ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ НА УКРАИНЕ

ПЛАН

1. Перспективы развития гуманистических направлений психологии личности на Украине.

2. Проблемы развития гуманистического направления психологии личности на Украине.

 

Рационально-техническое мышление и его всестороннее технологическое применение в современной цивилизации привели к значительному возрастанию благосостояния в западных странах, однако не оказывали содействие улучшению удовлетворения жизнью, не породили больше счастливых людей. Произошло в самый раз наоборот, указывает в своей новой книжке "Потеря счастья в странах рыночной демократии" американский политолог Р. Э. Лейн (2000). Хотя граждане тех стран вообще удовлетворенные своим материальным положением, социологические опросы показывают, что каждый раз все меньшее из них чувствуют себя счастливыми. Значит, если люди находятся вне границ бедности, дальнейшее нагромождение материального добра не приносит им счастье. На это еще в 1960-х годах обратил внимание Эрих Фромм, назвав современного человека Ното сопзитепз и заявив, что 'мы как люди не имеем иной цели в жизни, как. только каждый раз большее вырабатывать и потреблять" (1968). Американский антрополог С. Даймонд называет этот феномен "манией потребления" (1974).

Факт неудовольствия жизнью заметил также, в работах с пациентами австрийский психиатр Виктор Франкл. Он назвал этот феномен "екзистенциональным вакуумом", если человек не знает, для чего ему жить. По Франклу, задача психотерапии как раз и состоит в том, чтобы помочь пациенту найти какую-то надличностную цель в жизни (1963).

Индустриальные средства производства товаров привели также к катастрофическому загрязнению окружающей среды. Производство ядерного, химического и биологического оружия и их потенциальное применение в третьей мировой войне, что казалось возможным как один из результатов “холодной войны" между СССР и США, угрожали полнейшим разрушением человеческой жизни на нашей планете. Угроза существует, поскольку тенденция производить это оружие длится, охватывая каждый раз большее число держав нашей планеты, которые не всегда руководствуются общечеловеческими принципами мирного сосуществования.

Наша технологическая цивилизация, которая появилась на базе научных достижений рационально-технического мышления, отодвигает на "задний план" человеческие чувства, эмоции, расположения духа, все, что связанное с метафорой человеческого "сердца". В результате чуть ли не главной психологической характеристикой человека XX столетия явилась его "бессердечность". Брак "сердца" оказался наиболее ярко и жестоко в сталинских и нацистских концентрационных лагерях, но и в нашей ежедневной жизни можно заметить брак сердечности. Еще в начале XX столетие Б. П. Вышеславцев, один из учеников украинского "философа сердца" Памфила Юркевича, писал, что: “потеря культуры человеческого сердца в современной жизни есть потеря жизненных сил, наше существование превращается в постоянное умирание, засыхание, как какой-либо склероз сердца, каким поражена вся современная цивилизация. Из-за этого ее жизнь так похожа на смерть, ее веселье так похоже на скуку, она преисполненная чувством безысходной тоски" (цдт. Шикаренко, 1996.—(С. 13-14).

В ответ на бессердечность и дегуманизацию современного мира, гуманистические психологи призывают, как когда-то в дореволюционных временах призывал наш драматург Николай Кулиш устами героя своей пьесы "Народный Малахай": “Нужна немедленная реформа человека!" Гуманистическая психология может стать одним из указателей в этом направлении.