рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сексуальность и развитие личности.

Сексуальность и развитие личности. - Лекция, раздел Философия, История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения. Основатель Телесно-Ориентированного Психоанализа Вильгельм Райх Родилс...

Основатель телесно-ориентированного психоанализа Вильгельм Райх родился в 1897 г. в Галиции. В 1922 г. он окончил медицинский факультет Венского университета. С 1919 г. Райх – член Венского психоаналитического общества. Райх становится первым клиническим ассистентом Фрейда, а позже – вице-директором психоаналитической клиники, основанной Фрейдом.

С середины 20-х гг. Райх увлекается марксистскими идеями и вступает в коммунистическую партию Германии. В конце 20-х гг. он начинает заниматься сексуально-просветительской деятельностью среди германских рабочих – информировать их о методах контроля над рождаемостью, воспитании детей и сексуальном просвещении. Данная деятельность Райха явилась причиной жестокого осуждения, как со стороны партийных товарищей, так и со стороны коллег –психоаналитиков. Райх изгоняется из рядов компартии и из психоаналитического общества.

С приходом к власти национал-социалистов, Райх, как и многие другие психоаналитики, эмигрирует в США. Там в 1950 г. основал собственный институт – институт Оргона. В 1954 г. его теория и практика были объявлены несостоятельными, применение метода, а также большинство его книг и издаваемый журнал оказались под запретом. Самого В.Райха обвинили в неуважении к суду (несмотря на запреты, он продолжал заниматься научной деятельностью) и заключили в федеральную тюрьму, где он и умер от сердечного приступа в 1957 г.

В своем творчестве Райх сумел охватить ряд важнейших вопросов своего времени – структура характера, общество и личность, личность и тоталитаризм, человеческая сексуальность и общественная мораль. Несмотря на некоторую наивность его взглядов и политических рекомендаций, его идеи все еще остаются вполне современными.

Телесно-ориентированный психоанализ. Для большинства отечественных студентов (и не только студентов) В.Райх известен как создатель телесно-ориентированного психоанализа. Решающее значение для этой концепции имеет понятие энергии.

Райх утверждал, что свободно текущая естественная жизненная энергия (“оргонная энергия”) является основой функционирования здоровой личности. Эта энергия, накапливаясь в результате переработки пищи, жидкости и кислорода, непрерывно течет по телу здорового человека. Избыток энергии, согласно Райху, рассматривается как сексуальное напряжение, для снятия которого необходим оргазм. Невротичные индивиды направляют энергию на поддержание мышечного напряжения, и тем самым подавляют свою сексуальность.

Хронические блокировки энергии на физическом уровне получили у Райха название “мышечная броня”. Под “броней” Райх имел в виду хроническое мышечное напряжение, изолирующее человека от неприятных эмоций, – когда мышцы напрягаются, чувства притупляются. “Мышечная броня” мешает свободной циркуляции оргонной энергии вверх и вниз по телу.

С точки зрения В.Райха, между хроническими энергетическими блокировками на энергетическом уровне и подавленными эмоциями на психическом уровне существует не просто параллель, а диалектическое единство. “Броня” является физической формой проявления структуры характера. Если изменить, “сломать” “броню”, изменится структура невротического характера.

Мышечное напряжение тесно связано с различного рода травмирующими ситуациями из прошлого опыта индивида. По мере формирования характера формируется и мышечное напряжение, складывающееся в “броню”. Согласно биоэнергетической модели В.Райха, чувства и импульсы, выражению которых мешает страх, видоизменяются, подавляются или скрываются, вызывая телесную ригидность, энергетический распад и деформацию личности.

Райх утверждал, что напряжение, накопившееся в скелетных мышцах тела, можно обнаружить в семи кругах “мышечной брони”, которые пересекают тело. Эти круги действуют как барьеры на пути течения энергии Оргона вверх и вниз. Круги “мышечной брони” расположены на уровне глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. В “вегетотерапевтические” методики Райха входило прямое манипулирование этими кругами мышц с целью освобождения их от “брони”. При надавливании и массировании мышц, расположенных в зоне того или иного круга, люди начинают обнаруживать и выражать доселе заторможенные эмоции (печаль, гнев, тоска и т.д.). Как только происходит эмоциональная разрядка накопившегося напряжения, подавляемые чувства проявляются и их можно анализировать.

Разрушение кругов “мышечной брони” происходит сверху вниз, “зажимы” на уровне таза являются последним “барьером” на пути личной свободы, и только сняв этот барьер, человек может ощутить полноценное сексуальное удовлетворение.

Структура характера. Рассматривая структуру невротического характера, Райх выделил в общем плане три уровня: глубинный (естественный), средний (извращенный) и верхний (маска воспитания). Согласно Райху, биологическая основа характера (его глубинный слой) позитивна: здесь присутствуют искренность, трудолюбие, склонность к сотрудничеству и стремление к любви. Из этого слоя исходят первичные биологические влечения: к труду, сотрудничеству, и, самое главное, сексуальное влечение. В результате морально-религиозноого подавления первичных влечений формируются “вторичные влечения”, извращенные и антисоциальные. Совокупность “вторичных влечений” составляет промежуточный слой характера, состоящий из импульсов жестокости, садизма, сладострастия, жадности и зависти. Это то, что Райх сравнивает с понятием Ид в теории З. Фрейда.

Для поверхностного слоя характера личности среднего гражданина характерны сдержанность, вежливость, сострадание, ответственности, добросовестность и т.д. Это результат социализации человека, то, чему учит культура.

В результате такой “компоновки” каждый естественный энергетический импульс, стремящийся к реализации на биологической основе, вынужден проходить через слой вторичных извращенных влечений, и, таким образом, подвергаться искажению. Это искажение трансформирует и извращает исходную социальную природу естественных импульсов, препятствует любому подлинному проявлению жизни.

Психология масс и фашизм. Данные представления В. Райха о структуре характера во многом определили его подход к изучению того, как общество формирует характер своих членов, и привели его к созданию собственной науки – сексуально-энергетической социологии. Эта наука, согласно Райху, должна основываться на фундаменте марксизма и психоанализа и отвечать на вопросы: по каким социальным причинам осуществляется подавление и вытеснение сексуальности в обществе? Почему обществу нужна асексуальная личность?

Изучая динамику сексуального подавления, Райх приходит к выводу о том, что данный процесс не восходит к истокам возникновения культуры. Первые признаки общественного подавления сексуальности стали появляться при возникновении авторитарного патриархата и при разделении общества на классы. На этом этапе сексуальные влечения начинают использоваться меньшинством с целью извлечения материальной прибыли; это находит свое организационное выражение в патриархальном браке и семье. Общество начинает принуждать граждан жить в семьях. Зачем?

Авторитарное общество нуждается в патриархальной семье, поскольку семья выполняет “нужные” обществу функции: 1) экономическую: семья как малое предприятие позволяет без особых проблем организовывать и управлять экономической жизнью; 2) социальную: в авторитарном обществе институт семьи защищает “статус-кво” – бесправное положение женщин и детей в обществе; 3) политическую (главную функцию): патриархальная семья является фабрикой, воспроизводящей авторитарные идеологии и консервативный личностный характер. Воспроизводя граждан, патриархальная семья деформирует их в сексуальном отношении. Через воспитание консервируется сексуальное угнетение со всеми его последствиями. Подавление сексуальности ведет к возникновению качеств верной приверженности и детского послушания, снижению уверенности в себе и способности критического восприятия действительности. Таким образом, семейное воспитание, основанное на подавлении сексуальности, порождает “психическую структуру подданного”: “смесь из полового бессилия, беспомощности, несамостоятельности, тоски по сильному вождю, страха перед властью, боязни жизни и мистицизма”. Патриархальная семья является психологическим оплотом того строя, который она защищает. Поэтому каждое государство всеми силами стремится сохранить семью – “оплот нации”.

С возникновением принудительной семьи связано, согласно Райху, возникновение религии как общественного института. Религия создает свою общественно-политическую организацию – церковь, которая ставит своей целью категорическое подавление сексуальных влечений человека. Поэтому церковь неразрывно связана с государственным устройством и эти две структуры постоянно защищают друг друга.

Таким образом, патриархальная семья и церковь формируют и воспроизводят структуру характера и идеологию государства. С помощью данного процесса сексуальное вытеснение усиливает политическую реакцию, превращают массового индивида в пассивную аполитичную личность.

Итак, структура характера “общественного человека” тесно связана с общественной структурой и идеологией. При либерализме общественными идеалами становятся ценности, отражающие поверхностный слой характера: самообладание, терпимость, трудолюбие и т.д. Революционные изменения (и революционные общества) возникают на биологической, глубинной основе личности и отражают естественные позитивные качества человека. Собственно, согласно Райху, революции потому и обладают таким необыкновенным запасом энергии, идущим на изменение основ общественной жизни, что “вырастают” из самых сильных, “энергичных” человеческих стремлений. Райх утверждал, что для революционных обществ характерны позитивное отношение человека к человеку, приверженность идеалам свободного труда и свободной любви, искренность и неискаженность чувств.

В отличие от либерализма и революции, в случае фашизма характер общественного строя отражает второй характерологический слой влечений человека. Фашизм является организованным политическим выражением характерологической структуры среднего человека, существование которой носит всеобщий характер. В качестве носителей фашистской идеологии всегда выступают народные массы. Эмоциональную основу фашизма составляет отношение “маленькой личности” к авторитарному лидеру.

В “чистом виде” фашизм представляет собой совокупность характерологических реакций обычного человека. Оргастичская импотентность (неспособность достичь оргазма) порождает стремление к мистицизму и иррациональность. Отсюда – возвращение к языческим ритуалам и культам, приверженность общественным формам религиозного мистицизма. Фашизм поддерживает религиозность, возникающую в результате сексуального извращения.

Отсюда Райх делает вывод, что фашизм невозможно победить с помощью политических интриг или военных кампаний. Фашизм необходимо искоренять в головах (точнее, в характерах) людей; его можно искоренить, лишь дав человеку возможность свободной реализации в сферах труда, познания и любви. Всю свою пропагандистскую работу Райх строил на доказательстве необходимости свободы проявлений человека в этих трех сферах, особенно в последней, сексуальной. Неслучайно именно В. Райх явился автором концепции, ставшей популярной в Европе спустя почти тридцать лет – концепции сексуальной революции.


 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

История психологии как наука. Античная философия и психология. Развитие психологии в Средневековый период. Психология эпохи Нового времени. Психологические идеи эпохи Просвещения.

Введение... Учебная программа курса... Рабочая программа курса Лекция История психологии как наука...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сексуальность и развитие личности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Задачи истории психологии.
Психологическаянаука и еепредмет История психологии — это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нель­зя смешивать с предметом самой психологии как науки.

Психофизиология Галена.
Представления о душе философов Милетской школы.VII-VI вв. до новой эры представляют собой период разложения первобытного об­щества и перехода к рабовла­дельческому строю. Корен

Материалистические тенденции в средневековой науке о душе.
Неоплатонизм. Христианская религия проповедовала отрешенность от внешнего мира, призывала людей к смирению и покор­ности, уединению и погружению в собственный внутрен­ний мир.

Сенсуализм Дж.Локка.
Основные тенденции развития философии и психологии Нового времени. Интенсивное промышленное развитие в XVI – XVII вв. повлекло за собой бурный рост наук – философии, медицины,

Психологические взгляды французских просветителей
  Просвещение. В XVIII в. в Западной Европе происходило дальнейшее промышленное развитие. Индустриальная революция превратила Англию в могущественную державу. Глу

Развитие психиатрии.
Личное уравнение в астрономии. Все началось с того, что в Гринвиче в 1796 г. директор астрономической лаборатории Невилл Масклайн отстранил от работы своего ассистента, так как

Экспериментальная психология Г. Эббингауза.
Физиология XIX в. была проникнута духом философии механицизма. Нигде этот дух ни был столь явным, как в Германии. В 40-х гг. XIX в. группа исследователей организовала Берлинское физическое общество

Работы А.Бине.
Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии. Стремление к объективному методу в психологии получило существенную поддержку со стороны сравнительной психологии – отрасли знания,

Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания.
2. С. Холл: педология. 3. Дж. Селли: ассоцианизм в детской психологии. 4. Э. Клапаред: идея саморазвития. 5. А

Психотехника.
Социальный эволюционизм Г.Спенсера. Английский философ и социолог Герберт Спенсер являлся одним из основателей философии позитивизма. Основой позитивистской науки он хот

Вюрцбургская школа.
Структурализм. Структурализм явился прямым наследником направления, разработанного В.Вундтом. Его представители считали главной задачей психологии экспериментальное исследовани

Научное наследие В. Джемса.
4. “Чикагская школа” Дж.Дьюи. “Новая психология” Ф.Брентано.У истоков этого направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американс

Русская наука о поведении.
Развитие наук во второй половине XIX в. В середине XIX в. начинает формироваться самобытная отечественная психология, начинается поиск путей ее построения, методо

Научные источники психоанализа.
Психоанализ как научный и культурный феномен. В наше время термин “психоанализ” известен практически всем, как и имя его основателя Зигмунда Фрейда. В то время как другие выдаю

Влечения и инстинкты.
Психика, психический аппарат, психическая деятельность. Психика рассматривается в психоанализе как процесс, а не как статичный предмет, несмотря на обыкновение Фрейда относить

Защитные механизмы.
Природа тревоги. В своих ранних работах (1890-е гг.) Фрейд придерживался того мнения, что тревога, испытываемая многими его пациентами-невротиками, является следствием неадеква

Исследование сновидений.
Основные принципы психоаналитического исследования. В рамках данной темы мы рассмотрим методы исследования психики, разработанные З.Фрейдом. Они основаны на основных принципах,

Инсайт.
Болезнь и здоровье с точки зрения психоанализа. Психоанализ возник в рамках медицины и является детищем медика. По мнению Фрейда, определенные симптомы, черты характера и манер

Личное бессознательное. Комплексы.
Введение. Краткие биографические сведения. Карл Густав Юнг (1875 – 1961) родился в Кессвиле, Швейцария в семье священника. В 1900 г. получил степень доктора медицины в Базельск

Индивидуация.
Коллективное бессознательное. Архетипы. Итак, на прошлой лекции мы говорили о тех новых идеях, которые внес Юнг в понимание природы сознания и индивидуального бессознательного.

Психология мужчины и женщины.
Альфред Адлер, венский психолог и психиатр, был вторым (после Юнга) по значимости последователем Фрейда, который отошел от него, создав свою собственную теорию. И по сей день одна из трех ве

Базальный конфликт.
Карен Хорни (1885 – 1952), выдающаяся женщина-психоаналитик, вошла в историю психологии как автор оригинальной теории личности, в которой она анализирует социкультурные факторы, определяющие

Толкование сновидений.
Эрих Фромм (1900 - 1980) был одним из тех ученых психодинамической ориентации, кто, признавая вклад Фрейда в мировую психологию, все же отошел от базовых положений психоанализа. Прежде всего

Социально-когнитивное направление.
Возникновение бихевиоризма связывают с выступлением Джона Уотсона (1913 г.), в котором он критиковал традиционные психологические концепции и выдвинул новые требования к психологической науке: 1) о

Недирективная терапия К. Роджерса.
Научные предпосылки возникновения гуманистической психологии. В 60-е гг. XX в. в американской психологии возникло новое направление, получившее название “гуманистическая психол

Теория поля.
В то время как формирование и развитие бихевиоризма происходило, главным образом, в США, в Германии возникло новое направление в психологии – гештальт-психология, имевшее поистине революционное вли

Теория интеллекта.
Введение. Ж. Пиаже и его работа. Жан Пиаже родился 9.09.1896г. в Невшателе (Швейцария). С детства он увлекался биологией. В 1915 г. Пиаже становится бакалавром, а в 1918 г. – д

Основные научные теории когнитивной психологии.
Предпосылки возникновения когнитивной психологии. Начиная с конца 40-х гг. в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике с

Религиозно-философская психология.
Состояние психологического знания в России в начале ХХ в. В начале ХХ в. психология в России занимала достойное место в системе наук и активно развивалась. Этот процесс сопрово

Трагедия прикладной психологии в России в 30-е гг.
“Марксистская психология есть не школа среди школ, а единственная истинная психология как наука, другой психологии, кроме этой, не может быть. И обратно: все, чт

Развитие и обучение. Дефектология.
Введение. Феномен Л.С. Выготского. Чтобы понять “феномен Выготского”, необходимо выделить в его творчестве два аспекта. Во-первых, Выготский явился крупнейшим практическим псих

Проблемы нейропсихологии.
Проблема культурно-исторического развития. В середине 20-х гг. ХХ в. вокруг Л.С. Выготского начинает складываться кружек единомышленников. Оценив фундаментальное значение идей

Восприятие и понимание человека человеком.
Личность. Развитие личности. Ленинградская психологическая школа тесно связана с именами таких классиков советской психологической науки, как Борис Герасимович Ананьев, Борис Ф

Человек и мир.
Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Сергей Леонидович Рубинштейн–выдающийся советский психолог и философ. Он создал оригинальную философско-психологи

Темы семинарских занятий.
Тема 1: История психологии как наука. 1. Понятие предмета и объекта науки. 2. Теоретический и эмпирический уровни научного знания. 3. Предмет психологии

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги