рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв.

Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв. - раздел Философия, УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины В Присоединенной К России Части Украины Сложились Совершенно Иные Условия Для...

В присоединенной к России части Украины сложились совершенно иные условия для развития культуры. С одной стороны, сама украинская культура в новом контексте переживала быстрый подъем, а с другой — она столь же быстро интегрировалась с культурой Московской Руси.

Основы развития украинской православной культуры этого периода были заложены обновленческими процессами предшествующей эпохи. Приходские общины, братства, монастыри, белое духовенство, так или иначе, обеспечи­вали обогащение культурной жизни и участвовали в ее перестройке. Глав­ным явлением была деятельность заложенной киевским митрополитом Пет­ром Могилой высшей церковной школы — сначала коллегиума, а потом — Академии. О первых годах ее деятельности мало что известно. Курс обуче­ния был рассчитан на 11 лет, из которых 4 отводилось изучению латыни и других языков, 3 — философии и риторике и 4 — богословию. Именно ла­тынь была языком, на котором велось образование (до 1765 г., когда ей на смену пришел русский язык). Также изучался церковно-славянский и, в не­значительном объеме, греческий. Основой курсов философии, риторики и теологии служила западная схоластика и связанные с нею предметы. Методы и формы организации обучения были скопированы с иезуитских. В самих богословских и богослужебных книгах, вышедших их круга Петра Могилы, удельный вес заимствований из католической религиозной культуры был ве­лик. Значило ли это, что Могила и его последователи «изменили» правосла­вию и стали орудиями «латинизации»? Часто в российской историографии на этот вопрос дается утвердительный ответ. Проблема, однако, много слож­нее и неразрешима без изучения специальных богословских вопросов. Ясны, тем не менее, два обстоятельства: во-первых, Петр Могила и его сторонники субъективно оставались верны именно восточно-христианской традиции, не отказываясь от пополнения и модификации ее за счет заимствований из ка­толицизма. Во-вторых, под воздействием этих заимствований трансформи­ровалась византийская традиция понимания христианства и всего построенного на его фундаменте мировоззрения и системы ценностей. Это коснулось сначала высшего духовенства, а потом и духовенства в целом. А поскольку Киев вплоть до начала XIX в. был главным центром православной образо­ванности в России, новации очень глубоко затронули и русскую культуру. Самый стиль мышления украинского и российского духовенства претерпел глубокие изменения. Г.В. Флоровский охарактеризовал эти перемены как «псевдоморфозу» православия, приведшую к «романизации» (или латиниза­ции) православия. Разумеется, эта перестройка идеологических и ментальных установок мышления монахов, священников и иерархов не могла не оказать глубокого воздействия на культуру всего православного общества Украины в XVIII в.

Школа в этот период оставалась фактически в прежнем состоянии. В Харькове, Чернигове, Переяславе, Полтаве, Новгороде Северском с середи­ны XVIII в. действовали семинарии. Продолжение образования в той или иной школе повышенного уровня открывало перспективу канцелярской или духов­ной карьеры. В Новороссии во второй половине XVIII в. было открыто не­сколько профессиональных школ.

В 1694 г. Киевское училище обзавелось теологическим отделением, а в 1701 г. по указу Петра I получило статус академии. В XVIII в. в ней каждый год училось около 1000-1200 студентов, подавляющее большинство которых проходило только через ту или иную часть 11-летнего обучения, сосредото­чиваясь на светских дисциплинах. Именно академия дала образование и ин­теллектуальную формацию почти всем иерархам Российской православной церкви в XVIII в., в том числе сыгравшим такую большую роль в русской культуре, как Дмитрий Ростовский, Стефан Яворский, Феофан Прокопович. Многие светские деятели культуры и представители элиты также были ее выпускниками — философ Г.С. Сковорода, гетман Иван Мазепа, российс­кий канцлер А.А. Безбородко, историк Н.Н. Бантыш-Каменский. В конце XVIII в. академия стала отставать от возраставших стандартов образования эпохи Просвещения. В 1817 г. она была преобразована в семинарию, а чуть позднее обрела ранг церковной духовной академии.

Среди печатной продукции по-прежнему доминировали книги богослу­жебного содержания, среди них главное значение имели Псалтырь, Часос­лов, Молитвослов, Евангелие и Апостол. Псалтырь за этот период была из­дана 122 раза, Часослов — 67, Молитвослов — 63, Евангелие — 24. Средний тираж таких изданий составлял около 1200 экз. Большими тиражами издава­лись буквари (только в 1698-1720 гг. было издано почти 25000 экз.). Также издавались грамматики латинского и церковно-славянского языков, учебни­ки или материалы диспутов по философии, богословию, математике, физи­ке, химии. Среди исторических сочинений лидером оказался «Синопсис» Иннокентия Гизеля, который был издан 5 раз только в течение последней четверти XVII в. и многократно переиздавался. Большим спросом пользовались календари и генеалогические сочинения. В российско-православной среде с XVIII в. наибольшей популярностью стали пользоваться «Жития святых» з 4-х тт.) Дмитрия Ростовского, придавшего агиографии более беллетризо-занную форму. Однако нужно иметь в виду, что в XVIII в. и даже позднее рукописная книга по-прежнему играла огромную роль в культуре украинс­ких земель.

В эту же эпоху всё более частым явлением становятся частные библиоте­ки. В них преобладала религиозная литература, но появлялись и историчес­кие произведения, и генеалогические сборники, и сочинения по естественным наукам, и первые модные произведения беллетристики. Большой коллекцией книг, в том числе латинских, владел Иван Мазепа. В дневнике генерального подскарбия Я.А. Марковича, который, учась в Киево-Могилянской Акаде­мии, был близок к Ф. Прокоповичу и стал большим любителем книг, сохра­нились сведения о том, как он ухаживал за своим собранием, просушивая книги, он также составил их каталог, сделав много выписок и т.д. В библиотеке гене­рального хорунжего Н.Д. Ханенко имелись книги по географии и учебник по физике, он интересовался «электрическими экспериментами», картографией, геодезией, математикой и заказал за границей несколько книг по этой науке.

Научно-культурные достижения Киево-Могилянской Академии во вто­рой половине XVII в. представлены прежде всего именами И. Галятовского, Л. Барановича, И. Гизеля.

Иоанникий Галятовский (ум. 1688) был очень плодовитым автором, со­ставившим первое восточнославянское руководство по написанию пропове­дей («Ключ разумения», 1659), полемические сочинения против ислама и иуда­изма, ряд пропагандистско-богословских произведений. Лазарь Баранович (ум. 1693) написал много виршей, большое число проповедей («Меч духов­ный», 1666) и полемических сочинений, издавал богослужебные книги, оста­вил ряд собственно богословских текстов, а также сборник стихов на польском языке «Лютня Аполлона» (1671).

Иннокентий Гизель (ок. 1600-1683), бывший долгое время архимандри­том Киево-Печерской лавры и одно время ректором Киевского коллегиума, активно участвовал в религиозной полемике и общественно-политических конфликтах своей эпохи, написал большое богословское сочинение «Мир с Богом человеку» (1669), и особенно известен своим «Синопсисом» (1674) — обзором истории восточных славян, в котором впервые развернута концеп­ция единого русского («славяно-российского») народа, сложившегося уже во зремена Киевской Руси, разделенного превратностями последующих веков и воссоединившегося в XVII в. Согласно этой концепции, европейские наро­ды, и среди них «славянороссийский христианский народ», ведут начало от Яфета, сына Ноя. Свое имя этот народ произвел от слова «слава», и стал та­ким многочисленным и могущественным, что даже император Август побо­ялся воевать с ним и, напротив, один из славянских князей в течение 13 лет держал Рим под своей властью. Славяне пришли в Европу из Сарматии, и среди них были роксоланы — потомки Мосоха, шестого сына Яфета. От Мосоха произошли не только жители Московского государства («Москва»), но и вся Русь или Россия. Московские князья — прямые потомки киевских правителей и князя Владимира Святого, а Московский патриархат — пятый в иерархии, занявший место Рима после отпадения последнего от истинного христианства. После нашествия монголо-татар Киевское княжение стало во­еводством, но при Алексее Михайловиче Киев и Москва воссоединились и вместе с ними воссоединился «весь православно-российский народ». Исто­рическая схема Гизеля опиралась на средневековые летописи и хроники мно­гих славянских народов. Поскольку его сочинение выдержало за полтора века десятки изданий, превратившись, по сути дела, в учебник истории, оно зало­жило основы исторической памяти украинского общества в XVIII-XIX вв. и тем самым оказало громадное воздействие на всю историю Украины, России и Восточной Европы.

Другими представителями локальной исторической мысли во второй половине XVII в. были Феодосии Софонович с его «Хроникой» и состави­тель Густынской летописи. Позднее самыми заметными произведениями ис­торической мысли выступают т.н. казацкие хроники. Одну из них, которую принято называть «Летописью самовидца», составил участник событий, на­чавший служить в войсковой канцелярии около 1654 г., поэтому это сочине­ние имеет особую ценность. Произведение под названием «Действия презель-ной и от начала поляков крвавшой небывалой брани Богдана Хмельницкого» составил в начале XVIII в. казацкий полковник Григорий Грабянка, опира­ясь наряду с письменными источниками на предания и рассказы современни­ков. Самуил Величко служил в канцелярии Войска Запорожского и после увольнения в 1708 г. занялся составлением обширного труда по истории ук­раинских земель в XVII в. Первый том, составленный в 1720 г., имел назва­ние «Сказание о войне казацкой с поляками» был посвящен эпохе Богдана Хмельницкого и его непосредственных преемников, остальные — последую­щей истории Украины. Все эти сочинения ещё почти ничем не отличались от историографических компиляций Средних веков и раннего Нового времени. Но во второй половине XVIII в. стали появляться произведения дворянско-казацких авторов (например, «Краткое описание о козацком малороссийс­ком народе» П.И. Симоновского), пытавшихся дать связную, осмысленную и в каком-то смысле аналитическую картину украинского прошлого.

В конце XVII - начале XVIII в. самыми заметными украинскими интел­лектуалами-клириками, подвизавшимися в России, были Стефан Яворский (1658-1722), ставший фактически главой церкви — местоблюстителем пат­риаршего престола после смерти патриарха Адриана, и епископ Феофан Прокопович (1681-1736), который выступил идеологом российского импер­ского строительства, реформатором церковного управления, очень плодовитым публицистом. Первый обоснованно считается проводником католичес­ких тенденций в русской религиозной мысли; второй, не менее справедливо — проводником протестантских влияний. Оба имели большое влияние на идейную жизнь Петровского времени и продолжили процесс «псевдоморфо­зы» православия, начатый Петром Могилой и его сподвижниками.

В религиозно-философской мысли ни Яворского, ни Прокоповича не было ничего оригинального. Оба опирались на принципы или католического или протестантского неосхоластицизма, оба своим несколько архаичным рацио­нализмом готовили почву для идеологии Просвещения, оба воевали против «суеверий и предрассудков» современной им православной культуры. В про­тивоположность им Григорий Саввич Сковорода (1722-1794) был очень са­мобытным и даже странным философом-мудрецом. Он вышел из среды каза­ков, учился в Киевской академии, потом был взят певчим в Петербург, оказавшись снова в Киеве студентом академии, бросил учебу и отправился как мелкий священнослужитель за границу в свите генерала Вишневского. В Европе он прошел пешком по нескольким странам, занялся изучением языков и, вернувшись на родину, преподавал сначала в Переяславской семинарии, потом как домашний учитель, а затем — в Харьковском коллегиуме, откуда был выгнан за нетрадиционность и неприемлемость курсов по этике, которые он стал преподавать. Сковороде было 44 года, и оставшиеся 30 лет жизни он провел в добровольных скитаниях, проповедуя бессребреничество и живя в добровольной нищете, без семьи и без какой бы то ни было собственности.

Свои философские взгляды Сковорода излагал в устных беседах, в серии записанных сократических диалогов, ряде басен и стихотворений. Его взгля­ды — очень необычный сплав традиций античной стоической и платоничес­кой философии, высокого и сложного христианского символизма, квазисхо­ластической учености и свободной образной интерпретации библейских текстов. Одни исследователи находят главный источник философии Сково­роды в православно-христианских традициях; другие предполагают сильное влияние немецкого пиетизма и мистицизма. Мир, как его видел Сковорода, состоит из трёх сфер: космос, человек (микрокосм) и библейский мир симво­лов, значений, иносказаний, эмблем. Внимание именно к этой третьей сфере, без которой невозможно помыслить и увидеть мир в целом, заставляет ви­деть в созданной философом системе завершение культуры эпохи барокко. В Библии, в заключенных в ней именах, в самом библейском слове Сковорода находил ключ и к человеку, и ко Вселенной, трактуя Св. Писание при это со­вершенно непредвзято и без всякого налета догматизма, начетничества и кон­фессиональной узости. Это удавалось ему потому, что и Библия и космос по­нимались им как соразмерные человеческому разуму и, соответственно, познание человека открывало путь к познанию и символического языка Биб­лии, и естественного языка природы. Иными словами, учение Сковороды антропоцентрично, сосредоточено на Библии. Парадоксальный синтез рационализма, субъективизма и христианской религиозности сделал из Сковоро­ды совершенно неповторимого мыслителя. Сковорода — замечательный при­мер того, как своеобразные импульсы, пришедшие изнутри украинской тра­диции, слились с общеевропейскими культурными процессами.

Украинская литература XVII-XVIII вв. жила в мире барокко. Многие ее произведения анонимны. Грань между религиозными произведениями и ху­дожественной литературой была по-прежнему очень зыбкой. Любопытно, что в начале XVIII в. Климентий Зиновьев собрал первую коллекцию украинс­ких пословиц и поговорок. Две другие подборки такого же рода были созда­ны в середине и второй половине XVIII в. Иван Пашковский, священник с Тернополыцины, в середине XVIII в. собрал в одной рукописи около полу­тора сотен украинских и польских народных песен.

Многие авторы, будучи выходцами с Украины, осели в Петербурге или Москве и писали по-русски. Самый характерный пример в начале века — Ф. Прокопович с его трагикомедией «Владимир» и одой «Епиникион», про­славившей Полтавскую победу, а в конце века — В.В. Капнист, автор много­численных од и сатирических стихотворений. Его комедия «Ябеда» была очень популярна, и многие ее фразы со временем превратились в поговорки.

Особое развитие приобрела виршевая поэзия. Она основана на силлабо-тонической системе стихосложения, стихотворная техника очень разнообраз­на, форма стиха иногда графична (в виде креста, цветка, геометрических фи­гур). Вирши делятся на панегирические, дидактическо-морализаторские, духовные, лирические, исторические, сатирические. Вирши были чрезвычай­но популярны, их писали многие из упомянутых выше деятелей украинской церкви и культуры. Особого мастерства достиг Иоанн Величковский (ум. 1726). Ещё больше число анонимных виршей. Виршевая поэзия — апогей барочно-сти в украинской словесности. Испытав польское влияние, эта поэзия оказа­ла сильное воздействие на русские вирши XVII в.

Школьные драмы на библейские темы писали Дмитрий Ростовский, Митрофан Довгалевский и Георгий Конисский, а Семен Дивович, канцеля­рист из Глухова, в 1762 г. написал обширную историческую поэму «Разговор Великороссии с Малороссией». Полтавский священник Илья Турчиновский описал «свое житие и страдания», опираясь на богатый опыт сына казацкого сотника, затем — киевского студента, затем бродячего подмастерья и, нако­нец, батюшки в родном селе. Много более масштабной была картина, создан­ная Василием Григоровичем-Барским (1701-1747), студентом Киево-Моги-лянской академии, отправившимся в пешее путешествие через Львов в Рим, затем на острова Эгейского моря и в Грецию, затем в Палестину, Сирию, Египет, Аравию, чтобы снова очутиться на Ближнем Востоке и через Балка­ны вернуться в Киев. Эти странствия продолжались более 20 лет, и путевые заметки Григоровича-Барского составили 4 больших тома.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины

ГОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА УКРАИНОВЕДЕНИЯ... УЧЕБНО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели и задачи изучения темы
­Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса. Изучить преемственност

Понятие культуры. Виды и функции.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те

Типология культур.
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар

Численность и географическое размещение украинцев.
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем

Мифологические истоки народной художественной культуры
  В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией. Миф - это древ

Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при

Древние люди и государства на территории Украины.
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.

Особенности художественной жизни Киевской Руси.
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове

Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси.
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к

Развитие письменности в Киевской Руси.
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была состав­ной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру

Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред­ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па­мятников, часть к

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества.
Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культ

Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы. Рассмотреть характерис

Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры.
Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыч

Быт и обычай украинского народа
  Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с

Православная культура Украины в первой половине XVII в. (образование, центры просвещения и книгопечатания )
Специально устроенных приходских школ в православной среде почти не существовало. Это было связано с близостью церковнославянского языка разговорному, что делало язык высокой культуры, в отличие от

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов. Изучить характер культурных процессов, цент

Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке.
Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического. В униатской церкви

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков.
  Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократи­ческий облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народ­ные черты. Очевидно, сказалась близость барочн

Культура Украины в эпоху Просвещения.
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще остава­лась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православ­ном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд

Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры. Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески

Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца

Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины

Архитектура и строительство на Слободской Украине.
Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные

Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека. Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци

Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке.
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины ос­тавалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились свет­ская школа, пресса, интеллигентские просветительские движ

Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях.
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харь­ков в российской части Украины и Львов — в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку

Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции.
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включе­ния в состав Австрийской империи в результате политики ве

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В 60—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА.
Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали к

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке. Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом либерального, национального и демократического движения. В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­

Украинская культура конца XIX - начала XX ст. (литературная жизнь).
  Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная дифференциация, концентрация земель в руках кулачества, пов

НАУКА И О Б Р А 3 О В А НИЕ
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специа­листах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914—1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс

Художественные процессы в Украине в 30-е – 50-е годы.
    Украинская советская литература. Советская У. л. развивалась в обстановке напряженной классовой борьбы. В результате гражданской войны на Украине, р

Культура Украины в 1940-1950-х годах
  В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи

ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При

НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80—90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры. Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА ХАРЬКОВА И ХАРЬКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ.
  Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пу

Развитие изобразительного искусства в городе Харькове.
  Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,

Лекция 9.3. ЖИЗНЬ И БЫТ ГОРОДА XVII – XX веков.
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11

ХАРЬКОВ ТЕАТРАЛЬНЫЙ.
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий

Литературная жизнь Харькова.
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры. Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подгото

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги