Другие поля эстетики

Эстетические идеи художественных направлений — седьмое проблемное поле эстетики. Каждое направление искусства вырабатывает свою систему эстетических идей. Например, эстетику классицизма разработал Буало, романтизма — Тик и Новалис; критического реализма — Белинский, Добролюбов; экзистенциализма — Камю, Сартр; абстракционизма — Г. Рид и т. д. Некоторые их идеи имеют общетеоретическое значение и расширяют наши знания о искусстве, другие – «обслуживают» особенности данного направления.

Эстетика, в которой метод рождает теоретические идеи – восьмое проблемное поле эстетики.. Так компаративистский (А. Веселовский) или структуралистский (Р. Барт, Ю. Лотман) подходы дают свое понимание проблем природы искусства. Социально-утилитарный подход (эстетические высказывания Ленина, Троцкого, Сталина, Жданова, Гиммлера, Мао) даже ценой утраты искусством художественности мобилизует его на выполнение партийных задач.

Итак, предмет эстетики и ее проблемное поле шире искусства. Каждое проблемное поле эстетики выделяется в особую сферу знаний, имеющую тенденцию отпочковаться от древа эстетики и образовать самостоятельную дисциплину. Эстетика входит в творчество, в труд, быт, в промышленное производство. Искусство и эстетика сосредоточивают внимание на общечеловеческом, они способствуют сближению людей, у которых без согласия в мире нет будущего. Эстетика и искусство — фокус всей мировой культуры и средоточие гуманитарного опыта человечества.

 

1. Античность

Формирование эстетического сознания началось в мифологии. Мифология охватывает и отражает все стороны общественной жизни. Мифология была базой развития искусства всех народов мира.

МИФ (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. Наиболее типичны мифы о происхождении мира, Вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы); о происхождении солнца (солярные мифы), луны (лунарные мифы), звезд (астральные мифы); мифы о животных; календарные мифы и др. Особое место занимают мифы о происхождении и введении культурных благ (добывание огня, изобретение ремесел, земледелия), а также об установлении определенных социальных институтов, брачных правил, обычаев и обрядов. Для мифов характерно наивное очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

 

Афины. Парфенон

Кносский дворец на Крите.

Кносский дворец на Крите.

Кносский дворец на Крите


Древнегреческая театральная маска. Национальный археологический музей в Афинах.

Древнегреческая театральная маска. Национальный археологический музей в Афинах.

 

Портрет пожилого римлянина. 2-1 вв. до н.э.

«Сириянка». Портрет конца II в. передает не только внешние черты, но и внутренний, духовный мир человека. Выразителен портрет простой женщины, так называемой «Сириянки», выполненный из мрамора. Тонкое продолговатое лицо восточного типа с неправильными чертами все же удивительно привлекательно. Выражение лица — грустное и задумчивое, на губах едва заметная улыбка с легким оттенком иронии. Глаза с утолщенными верхними веками мечтательно смотрят куда-то вдаль.


2. Готика

ГО́ТИКА (от итал. gotico, букв. — готский, от названия германского племени готов), готический стиль, художественный стиль (между сер. 12 и 15-16 вв.), завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.

Устремление собора ввысь выражено гигантскими ажурными башнями, стрельчатыми окнами и порталами, изогнутыми статуями, сложным орнаментом. Развивались градостроительство и гражданская архитектура (жилые дома, ратуши, торговые ряды, городские башни с нарядным декором).

В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний. В 15-16 вв. готику сменяет Возрождение.

Собор в Амьене. 1220-1288. Собор построен по плану Робера из Люшарза при участии Тома и Рено из Кормона. Амьенский собор стал самым большим и высоким из французских готических соборов

 

 

План готического собора

 

Кельн. Основной неф и алтарь Кельнского собора. Главным архитектурным сооружением и украшением городов позднего средневековья становится величественный готический собор. В его основе лежит упрощенная в плане романская базилика. Сущность готической конструкции состояла в каркасном перекрытии здания. Система аркбутанов и контрфорсов, вынесенная наружу, придавала собору особую ажурность, легкость и невесомость, снимая нагрузку со стен. Из-за большого количества оконных проемов, пространство готического собора стало более светлым.

 


 

Место фрески в готическом соборе занимает витраж — вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных стекол. Витражи были живописным украшением храмов и служили основным источником света. Излюбленный орнамент витражных окон готики — так называемая «роза». Витраж (готическая роза) северного окна собора в Шартре. Франция. Витраж Шартрского собора — один из самых величественных. В главной композиции представлена Богоматерь с младенцем Христом на коленях. Наряду со сценами Ветхого и Нового заветов, витражи Шартрского собора содержат около ста сюжетов из жизни королей, рыцарей, ремесленников и крестьян.

 

Особое место в готическом соборе принадлежит скульптуре. Религиозная тематика по-прежнему сохраняет доминирующее положение, но теперь она в большей степени обращена к чувствам средневекового человека. По сравнению с пластикой романского стиля, готическая скульптура трактуется более свободно. К лучшим созданиям готики принадлежит скульптура Рймсского собора. Это сотни рельефов и свободно стоящих фигур внутри и снаружи собора. Скульптурные рельефы ажурно покрывают все пространство стен. Одна из самых замечательных скульптурных сцен, украшающих Реймсский собор — «Встреча Марии и Елизаветы» (фрагмент «Мария»). Евангельский сюжет свидания Марии, матери Христа, и Елизаветы, матери Иоанна Крестителя, стал для средневекового мастера поводом для глубоко психологического рассказа. По сравнению с античностью круг эмоциональных и этических ценностей готики существенно видоизменился. В искусство вошли темы материнства, нравственного страдания, мученичества, душевной стойкости. Напряженный эмоциональный строй готического искусства непосредственно создается устремленностью скульптурных фигур, их легким изгибом и выразительным ритмом драпировок.

 


 

3. Возрождение

 

ВОЗРОЖДЕ́НИЕ (Ренессанс), эпоха в истории европейской культуры 13-16 вв., ознаменовавшая собой наступление Нового времени.