебной марксизму наукой. Прикрепление к социологии ярлыка буржуазной науки объяснялось тем, что за рубежом шло активное развитие социологии, а также тем, что в обществе к этому времени необходимо было многое скрывать, не допускать публикования. В монографиях по историческому материализму, изданных в период между 30-ми и 60-ми годами, социальные явления и процессы анализировались предельно идеологизированно на крайне общем абстрактно-теоретическом уровне, в полном отрыве от реальной жизни.

В это время в науке об обществе господствовал догматизм и схоластика. Мало того, что социологические методы конкретного исследования общества вообще не использовались, но они еще были противопоставлены социологическому знанию как преимущественно философскому. Конкретное изучение явлений и процессов социальной жизни было полностью запрещено.

Для широкого развертывания эмпирических исследований необходимо было в первую очередь реабилитировать социологию. Чтобы это сделать, был признан приемлемым только один способ — объявить, что исторический материализм это собственно социология, а саму социологию рас сматривать только как проведение прикладных исследований. То есть встала задача «вернуть» социологию опять в лоно марксизма, при этом постараться не нарушить существующих идеологических законов.

Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, социологические исследования получили законные права гражданства, а с другой стороны, социология как наука не признавалась. В связи с этим в указанный период в научном обиходе под социологией понималась наука, которая занимается проведением конкрет­ных социологических исследований.

В 60-е годы прошел ряд дискуссий, направленных на выяснение предмета социологии, главным образом они бы­ли нацелены на доказательство того, что социология не противоречит марксистской философии и марксистскому мировоззрению. В связи с этим основное внимание было обращено на выяснение соотношения социологии с истори­ческим материализмом, соотношения их методов. Данные дискуссии имели идеологическую направленность, нередко происходило смешивание понятий общественной науки и идеологии, хотя это совершенно разные сферы духовной деятельности.

К 1965 г. уже сложилось мнение, что социология — это наука о законах и движущих силах развития общества. Ее предметом выступало исследование исторически сменяю­щих друг друга общественных формаций, общественных закономерностей (закономерностей развития и становле­ния социальных отношений людей, а также различных форм их взаимодействия). Естественно, данная точка зре­ния на социологию полностью отождествляла ее с истори­ческим материализмом, а методы социологии — с диалектико-материалистической методологией.

Отождествление социологии с историческим материа­лизмом не могло объяснить существования активно склады­вающихся самостоятельных направлений социологических исследований. Данный подход не устраивал многих уче­ных, так как отрицал самостоятельность социологии как науки. Ученые стали делать разные попытки, чтобы найти какой-то компромиссный вариант между тем, что должно быть, и тем, что существует на самом деле.

Была разработана трехуровневая концепция социоло­гии:

общая социологическая теория как философская наука (исторический материализм), она являлась методологи­ческой основой всего обществознания;

частные социологические теории (они рассматривались как разделы научного коммунизма, также считающегося философской наукой);

— конкретные социологические исследования выступали в качестве прикладного инструментария сбора эмпириче­ской информации.

Общая социологическая теория, то есть исторический материализм, задавала типовой способ построения частно-социологических теорий, а они, в свою очередь, опирались на обобщение социальных фактов. Конкретные социологи­ческие исследования отождествлялись с социологическим опросом, в основном анкетированием. Поэтому под соц­иологом понимали человека, «бегающего с анкетами».

Данная трехуровневая концепция стала своеобразным компромиссом, получилось некое полуфилософское зна­ние: социологическим исследованиям дали право граждан­ства, а социологии как самостоятельной науке — нет. Хотя эта концепция и способствовала утверждению статуса кон­кретных социологических исследований, в то же время она затруднила включение отечественной науки в мировой про­цесс развития социологии.

Многие ученые (В.А. Ядов, А.Г. Здравомыслов, Б. А. Грушин, Ю.А. Левада, В.Э. Шляпентох и др.) стали пони­мать, что социология должна иметь свой собственный кате­гориальный аппарат, так как для нее характерно рассмотрение общества в более специфических понятиях, чем философские абстракции. Кроме того, для социологии очень важно, чтобы ее понятия можно было соотнести с эмпирически проверяемыми фактами. По этому поводу Ядовым было написано следующее: «Основные понятия макросоциологической теории, в отличие от философских категорий, — не материя и сознание, но социальная струк­тура и социальные институты, культура, социальная орга­низация; не человек, но личность как социальный тип и процессы социализации индивидов; не социальные отноше­ния в их сущностной глубинной основе, но, скорее, соци­альное взаимодействие и социальные взаимосвязи, в основе которых — глубинные социальные отношения, непосредст­венно эмпирически не схватываемые, т.к. они представля­ют достаточно глубокую философскую абстракцию. Еще более конкретизированы понятия частносоциологических теорий: ролевого поведения личности, форм социальной организации и др.» /171, с. 11/. Из этого становилось ясно, что философия не в состоянии непосредственно перераба­тывать данные общественной жизни, только социологии под силу осуществить эту задачу, используя свои соответ­ствующие уровни. И только с помощью социологии можно решать проблему человека конкретно-исторически, а не абстрактно.