III.9. Католическая церковь: структура и политическая роль
III.9. Католическая церковь: структура и политическая роль - раздел Философия, Всеобщая история государства и права : конспект курса Христианство (От Греч. Христос - Помазанник, Мессия), Одна Из Мировых ...
Христианство (от греч. Христос - помазанник, мессия), одна из мировых религий, зародилось в I в.н.э. в Палестине в рамках мистико-мессанистских движений иудаизма, но скоро вошло с ними в конфликт, в частности отрицая «богоизбранность» отдельных народов («нет ни эллина, ни иудея»).
Зарождаясь как религия бедных, слабых и обиженных, раннее христианство отказывалось от политической активности (Тертуллиан: «для нас нет дел более чужих, чем государственные»), избрало путь «внутреннего спасения от испорченного мира», противопоставляя его порокам аскетизм, призыв «будь из всех последним и всем слугою» (Марк, 9, 35), обещая «будут первые последними и последние первыми». Отрицание официальной идеологии вызвало интриги иудейских священников и репрессии Рима.
Ранние христиане были организованы в братские самоуправляющиеся духовные общины, связывались между собой приходящими проповедниками «пророками». Позже их место постепенно занимают епископы («хранители», «наблюдатели»), просвитеры («старейшины») и дьяконы («служители») Возникают синоды - собрания епископов, имевшие религиозную и судебную власть, толковавшие вопросы Писания и обрядов.
При императоре Антонине Пие в 138 г. христианство начало выход из катакомб, с 311 г. став официально разрешенной, а при Константине I в IV в. -господствующей религией. Рост доли состоятельных христиан - пересмотр позиций по отношению к богатству и власти: «противящийся власти противится божьему установлению, Рим, 13,2».
С III в.епископы стали профессиональными церковнослужителями: создается клир - совокупность этих служителей с особыми правами. Права - результат священных обрядов (таинств) - основание самим совершать богослужения и исполнять обряды и таинства по отношению к мирянам.
Создана теория иерархии: клир первенствует над мирянами, направляя их в вере. Аврелий Августин (IV в.) - базовая доктрина«единоспасающей роли церкви»: земной грешный человек не способен пройти через соблазны и цепи «града земного» (порождения дьявола) к «граду Божьему» (небесному государству - Civitas Dei) без помощи Церкви. Для этой миссии Церковь изначально наделена правами, как духовного научения, так и принуждения, обязанностью «искоренять греховность дел и помыслов» в верующих.
V в. возникли более крупные объединения - патриархии и митрополии. Огромна роль соборов - съездов епископов по вопросам вероучения, таинств и обрядов, осуждения ересей. Первые 8 соборов (IV-VII вв.) - представители всех христианских церквей, последующие (1123 г. стали регулярными) считались вселенскими только в рамках западно-католической церкви. Собирались и местные соборы церкви одного государства.
На Никейском соборе римский епископ был провозглашен патриархом западной части Римской империи. На востоке - 4 патриаршества: константинопольское, александрийское, антиохийское и иерусалимское. Негласное разделение функций: константинопольский патриарх занимается церковной догмой, собирает соборы для ее обсуждения; епископ римский - административной структурой, экономической базой церкви («делами земными»).
Все отчетливее проявлялось внутреннее противоречие между начальной идеей и оформляющейся организацией: не Христос в душе, а епископы вместо Христа стали во главе христианского мира, руководя им, повинуясь земным законам. Противоречия, камуфлируемые богословскими спорами, стали разрушать единство, пророческими оказались слова Христа: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение» (Лука. 12,51). Тенденция к расколам:
1) V-VII вв. отделились христиане Востока, жившие вне греко-латинской языковой зоны - несториане, монофиситы (армянская церковь) и др.;
2) 1054г. - конфликт католицизма и православия - борьба пап и патриархов М лидерство, прикрытая доктринально (повод конфликта - разная трактовка понятия Божественной Троицы: католики признают «исхождение» Духа Святого и от Бога-Сына, а православные - только от Бога-Отца);
3) XVI-XVII вв. - Реформация
С конца IV в. римские епископы (Рим - епископия Св. Петра) начали доказывать свое право на особый статус главы всей церкви, наместника Бога - папыс властью церковной и светской. Даже постановления соборов были Необязательными для папы. Основоположник идеи церковного государства -папа Григорий I (Великий) 590-604 гг. Претензии опирались на
1) религиозную догму («ты - Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою... и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Матф. 16, 18-19)»; отметим парадокс - ведь Петр первым отрекся от Христа: Иисус также сказал «прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от меня» (Марк. 14,30);
2) растущую организационную мощь и земельную собственность. После крушения Рима церковь - единственный жизнеспособный институт на Западе, епископы часто были единственными защитниками населения и носителями порядка перед лицом варваров. Церкви пришлось заняться объединяющей политикой, что раньше делала империя. Ей удалось переварить» варваров и сделать их христианами, хотя бы по названию, организовать связи разных территорий, миссионерство, расширяющее их. До X в. церковь, являла собой не столько политическую организацию, но духовное сообщество, идеологически воздействующее на мирян, способствующее формированию общеевропейской культуры и самосознания.
Церковь до XI в. находилась под эгидой императоров и королей. Договоры с ними породили обширные земельные владения католической церкви, внутри которых сложилась собственная феодально-ленная структура, где папа был верховным сеньором. 754 г. франкский майордом Пипин III Короткий на встрече с папой Стефаном в обмен на признание своей династии законными королями Франкского королевства пообещал основать церковное государство, которым будут править папы, защищать его, обеспечить передачу папе от лангобардов Равенского экзархата (т.н. Пипинов дар).
VIII в. - основано Папское государствос центром в Риме.
Союз между папой и Франкским государством стал одним из ключевых факторов мировой политической истории - папы освятили претензии варварских германских вождей на преемственность с Римской империей, а истинный наследник- Константинополь стал объектом травли, вплоть до агрессии (под предлогом совместного противостояния мусульманскому натиску требовались все новые уступки, возникла долговая кабала, а когда в 1204 г. император Исаак П не смог расплатится с папой, «союзники» крестоносцы разграбили Константинополь, приблизив его крах).
Сами крестоносцы, уходя в поход, передавали земли церкви, «вплоть до благополучного возвращения», стремясь защитить «осиротелую» землю от соперников с надеждой, вернувшись, получить ее обратно. Но вернулись немногие, а церковь оставляла за собой право владеть их землей. Церковные земли не дробились и не возвращались в мирской земельный фонд
1059г. Латеранский синод - декрет папы Николая II о новом порядке пожизненного избрания пап - коллегией (конклавом) 70 главных епископов -кардиналов (cardo - особый воротник на одеянии). Конклав, интернациональный по составу, воплощал вселенскую церковь во главе с понтификом.
Формировалась теократическая доктрина папства. Ее начало - разработанная во 2-й пол. V в папой Геласием II «доктрина двух мечей», направленная против претензий императора на главенство и церкви. Геласий писал, что Христос, единственный абсолютный император и пастырь в себе соединил оба меча. Но, зная людские слабости, он разделил право на власть: император (сын Церкви, а не её властитель) получил свою власть (мирской меч) от Бога с правом быть судьёй во всех вопросах, касающихся земной жизни и не мог поступать вопреки установленному Богом порядку. Чтобы достичь рая, он должен уважать папу, который церковным мечом осуществлял абсолютную власть над церковной организацией.
Во 2-й пол. IX в. эти идеи развил папа Григорий VII, утверждая, что папе должна принадлежать не только высшая духовная, но и высшая светская власть в мире - (много позже, в 1869г. папа Пий IX провозгласил догмат о непогрешимости папы). XI-XI1 вв. - папская революция - римские папы начали претендовать на власть над всем христианским миром, обосновывая это т.н. «даром Константина» - фальшивом даровании им церкви светской власти на Западе. Католическая церковь превращается в своеобразную общеевропейскую теократию.
Борьба папской и монаршьей властей шла с переменным успехом.
Верховенство пап над монархами Европы пришлось на XII-XIII вв. Иннокентий III, победитель в конфликте с английским королем Иоанном Безземельным, утверждал: «Мы призваны господствовать над всеми народами и Царствами». При нем коронация королей должна была осуществляться актом римского папы. Папы добивались и отмены духовной инвеституры - права Светской власти утверждать выборы епископов, аббатов и вручать им символыдуховной власти (кольцо и посох). Ряд государств платил Грош Св. Петра КПожертвование Святому Престолу. 1302 г. булла «Unam Sanctam»: кто не Вовинуется церкви, тот противится воле господней, «короли должны служить Церкви по первому приказанию папы» и папе принадлежит право карать светскую власть, освобождая от присяги неугодным владыкам).
Упадок светской власти пап начался с XIV в. Серьезный удар - конфликт папы Бонифация VIII и французского короля Филиппа IV Красивого, распространившего в 1294 г. без согласия Рима налог на духовенство для покрытия расходов в войне с Англией и добившегося избрания на конклаве 1305 г. новым папой француза Бертрана де Го (Климент V). Климент V перенес папскуюстолицу в Авиньон, положив начало Авиньонскому пленению пап (1309-1377 гг.). Но и после его окончания папскую власть долго сотрясали скандалы (Великая Схизма 1378-1417 гг., когда разные группировки, опираясь ин светских владык, одновременно избирали по 2-3 «антипапы», предававших друг друга анафеме). Переход к абсолютизму породил утерю папами части контроля за местными церквями
Несмотря на борьбу, духовная и светская власть были нужны друг другу. Светская власть обеспечивала безопасность церкви на местах, князья вносили богатые вклады в монастыри. Церковь давала королям духовную санкцию шкиопомазанности» (первые - лангобардские короли и Пшшниды), необходимую им в борьбе с вассалами. Вцелом, их взаимодействие давало систему противовесов - далекий аналог разделения властей.
Церковными делами и пропагандой веры под началом папы занималась конгрегация (оформлена в 1560 г.), управлением Папским государством -администрация, сконцентрированные к XVI вв. в предместье Рима - Ватикана контроль за делами на местах - особые папские посланцы (нунции).Помимо местных епископатов важную роль стали играть монастыри, возглавляемые аббатами с автономией в суде и управлении. Первые монахи III-IV вв. спасали душу в пустыне, и общение казалось им помехой. 529 г.святой Бенедикт создал общежительный монастырь, коллектив ищущих спасение (в т.ч. от голода и войн). Новая форма объединения - монашеский орден (первый - бенедиктинцев, затем францисканцев (миссионерство среди славян, скандинавов и даже мусульман), доминиканцев (специализировались на очищении самой христианской церкви) и др.).
Крестовые походы породили духовно-рыцарские ордены - военно-политические объединения одновременно духовного и светского характера (Тамплиеров (разгромлен в нач. XIV в. французскими королями), Тевтонский (создал в Прибалтике собственное государство), Иоаннитов). Глава ордена - магистр, при нем - капитул орденских старшин Внутрицерковные объединения пользовались самоуправлением.
Католическая церковь в Средневековье превратилась в мощнейшую, практически независимую, автономно управляющуюся духовную и политическую организацию. Сплачивающими для всех ее институтов были 1) единство догматов; 2) безусловный верховный авторитет Римского папы; 3) общность и незыблемость норм канонического права.
Предмет истории государства и права и ее место среди иных наук.
История государства и права (ИГЛ) стала обязательным элементом европейского высшего юридического образования примерно с начала XIX в. Содержание ИГЛ вытекает уже из ее названия - являясь нау
Периодизация истории государства и права зарубежных стран.
Переход от описания фактов объективной реальности к их анализу объективно требует систематизации накопленных фактов. ИГП чаще всего систематизирует научный материал в форме периодизации.
Историография истории государства и права зарубежных стран
Эволюция государственных и правовых институтов изначально изучалась в рамках общей истории - повествования о памятных событиях и их участниках. Уже «отец истории» Геродот (V в. до н.
Специфика общественного строя древневосточных цивилизаций.
Две интерпретации понятия «Древний Восток». 1. Географическая - от современных Туниса на западе до Китая и Японии - на востоке; от Эфиопии на юге до Кавказа и южного побережья Аральского мор
Древневосточная деспотия как форма государства
Этапы развития политических институтов Древнего Востока: 1) предго-сударственные племенные образования; 2) небольшие «номовые государства» с храмовым или городским центром (напр. месопотамск
Общественный и государственный строй Древнего Египта
Политическая история Древнего Египта делится на ряд эпох:
1.Раннего царства (3100-2800 гг. до н.э.) - первые две династии: объединение страны под властью общего правителя Верхнего и
Основные черты права Древнего Египта
Источники права. Законодательные памятники Древнего Египта не сохранились до нашего времени, но предполагать существование кодифицированных актов позволяют данные исторических источников.
Законник Хаммурапи - памятник древневавилонского права
Источники права Месопотамии: 1) обычное право продолжало регулировать часть местных споров, семейных и уголовных преступлений; часть норм обычного права закреплялась законодательно, став сос
Общественный и государственный строй Древней Индии
В III-II тыс. до н.э. в долине Инда возникла протоиндийская цивилизация, ее центры - города, недалеко от нынешних селений Мохенджо-Даро и Хараппа. Нерасшифрованость письменност
Законы Ману - памятник древнеиндийского права.
Источники права. Древнейшие - обычаи, первые кодификации которых - во 2-й пол. Iтыс. до н. э. Связь с религией - правовые памятники Индии - записи религиозно-этических норм
Общественный и государственный строй Древнего Китая
Древнекитайская цивилизация зародилась в III тыс. до н.э. в бассейне реки Хуанхэ. Уже в период легендарной династии Ся (конец Ш- нач. П тыс. до н.э.) появились рабовладельцы и рабы, власть в
I.10. Особенности права Древнего Китая
Источники права.Обычное право с дополнениями норм, сформированных судебными решениями и актами центральной власти. Влияние конфуцианства (приоритет морали над нормами
II. 1 Формирование государства в Аттике
Место возникновения Древних Афин - Аттика (юго-восток Балкан), делившаяся на три части: горную Диакрию; равнинную Педиэю, приморскую Партию. Гористость окруженного морем
II. 4. Основные черты древнеафинского права
В основе - принцип исономии - равенства всех перед законом. Источники права. В архаическую эпоху основной источник - обычай, толкуемый советом старейшин. Аристократический произвол в суде по
II. 5. Основные черты спартанского права.
Главныйисточник - обычай. В VII в. до н.э. традиционные нормы были «фиксированы в ретрах Ликурга.
Особенность правовой системы Спарты - наличие чре
II.10. Римское право: понятие, основные этапы эволюции, источники
Особая ценность - переросло свою непосредственную задачу - юридическое закрепление социально-политических отношений рабовладельческого общества и превратилось в достаточно абстрактную правовую форм
Римское право древнейшего периода
Верховная ценность любых общественных установлений - воля богов в виде общих предписаний - fas (предначертанное): культ предков, почтение рода и семьи, отношения с соседями, наказания за нар
III. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
III. 1 Особенности общественного и государственного строя Восточной Римской империи (Византии)
Константинополь (Царьград) был построен в 324-330 гг. на месте древне
III. 2 Важнейшие памятники византийского права
Византийское право - уникально для средневековой Европы: относительно высокая стабильность, цельность, способность приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Си
III.5. Основные черты мусульманского права.
Особенность развития - тесная связь с религией. Любая норма, выраженная в священных текстах, являлась откровением Аллаха и автоматически -жестким предписанием каждому члену общины его поклонников.
III. 7. Общественный и государственный строй империи Каролингов
Общественный строй. VIII - IX вв. - ускорение феодализации, аграрный Переворот, утверждение крупной феодальной земельной собственности, утрата общинниками земли и свободы, рост частной власт
III.8. Правовые памятники франков. Салическая правда.
Древнейшие источники - обычаи, запись которых в судебных целях прицела к возникновению особых сборников - т.н. «варварских правд (законов)»:
Салической (VI в.), Рип
III. 10. Особенности канонического права
Термин «каноническое право» происходит от канона - общецерковной нормы, одинаково обязательной для всех верующих. Оно универсально и экстерриториально (действовал
III.11. Сеньориальная монархия во Франции.
При разделе в 843 г. франкской империи земли к западу от Рейна достались Карлу Лысому, ставшему первым французским королем. История средневекового государства во Франции делится на три перио
III. 15. Абсолютная монархия во Франции.
К XVI в. французская монархия утратила представительные учреждения, законсервировав черты социального строя. Самые значительные изменения произошли в третьем сословии, которое пережив
III.18. Специфика государственного строя Пруссии
Сложение прусской государственности было связано с активно проводившимся в XII в. «натиском на восток». («Drang nach Osten») - наступлением германских феодалов на земли запа
III.19. Основные черты феодального права Западной Европы
Важнейшая особенность - партикуляризм - множественность местных правовых норм, обусловленная самой спецификой феодализма. Наряду с обычным, королевским и феодальным (ленным, манориальным, по
III.24. Основные черты средневекового права южных славян
На формирование права славян большое влияние оказали развитые правовые системы, возникшие в государствах имперского характера. Для южных славян - византийское и исламское право, для западных
III.28 Специфика городского права в средневековой Европе
Городское право носило сословный характер, но, в силу специфики городского статуса и социально-экономических отношений, стало более сложной и «открытой» для новых отношений системой, чем земское фе
III.29. Особенности общества и государства средневекового Китая
Рубеж II-III вв. до н.э. империя Цинь погрузилась в политический кризис. Одновременно шли разложение рабовладения и формирование новой модели общественных отношений. Средневековый Китай - эпоха око
III.30. Особенности общества и государства средневековой Японии
Японские острова - вытянутый с севера на юг вдоль восточного побережья Азии архипелаг из более 3 тыс. островов (крупнейшие: малонаселенный Хоккайдо - на севере, Хонсю и Сикоку - в центре и Кюсю - н
III.31 Особенности права средневекового Китая
Основные источники права - законы и императорские указы. Законодатель старался максимально подробно регламентировать практически все отношения в обществе. Широкая систематизация права. Почти
III.32. Особенности права средневековой Японии
Источники права. Сначала - местные обычаи, отсутствие четкой границы между правом, религиозными и этическими нормами. Связь наказаний с представлениями о «божьей каре за грехи»: «7 не
IV.4. Конституция США 1787г. и первый цикл поправок к ней.
Сразу же после одобрения «Статей...» возникли попытки их пересмотра с целью создания единого государства. Причины: а) необходимость общего бюджета для финансирования общих мероприятий (прежд
IV. 5. Государственное развитие США в XIX в.
Государственное развитие США шло в нескольких направлениях: 1. формирование федерации и усиление президентской власти; 2. изменение форм законотворческой деятельности Конгресса; 3. придание
IV. 8. Консульство и империя Наполеона Бонапарта.
Принятие Конституции 1795 г. не принесло стабильности. Три конфликтных узла в отношениях: 1) между законодательной и исполнительной властью; 2) между умеренными республиканцами и радикалами-
IV. 8. Консульство и империя Наполеона Бонапарта.
Принятие Конституции 1795 г. не принесло стабильности. Три конфликтных узла в отношениях: 1) между законодательной и исполнительной властью; 2) между умеренными республиканцами и радикалами-
IV. 13. Основные черты государственного строя Италии в XIX в.
После крушения Западной Римской империи территория Апеннинского полуострова покрылась множеством разных по историческому типу, уровню развития и степени самостоятельности государств, образуя сложну
Основные направления реформ.
1. Под государственным контролем проведено капиталистическое преобразование экономики. Финансовый донор - сельское хозяйство: 1871-72 гг. а
Консервативная модернизация» системы управления.
• 1868 г. при императоре - две палаты с совещательными правами: верхняя (представители феодальной знати) и нижняя (самураи и буржуазия).
• 1871 г. а административная реформа -
V. 2. Государственный строй нацистской Германии
Приход нацистов к власти. Национал-социализм появился сразу после окончания первой мировой войны как одна из разновидностей милитаристских националистических течений. 1919
В XX в.
Для освободившихся стран Южной и Юго-Восточной Азии характерны политическая нестабильность (за редким исключением), высокая острота религиозных и межэтнических конфликтов, авторитарное правление, с
V.12. Постколониальное развитие африканских государств в XX в.
История суверенного развития стран Африки является недолгой, но уже представляет значительную специфику. Использовав знакомые и апробированные государственные формы, африканские общества вло
Новости и инфо для студентов