Психологические командные роли

Роб Томсет (Rob Thomsett) [Thomsett 1990] предложил восемь ключевых ролей в проекте (рис. 23).

 

Председатель. Выбирает путь, по которому команда движется вперед к общим целям. Умеет обнаружить сильные и слабые стороны команд обеспечить наибольшее применение потенциала каждого ее участника

Архитектор. Он же оформитель. Придает законченную форму действий команды. Имеет четкое представление о проблемах и их возможных решениях.

Генератор идей. Предлагает радикально новые идеи и стратегии, новые подходы к решению проблем, с которыми сталкивается группа. Особое внимание уделяет главным проблемам.

Критик. Он же скептик, оценивающий проблемы с прагматической точки зрения. Ищет недостатки, изъяны и недоделки. Компенсирует оптимизм генератора идей.

Исполнитель. Работник, собственно занимающийся написанием кода. Как правило, он не обладает широтой кругозора.

Завершающий. Поддерживает в команде настойчивость в достижении цели. Играет доминирующую роль на завершающих стадиях разработки.

Дипломат. Поддерживает силу духа в участниках проекта. Оказывает им помощь в трудных положениях. Пытается улучшить взаимоотношения в команде.

Организатор. Обнаруживает и сообщает о новых идеях, разработках и ресурсах. Имеет много друзей и связей в своей организации, с помощью которых можно выпросить или одолжить необходимые ресурсы.

Рис. 23. Психологические командные роли

 

В реальных командах программистов могут быть выделены не все из этих ролей. Роль исполнителя часто берут на себя сразу несколько членов команды.