Эстетика искусства

Начиная с Сократа в сферу эстетики входят человек и искусство — возникает второе проблемное поле эстетики и классическая эстетика. В ее развитие внесли вклад Платон, Аристотель, Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Чернышевский, а в 20 в. Бахтин, Лосев, Столович, Ванслов, М. Поляков и др. Они осмысляют искусство в его эстетических отношениях к действительности. Возникают два взгляда: 1) эстетика нормативна и предписывает художнику правила (Буало); 2) эстетика обобщает факты искусства (Тэн). Современная эстетика неприемлемлет и отрицание, и абсолютизацию нормативности. Художник свободен в выборе тем, средств, форм, но, если он нарушит постулаты эстетики его творение окажется за пределами искусства. Эстетика нормативна, в той мере в какой она обобщает законы самого искусства. Ее выводы имеют силу объективных законов. Однако законы искусства не абсолютны — они исторически изменчивы. Когда Бетховен ввел в симфонию хор, его сочли безумцем. Однако он раздвинул устоявшиеся рамки творчества. Но художник не может отменить законы, в которых сосредоточен художественный опыт человечества. Он лишь вносит в них продиктованные, новым опытом коррективы или открывает и формирует новые законы.