рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков.

Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков. - раздел Философия, УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины   Барокко В Украинской Художественной Культуре Приобрело Демокр...

 

Барокко в украинской художественной культуре приобрело демократи­ческий облик. Восприняв европейский стиль, украинцы придали ему народ­ные черты. Очевидно, сказалась близость барочного миропонимания и укра­инской народной культуры, именно в XVII в. сформировавшей свою специфику. Очень барочной по менталитету и форме оказывается бытовая и военная культура казачества с ее сочетанием западной рыцарственности и восточного колорита. Барокко настолько сроднилось с украинским народ­ным искусством, впрочем, как и с польским, чешским, белорусским, русским, что просуществовало в нем вплоть до конца XX в., дав своеобразный «реци­див народного барокко» в советское время.

Украина, при всей ее государственно-конфессиональной разделенности в XVII-XVIII вв., смогла стать главным центром восточноевропейского (пра­вославного) барокко, оказывавшего благодаря миграции мастеров, икон, гравюр, существенное влияние на изобразительную культуру славяно-право­славного мира. Удивительная черта украинского барокко состоит в том, что в эпоху всеобщего размежевания, идейной и военной борьбы, разорений и других бедствий оно являет собой пример необыкновенно оптимистическо­го, радостного отношения к миру. Эта повышенная радостность, яркость, праздничность возникают, как представляется, на стыке праздничности, при­сущей народной культуре как явлению, возвышенной христианской духов­ной радости, обострившейся в эпоху бесконечных войн, и как противовес тем горестям и ужасам, нестабильности существования человека в эпоху барок­ко. Храмовое искусство украинцев подчеркнуто приподнятое, красочное, театральное. Тем самым акцентировалась символика храма как Рая на земле.

В храмовой архитектуре украинских земель четко выделяются два типа, связанные с православием и католичеством. Собственно униатских форм, как уже отмечалось, не возникло: у греко-католиков строились храмы барочно-католического типа (лучший — св. Юра во Львове, архитектор Б. Мердерер, 1746-1762). Со второй половины XVII в. меняется православное зодчество: формируется специфический украинский стиль, характеризующийся синтезом повышенной монументальности и декоративности, сочетанием барочных эле­ментов декора с традиционно православными схемами, увеличением храмо­вого пространства и особой его театрализации при сохранении всех традици­онных элементов, любовью к горизонтальным членениям и грушевидным ярусным верхам. Влияние западных форм больше всего сказывается в архи­тектуре колоколен. Крупнейшим архитектурным комплексом украинского барокко становится Киево-Печерская лавра, в которой барокизируются ста­рые здания и строятся новые. Особенно значимы церкви — Всех Святых (1698), Рождества Богородицы на Дальних пещерах (1696) с колокольней (1761), Воз­движенская на Ближних пещерах (1700), колокольня Успенского собора (1731-1746, архитектор Й.Шедель, присутствуют элементы рококо). Монументаль­ностью и декоративностью выделяется колокольня Софийского собора (конец XVII в. - 1748). Георгиевской церкви Вьщубецкого монастыря (1696-1701), как и многим храмам, присущи вытянутость вверх, компактность богатого чле­нениями плана, торжественное пятиглавие с типично барочными куполами западного происхождения. Устремлен вверх монументальный Покровский собор (1689) в Харькове с его необыкновенно богатым кирпичным декором. Спокойно-монументальны более традиционные здания Троицкого монасты­ря (1677-1689) в Чернигове, динамическим контрастом которым выглядит его четырехъярусная колокольня (1775). Удивительный синтез гражданской и церковной архитектуры представляет Коллегиум в Чернигове (1700), где дву­хэтажные палаты использованы как постамент для двухъярусного храма с резко выступающими мощными полуколоннами. Прекрасные образцы узорчатых хором дают Дом Лизогуба (1690) в Чернигове, Митрополичий дом при Со­фийском соборе в Киеве (1730). Распространенным гражданским зданием ста­новятся полковые канцелярии. Один из лучших памятников украинского ба­рокко — некогда семикупольный Преображенский собор в Мгаре (1684-1692, перестройка 1754), связанный с гетманом Мазепой. Специфичность украинс­кого архитектурного барокко также прекрасно воплощают церкви в Василь-кове, Великих Сорочинцах, Воронеже, Глухове, Густыне, Козельце, Новго-род-Северском, Полтаве, Сумах и других городах, построенные в XVIII в. Такой расцвет храмового строительства объясняется резко улучшившимися условиями деятельности православной церкви после присоединения украин­ских земель к России в результате разделов Речи Посполитой.

Католические костелы, появившиеся на Западной Украине, как и в Лит­ве (Вильно), в сущности, относятся к памятникам польской архитектуры. Среди них выделяются пышной монументальностью бернардинский, иезуит­ский и доминиканский костелы Львова. Их декор и скульптуры типичны для польского барокко. В скульптуре продолжает сохраняться тип «сарматско­го» надгробия. Особый интерес представляет творчество Мастера Пинзеля, работавшего на Западной Украине в середине XVIII в. Из-за скудности ис­точников мы почти ничего не знаем о нем, хотя, судя по искусствоведческому анализу, он был выдающимся мастером гипердинамического барокко, при­надлежавшим, очевидно, к чешской школе пластики. Его продолжателем стал Франциск Оленский — один из наиболее оригинальных скульпторов Львовс­кой школы позднего барокко. Оба мастера работали также в Бучаче, ратуша которого (1751, архитектор Б. Меретин) относится к лучшим зданиям этого рода во всей Речи Посполитой.

Особый тип представляют собой деревянные храмы, распространенные в основном в Карпатском регионе. Естественный материал — дерево делает их почти органической частью природы, они необыкновенно естественны в ландшафтной среде, что усугубляется их местоположением на сельской ок­раине. Существует несколько видов деревянных храмов (бойковский, лемков-ский), особенности которых обусловлены этнической принадлежностью их строителей и прихожан, но в целом есть общие конструктивные особеннос­ти, характерные для этого типа построек, относящихся по сути и формам к народной архитектуре. К ним относятся башнеобразные срубные объемы, группирующиеся в длину по 3, реже по 5 или 7 при крестообразном плане, верхи делаются с четырьмя и более заломами, их конструкция — верх инже­нерного мастерства. Заломы в перекрытии срубов позволяют раскрыть вверх внутреннее пространство, оттого небольшие по площади интерьеры обрета­ют объемность, монументальность и чисто барочную открытость в высший мир. Храмы не имеют четко обозначенных фасадов, они рассчитаны на все­стороннее обозрение. Внизу вокруг храма идет галерея, укрывавшая от непо­годы как основание сруба, так и пришедших издалека людей. Снаружи хра­мы покрывались гонтом, внутри богато декорировались. На Слободской Украине также существовала школа народного храмового зодчества. Ее ше­девр — грандиозный Троицкий собор в Новомосковске (1772, мастер Я. По-гребняк) — в плане крестообразный, состоящий из 9 высоких срубов каждый с 3 заломами, достигающий 35 м в высоту, его верх напоминает пирамидаль­ную композицию.

В декоре православных храмов ведущее место принадлежит резным де­ревянным иконостасам, которые под руками украинских резчиков достига­ют особой декоративности, сочности деталей, пышности общего решения. Их орнамент из цветов, растений, фруктов, ягод представляет мир раститель­ности перед лицом Бога и одновременно создает образ Рая на подступах к алтарному святилищу. Украинские иконостасы негромоздки, их масштабы соотнесены с человеческой фигурой, что приближает к прихожанину сами иконы, помещенные в иконостас, т.е. сокращает дистанцию между челове­ком и Богом. Как примеры можно привести церкви Святого Духа в Рогатине и Пятницкую церковь во Львове.

Церковная живопись Украины в XVII в. не отразила конфессиональных различий между православными и униатами, ее художественное пространство остается единым. Оно испытывает в XVII в. огромное влияние западной жи­вописи: появляется пейзажный фон, некое подобие перспективы, объемной моделировки лиц и одежд. Иконографические образцы трактуются очень сво­бодно, часто не канонично. И в этом, и в самой живописной манере, в особен­ности в провинции, мы видим решающее влияние стереотипов народной куль­туры. Такие иконописные «примитивы» обладают особым очарованием, наи­вной религиозностью, что делает украинское, а также белорусское «народное барокко» высокохудожественным явлением. Но кроме «иконного примити­ва» существовали профессиональные художники, которые повернули право­славную иконопись, вслед за «псевдоморфозой» всей церкви, на европейский путь. К лучшим из них относятся мастера львовской школы Федор Сенько-вич (ум. 1631) с его повышенным вниманием к бытовым деталям и вырази­тельности лиц, Микола Петрахнович-Мороховский (ум. после 1666) — вели­колепный рассказчик, Матвей Доморадский (вторая половина XVII в.) — создатель человеческих образов, полных глубокой внутренней значительнос­ти, более динамичный и изящный Иван Руткович (вторая половина XVII в.). Интересны многофигурные иконные композиции XVII-XVIII вв., где в толпе предстоящих четко обозначены этнические и социальные типажи, иногда вплоть до портретности, заставляющей соотносить лицо с конкретным исто­рическим деятелем (Б.Хмельницкий, П.Могила). Святым также придается почти портретная индивидуальность. В иконографии Богородицы Ф.Сень-ковичем создается вариант иконы Ченстоховской Божией Матери — обще­христианской святыни, становящейся неотъемлемой частью каждого церков­ного интерьера. Возникает собственно украинский сюжет — «Св. Василий, крестящий русскую землю», где представлен киевский князь Владимир (в кре­щении Василий), обращающий в христианство целые толпы людей. На За­падной Украине широкое распространение получает тема «Страшного суда»: на иконах большого формата детально изображены падение и мучения греш­ников и сонмы праведников. Эсхатологичность и назидательность сложных композиций очевидна, она рассчитана на долгое изучение зрителями, являя собой вид «трактата в картинках».

Иногда в церквях, в частности, деревянных, присутствуют росписи. Если в киевских храмах господствует торжественно-театральное барокко с его «мно­гословием» и усложненностью композиции при общем наивном подходе к решению сюжета, то в глубинке мы видим более органическое проявление наива с его любовью к рассказу, с простонародностью лиц и фигур святых, с пышным цветочным орнаментом (росписи в церквях св. Юра и Воздвижения Креста в Дрогобыче, 1650-е, 1613, Св. Духа в Потелыче 1620-1640-е).

На украинскую портретную живопись решающее воздействие оказал польский «сарматский» портрет, названный на Руси «парсунным письмом». Портреты заказывала казацкая старшина, затем чиновничество и мелкие шляхтичи. Часто портретные изображения помещались в иконную компози­цию «Покров Богородицы», что связывало церковное и светское искусство. Особый тип портретов-эпитафий и портретов-вотивов появился у украинс­кого населения Львовщины во второй половине XVII в. («Эпитафия Феди Стефаник», 1668, «Вотивный портрет-икона Стефана Комарницкого», 1697), где изображенные представлены в молитвенных позах, есть надписи о пред­ставленных людях, даже герб. В Киеве и на Левобережной Украине в XVIII в. расцветает собственно портретный жанр, «казацкая парсуна», где элементы экзотики в одежде, влияние «сарматского» и западноевропейского парадно­го портрета, народной картинки дают разнообразнейшую галерею предста­вителей украинского общества. Художники стремятся к характерности, вы­разительности, индивидуализации лиц, к психологическим характеристикам, что придает самобытность украинскому портрету по сравнению с польским и подготавливает почву для появления таких «столичных» мастеров портре­та, как родившиеся на Украине Д.Г. Левицкий и В.Л. Боровиковский.

Типография Киево-Печерской лавры издавала книги религиозного содер­жания с гравюрами, которые расходились по всему славяно-православному миру вплоть до Болгарии, оказывая решающее воздействие на стиль местной печатной графики. Для стиля гравюр мастеров Лавры характерны пейзаж­ные фоны, умеренное использование барочных складок и облачков, внима­ние сосредоточивается на смысловом содержании сцены. Моделировка фи­гур близка к объемной, но общее несколько плоскостное решение композиции сохраняется.

В XVIII в. на украинские земли двумя грандиозными сооружениями втор­гается западноевропейское барокко: в Киеве Б.Растрелли строит Андреевскую церковь (1747-1753), а в Почаевской лавре И.Гофман возводит сложнейшее в плане здание Троицкого собора (1771-1783). Оба сооружения, при всей своей индивидуальности, привнесли новую струю динамического барокко, очень хорошо вписавшуюся в общую картину, весьма пеструю, украинского барокко, где явно заметен перевес Западной Украины.

В музыкальную культуру также проникают западные влияния. Их глав­ным воплощением стали партесные концерты для хора на церковные тексты. Партесное пение, аналог западной полифонии, приобретает барочные черты в творчестве Н.П. Дилецкого (ок. 1630 - ок. 1680) — композитора, теоретика и педагога. Его «Грамматика мусикийская» излагала основы сочинения партесной музыки, используя теорию аффектов, и стала главным музыкаль­ным руководством на многие десятилетия (издана на польском, церковно­славянском, русском языках). Влияние Дилецкого, последние годы жизни работавшего в Москве, на русскую музыку выразилось в усвоении ею нового стиля, означавшего переход от православного знаменного распева, по сути монодического, к полифонии европейского типа. На этой основе сформиро­валась московская композиторская школа многоголосного церковного пе­ния. Выпускники Киево-Могилянской академии пестовали жанр канта, свя­занный с силлабической поэзией на религиозные, затем и светские темы. Эта несложная полифоническая форма подчеркнуто мелодична, в основе мелоса - народная песенность и псалмы — бытовая духовная песня в трехголосном изложении. В 1738 г. в Глухове возникла певческая школа, прославленная своими воспитанниками М. Березовским, Д. Бортнянским, А. Веделем.

Профессиональная светская музыка, существовавшая в поместьях и го­родах, еще не получила сколько-нибудь значительного развития. Наоборот, сродная музыка представляет собой целую систему жанров, бытовавших во зсех слоях общества. Древнейший славянский мелос отражают инструмен­тальные наигрыши-попевки — коломыйки. Именно в эпоху барокко склады­ваются и достигают апогея украинские казацкие думы — монодическое пе­ние на фольклорно-поэтический текст, посвященный исторической и экзистенциальной проблематике. В них сильны эпические, героические ин­тонации. Затем исполнение дум, как и духовных стихов, переходит к слепым эевцам, аккомпанирующим себе на колесной лире или кобзе — кобзарям и лирникам. Складывается традиция большой задушевно-унылой песни, где списываемые в миноре события как бы эпически дистанцируются от слуша­теля. Возникают специфические школы народно-профессионального испол-зггельства. В образованной среде распространена песня-романс, глубокое зву­чание которому придал Г.С. Сковорода — знаменитый философ, а также один яз первых авторов-исполнителей в этом жанре. Трехголосие новой церков­ной музыки повлияло и на народную: сложился ансамбль народных инст­рументов — т.н. троиста музыка (два мелодических инструмента и бас). Украинские песни также испытали влияние барочных интонаций. В целом можно утверждать, что в украинской народной музыке, во всем богатстве ее жанров сохраняются барочные элементы, как и в народном изобразительном искусстве.

В сфере театра существовали две основные формы. Народный кукольный зертеп, дававший представления на рождественскую тему, был очень попу­лярен в народе, его развитие поощрялось Киево-Могилянской академией. Он являлся тем элементом народной культуры, которая, приобретая профессио­нальные формы, связывала народное и сакральное в единый комплекс форм и представлений. Школьный театр, как и везде, базировался при образова­тельных учреждениях. Его формы были определены польским школьным те­атром, тексты же писались на «русском» языке. Украинский школьный театр — место пересечения культурных границ, в нем сильны обрядовые реминис­ценции, связь светского и сакрального. Последнее четко выразил знамени­тый автор «Рождественских виршей» Памва Берында, сказав, что пьесы со­здаются «для утехи православным христианам», т.е. театр соединяет рекреационную, духовную и дидактическую функции культуры, что, как от­мечает Л.А. Софронова, можно считать поворотом в культуре.

В целом художественная культура Украины эпохи барокко двигалась в ином направлении, чем религиозно-церковная культура. Если вторая разры­вала своей межконфессиональной борьбой существовавшее ранее культурное единство украинцев на основе древнерусского наследия, то первая создавала его на новой стилистической основе, модернизировала и придавала ему са­мобытное лицо. Культурный диалог разных компонентов дал в дезинтегри­рованном украинском обществе значительные плоды, сделав период XVII-XVIII вв. эпохой обретения своей идентичности.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине История культуры и искусств Украины

ГОУ ВПО БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... КАФЕДРА УКРАИНОВЕДЕНИЯ... УЧЕБНО ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Архитектура и искусство Украины второй половины XVII – XVIII веков.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Цели и задачи изучения темы
­Ознакомить студентов с предметом истории культуры Украины, ее научно-методологической базой, методикой и порядком ее изучения, структурой построения учебного курса. Изучить преемственност

Понятие культуры. Виды и функции.
Понятие «культура» относится к числу фундаментальных в современном обществознании. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков. Объясняется это, прежде всего те

Типология культур.
Критериев, или оснований для типологии культур может быть много. В культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры. В качестве одного из вар

Численность и географическое размещение украинцев.
По численности населения Украина примерно равна населению Франции и насчитывает около 50 млн. человек. на начало 2001 года в государстве насчитывалось 49.3 млн. жителей, это на 2.9 млн. меньше чем

Мифологические истоки народной художественной культуры
  В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исто­рические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией. Миф - это древ

Цели и задачи изучения темы
Изучить древнейшие времена на территориях современной Украины, феномен трипольской культуры, характер жизни людей первобытного общества их мировосприятие, мифология и различные верования, культ при

Древние люди и государства на территории Украины.
Первые следы человеческого обитания на территории современной Украины появились примерно 150 тыс. лет тому назад. У первого человека, пришедшего на берега Черного моря с Кавказа или, быть может, с

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть собенности жизни и духовные ориентиры Киевской Руси, центры духовной жизни, специфика культурных процессов, духовная жизнь и художественные процессы Галицко-Волынского княжества.

Особенности художественной жизни Киевской Руси.
Основной особенностью художественной культуры той эпохи была её тесная связь со всеми видами повседневной деятельности. Вся жизнь строилась по законам красоты и на основе прекрасного. Каждый челове

Дискуссии по истории зарождения письменности на Руси.
Происхождение письменности на Руси, время её возникновения, её характер - одна из самых дискуссионных проблем русской истории. Долгое время господствующей была традиционная точка зрения, согласно к

Развитие письменности в Киевской Руси.
Православие открыло человеку Древней Руси самые разнообразные возможности и способы интеллектуального самовыражения - оно принесло на Русь письменность, литературу. Святые Кирилл и Мефодий, пропове

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ
В жизни людей Древней Руси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу, с ней ходили в поход, она была состав­ной частью праздников, входила в обряды. Плясками и инстру

Архитектура, изобразительное и прикладное исскуство Киевской Руси
В Киевском государстве сформировалась и достигла высокого уровня своеобразная и неповторимая культура. Она пред­ставлена многими тысячами фольклорных, письменных и материальных па­мятников, часть к

Культура руси периода феодальной раздробленности. Культуга Галицко-Волынского княжества.
Развитие культуры происходило в сложных условиях раздробленности рус­ских земель. Однако, несмотря на постоянные междоусобицы и угрозы со стороны соседних государств и племен, в древнерусской культ

Цели и задачи изучения темы
Изучить проблемы, связанные с особенностями духовных процессов, происходивших в Украинских землях в XIV и первой половине XVII ст. человек его мировоззрение, идеалы. Рассмотреть характерис

Культура на Украине в XVI- первой половине XVII века. Исторические условия развития культуры.
Развитие Украины в Составе Речи Посполитой обусловливало развитие украинской культуры в условиях национального, феодального и религиозного гнета, принижения украинской культуры, языка, обыч

Быт и обычай украинского народа
  Жилье — у феодалов — каменные и кирпичные постройки в виде замков с баснями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — дере­вянные жилища двух типов: срубный (четырехугольный сруб с

Православная культура Украины в первой половине XVII в. (образование, центры просвещения и книгопечатания )
Специально устроенных приходских школ в православной среде почти не существовало. Это было связано с близостью церковнославянского языка разговорному, что делало язык высокой культуры, в отличие от

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть казацкое государство, как воплощение мечтаний украинского народа о свободе и независимости; особенности его духовной жизни, идеалов. Изучить характер культурных процессов, цент

Греко-католическая (униатская) культура Украины во второй половине XVII века и трансформация ее культуры в XVIII веке.
Во второй половине XVII века важнейшим вопросом в самосознании и идейно-культурной программе сторонников Брестской унии было соотношение конфессионального и этнического. В униатской церкви

Православная культура украинских земель во второй половине XVII-XVIII вв.
В присоединенной к России части Украины сложились совершенно иные условия для развития культуры. С одной стороны, сама украинская культура в новом контексте переживала быстрый подъем, а с другой —

Культура Украины в эпоху Просвещения.
В эпоху Просвещения украинская культура в большой мере еще остава­лась под влиянием барокко как типа культуры в его западном и православ­ном вариантах. Идеи жившего в это время Г.С. Сковороды вряд

Цели и задачи изучения темы
Изучить духовную культуру Слободской Украины – органичной составной части украинской духовной культуры. Проанализировать художественные центры, деятелей культуры Слобожанщины, их творчески

Образование и наука
Становление образования в Слободской Украине тесно связано с миграционными процессами, которые проходили со второй половины XVII ст. на этой территории. Переселенцы, которые были в основном выходца

Развитие духовной жизни на Слобожанщине
На территории Слободской Украины еще с начала ее заселения имела место попытка создания литературных, музыкальных и театральных коллективов. В 60-х годах XVIII ст. известный архитектор Слобожанщины

Архитектура и строительство на Слободской Украине.
Архитектура городов и сел Слобожанщины имеет много общего с архитектурой всей Левобережной Украины, а также Поднепровья. Вместе с тем она имеет свои особенности, свои специфические черты, связанные

Искусство Слобожанщины
Параллельно с формированием этнического типа слобожанина создавалось и искусство Слободской Украины со своими специфическими региональными особенностями. Во многом оно представляло собой новый орга

Праздники, обряды и обычаи на Слобожанщине (XVIII-XX ст.)
Среди многих важных проблем истории Украины значительное место занимает духовная культура украинского народа, в т.ч. и Слобожанщины, которая в XVII ст. стала новозаселенной территорией, которая вхо

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть духовные потребности человека. Изучить идею возрождения национальной культуры. Сущность художественных идеалов. Социальную направленность искусства. Творца, как выразителя наци

Православная и греко-католическая церковь и их влияние на развитие культуры Украины в XIX веке.
Базовым институтом культуры в XIX в. в российской части Украины ос­тавалась церковь, рядом с которой во второй половине века появились свет­ская школа, пресса, интеллигентские просветительские движ

Формирование и развитие национально-культурного самосознания в украинских землях.
В первой трети XIX в. главными очагами «высокой культуры» были Харь­ков в российской части Украины и Львов — в ее западной части. Харьков приобрел особое значение для украинской культуры, поскольку

Школа, грамотность и национально-культурное движение в Галиции.
Единственным оплотом высокой украинской культуры в Галиции вплоть до середины XIX в. оставалась греко-католическая церковь. После ее включе­ния в состав Австрийской империи в результате политики ве

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В 60—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА.
Начиная с 1860 годов, радикально настроенную молодежь империи обычно называют народниками. Совмещая в себе радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями социализма, народники выступали к

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть вопрос судьбы украинской культуры в ХХ веке. Изучить духовное состояние украинской нации. Человека в контексте исторических событий. Особенности развития украинской культуры, е

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА УКРАИНЕ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В истории Украины, ее народа этот период характеризуется подъе­мом либерального, национального и демократического движения. В начале XX в. происходит рост политической активности либераль­

Украинская культура конца XIX - начала XX ст. (литературная жизнь).
  Конец XIX и начало XX ст. ознаменовались необычайным ростом промышленности на Украине. В сельском хозяйстве шла усиленная дифференциация, концентрация земель в руках кулачества, пов

НАУКА И О Б Р А 3 О В А НИЕ
В связи с возрастанием потребности г. грамотных людях и специа­листах увеличивается число учебных заведений и учащихся, студентов, обучающихся в них. В 1914—1915 гг. на Украине насчитывается 26 тыс

Художественные процессы в Украине в 30-е – 50-е годы.
    Украинская советская литература. Советская У. л. развивалась в обстановке напряженной классовой борьбы. В результате гражданской войны на Украине, р

Культура Украины в 1940-1950-х годах
  В тяжелейшей обстановке второй мировой войны, конечный результат которой невозможно было предугадать, Сталин и его украинские ставленники не могли не считаться с основными новыми жи

ВХОЖДЕНИЕ КРЫМА В СОСТАВ УКРАИНЫ
В феврале 1954 г. Верховный Совет СССР, исходя из исторических и культурных связей, этнического, территориального единства Украины и Крыма, своим указом включил Крымскую область в состав УССР. При

НАУКА И КУЛЬТУРА УКРАИНЫ (80—90-е гг.)
В последние десятилетия украинская культура находилась в кри­тическом состоянии вследствие ее идеологизации, сужения сферы испо­льзования украинского языка, снижения качества образования.

Цели и задачи изучения темы
Ознакомить с местом и ролью города Харькова в истории украинской культуры. Рассмотреть Харьков, как один из культурных центров Слободской Украины. Духовную жизнь Харькова, ее значение для

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ГОРОДА ХАРЬКОВА И ХАРЬКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ.
  Первые документальные сведения о возникновении Харькова относятся к середине XVII века. На большой территории, названной Слободской Украиной, один за другим возникали укрепленные пу

Развитие изобразительного искусства в городе Харькове.
  Академиком И.Саблуковым были основаны при городском Коллегиуме «прибавочные» художественные классы. Они имели огромное значение для развития художественной культуры на Слобожанщине,

Лекция 9.3. ЖИЗНЬ И БЫТ ГОРОДА XVII – XX веков.
Первая харьковская крепость была построена по чертежу, данному чугуевским воеводой Григорием Спешневым в 1655 г. Это был частокол из заостренных бревен, обнесенный рвом и валом протяженностью 11

ХАРЬКОВ ТЕАТРАЛЬНЫЙ.
Харьков - один из старейших театральных городов Украины. В сентябре 1780 года па торжествах, посвященных открытию наместничества, состоялось первое театральное представление. Постоянно действующий

Литературная жизнь Харькова.
Харьков литературный - это особая статья. Если говорить об именах известных, то одни здесь только начинали, другие делали вынужденную посадку, третьи, подобно Ивану Алексеевичу Бунину, привязывалис

Цели и задачи изучения темы
Рассмотреть украинскую культуру в контексте мировой культуры. Изучить генезис мировой и украинской культуры: общее и особенности. Связи украинской художественной культуры с художественными

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Происходящая реформа образования вызвана глубокими социаль­ными, политическими и экономическими изменениями в современном обществе Украины. Назрела необходимость повышения профессиональ­ной подгото

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги