Хаяо Миядзаки

 

ХаяоМиядзаки (5.01.1941, Токио – ) – один из крупнейших режиссеров анимации в истории аниме.

В 1963 году он начал работать аниматором в «Тоэй Дога». Здесь он познакомился и подружился с Исао Такахатой. Пройдя все стадии от рядового фазовщика до режиссера, в 1978 году он снял свой первый ТВ‑сериал «Конан – мальчик из будущего » («Мирай Сёнэн Конан»). А в 1979 году – первое полнометражное аниме «Люпен III: Замок Калиостро » («Люпен III: Калиостро но Сиро»).

В 1982 году журнал «Анимейдж» («Animage») начал публикацию манги Миядзаки «Наусика из Долины Ветров » («Кадзэ но Тани но Наусика»). В 1983 владелец журнала, компания «Токума Сётэн», предложила Миядзаки экранизировать его мангу. В 1984 году фильм вышел на экраны и стал сенсацией в мире аниме. Успех вдохновил Миядзаки, и в 1985 для создания следующего фильма он и Такахата создали студию «Гибли».

Во время работы в «Гибли» Миядзаки как режиссер снял: «Небесный замок Лапута » («Тэнку но Сиро Лапута», 1986), «Мой сосед Тоторо » («Тонари но Тоторо», 1988), «Ведьмина служба доставки » («Мадзё но Таккюбин», 1989), «Порко Россо » («Курэнай но Бута», 1992) и клип на песню поп‑группы «Chage&Aska» «На старт! » («On Your Mark!», 1995).

В 1997 году, после выхода очередного шедевра «Принцесса мононокэ» («Мононокэ Химэ») Миядзаки объявил о своем уходе из коммерческой анимации и студии «Гибли». Он заявил, что собирается заняться экспериментальными некоммерческими анимационными проектами.

Миядзаки – художник поколения «шестидесятников», и при этом – режиссер семейных фильмов. Поэтому в его творчестве важнейшую роль играют гуманистические и общечеловеческие идеи, в том числе и экологические. Но Миядзаки умеет не сводить их к констатации очевидностей, а аниме – к их пересказу. Он умеет построить захватывающую зрителей историю, как правило, не очень привязанную к японской культуре, а потому интересную не только в Японии, но и за ее пределами.

Миядзаки очень любит полеты и всякие летательные устройства, поэтому они присутствуют в каждом его фильме. Графику фильмов Миядзаки отличает большая точность, выверенность и реалистичность, особое внимание уделяется проработке пейзажей и ландшафтов.

 

Студия «Мэдхаус»

 

Студия «Мэдхаус» («Madhouse») – одна из наиболее старых классических анимационных студий. Была создана в 1972 году после банкротства студии «Муси» Осаму Тэдзукинесколькими его бывшими сотрудниками и с тех пор по сей день высоко держит марку Учителя, обеспечивая высокое качество графики и внимание к каждой детали производства аниме.

Среди ее основателей – аниматор Ринтаро. Ее президент – видный аниме‑продюсер МасаоМаруяма . «Мэдхаус» много работает с иностранными заказчиками, продвигая японские традиции на национальные анимационные рынки.

Вот лишь наиболее известные их работы:

Полнометражные аниме – «Юнико » («Юнико», 1979), «Босоногий Гэн » («Хадаси но Гэн», 1983), «Божественный Меч » («Камуи но Кэн», 1985), «Явара !» («Явара !», 1992), «Дзюбэй – повесть о ниндзя» («Дзюбэй Нинпутё», 1993), «Икс» («X», 1996).

OVA – «Жар‑птица » («Хи но Тори», 1987), «Синдзюку – город‑ад » («Макай Тоси Синдзюку», 1988), «Кибер‑город Эдо 808 » («Cyber City OEDO 808», 1990), «Летопись войн Лодосса» («Лодосс то Сэнки», 1990‑1991), «Ёко – охотница за демонами » («Мамоно Хантер Ёко», 1991‑1995), «Вавилон Токио » («Tokyo Babilon», 1992‑1993), «Последняя фантазия V » («Final Fantasy V», 1994), «Миюки в Стране Чудес » («Miyuki‑chan in Wonderland», 1995), «Био‑охотник » («Biohunter», 1995), «Совершенная грусть» («Perfect Blue», 1997), «Желание » («Wish», 1997).

Аниме‑сериалы – «Человек‑линза » («Lensman», 1984), «Явара !» («Явара !», 1989‑1992), «Особь » («Spawn», 1997‑1998).

В марте 1989 году студия «Мэдхаус» получила приз на Шестом Японском Фестивале Анимации за «вклад в развитие OVA ».