рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ

ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ - раздел Философия, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ «Легальный Марксизм» В Лице Петра Бернгардовича Струве (1870 —1944), С...

«Легальный марксизм» в лице Петра Бернгардовича СТРУВЕ (1870 —1944), Сергея Николаевича БУЛГАКОВА (1871—1944), Николая Александровича БЕРДЯЕВА (1874—1948), Михаила Ивановича ТУГАН-БАРАНОВСКОГО (1865—1919) и др. был своеобразным проявлением склады­вавшейся в России 90-х годов XIX века либерально-буржу­азной идеологии. В России в конце XIX века марксизм был использован буржуазными интеллигентами против мелко­буржуазной идеологии народничества в качестве важней­шего теоретического средства борьбы в отличие от того, как на Западе буржуазные идеологи открыто выступали против марксизма.

«Легальные марксисты» выступили против народниче­ской идеологии, против — положения о том, что развитие капитализма в России есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма. Для доказательства своих взглядов они использовали положения теории марксизма о закономерности развития капитализма и его преимущест­вах перед феодализмом. При этом они отрицали наличие антагонистических противоречий, характерных для капи­тализма и ведущих его к гибели, считали, что происходит затухание классовой борьбы, и категорически выступали против необходимости социалистической революции и дик­татуры пролетариата.

В своих произведениях они критиковали народническую идеологию и защищали капитализм. Струве была написана книга «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России» (1894), статья «Моим критикам» (1896) и ряд других. Туган-Барановский — автор статей «Значение экономического фактора в истории» (1895), «Экономи­ческий фактор и идеи» (1896), книги «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898).

«Легальные марксисты» приспосабливали к своей либе­рально-буржуазной политической программе заимство­ванные в основном из марксизма социологические и экономические идеи. Начав с признания ряда положений марксизма, они стали осуществлять свою программу под флагом якобы «критического развития» марксизма. Для борьбы с марксистской философией и социологией они ис­пользовали неокантианство, пытались отторгнуть от них диалектический материализм, требовали идеалистических обоснований социологии.

Наиболее видным «легальным марксистом» был Струве. Вся философия истории строилась Струве на базе идеализ­ма. Исторический процесс зависел от развития культурных ценностей человечества, которое определяло все социаль­ные и экономические стороны общественно-экономическо­го процесса. «Легальные марксисты» считали, что капитализм в России является исторической необходимо­стью, и для обоснования «прогрессивной и культурной мис­сии» капитализма в будущем пытались применять идеи марксистской социологии.

Струве выступал защитником капитализма, отмечал его экономическую и культурную миссию, при этом старался скрыть все его социальные пороки. Он писал: «Капитализму в России принадлежит большое будущее и важная истори­ческая миссия. Задача социальной политики заключается в устранении некоторых вывихов этого развития. Социаль­ная политика может и должна сделать невозможными все эксцессы этого юного великана» /132, с.290/. Он отрицал наличие таких основных черт капитализма, как неравномерность, противоречия, классовая борьба, считая, что рав­номерность и пропорциональность являются отличительными чертами развивающегося капитализма. Струве подчеркивал: «Мы вовсе не желаем ни идеализиро­вать капиталистический строй, ни быть его адвокатом, но историческая справедливость требует указать, что крайне неравномерное распределение, задерживающее экономи­ческий прогресс, не создано капитализмом: оно перешло к нему по наследству от той эпохи или, вернее, от тех эпох хозяйственного быта, когда, по уверениям экономистов-романтиков всех стран и времен, текли молочные реки в кисельных берегах. Капитализму же принадлежит та истори­ческая заслуга, что он на фундаменте неравномерного рас­пределения создал производство, не мирящееся с этой неравномерностью и во имя своего существования ее отри­цающее» /150,с.159/.

В своей социальной теории Струве отрицал значение классовой борьбы для развития общества. По его мнению, понятие закономерности в обществе выводится из формаль­ного согласия трансцендентального сознания людей, а не из объективных материальных начал общественного разви­тия. Выступал против данного Ф. Энгельсом определения свободы как исторической необходимости, противопостав­лял свободу закономерности и необходимости. В связи с этим Струве критиковал материалистическое понимание истории и отстаивал принцип свободы действия людей. Принятие идей дуализма, понятий свободы и необходимо­сти привело его, как и неокантианцев, к принципиальному разграничению теоретических и практических идей. Исхо­дя из этого, материалистическое понимание истории рас­сматривалось «легальными марксистами» в качестве «объективной теории», которая не имеет совершенно ника­кого отношения к какому-либо практическому идеалу, и поэтому идеал марксистов ставился вне науки.

«Легальные марксисты» искажали, «упрощали» маркси­стское понимание классов и классовой борьбы. Вместо де­ления общества на классы Струве ставил вопрос об абстрактной дифференциации общества на группы. Туган-Барановский опирался на распределительную теорию про­исхождения классов, считая, что классовая борьба, — это не что иное, как борьба за распределение в обществе продук­тов.

Они считали, что ни личность, ни социальные группы, ни классы не в состоянии изменить течение предопределен­ной экономической жизни. Отрицание закона классовой борьбы в антагонистическом обществе привело «легальных марксистов» к выступлению против марксистской теории революции. Они считали, что смена капитализма другим строем возможна только в результате социальных реформ. Струве указывал, что средством осуществления прогресса в обществе являются экономические и социальные рефор­мы, а не революция.

В 1899—1900 гг. происходит быстрая перестройка соц­иологических взглядов «легальных марксистов» в сторону последовательного идеализма. Основной причиной этой эволюции стало развертывание классовой борьбы в стране, активизация российского рабочего класса и достижение оп­ределенных успехов революционной социал-демократией. Социально-политическая эволюция «легальных маркси­стов» выразилась в полном переходе в области философии и социологии на позиции идеализма, мистицизма и рели­гии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Московский психолого социальный институт... С С Новикова... ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

В РОССИИ
1. ПРЕДЫСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ XVIII столетие называют веком Просвещения. Именно в этот период начинают складываться основы социальной мысли в России. Социальная м

СОЦИОЛОГИИ В РОССИИ
  В развитии социологической мысли в России можно ус­ловно выделить 5 основных этапов. Первый этап — 1860—1890 гг. Второй этап — 1890 г. — начало XX в.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ НАРОДНИКОВ
В истории русской немарксистской социологии особо следует выделить социологические теории народничества. Термин «социология» в русский литературный обиход впервые внесли народники. Ими была разрабо

СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА
Видное место в социологии народничества занимает субъективное направление. Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись зна

НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ   Его представители на первое место выдвигали географи­ческий фактор (климат, ландшафт, системы рек). Лев Ильич МЕЧНИКОВ(

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ
Параллельно с субъективной социологией и плюрали­стическими идеями Ковалевского и даже в борьбе с ними в России развивались и получали широкое распространение идеи марксистской социологии.

НЕОКАНТИАНСТВО
В конце XIX века позитивистская социология в России столкнулась с глубокими теоретическими трудностями, стало явным внутреннее противоречие натуралистического редукционизма. Кризис механического ес

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ
(развитие, т.к. начало на первом этапе) В этот период также идет дальнейшее развитие ортодок­сального марксизма. Теоретиками ортодоксального марк­сизма в этот период были

НЕОПОЗИТИВИЗМ
Начало XX века связано с наступлением третьего этапа в развитии русской социологии. В это время происходит четкое самоопределение социологии как общей теории соц­иологии. Ведущей школой становится

НАЧАЛО ПРОЦЕССА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИИ
В годы столыпинской реакции социология вновь была зачислена в разряд «нежелательных областей знания». Ко­валевский вспоминал, что всех, кто въезжал в поместье Романовых, на пограничных таможнях жан

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП
(20—30-е годы XX века)   Процессы, происходящие на третьем этапе, в конечном итоге привели к размежеванию между буржуаз

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
В 20-е годы начала широко издаваться социологическая литература теоретического профиля. Главным образом она была посвящена определению предмета марксистской социологии, формированию социологии марк

СОЦИОЛОГИИ
Все этапы становления и развития социологии сопровож­дались спорами о ее предмете. Эти споры продолжались и после революции. Для первой половины 20-х годов и час­тично для второй было характерно аб

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В первые годы советской власти в нашей стране важной задачей было формирование подлинно научных знаний социологии, опирающейся на научно достоверные факты. Ленин отмечал огромную роль социальных и

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ» СОЦИОЛОГИИ
Только во время хрущевской «оттепели», в конце 50-х годов начинается новый период в развитии социологии. В конце 50-х — начале 60-х годов происходит «второе рождение» социоло

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ И ИССЛЕДОВАНИЙ При анализе результатов проведенных конкретных соц­иологических исследований в 60-х годах необходимо учи­тывать, что исследователям настойчив

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СОЦИОЛОГИИ
Итак, как было отмечено выше, именно в 60-х годах начал восстанавливаться статус социального института социологии в нашей стране вновь. В этот период стали фор­мироваться крупные структурные образо

СПИСОК ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ
акад. — академик амер .— американский англ. — английский в т.ч .— в том числе гос. — государственный гос-во — госу

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги