Реферат Курсовая Конспект
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины - раздел Философия, Федеральное Агентство По Образованию ...
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА___УКРАИНОВЕДЕНИЯ________
УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По дисциплине
«История культуры и искусств Украины»
Специальности:
080500.62.01 Менеджмент (городское хозяйство), 080500.62.02 Менеджмент (туризм и гостиничное хозяйство), 080502.65.01 Экономика и управление на предприятии (в городском хозяйстве), 080502.65.02 Экономика и управление на предприятии (туризм и гостиничное хозяйство).
___________________________________________
Составитель:_Овчинник Н.П._____________________
____________________________________
Белгород 2009
КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Ведение. Феномен украинской культуры.
Структура культуры.Для культурологии крайне существенны такие структурные подвиды как материальная культура и духовная культура. Эти два существеннейшие звена структуры культуры часто воспринимаются как антиподы. Материальная культура, которую обычно определяют как культуру быта и труда, казалось бы, связана с чисто физическим комфортом, удовлетворять потребности человечества, в котором она призвана. Духовнаяже культура, - важнейший вид культуры, включающий интеллектуальную и эстетическую деятельность человечества- несомненно, имеет приоритетную значимость, так как удовлетворение высоких духовных запросов человечества - миссия гораздо более возвышенная и существенная. Отнюдь не случайный характер имеет изречение Иисуса Христа: «Не хлебом единым жив человек». Человек сохраняет способность дерзать и творить, проявляя неисчерпаемую фантазию и гений, только руководствуясь потребностями души. Но справедливости ради нужно заметить, что нередко материальное и духовное выступают рука об руку. Для того чтобы воплотить в жизнь чисто художественные или интеллектуальные задачи, часто необходима весьма существенная материальная, техническая база. Это относится и к созданию художественных фильмов, и к и доказательству научных гипотез, и к воплощению в жизнь великолепных архитектурных замыслов. Но поскольку во всех перечисленных случаях, основой является начало духовное, то и духовную культуру в целом справедливо считать доминантой структуры культуры. В доказательство перечислим некоторые из наиболее существенных форм духовной культуры: религия, искусство, философия(по Гегелю, «теоретическая душа культуры»), наука.
Можно по-разному оценивать те или иные формы культуры, видеть различные достоинства в культуре территориальных и национальных образований, но степень развития культуры определяется ее отношением к свободе и достоинству человека, а также теми возможностями, которые она в состоянии предоставить для творческой самореализации человека как личности.
Структура культурыразличными учёными рассматривается по-разному. Так, американский культуролог Л. Уайт усматривает наличие в ней таких подсистем, как социальная культура, технологическая культура, поведенческая культура, идеологическая культура.Советский культуролог Э.А. Орлова выделяет в качестве основных два уровня: специализированный уровеньи обыденный уровень.Специализированный уровень включает такие подсистемы культуры, как экономическая, политическая, правовая, философская, научно-техническая, художественная. К обыденному уровню относится домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика. Функции культуры.Следует обратить внимания и на основные функции, которые выполняет культура в жизни человеческого сообщества. Рассмотрим некоторые из них.
Важнейшая - функция трансляции(передачи) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Не случайно культуру считают социальной памятью человечества.
Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая).Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, накапливает богатейшие знания о мире и тем самым создаёт благоприятные возможности для их освоения.
Регулятивная (нормативная) функциякультуры связана, прежде всего, с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей. Культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и оценки.
Семиотическая,или знаковая функция- важнейшая в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык важнейшее средство овладения национальной культурой.
Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра. Естественные науки (физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми системами.
Ценностная,или аксиологическая функцияспособствует формированию у человека вполне определенных потребностей и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят об уровне культуры того или иного человека.
Вопросы для повторения
1. Определите важнейшие, на ваш взгляд признаки, характеризующие украинскую культуру.
2. Какое влияние на становление украинской культуры оказала мифология восточных славян.
Составьте таблицу
Достижения и этапы развития культуры Украины в период зарождения цивилизации.
№ | Этапы развития культуры | Достижения культуры |
Тема 2. Становление украинской культуры.
Вопросы для повторения
1. Почему украинская культура второй половины XVIII века утратила некоторые черты национальной самобытности?
2. Выделите характерные особенности архитектуры украинского барокко XVIII века.
3. Определите место Киево-Могилянской академии коллегиумов в развитии науки и культурной жизни Украины второй половины XVII – XVIII веков.
Составьте таблицу
Выдающиеся деятели науки и культуры Украины второй половины веков и их главные достижения
№ | Деятели науки и их достижения | Деятели культуры и их достижения |
Тема 3. Культура Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества.
Литература Киевской Руси
В системе художественной жизни Киевской Руси особое место принадлежит литературе, в ней, как и в других видах искусства нашли образное воплощение основные каноны христианского учения. Вместе с тем ощутимо влияние народных физический верований. В литературе функционировали две стороны творческого процесса: устная и письменная. Словесное творчество достигло наивысшего развития в циклах связанных с земледелием, семейной жизнью и организацией обороны. Отражение земледельческой поэзии стали рождественские праздники, они открывали народный годовой круг, в котором занимали центральное место и были ориентированы на систему мотивов и магических действий до христианского периода. Главная идея праздника заключалась в том, чтобы создать образ богатства, счастья, мира и покоя в доме. Созданию счастливого нового года посвящались все обряды новогоднего цикла: Обходы колядавальщиков, продолжавшиеся до Крещения. За новогодним обрядовым циклом начинался свадебный период, который характеризовался богатым содержанием. Весенние же праздники совпали с великим постом и поэтому кое-что из них перешло на пасхальную неделю. Прологом весенних праздников была встреча зимы с летом. Начинались они с появления первых птиц и заканчивались празднованием Благовещенья. Их основная идея- пробуждение земли и затаенной в ней жизни. Благовещенье открывало второй весенний цикл. Это было первое весеннее очищение земли огнем, изгнание мороза, зимы, смерти, всякой нечестии и очищение самого человека. Праздники наполнены символами языческими и мифологическими образами, космическими и эротическими темами. Лето и осень также связанно с праздниками обрядов. Самым значительным праздником среди них считалась троица, тогда же отмечали цикл купальских праздников. Главной идеей этих праздников было вера, в особые целительные магические силы растений, воды и росы. А также вера в то, что разного рода нечеловеческие естества имеют в это время наибольшую активность. В осенний период праздники преимущественно связанны с церковными. После праздника покрова начинается период свадеб. Система обрядов и праздников наполнена словесным творчеством. Поэтическое устное творчество постоянно использует образы дерева (Мировое дерево). Рядом с ним образ птицы - творца мира, а также чудесный образ 9-30 или 70 рогового оленя. Популярным был образ винограда - новой формы райского дерева, символизирующего собой род. Поэзия не углубляется в психологию, душевные переживания, она посвящена отношениям отцов и детей, хозяев и слуг, женщин и мужчин, отличающимся чистотой патриархальной морали. Особое место занимают былины, явления устного эпоса. Они тесно связанны с мифологическим сознанием человека того времени. Наиболее известными героическими образами былин были: Князь Владимир (красное солнышко), Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д. В былинах языческие и христианские образы тесно переплетаются, главное, что их отличает - это поэтичность, лиричность и сила духа.
Богатой и разнообразной было устная описательная повествовательная литература, но, к сожалению, она не сохранилась к нашему времени в своем первозданном цвете. Наиболее ярко она проявляется в сказках, которые можно разделить на следующие группы: о животных, о космических силах, повествование о подвигах, демонологические повествования. Особое внимание среди них обращает на себя произведение, посвященное семейным отношениям: о злой мачехе и её дочке; о её дочери; о неласковой сестре или жене, которая хочет погубить своего мужа или брата; о трех братьях, приговоренных к смерти. Сказки основывались на контрасте, на жизненных наблюдениях народа. Они реализовывали представление народа о добре и зле, их мотивы прослеживаются в героической поэзии, песнях и письменной литературе. Бурное развитие письменной литературы происходит в конце XX века, когда широко распространяются церковная светская литература, переводы, пришедшие из Византии и Болгарии. Среди оригинальных произведений особое место занимает «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона (1050 года) - философское произведение, написанное в жанре проповеди, в котором раскрывается картина крещения Руси, говорится о значении христианства. Появление такого ученного, эрудита, философа, как Илларион, на заре Украинской культуры- неслучайно. Это свидетельствует о том, что письменная культура Украины была более древней, корни её глубже, чем эпоха официального крещения.
В эпоху Киевской Руси активно развивается поучительная литература- поучения, проповеди, послания, жития («Слово о князьях» проповеди митрополита Климентия, епископа Серапиона, поучения «Владимира Мономаха»), «Киево-Печерский патерик», «моление» Даниила Заточника и т.д.
Выдающимися памятниками и особым видом литературы XI-XII веков считаются летописи. Специалисты считают, что первые летописные записи появились в Киево-Печерском монастыре, однако авторы этих произведений неизвестны. Монахи, которые занимались этим ответственным делом, выполняли значительную работу - собирали погодные записи, рассказы современников, записки отдельных личностей, легенды, договоры, образцы иностранной литературы. Выдающейся летописью, состоящей из нескольких отдельных считают «Повесть временных лет», это произведение, последний список которого составлен в 1116 году игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром, представляет собой одновременно и научное произведение и выдающееся художественное явление. Основная идея «повести»- идея единства русской земли, русского государства, символом объединения которого, является княжеская династия, род князей Рюриковичей. Именно в литературе XII-XIII веков ярко проявились стремления людей к объединению, максимально концентрируют это в себе, одна из жемчужин литературы этого времени - слово о полку Игореве. Своим содержанием, формой идеи «Слово» придают драгоценную окраску всей литературе той эпохи, тема его отвечает исторической основе, а само произведение, не только иллюстрирует подробности дружинного и княжеского быта военной жизни, но и описывают жизнь в селах и городах, создает картины земледельческого труда, банкета и т.д. Это произведение отличается великим национальным сознанием и полной самостоятельностью. Автор своим гением создал неповторимое оригинальное произведение, очаровывающее своим построением, поэтичностью, и высокой идеей любви к родной земле. Среди литературных памятников XII-XIII веков периода феодальной раздробленности Киевской Руси следует обратить внимание на «Киевскую» летопись. Именно в ней мы впервые встречаемся в рассказе, дотированном 1117 годом «О смерти Перяславского князя Владимира Глебовича» впервые встречается в понятии Украина. Очевидно, в народном потреблении этот термин появился, прежде чем попал на странице летописи. В конце XII, а особенно в XIII веке на территории Украины усиливаются тенденции к дифференциации в языке и письменности. Этот процесс накладывает отпечаток на летописные памятники южнорусского происхождения. Памятником южнорусского летописания, в котором нашли отражение событий XI-XIII веков считается западнорусский летописный свод XV века, называнный « Ипатеевский». Эта летопись объединяет в себе три основных источника: «Древне-Киевское летописание», в том числе так называемая «Киевская летопись»(1200 года), «Ранне-Галицкое летописание», и летописный отчет «Галицко-Волынской» земле. Текст рассказов северо-восточного свода XIII века. Таким образом, Киевская Русь была той средой, которая способствовала появлению литературных шедевров XI-XIII веков.
Вопросы для повторения
1. Перечислите основные черты культуры Киевской Руси.
2. Обоснуйте утверждение о том, что храмовое зодчество Киевской Руси развивалось не только под влиянием византийских традиций.
3. На формирование человека времен Киевской Руси, по мнению ученых, оказывали влияние четыре основные общественные среды. Назовите и охарактеризуйте их.
4. Выделите основные факторы, повлиявшие на развитие художественной культуры Галицко-Волынского княжества после монголо-татарского нашествия.
Составьте таблицу
Выдающиеся деятели культуры Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества и их главные достижения.
№ | Деятели культуры Киевской Руси и их достижения | Деятели культуры Галицко-Волынского княжества и их достижения |
Тема 4. Культурная жизнь в Украине XIV первой половине XVII веков.
Вопросы для повторения
1. Определите важнейшие на ваш взгляд проблемы развития художественной культуры Украины XIV- первой половины XVII века.
2. Охарактеризуйте основные тенденции и направления развития украинского профессионального театра и музыки XIV- первой половины XVII века.
Составьте таблицу
Выдающиеся деятели науки и культуры Украины XIV - первой половины XVII века и их главные достижения.
№ | Деятели науки и их достижения | Деятели культуры и их достижения |
Тема 5. Культура Украины второй половины XVII – XVIII веков.
Вопросы для повторения
1. Почему украинская культура второй половины XVIII века утратила некоторые черты национальной самобытности?
2. Выделите характерные особенности архитектуры украинского барокко XVIII века.
3. Определите место Киево-Могилянской академии коллегиумов в развитии науки и культурной жизни Украины второй половины XVII – XVIII веков.
Составьте таблицу
Выдающиеся деятели науки и культуры Украины второй половины XVII –XVIII веков и их главные достижения
№ | Деятели науки и их достижения | Деятели культуры и их достижения |
Тема 6. Культура Слободской Украины.
Вопросы для повторения
1. В чем состоит своеобразие развития духовной жизни на Слобожанщине?
2. Какие факторы способствовали быстрому развитию системы образования на Слобожанщине?
3. Перечислите наиболее известных деятелей образования, науки, культуры и искусства, которые творили на Слобожанщине.
Составте таблицу
Обрядовые праздники отмечаемые на Слобожанщине
№ | Название праздника | Когда он отмечается |
Тема 7. XIX век в истории украинской культуры.
Литература, искусство, наука.
Интеллигенция украинских земель Российской империи жила теми же проблемами, что и вся интеллигенция России, проходя через те же увлечения, заблуждения, победы и поражения. Это стало особенно заметно в 1860-е гг. —период зарождения российского народничества. Народничество как интеллектуальное и общественное движение Российской империи, кажется, не имеет аналогов в истории других стран. Утилитаризм в странном сочетании с романтизмом, нигилизм в столь же странном сочетании с духом самопожертвования, комплекс «вины перед народом», болезненное (и, может быть, преувеличенное) ощущение оторванности от масс, призывы к «покаянию», острый протест против социальной несправедливости, склонность к упрощенно-радикальным решениям, — во всем этом разночинная интеллигенция Украины вряд ли отличалась от интеллигенции других частей России, в истории народничества вряд ли можно провести грань между «русским» и «украинским». Но это же касается, видимо, и развития литературы, искусстг ва, науки в Украине и остальной России. Специфически украинское сказалось в языке литературных произведений и становлении профессиональной музыки с ее опорой на фольклор.
Историю украинской литературы XIX в. принято начинать с «Энеиды. на малороссийский язык перелицованной» (1798) И. Котляревского. Изданная сначала в Петербурге, а потом в Харькове, она имела шумный успех. Но сам Котляревский не стал профессиональным писателем, а жил помещиком на Полтавщине, создал любительский театр и написал для него две пьесы («Наталка-Полтавка» и «Москаль-чаровник»).
П. Гулак-Артемовский (1790-1865) продолжил линию Котляревского, написав ряд сатир, пародий и басен, но самым заметным украинским писателем первой половины XIX в. был Г. Квитко-Основьяненко (1778—1843), написавший ряд повестей и пьес, среди них приобретшие широкую популярность комедии «Шельменко-денщик» (1840) и «Сватанье на Гончаровке» (1836). Как прозаик он близок русской «натуральной школе». О значении творчества Т. Шевченко и П. Кулиша говорилось выше.
В 1860-е гг. самым крупным событием в развитии украинской литературы стали повести и рассказы Марии Маркович (1834-1907), печатавшейся под псевдонимом Марко Вовчок. Главными героями этих произведений были крепостные крестьяне. Этнически русская, она восприняла украинофильство от своего мужа этнографа А.В. Марковича, члена Кирилло-Мефодиевского общества. Писала также на русском языке. За границей (1859-1867 гг.) преимущественно писала по-украински. По своим взглядам она была близка к Д.И. Писареву и Н.Г. Чернышевскому. В Западной Украине известность приобрел поэт и прозаик из Буковины Юрий Федькович (1834-1888), в поэме «Лукьян Кобылица» (1865) воспевший образ народного героя. Его проза укрепляла критический реализм в украинской литературе, который стал господствующим течением и выразился также в творчестве Ивана Нечуя-Левиц-кого (1838-1918), утвердившего жанр социально-бытовой повести и романа. Он стремится широко охватить действительность, придать ей конкретность. В 1891 г. он опубликовал за границей обширный очерк «Украинство на литературных позывах с Московщиною», протестуя против русификации, дискриминации украинского языка и литературы, обвиняя русские власти в «примитивной национальной нетерпимости». Другим известным писателем-реалистом был Панас Мирный (1849-1920), создавший талантливые картины народного быта. В жанре социального романа написано его лучшее произведение («Гулящая», 1883-1920). По воззрениям он близок к утопическому социализму.
В 1881 г. правительство разрешило ставить пьесы на украинском языке, и в том же году М. Кропивницкий создал в Елисаветграде первый профессиональный украинский театр. В конце века в Украине работали 5 профессиональных трупп. Начинается расцвет украинского театра, связанный с драматургией М. Кропивницкого, М. Старицкого, И. Карпенко-Карого. Они пишут социально-бытовые психологические драмы, исторические пьесы, комедии, утверждая сценический реализм, показывая богатство народных характеров. Целая плеяда блестящих актеров (М Заньковецкая, П. Саксаганский, М. Садовский и др.) сразу ставит украинский театр на высокий профессиональный уровень.
Украинская профессиональная музыка своим развитием обязана С. Гулаку-Артемовскому, автору ставшей знаменитой комической оперы на собственное либретто «Запорожец за Дунаем» (1863), и П. Нищинскому. Достижением украинской музыки стали сочинения Н.В. Лысенко (1842-1912): оперы «Наталка Полтавка» (1889), «Тарас Бульба» (1890), кантаты, камерно-инструментальные произведения, многие из которых имеют четкую национальную программу. Будучи выдающимся фольклористом, Лысенко создавал обработки народных песен (свыше 500), занявшие важное место в украинской музыке.
Тон украинской живописи и графики был задан работами Т. Шевченко. Этнографически-идиллическую линию представлял К. А. Трутовский. Прекрасные реалистические пейзажи писали В.Д. Орловский, СИ. Васильковский, СИ. Светославский. Жанровые мотивы, размышления о жизни звучат в полотнах К.К. Костанди. Лирично-созерцательны картины П.А. Левченко. Крупнейшим мастером жанровой живописи стал Н.К. Пимоненко (1862-1912), отразивший в своем творчестве многие стороны жизни украинцев и утвердивший реалистический стиль в украинском искусстве. Многие из этих художников участвовали в выставках «передвижников». Украинскость в живописи понималась лишь сюжетно, иной задачи искусство в XIX в. еще не ставило.
Ученые из украинских центров стали вносить большой вклад в общероссийскую и мировую науку. Примером могут послужить имена Н. Н. Бекетова, А.А. Потебни, И. И. Мечникова.
Разумеется, особое место в развитии украинской культуры занимали исторические, этнографические и фольклористические исследования. В Киеве сложилась школа В.Б. Антоновича, из которой вышел крупнейший украинский историк XX в. М.С Грушевский. Большой вклад в изучение этнографии и экономики Российской империи внес П.П. Чубинский. Собранные им фольклорные материалы составили 7 томов. Работа удостоилась нескольких премий в России и за рубежом. Историк М.П. Драгоманов, эмигрировавший в Западную Европу в 1876 г., издавал там сборники и журнал «Громада». Переехав в 1889 г. в Болгарию, стал профессором Софийского университета, оказав влияние на становление новой болгарской исторической науки. Прославился также как фольклорист и литературный критик, боровшийся за утверждение реализма. Его огромная по количеству публицистика отразила широкий спектр идей своего времени. Археографической комиссией велась огромная работа по публикации архивных документов, возникло Историческое общество Нестора-летописца, стал издаваться солидный исторический журнал «Киевская старина».
Вопросы для повторения
1. Определите важнейшие на ваш взгляд проблемы развития художественной культуры Украины XIX века.
2. Охарактеризуйте основные тенденции и направления развития украинского профессионального театра и музыки XIX века.
3. Почему XIX век в истории украинской культуры называют эпохой национально-культурного возрождения.
Составьте таблицу
Выдающиеся деятели науки и культуры Украины XIX века и их главные достижения.
№ | Деятели науки и их достижения | Деятели культуры и их достижения |
Тема 8. Судьба Украинской культуры в ХХ веке.
ПОПЫТКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НОВОЙ ПОЛИТИКИ (СЕРЕДИНА 50-х ПЕРВАЯ ПОЛО ВИНА 60-х гг.)
Вопросы для повторения
1. Определите важнейшие на ваш взгляд проблемы развития художественной культуры Украины XX века.
2. Охарактеризуйте основные тенденции и направления развития украинского профессионального театра и музыки XX века.
3. Почему XX век в истории украинской культуры называют эпохой национально-культурного возрождения.
Составьте таблицу
Выдающиеся деятели науки и культуры Украины XX века и их главные достижения.
№ | Деятели науки и их достижения | Деятели культуры и их достижения |
ТЕМА 9. ХАРЬКОВ В ИСТОРИИ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Тренировочные задания.
1. Выделите важнейшие особенности культурного развития Харькова.
2. Аргументируйте следующее утверждение: « Харьков – важнейший культурный центр Украины».
3. Какую роль в становлении Харькова как ведущего центра культурной и научной жизни Восточной Украины сыграл Харьковский университет.
Составьте таблицу
Выдающиеся деятели науки и культуры города Харькова и их главные достижения.
№ | Деятели науки и их достижения | Деятели культуры и их достижения |
ТЕМА 10. Развитие Украинской культуры в период независимости.
Вопросы для повторения
1. Определите важнейшие на ваш взгляд проблемы развития художественной культуры Украины XX века.
2. Охарактеризуйте основные тенденции и направления развития украинского профессионального театра и музыки XX века.
3. Почему XX век в истории украинской культуры называют эпохой национально-культурного возрождения.
Составьте таблицу
Выдающиеся деятели науки и культуры Украины XX века и их главные достижения.
№ | Деятели науки и их достижения | Деятели культуры и их достижения |
– Конец работы –
Используемые теги: Учебно-практическое, пособие, дисциплине, История, культуры, искусств, Украины0.1
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов