Новый формат – видео‑аниме

 

В 1983 году произошло событие, сыгравшее принципиальную роль в истории аниме. Мамору Осии на студии «Студио Пьерро» («Studio Pierrot») выпустил первое в истории Японии аниме, изначально предназначенное для продажи на видео – «Даллас: Приказ уничтожить Даллас» («Даллос: Даллос Хайкай Сирэй»).

С этого момента в японской анимации появилась новая степень свободы. Теперь можно было создавать аниме, сочетающее в себе достоинства полнометражного фильма (качество анимации и четкое единство сюжетной линии) и сериала (размер, многосерийность). Видео‑аниме было рассчитано на аудиторию зрителей, имеющих достаточные средства для покупки интересных им кассет. Естественно, такими зрителями в первую очередь стали фэны‑отаку.

Новый вид анимации получил название «OAV» или «OVA» («Original Animation Video» – «анимация для продажи на видео »). OAV представляли собой либо большие фильмы, либо небольшие видео‑сериалы, каждая серия которых продавалась отдельно.

Уже 1984 год подарил такой шедевр видео‑анимации, как мистико‑фантастический «Рождение » («Birth»), более известный как «Мир Талисмана », а в 1985 году такие видео‑сериалы, как комедийно‑фантастический «Грязная парочка » («Dirty Pair»), комедийный сериал о приключениях огромного кота «Что с Майклом ?» («What’s Michael?»), а также первая из серии видео‑экранизаций произведений Румико Такахаси – блестящий фантастико‑мистический «Сквозь огонь » («Хо но Триппер»), а также классика аниме‑мистики – «Д охотник на вампиров » («Vampire Hunter “D”») по мотивам романа Хидэюки Кикути, созданный прославившемся этим фильмом режиссером и дизайнером Ёсиаки Кавадзири .

Особо следует выделить культовый OAV режиссера Мамору Осии и художника Ёситаки Амано – «Яйцо ангела » («Тэнси но Тамаго», 1984). Почти лишенный диалогов, он прославился умением его создателей рассказать сложнейший сюжет с помощью одних лишь видео‑образов, демонстрируя все возможности нового вида аниме.

Также следует отметить первый киберпанк‑OAV «Мегазона 23 » («Megazone 23», 1985) режиссера Нобору Исигуро и молодой студии «Анимейшн Интернэшнл Корпорэйшн» («Animation International Corporation» или «AIC»).

В нем впервые были использованы многие ставшие впоследствии каноническими киберпанк‑мотивы – рок‑исполнители‑киборги, банды мотоциклистов, идея несоответствия виртуального мира, в котором живут персонажи, и реальной жизни, особая роль в таком мире специалистов по компьютерам – хакеров . Разумеется, основное влияние на эту эстетику оказал американский фантастический фильм режиссера Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы», надолго определивший киберпанк‑традицию в кино и анимации всего мира.

В последующие годы OAV достигли значительного расцвета и существенно продвинули развитие аниме. К сожалению, по ряду финансовых причин, с 1993 года наблюдается снижение производства OVA.