Девушки выходят вперед

 

Первый значительный ТВ‑сериал этого периода, продемонстрировавший новый жанр, «аниме о девушках для девушек », – это «Осторожно! Золотая рыбка! » («Кингё Тюйхо!», 1991‑1992) режиссеров Дзунити Сато и Кунихико Икухары по мотивам манги Нэко Нэкобэ .

Идеологическое значение его заключалось в том, что главные героини действуют не столько в романтической, сколько в социальной сфере. Миллионерша Титосэ , одержимая идеей превратить свою сельскую школу в образцово‑показательную, и Вапико , просто любящая хорошо провести время, отнюдь не демонстрируют стандартное для японских девушек поведение и занимают «активную жизненную позицию», весьма необычную даже сейчас. Тем более популярен среди японских школьниц был этот сериал.

Также его характерная особенность – это появление среди персонажей огромного количества «странных» животных, обладающих интеллектом, необычными размерами (скажем, цыплята в человеческий рост!) и возможностями. Возглавляет их Гёпи‑тян , золотая рыбка, не только стоящая миллионы долларов, но также умеющая говорить и летать. Вся эта «катавасия» в дальнейшем стала визитной карточкой придумавшего ее Кунихико Икухары.

В 1991 году начал выходить OAV‑сериал «Ёко – охотница за демонами » («Мамоно Хантер Ёко») студии «Мэдхаус». Это был весьма необычный сериал, поскольку предполагаемая аудитория была четко не определена (аудитория «унисекс »). В нем повествовалось о девушке по имени Мано Ёко , которая пытается совместить романтические приключения с судьбой 108‑ой в роду Охотниц за демонами . В сущности, это был сериал о «девушках‑волшебницах», но рассчитанный на более взрослых зрителей, а потому значительно более сексуальный и интересный и девушкам, и парням.

Также нельзя не упомянуть еще один любопытный сериал. Это ТВ‑сериал «Мой дорогой брат… » («Онии‑сама э…», 1992) по мотивам манги Риёко Икэды . Он повествует о сложной и запутанной атмосфере взаимоотношений девушек в привилегированной школе, куда попадают две подружки, одна из которых рассказывает о жизни в этой школе в письмах своему старшему брату. Там процветают нестандартные сексуальные отношения, коварство, заговоры, наушничанье и так далее. Для своего времени это был очень серьезный и значительный сериал, конечно, предназначенный не для маленьких девочек.

Одно из важнейших событий в истории аниме этого периода – это начало в 1992 году выхода сериала режиссеров Дзунити Сато и Кунихико Икухары студии «Тоэй» «Прекрасная воительница Сейлор Мун » («Бисёдзё Сэнси Сейлор Мун», 1992‑1997) по мотивам манги Наоко Такэути.

Впервые в истории аниме (и манги) жанр «махо‑сёдзё» был скрещен с жанром «сэнтай », то есть, девушек‑волшебниц теперь стало много, и они начали куда активнее сражаться со всяческими врагами.

Также особенностью сериала стало наличие ссылок на женские гомосексуальные отношения (не у самых главных героев, конечно, но у достаточно существенных положительных персонажей). Это было весьма необычно для этого жанра.

Еще одна нетипичная особенность – попытка автора создать сложную систему мира, объясняющую магическую сторону происходящего. До этого создатели жанра «девушек‑волшебниц » обычно, наоборот, намеренно опускали все вопросы мироустройства, так как полагали, что зрительницам (в отличие от зрителей) они неинтересны.

В том же году начинает выходить сериал «Ленточка Химэ‑тян » («Химэ‑тян но Риббон», 1992‑1993) по мотивам манги Мэгуми Мидзусавы . Это был более типичный «махо‑сёдзё» сериал, однако существенное внимание было перенесено с магических приключений на любовные.

Вообще, с этого времени романтическая составляющая жанра, стремительно набирающего популярность и обороты, идет вверх, в то время как магическая все более клишируется.

Другой «женский» аниме‑сериал этого периода более ярко выявил эту тенденцию. Это был «Мальчик‑мармелад» («Marmelade Boy», 1994‑1995) по мотивам манги Ватару Ёсидзуми . Здесь принципиально не было магии, фантастики и так далее – одни лишь только романтические линии сложных взаимоотношений большого количества персонажей. Типичная «мыльная опера», сделанная при участии авторов сценариев популярных ТВ‑сериалов с живыми актерами. Никогда до этого романтический мотив в аниме не был прорисован так четко и реалистично.

В том же 1994 году начал выходить ТВ‑сериал «Волшебный рыцарь Райэрт » («Махо Киси Райэрт», 1994‑1995) по мотивам популярной манги группы «КЛАМП». Это уже был сериал менее серьезный, снятый с большой долей юмора, хотя и весьма «воинственный» и запутанный. Внимание было полностью переключено на изменения во внутреннем мире героинь. Показателен здесь также интерес аниматоров к жанру фэнтэзи.

OAV‑сериалы «Боевая идол‑группа Хаммингбёрд » («Айдол Боэтай Хаммингбёрд», 1993‑1995) и «Женская эскадрилья чистого неба » («Аодзора Сёдзётай», 1994) принесли в тему «женских коллективов» новое измерение. Здесь речь шла уже о женских военных подразделениях ВВС. Причем если в первом сериале основным занятием девушек было концертное пение (в порядке рекламы службы в ВВС), то во втором – именно профессиональные полеты. Романтические же отношения в обоих сериалах были лишь незначительным элементом сюжета.

Еще один характерный для этого периода OAV‑сериал – «Компания по борьбе с духами » («Югэн Кайся», 1994). Его главная героиня – молодая женщина, не захотевшая стать священницей, а потому сбежавшая от своей семьи в большой город и решившая создать свой бизнес на основе единственного, что она умеет – умения изгонять духов. Героиня очень самостоятельна, любит выпить, спеть караоке, но не особенно склонна к романтическим похождениям.