рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - раздел Философия, ОСНОВЫ АНДРАГОГИКИ   В Деле Объединения Человечества На Основе Определенных Ценнос...

 

В деле объединения человечества на основе определенных ценностных оснований и целевых ориентиров, безусловно, одним из приоритетных становится непрерывное образование. Непрерывность выступает в современном культурно-образовательном контексте как идея, принцип обучения, качество образователь ного процесса, условие становления человека. Идея непрерывности образования появилась в истории культуры еще в эпоху Платона и Аристотеля. В содержательном плане она была впервые теоретически обоснована и представлена великим чешским мыслителем и педагогом Я. А. Коменским, выстроившим в своих трудах систему, направленную на обучение «всех всему», начиная от материнской школы и заканчивая академией. Однако в полной мере общество смогло приступить к осмыслению и воплощению данной идеи на практике лишь в последней трети XX в.

Для определения категории непрерывного образования международное профессионально-педагогическое сообщество использует ряд терминов. В современной литературе можно встретить такие устойчивые сочетания, как «образование взрослых» (adult education, Feducation des adultes, Erwachsenenbildung); «продолжающееся образование» (continuing education, continuous education); «дальнейшее образование» (further education, Weiterbildung); «возобновляющееся (рекуррентное) образование» (recurrent education) как получение образования «по частям» в течение всей жизни путем чередования обучения с другими видами деятельности, главным образом с работой; «перманентное образование» (permanent education); «пожизненное образование» (lifelong education); «пожизненное учение» (lifelong learning, Feducation permanente).

В каждом из этих терминов сделан акцент на определенной стороне рассматриваемого нами явления, но общей в смысловом отношении оказывается идея пожизненной незавершенности и неза-вершимости образования для взрослого человека, а значит, объективно существующая для него необходимость постоянно оставаться в позиции ученичества.

Проблематику непрерывного образования можно условно разделить на две основные сферы. Первая связана с построением системы непрерывного образования как части социальной практики — социально-образовательный аспект непрерывного образования', вторая — с процессом освоения самим человеком нового жизненного, социального, профессионального опыта — психолого-андрагогический аспект непрерывного образования. Именно поэтому во второй половине 90-х годов XX столетия в сфере образования взрослых было провозглашено сочетание принципа непрерывности образования с принципом учения в течение жизни и созданием обучающегося общества. Тем самым сделана попытка закрепить в общественном сознании понимание взаимной ответственности общества, государства и личности за развитие образовательных процессов.

Среди функций непрерывного образования выделяют: развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста); компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образовании); адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся производственной и социальной ситуации); интегрирующую в незнакомый культурный контекст; ресоциализации (повторной социализации).

В содержании непрерывного образования принято выделять три основные смысловые области, связанные с обучением взрослого населения: обучение грамотности — в широком смысле, включая компьютерную, функциональную, социальную и др.; профессиональное обучение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации (Job qualification); общекультурное — дополнительное образование, не связанное с трудовой деятельностью (life qualification).

В качестве обобщенных социально значимых показателей образованности (как результата получения образования) на стороне личности выступают грамотность, профессиональная компетентность, культура. Остановимся на этих понятиях подробнее.

Грамотность — это социально-педагогическая характеристика личности, отражающая способность к прочтению, восприятию и пониманию необходимого объема социокультурной информации, закодированной в определенной знаковой или коммуникационной системе. Уровень грамотности человека обусловливает степень доступности для него той или иной информации, которой владеет общество (социум), а значит — меру адаптивности к окружающим природным и социальным условиям.

Содержательное наполнение понятия «грамотность» изменяется вместе с требованиями общества. В течение тысячелетий, когда речь заходила о грамотности, имелось в виду лишь умение читать и писать. Двадцатый век породил такие понятия, как «политическая грамотность», «компьютерная грамотность», «грамотность в области СМИ» и др.

Различают не только содержательное наполнение грамотности, но и ее уровни. «Уровень грамотности» — понятие, обозначающее степень овладения знаковыми системами естественных или искусственных языков. Главные из них: элементарная, или исходная, грамотность; функциональная грамотность; базо­вая общекультурная грамотность; надфункционалъная грамот­ность.

К сожалению, современная проблема неграмотности взросло­го населения оказывается значительно шире, нежели неумение читать. (Хотя и эта проблема еще не в полной мере решена чело­вечеством. Так, по данным ЮНЕСКО, к началу XXI в. примерно 900 млн взрослых людей в мире были неграмотны. Неслучайно по решению этой организации был провозглашен Международный день борьбы с неграмотностью.)

В 90-е годы XX столетия в обиход вошло понятие «функцио­нальная неграмотность». Оно указывает на наличие в обществе категории людей, не имеющих знаний, умений, навыков, кото­рые необходимы для полноценной жизни и взаимодействия с другими членами общества, соответствующего цивилизационно-культурному уровню развития социума. Невозможность функцио­нировать в условиях информационного, поликультурного, откры­того общества в той или иной степени обнаруживается по мере появления новых экономических и социокультурных реалий у многих взрослых людей, не прошедших специального обучения. Представители старших поколений нередко не могут стать гра­мотным потребителем, хозяином бытовой техники, пользовате­лем Интернета, клиентом банка, партнером иностранных орга­низаций. Индикатором масштабности явления функциональной неграмотности в сфере коммуникации и информации служит структура предлагаемых на рынке обучения образовательных ус­луг, среди которых на первый план вышли подготовка пользова­теля PC, иностранный язык, психологические тренинги1.

При определении меры профессионализма человека в качестве одного из ключевых сегодня используется понятие компетентности. Компетентность — это интегральная личностная характери­стика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции в соответствии с принятыми в об-щесше на настоящий момент нормативами и стандартами. Имен­но поэтому понятие компетентности носит конкретно-историче­ский характер. Основы профессиональной компетентности дает базовое профессиональное образование. Будучи динамичной, ком­петентность проявляется и может быть оценена только в ходе прак­тической деятельности, а ее уровень может повышаться непре­рывно (или сходить на нет!) на протяжении всей профессиональ­ной жизнедеятельности.

Уровни компетентности — ее качественные состояния, харак­теризуемые мерой развития способности работника действовать со знанием дела при исполнении совокупности служебных обя­занностей.

В основе компетентности лежит понимание существа выполня­емых задач и их связи с задачами, выполняемыми другими субъек­тами. Поэтому ее уровни могут быть охарактеризованы исходя из общих представлений о возможностях развития познания и ос­мысления реалий, сопряженных с процессом деятельности. Среди них принято выделять: а) допрофессионалъный (или дилетантский), основанный на житейском здравом смысле и обыденном созна­нии; б) эмпирический — понимание дела, сформировавшееся в ходе повседневного практического опыта, обычно тяготеющее к примитивному прагматизму и характеризующееся консерватив­ностью; в) теоретический — понимание, сложившееся в ходе ос­воения знаний из соответствующих отраслей науки; г) методоло­гический, позволяющий выстраивать собственный концептуаль­ный путь в профессии на основе его осмысления, достигнутый в результате интеграции теоретических знаний и практического опыта.

Развитие технологий современного производства, активное внедрение информационных технологий во все сферы жизни предъявляют новые требования к профессиональной компетент­ности современного человека. Недостаточная компетентность в этой сфере обусловливает процесс маргинализации специалистов, воз­никновение группы риска среди занятого населения.

В контексте образовательной проблематики используется так­же понятие «культура». Это многозначный термин, наиболее упот­ребительный в двух главных смыслах: как объективированный со­циальный опыт — совокупность достижений человеческого обще­ства в различных сферах его жизнедеятельности: технологии, эко­номике, политике, социальных отношениях, духовной области; как уровень развития личности, характеризуемый мерой освоения индивидом накопленного человечеством социального опыта и сте­пенью развития способности к его обогащению.

Отражающая своеобразие целостности, присущее внутренне­му миру определенного субъекта, культура может трактоваться как результат соединения профессионального опыта человечества в определенной сфере с опытом отдельного субъекта — носителя профессиональной деятельности, достигшего уровня постижения ее смысла и механизмов действия.

Культура творится многими людьми, внутренне объединенны­ми по какому-либо признаку. Индивидуальная профессиональная культура производна от опыта субъекта более крупного масштаба и вбирает в себя его специфику. Принадлежность к определенной культуре легко обнаруживается в профессиональном поведении специалиста. Носитель профессионального опыта, становясь творцом культуры, привносит в нее отпечаток своеобразия и уровня профессионально-личностного развития.

В структуре непрерывного образования до недавнего времени принято было четко разграничивать его виды: формальное, неформальные, информальное. Формальное об-разование называется так потому, что оно регламентируется, нормируется (приобретает установленные формы) со стороны государства и общества. Способами такой регламентации являются стандарты, образовательные системы определенного типа, закрепленные законодательно. Люди, получившие формальное образование, приобретают совокупность законодательно установленных прав, основанием для предоставления которых служит документ (свиде- : тельство, аттестат, диплом, удостоверение) государственного об- , разца. Оно открывает доступ к следующей ступени образования в , рамках существующего законодательства. Определенные ступени формального образования утверждаются государством как обя- * зательные для всех граждан. Причем обязательный образователь-ный ценз, обычно провозглашаемый и закрепляемый конститу- | ционно, в определенной степени становится прогностическим j показателем качества жизни и образованности населения той или -иной страны. г

Понятие неформального образования включает в себя все виды образовательных программ и учебных курсов, не дающих права на получение сертификата, обеспечивающего изменение профессионального статуса. Неформальное образование при желании позволяет осуществлять общекультурное развитие человека на всех эта- ! пах его жизни независимо от исходного образовательного уровня. Обычно оно связано со сферой любительских увлечений и реализацией творческого потенциала личности. Иногда неформальное образование играет компенсирующую или адаптивную роль для людей, по тем или иным причинам не сумевших или не желавших получить формальное образование.

Информальное образование — такое понятие не вполне органично для русского восприятия. Являясь прямым лингвистическим переносом из западной андрагогической практики, оно употребляется лишь в специальной литературе. Под информаль-ным (т.е. находящимся вне какой-либо формы) подразумевается обучение, «встроенное» в течение жизни: осуществляемое в ходе общения, происходящее под влиянием средств массовой информации, просветительских акций, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и опыта других. Образование взрослых всегдарассматривалось в контексте жизненного пути человека, где «уни­верситетами становятся не только учебные аудитории и библиоте­ки, но и коллеги, друзья, дети, средства массовой информации»1. Недаром многие из состоявшихся личностей «разговор с умным человеком» воспринимают как феномен, имеющий непосредствен­ное отношение к образованию.

В современном опыте образования в течение жизни перечис­ленные три вида все чаще начинают взаимопересекаться, обеспе­чивая действительную непрерывность учения. Реализация непре­рывного образования в образовательной системе опирается на ее «вертикальную интеграцию», т.е. преемственность ступеней фор­мального образования — дошкольного, начального, среднего, среднего профессионального, высшего, где каждый образователь­ный уровень предполагает возможность перехода на последующий. Движение по линии «вертикальной интеграции» во многих случа­ях сопряжено с ориентацией на служебное продвижение, карьер­ный рост.

Важный содержательный признак непрерывности — «горизон­тальная интеграция», т.е. соотнесенность образования, получае­мого вне формальной образовательной системы (в том числе спон­танно приобретаемых знаний и жизненного опыта), с образова­нием в рамках учебных заведений и специально организованных образовательных программ. Исследователи андрагогических про­цессов выделяют также третий вектор образовательного движе­ния, направленный «вглубь», т.е. на осознанное самопознание и духовное развитие человека.

Важно понимать, что интеграция результатов всех видов обра­зовательной и просветительской деятельности может произойти только «внутри» взрослого человека, в его субъективном мире. Эта интеграция в какой-то мере осуществляется на основе синергети-ческих процессов, т.е. по принципу самоорганизации поступаю­щей извне информации, имеющей обучающий смысл. Чем осо­знаннее взрослый человек выстраивает траекторию своего обра­зования, тем более управляемым становится его информацион­ное взаимодействие с миром. Одной из задач андрагога является помощь взрослому человеку в выборе образовательных ориенти­ров в огромном массиве информации, поступающей по разным каналам.

Для андрагога важно понимание того, что непрерывное обра­зование человека — явление более глобальное, нежели просто включение взрослых в организованные формы образования или создание системы непрерывного образования людей в целях раз­вития производства, экономики, социума. Не ограничиваясь кон­кретными сроками обучения, «стенами» и правилами учебного заведения, непрерывное образование приобретает черты жизне­деятельности, а сама жизнь человека — черты непрерывного образовательного процесса. Именно непрерывность учения на протяжении жизни способствует образованию полноты человеческого качества (иными словами — человеческого образа). С этих позиций сочетание «не-образованный человек» приобретает гораздо более глубокий бытийный смысл: человек, еще не нашедший своего образа.

Подобное понимание идеи непрерывности предполагает особую позицию учащегося человека. Он видится полноправным участником образовательного процесса, самостоятельно определяющим, у кого, чему и как ему учиться для выполнения своих жизненных задач и планов. На этом фоне «вести» взрослого учащегося — значит содействовать развитию непрерывности образовательного процесса на всех уровнях государственного и общественного устройства.

Реализация принципа непрерывности образования на практике связана с определением и нормативным закреплением его структуры; обеспечением социальных прав и гарантий каждому, желающему продолжать образование; созданием государственно-общественной системы управления развитием этой структуры; формированием культуры непрерывного обучения у на селения; подготовкой достаточного количества специалистов, способных обеспечить обучение любых категорий и групп взрослого населения на любом из этапов их жизнедеятельности.

В социально-образовательной практике ключевое значение для осуществления принципа непрерывности образования имеет наличие преемственности звеньев образовательной системы и раз-ветвленности каналов неформального образования за пределами базового образования.

Таким образом, непрерывное образование предстает перед нами одновременно и как общественно-государственная система, обеспечивающая реализацию принципа непрерывности обучения в обществе, и как внутренний процесс, сопровождающий становление субъекта на основе обучения в течение всей жизни. При этом по отношению к жизнедеятельности человека оно выполняет две основные функции: профессионально-личностного развития и адаптации к изменяющейся ситуации.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ОСНОВЫ АНДРАГОГИКИ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ... ОСНОВЫ АНДРАГОГИКИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Этапы развития теории и практики обучения взрослых
    Развитие теории и практики обучения взрослых в междуна­родном опыте прошло несколько этапов. Исторически первым этапом становления андрагогики как области, - истоков

Исторический очерк развития теории образования взрослых в России
    Соединению и развитию разнообразных форм внешкольного образования и просвещения взрослых во второй половине XIX в. сопутствовало зарождение первых педагогических иде

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги