КАББАЛА И ИМЕНА ВЛАСТИ

 

Каббала - это законченная оккультная теория иудейского происхождения, которая, начиная с XV века, с энтузиазмом была воспринята неиудейскими оккультистами. Под ее значительным влиянием находились Леви, Матеро и Кроули. Каббала привлекает современных оккультистов своей древностью и таинственностью, а также тем, что из нее они могут черпать великие магические идеи о том, что Вселенная едина, что ее скрытый механизм связан с числами и планетами, что человек есть Бог и Вселенная в миниатюре, что человек может развить в себе божественную искру, познать Вселенную и стать Богом.

 

Тексты Каббалы зачастую туманны и настолько сложны, что пересказ их требует упрощений. Каббала является "хокмах нистарах" - "тайной мудростью", и должна в тайне передаваться от поколения к поколению мудрых, со времен Авраама, которому она была открыта самим Богом. Современные каббалисты утверждают, что записанная и опубликованная часть Каббалы не содержит существенных тайн, которые открываются лишь достойным и передаются из уст в уста или же хранятся в древних документах, никогда не покидавших рук посвященных. К счастью, комментарии современных оккультистов проливают некоторый свет на эти скрытые тайны.


Если не считать современных комментариев, то сама по себе Каббала состоит из многочисленных сочинений различных анонимных авторов. Наиболее важными являются "Сефер Йет-цирах" (Книга Создания), написанная на иврите, вероятно, в Вавилоне между III и VI веками н. э., и "Зохар" ("Сефер ха-Зохар" - Книга Славы), написанная на арамейском языке. Предполагается, что основа этой книги была создана в Испании вскоре после 1275 года каббалистом и ученым Моисеем де Леоном.


Многие из основных идей Каббалы можно обнаружить и в гностицизме, развившемся в то же самое время и в том же месте - в странах восточного Средиземноморья в эпоху Христа. Общим для них является та важность, которая придается знаниям. Оба направления утверждали, что обладают "гнозисом" или знанием Бога, которое не приобретается рациональными размышлениями и бесплодными спорами относительно природы Бога. Познание Бога приобретается через непосредственное божественное вдохновение или через священные традиции, которые сами являются боговдохновенными. Это знание трансформирует человека, делая его частью божественного существа - знать Бога значит быть Богом. Избранными являются не те, кто ведет добропорядочную жизнь, а просвещенные, обладающие знанием божественного. Грехом, отрезающим человека от Бога, является не какая-либо форма морального падения, а лишь невежество.


Эта теория познания является одной из основных для оккультизма в целом. Она объясняет презрение к традиционной морали, проявляемое некоторыми гностиками и каббалистами, а так же, как ни парадоксально, лежит в основе гностической и каббалистической страсти к классификации - в основе стремления упорядочить все во Вселенной и в Боге, согласно логической схеме. Знание - ключ к божественному, и высшее знание должно объяснять все.